Автор: Лукьянова Ольга Павловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 9
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский рай
Наименование материала: Урок музыки. 5 класс. ФГОС.
Тема: " СКРИПКА. ПОРТРЕТ В МУЗЫКЕ"
Раздел: среднее образование
Класс 5
ТЕМА: «Звуки скрипки так дивно звучали…»
Цель
урока: Расширение
представлений
учащихся
о
выразительных
возможностях
скрипки,
её
создателях
и
исполнительском
мастерстве
скрипачей.
Задачи:
1.
Продолжать учить учащихся активному слушанию музыки, её анализу;
2.
Развивать
умение
находить
проблемную
ситуацию,
планировать
и
анализировать собственную деятельность для её решения;
3.
Развивать творческое воображение, образное, логическое мышление.
4.
Формировать чувство уважения к музыке как к искусству; навыки
совместной деятельности в дуэте, квартете, в классе.
5.
Формировать внутреннюю мотивацию к обучению.
Планируемые результаты:
Предметные– знание основных закономерностей музыкального искусства
(каприс, интерпретация, портрет);
формирование основ музыкальной культуры;
умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и
современной
песне;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Метапредметные- овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в
разных видах и формах;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия и исполнения музыки;
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов;
взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Личностные -формирование основ уважительного отношения к искусству;
формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости.
Оборудование: ноутбук и проектор.
Учебно-методический комплекс: презентация, аудио и видео фрагменты к теме
1
Ход урока:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАКРЫТА
Организационный момент
Настраивание учащихся на деятельность.
Приветствие учащихся: «Здравствуйте, ребята!»
Улыбнитесь друг другу и мне! Настроимся на хорошее настроение и работу.
Присаживайтесь.
Мы начнём наш урок с музыкального фрагмента.
( Звучит музыка )
Мотивационно-целевое полагание: Определение темы урока
Звучание какого инструмента вы сейчас услышали?
Слайд 1
Давайте вместе прочтём строки А. Толстого.
Какая из них могла бы стать темой нашего сегодняшнего урока?
Актуализация темы
Звуки скрипки так дивно звучали
Предположите, о чём сегодня мы будем говорить?
Актуализация темы
О музыкальном инструменте_ скрипка.
Я предлагаю вам ребята создать небольшую таблицу из двух колонок:
«До» – запишем туда ваши всё, что нам уже известно, а вторую колонку «ПОСЛЕ»
мы будем записывать ЧТО?
Учащиеся: новые слова или имена, которые узнаем на уроке
Слайд 2
Мы слышали скрипку сегодня впервые или уже знакомы с этим инструментом?
Мы даже знаем, что скрипка принадлежит к какой-то группе инструментов?
Запишите к какой.
(струнно – смычковые)
2
А может ли музыкальный инструмент звучать сам по себе?
Слайд 3
Музыкант, Исполнитель. (скрипач). В колонку «ДО». Как вы думаете,
возможно ли на одном уроке узнать обо всех исполнителях игравших на
скрипке и играющих сегодня? НЕТ
Тогда может быть мы узнаем об исполнителе, в руках которого звуки скрипки
ДИВНО ЗВУЧАЛИ?
Если я предложу сыграть на скрипке Роме, Карине, Насте –это будут очень
красивые звуки? А что не так?
Верно, нужны какие то особые условия, чтобы инструмент зазвучал.
Слайд 4
Итак, если мы говорим о скрипке, то сегодня наша цель: продолжить
знакомство с музыкальным инструментом и исполнителем
Не сразу музыкальный инструмент стал популярен так, как сегодня. Но
история его начинается ещё в 15 веке. Давайте кратко познакомимся с ней.
Откроем учебник на странице 114. Прочитайте первый абзац.
В каком веке появилась скрипка? (15)
В каких странах она считается народным инструментом и сегодня? (Болгария,
Польша, Венгрия, Румыния)
Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка
кажется, что она что-то рассказывает.
В этом учебном году мы с вами часто говорим
о взаимосвязи различных видов искусства: музыки, литературы, живописи.
о том как как с их помощью создать образ того или иного героя.
СЛАЙД 5
Давайте обратимся к литературе и познакомимся с фрагментом рассказа К.
Паустовского «Струна». Почитаем текст по цепочке, в слух
О чем этот рассказ? О ЧЁМ!!!
Какое время истории России описывает Паустовский?
- С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в
данной ситуации?
3
СЛАЙД 6 ПОРТРЕТ
НЕ ЗАБЫВАЕМ О ТАБЛИЦЕ В ТЕТРАДИ
Имя итальянского скрипача – виртуоза, композитора овеяно многими
легендами, его ненавидели и обожали, называли дьяволом и богом. История с
одной струной действительно была в его биографии. В надежде, что
опозорят музыканта перед публикой, его враги подпилили три струны на его
скрипке и он сделал невозможное –доиграл на одной.
Давайте посмотри фрагмент фильма о великом скрипаче. И послушаем его
произведение.
ВИДЕО1
Кто такой Никколо Паганини? Скрипач, Великий мастер - ВИРТУОЗ
Слайд 7 ТАБЛИЦА
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ!!! Виртуоз (ит. virtuoso - букв. музыкант-исполнитель,
в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с
блеском преодолевающий любые технические трудности
Таинственность образу Паганини добавляла и его внешность – вот как
описывают его современники: «мертвенно-бледное, как будто вылепленное
из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и самое
главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой – то невероятной длинны, как
будто вдвое длиннее, чем у обычных людей».
Он Сочинял музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Так на
скрипке до него не играл никто, а после него – лишь самые талантливые.
Фрагмент произведения , которое мы услышали называется Каприс
Вы, капризничаете, иногда?
Вы готовитесь к своему капризу заранее?
Можете ли сдержать свои эмоции при капризе?
Во время каприза эмоции контролировать ОЧЕНЬ тяжело
СЛАЙД 8 ТАБЛИЦА
Беседа знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной
формой каприс и интерпретация.
4
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ!!! Каприс
(caprice) – виртуозное музыкальное
произведение, отличающееся живостью и неожиданными оборотами.
Сейчас внимательно слушаем «Каприс № 24» Николо Паганини и после
прослушивания, постарайтесь ответить на вопросы:
МУЗЫКА 2
1. Что вы услышали в музыке?
2.В этом произведении один образ или много?
Слайд 9
3. какие средства музыкальной выразительности вам помогли это понять?
( мелодия менялась, потому, что менялся ритм, лад, темп)
Очень хорошо, молодцы! Если есть эмоции, значит, должен быть и главный
герой этого музыкального рассказа?
Слайд 10
Посмотрите на портреты самого композитора. Художники и скульптор,
увидели композитора по-своему.
Какой из них больше всего, по вашему подходит к музыке?
Мы сказали , что виртуоз Паганини был скрипачом. Как вы думаете, а можно
быть виртуозом –пианистом, –баянистом - саксофонистом? Конечно! Главное
быт не только талантливым, но и бесконечно усердным и терпеливым.
Но иногда, чтобы слушателям или исполнителю, который играет на другом
музыкальном инструменте было легче или привычней, музыка звучит в другой
интерпретации
Слайд 11
ЧИТАЕМ!!! Интерпретация (лат. interpretatio — переложение, истолкование)
—художественное истолкование музыкантом-исполнителем (певцом,
инструменталистом, дирижёром ) музыкального произведения в процессе его
исполнения.
то есть я или мы исполняем так, как мы это чувствуем, понимаем Главное
сохранить смысл произведения.
СНОВА В ТАБЛИЦу
Послушайте, и посмотрите,
как в 21 веке звучит сложнейшее произведение.
Тот самый каприз.
5
ВИДЕО
Какой вариант вам понравился больше скрипка или гитара?
Спасибо. У каждого своё мнение.
Давайте вернёмся к нашей таблице «до» и «после».
После – это то, что вы сегодня записали на уроке в таблицу.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
СЛАЙД 12
(виртуоз, каприс, Паганини, интерпретация).
РЕФЛЕКСИЯ:
У вас на столе лежит небольшая анкета. Отвечая на вопрос, просто подчеркните
нужное и оставьте на своей парте.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Всем спасибо за урок. Особое спасибо________________
Слайд 13
6