Напоминание

" СКРИПКА. ПОРТРЕТ В МУЗЫКЕ"


Автор: Лукьянова Ольга Павловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 9
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский рай
Наименование материала: Урок музыки. 5 класс. ФГОС.
Тема: " СКРИПКА. ПОРТРЕТ В МУЗЫКЕ"
Раздел: среднее образование





Назад




Класс 5

ТЕМА: «Звуки скрипки так дивно звучали…»

Цель

урока: Расширение

представлений

учащихся

о

выразительных

возможностях

скрипки,

её

создателях

и

исполнительском

мастерстве

скрипачей.

Задачи:

1.

Продолжать учить учащихся активному слушанию музыки, её анализу;

2.

Развивать

умение

находить

проблемную

ситуацию,

планировать

и

анализировать собственную деятельность для её решения;

3.

Развивать творческое воображение, образное, логическое мышление.

4.

Формировать чувство уважения к музыке как к искусству; навыки

совместной деятельности в дуэте, квартете, в классе.

5.

Формировать внутреннюю мотивацию к обучению.

Планируемые результаты:

Предметные– знание основных закономерностей музыкального искусства

(каприс, интерпретация, портрет);

формирование основ музыкальной культуры;

умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и

современной

песне;

развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Метапредметные- овладение способностью принимать и сохранять цели и

задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в

разных видах и формах;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в

процессе восприятия и исполнения музыки;

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания

содержания музыкальных образов;

взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Личностные -формирование основ уважительного отношения к искусству;

формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости.

Оборудование: ноутбук и проектор.

Учебно-методический комплекс: презентация, аудио и видео фрагменты к теме

1

Ход урока:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАКРЫТА

Организационный момент

Настраивание учащихся на деятельность.

Приветствие учащихся: «Здравствуйте, ребята!»

Улыбнитесь друг другу и мне! Настроимся на хорошее настроение и работу.

Присаживайтесь.

Мы начнём наш урок с музыкального фрагмента.

( Звучит музыка )

Мотивационно-целевое полагание: Определение темы урока

Звучание какого инструмента вы сейчас услышали?

Слайд 1

Давайте вместе прочтём строки А. Толстого.

Какая из них могла бы стать темой нашего сегодняшнего урока?

Актуализация темы

Звуки скрипки так дивно звучали

Предположите, о чём сегодня мы будем говорить?

Актуализация темы

О музыкальном инструменте_ скрипка.

Я предлагаю вам ребята создать небольшую таблицу из двух колонок:

«До» – запишем туда ваши всё, что нам уже известно, а вторую колонку «ПОСЛЕ»

мы будем записывать ЧТО?

Учащиеся: новые слова или имена, которые узнаем на уроке

Слайд 2

Мы слышали скрипку сегодня впервые или уже знакомы с этим инструментом?

Мы даже знаем, что скрипка принадлежит к какой-то группе инструментов?

Запишите к какой.

(струнно – смычковые)

2

А может ли музыкальный инструмент звучать сам по себе?

Слайд 3

Музыкант, Исполнитель. (скрипач). В колонку «ДО». Как вы думаете,

возможно ли на одном уроке узнать обо всех исполнителях игравших на

скрипке и играющих сегодня? НЕТ

Тогда может быть мы узнаем об исполнителе, в руках которого звуки скрипки

ДИВНО ЗВУЧАЛИ?

Если я предложу сыграть на скрипке Роме, Карине, Насте –это будут очень

красивые звуки? А что не так?

Верно, нужны какие то особые условия, чтобы инструмент зазвучал.

Слайд 4

Итак, если мы говорим о скрипке, то сегодня наша цель: продолжить

знакомство с музыкальным инструментом и исполнителем

Не сразу музыкальный инструмент стал популярен так, как сегодня. Но

история его начинается ещё в 15 веке. Давайте кратко познакомимся с ней.

Откроем учебник на странице 114. Прочитайте первый абзац.

В каком веке появилась скрипка? (15)

В каких странах она считается народным инструментом и сегодня? (Болгария,

Польша, Венгрия, Румыния)

Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка

кажется, что она что-то рассказывает.

В этом учебном году мы с вами часто говорим

о взаимосвязи различных видов искусства: музыки, литературы, живописи.

о том как как с их помощью создать образ того или иного героя.

СЛАЙД 5

Давайте обратимся к литературе и познакомимся с фрагментом рассказа К.

Паустовского «Струна». Почитаем текст по цепочке, в слух

О чем этот рассказ? О ЧЁМ!!!

Какое время истории России описывает Паустовский?

- С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в

данной ситуации?

3

СЛАЙД 6 ПОРТРЕТ

НЕ ЗАБЫВАЕМ О ТАБЛИЦЕ В ТЕТРАДИ

Имя итальянского скрипача – виртуоза, композитора овеяно многими

легендами, его ненавидели и обожали, называли дьяволом и богом. История с

одной струной действительно была в его биографии. В надежде, что

опозорят музыканта перед публикой, его враги подпилили три струны на его

скрипке и он сделал невозможное –доиграл на одной.

Давайте посмотри фрагмент фильма о великом скрипаче. И послушаем его

произведение.

ВИДЕО1

Кто такой Никколо Паганини? Скрипач, Великий мастер - ВИРТУОЗ

Слайд 7 ТАБЛИЦА

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ!!! Виртуоз (ит. virtuoso - букв. музыкант-исполнитель,

в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с

блеском преодолевающий любые технические трудности

Таинственность образу Паганини добавляла и его внешность – вот как

описывают его современники: «мертвенно-бледное, как будто вылепленное

из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и самое

главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой – то невероятной длинны, как

будто вдвое длиннее, чем у обычных людей».

Он Сочинял музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. Так на

скрипке до него не играл никто, а после него – лишь самые талантливые.

Фрагмент произведения , которое мы услышали называется Каприс

Вы, капризничаете, иногда?

Вы готовитесь к своему капризу заранее?

Можете ли сдержать свои эмоции при капризе?

Во время каприза эмоции контролировать ОЧЕНЬ тяжело

СЛАЙД 8 ТАБЛИЦА

Беседа знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной

формой каприс и интерпретация.

4

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ!!! Каприс

(caprice) – виртуозное музыкальное

произведение, отличающееся живостью и неожиданными оборотами.

Сейчас внимательно слушаем «Каприс № 24» Николо Паганини и после

прослушивания, постарайтесь ответить на вопросы:

МУЗЫКА 2

1. Что вы услышали в музыке?

2.В этом произведении один образ или много?

Слайд 9

3. какие средства музыкальной выразительности вам помогли это понять?

( мелодия менялась, потому, что менялся ритм, лад, темп)

Очень хорошо, молодцы! Если есть эмоции, значит, должен быть и главный

герой этого музыкального рассказа?

Слайд 10

Посмотрите на портреты самого композитора. Художники и скульптор,

увидели композитора по-своему.

Какой из них больше всего, по вашему подходит к музыке?

Мы сказали , что виртуоз Паганини был скрипачом. Как вы думаете, а можно

быть виртуозом –пианистом, –баянистом - саксофонистом? Конечно! Главное

быт не только талантливым, но и бесконечно усердным и терпеливым.

Но иногда, чтобы слушателям или исполнителю, который играет на другом

музыкальном инструменте было легче или привычней, музыка звучит в другой

интерпретации

Слайд 11

ЧИТАЕМ!!! Интерпретация (лат. interpretatio — переложение, истолкование)

—художественное истолкование музыкантом-исполнителем (певцом,

инструменталистом, дирижёром ) музыкального произведения в процессе его

исполнения.

то есть я или мы исполняем так, как мы это чувствуем, понимаем Главное

сохранить смысл произведения.

СНОВА В ТАБЛИЦу

Послушайте, и посмотрите,

как в 21 веке звучит сложнейшее произведение.

Тот самый каприз.

5

ВИДЕО

Какой вариант вам понравился больше скрипка или гитара?

Спасибо. У каждого своё мнение.

Давайте вернёмся к нашей таблице «до» и «после».

После – это то, что вы сегодня записали на уроке в таблицу.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

СЛАЙД 12

(виртуоз, каприс, Паганини, интерпретация).

РЕФЛЕКСИЯ:

У вас на столе лежит небольшая анкета. Отвечая на вопрос, просто подчеркните

нужное и оставьте на своей парте.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Всем спасибо за урок. Особое спасибо________________

Слайд 13

6



В раздел образования