Автор: Давлетшина Алсу Мансуровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Использование ИКТ на уроках в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.
Тема: Жизнь пресного водоема
Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.
Задачи
обучающие:
ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;
развивающие:
развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательные:
учить детей понимать красоту пресного водоема;
воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
Формируемые УУД:
Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;
Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать
свои достижения;
Личностные – приобретать новые знания, умения
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
I. Орг. момент
( 1 мин.)
Вправо влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Поприветствуем гостей
И урок начнем скорей.
II. Актуализация
опорных знаний
-Ребята, давайте вспомним предыдущие уроки и найдем
«лишнее»
Дуб,т.к.из
сообщества
леса,
все
остальное –из сообщества луга
Клевер,
мятлик,
(2 мин.)
- Что такое сообщество?
Сложное единство живой и неживой
природы
дуб,
невяник
(Слайд
№1)
III.
Самоопределени
е к деятельности
(10 мин.)
1.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Или
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
2.
Послушайте внимательно стихотворение .
--О каких состояниях воды говорится в стихотворении
--Кто догадался о каком сообществе будет идти речь?
3. В природе много водных объектов. Догадайтесь по
описанию о чем идет речь?
- Водный поток, текущий в естественном русле и имеющий
исток и устье?
-Небольшой водный поток?
-Природный водоем, расположенный в углублениях суши;
питается подземными и поверхностными водами?
Вода
1 ученик :
Стихотворение Натальи Рыжовой
Твердом, жидком, газообразном
О водном
Река)
(Ручей)
(Озеро)
Слайд №2
4— Как одним словом назвать эти объекты природы?
5.— Что объединяет эти водоемы?
(Давайте вспомним, на какие 2 группы по происхождению
делятся водоемы.)
6-А по составу воды?
7. Кто догадался,
о чем будем говорить на уроке?
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
водоемы
естественного происхождения
1.Естественные и искусственные
2.Пресные и соленые
(1 ученик- Опыт.)
А.О жизни в пресных водоемах.
Б.Узнать о животных и растениях в
водоемах, об их взаимосвязи.
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
IV. Открытие
нового знания
(21 мин)
1. Работа в группах (10 мин.)
-Эту тему предлагаю разобрать в группах
-Сегодня у нас будут работать три группы-
Экологи, биологи и зоологи
-Каждая группа получает карточку – задание. Все должны
активно участвовать в обсуждении всех вопросов и
подготовить отчет о работе группы в виде плаката.
Физминутка
-Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)
- Можем ли утверждать, что пресный водоём -
сообщество? Докажите.
Экологи -
Опыт « Очистка воды» + Слайд №6
Зоологи –демонстрация микроскопа
Доказательство: Растения выделяют в
воду кислород, которым дышат животны.
Караси питаются растениями и личинками
насекомых, а щука – карасями
V. Включение
нового знания в
систему знаний
(5мин)
— Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные
знания
1. Моделирование.
— Используя иллюстрации составьте цепи питания,
характерные для пресного водоёма
На доске
вразброс даны
2.
Связь с жизнью
-Какие
водоемы
Республики
Татарстан
вы
знаете?
Назовите водоемы
нашей республики. (Волга,
Кама,
Вятка, Белая, Казанка, Озеро Кабан, Лебяжье, Раифское,
Куйбышевское, Нижнекамское водохранилища…)
Рассказ учителя и показ на демонстрационной карте
Республики Татарстан.
Учитель: Татарстан
находится
на
месте
слияния
2-х
крупных рек Европы – Волги и Камы. Они, а также два
притока реки Кама – Белая и Вятка являются главными
реками
республики.
В
республике
имеется
4
водохранилища, крупнейшие из них – Нижнекамское и
Куйбышевское. На территории РТ насчитывается около 7
тыс. озер.
Кроме того по территории РТ течет около 500 мелких рек
длиной не менее
фото растений и
животных
водоемов( можно
по одному фото
добавить из
другого
сообщества)
Карта Республики
Татарстан
VI. Подведение
итогов урока (2
мин.)
-Какова была цель урока?
-Какие знания мы сегодня открыли?
-Где можно применить новые знания?
-Какие экологические проблемы есть на водоемах нашей
республики? Как их избежать?
VII. Домашнее
задание
(дифференцирова
нное) (1 мин.)
Учебник с.178-186, читать, ответить на вопросы
По желанию:
-Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной
книги нашего края.
-Составить кроссворд «Жизнь водоёма»
VIII. Рефлексия
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
(2 мин.)
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем еще надо поработать?
— ОЦЕНИТЕ СЕБЯ
Выставление оценок.
Урок хочется завершить стихотворением
Светланы Олеговой «Берегите воду»
Ученик читает стихотворение
слайд №7
Приложение
Опыт 1.
Мне было дано задание: подготовить опыт по определению пресной и соленой воды.
Это можно сделать попробовав на вкус. Я же предлагаю второй вариант.
Для опыта мне понадобятся:
- две ёмкости с обычной водой;
-соль;
-2вареных яйца.
В одну из банок добавим соли и размешаем. Опускаем яйца в воду. В пресной опустилось на дно, а в соленой воде яйцо не тонет.
Вывод: так как соль повышает плотность воды, вода выталкивает предмет. Поэтому в морской воде легче научиться плавать.
А если соленую воду разбавить пресной, то яйцо будет опускаться.
Слайд
3/4 поверхности земного шара покрыты водой. Из них 97%- это соленая вода и лишь 3%- пресная. А пригодной для питья менее 1%.
Без воды человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить воду, без воды он не проживет и неделю –
смерть наступит через 5 дней.
Опыт 2.
Я вам покажу опыт по очистке воды.
Для опыта мне понадобятся:
1.
Пустая ёмкость
2.
Стакан с водой
3.
Гуашь
4.
Фильтр - это бинт и активированный уголь.
В воду добавляем гуашь и окрашенную жидкость пропускаем через фильтр.
Вода стала чище.
Вот так же и на очистных сооружениях водоканалов фильтруют воду. Но чтобы вода по трубам до нас доходила кристально чистой, на этих
предприятиях воду очищают в несколько приемов:
-сначала вылавливают решётками крупный мусор
-затем воду пропускают через несколько фильтров
- а в конце воду обеззараживают от бактерий ультрафиолетовыми лучами, хлорируют или обрабатывают озоном.
Вывод: легко загрязнить, очистка –длительный , трудоемкий процесс. Требует много затрат. Это время и дорогое оборудование.
Слайд.
В природе вода очищается естественным путём, пройдя через несколько слоев земли - почву, песок, глину.
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
С. Олегова
Карты с заданиями
Карта №1
План работы 1 группы «Биологи»
Учебник с.178-179, с.185-186
Выяснить:
1.
Какие растения растут в водоёмах?
2.
Как приспособлены к жизни в воде и у воды?
3.
Роль растений в водном сообществе.
Карта №2
План работы 2 отдела «Зоологи»
Учебник с.179-183.
Выяснить:
1.
Назовите животных водоёма.
2.
Богат ли водоём разнообразием животных?
Моллюски
Земноводные
Насекомые
Грызуны
Рыбы
Птицы
3.
Особенности жизни некоторых животных водоёма.
Карта №3
План работы 3 отдела «Экологи»
Учебник с.183.
Выяснить:
1.
Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)
Человек
2.
Какие действия людей могут привести к нарушению экологического
равновесия водоёма?
3.
Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)
Справочный материал
1 группа
Телорез очень красив в июле – августе, в период цветения, после цветения растение опускается на дно водоема и там его плоды
дозревают. Это растение даже пригодно для корма свиней. Его листья, похожи на кинжалы и сильно ранят людей.
На болоте есть удивительное хищное растение росянка. Ее листья покрыты волосками, на конце которых блестят капельки
клейкого сока, к которому приклеивается насекомое
У самых берегов пресных водоёмов, на мелководьях, возвышаются заросли растений с тонкими стройными стеблями и длинными
листьями. На верхушке стебля находится один тёмно-коричневый початок. Он состоит из плодов, каждый из которых покрыт
многочисленными волосками. Это растение в народе часто называют камышом. На самом деле растение называется рогоз. Его
стебли очень гибкие и прочные.
Тростник такой же высокий, как и рогоз. Но листья у него более тонкие и узкие, а стебель внутри пустой. Вверху стебля находится
густая метёлка тёмно-фиолетовых колосков. Листья тростника поворачиваются ребром к ветру, а стебель сильно сгибается, но не
ломается.
В прибрежных зарослях водоёмов и на мелководье растёт стрелолист. Отличительной особенностью растения является форма
надводного листа: он напоминает наконечник стрелы. В народе растение часто называют болотником или шильником.
В пресных водоёмах можно встретить одно из самых красивых растений — кувшинку. Кувшинку очень легко узнать по крупным
белым цветам и округлым блестящим листьям, плавающим на поверхности воды. Листья растения прочные, покрыты восковым
налётом, благодаря которому не смачиваются водой. Черешки у листьев длинные и гибкие, как резиновые трубки. Внутри они
пустые и заполнены воздухом. Корни кувшинки расположены на дне. Цветки растения целый день поворачиваются за солнцем. А
вечером закрываются и опускаются в воду. Утром бутоны снова всплывают на поверхность и раскрываются.
С кувшинкой часто путают вот это водное растение. Это кубышка.
Корни кубышки, как и кувшинки, расположены на дне водоёма, а цветы лежат на поверхности воды. Они имеют приятный аромат.
Летом некоторые водоёмы затягиваются зелёным покровом ряски. Ряска — очень маленькое растение. Оно состоит из маленького
плоского кружочка — стебля, плавающего по поверхности воды. Цветёт ряска очень редко, а размножается в основном кусочками
стебля. Осенью ряска погружается на дно водоёма, там и зимует, а весной снова всплывает на поверхность воды.
В водоёме есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Это небольшое
растение с ветвящимся стеблем, который сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро. Часто образует
большие скопления, вытесняя другие растения.
В толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато
иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.
Какую роль выполняют растения в водоеме?
Растения
водоемов
→ дают кислород;
→ пища для животных;
→ дом для животных.
2 группа
Бобер — это крупный грызун. Он известен как хороший пловец.
Взрослый бобер может весить до 30 килограммов, а длина его тела может быть около1 метра. Тело бобра покрывает
ценный мех, который не намокает в воде. На хвосте меха нет, вместо него — чешуйки. Хвост помогает бобру «рулить» в
воде.
Они питаются растениями, а также любят кору разных деревьев.
Живут бобры в хатках. Чтобы жилище не затопило, бобры строят из веток плотину.
Бобр, ондатра, водяная крыса живут у воды, хорошо плавают и ныряют. Бобр – самый крупный, его длина вместе с
хвостом около 1 метра. Хвост похож на лопату. Бобры строят домики-хатки высотой до 3 метров. Ондатра меньше
бобра ее длина до 36 см и домик ниже, чем у бобра - до 1 метра). И самая маленькая – водяная крыса, длина ее тела
15-20 см.
Выдра – крупный зверь. Длина тела почти1 метр и еще около полуметра длинный гибкий хвост. Туловище обтекаемой
формы, на лапах плавательные перепонки. Она хорошо плавает и ныряет и питается в основном рыбой. Сейчас во
многих местах уже исчезла из-за охоты на нее.
Очень разнообразен рыбный мир водоемов. Самые распространенные – карась обыкновенный, окунь, щука. Щука – одна из
крупных рыб, размер до1,5 метров, а масса 24 кг и более. Часто держится в прибрежной зоне, среди зарослей водных растений.
Свою добычу подкарауливает из засады. Заметив жертву, щука молниеносно на нее набрасывается и схватывает челюстями,
мелких рыбешек заглатывает и тут же возвращается на место. Взрослые щуки в основном поедают больную и ослабленную рыбу. В
этом проявляется ее санитарная роль.
Клоп-водомерка
Водомерки – хищники . Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Они охотятся на комаров и другую
мелкую живность. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах ног у них есть густые
волоски, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются ноги в воду. Зимуют на суше, забираясь под кору деревьев, под камни,
мох.
Беззубка
Беззубка- это ракушка , у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок,
ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 см., отдохнет и снова в путь, Она тихоход: за 1 час может
проползти 30-40 см. Питаются эти моллюски очень интересно. Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую –
выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды полно крошечных животных и растений. Их называют живыми
«фильтрами», которые делают воду прозрачной. За сутки беззубка очищает 40-50 литров воды.
Прудовик
Водяные улитки - прудовики - имеют раковины вроде витой башенки. Передвигается улитка на одной ноге с очень широкой
подошвой. На подошве ноги выделяется слизь, так что поверхность, по которой ползёт улитка, становится скользкой. Прудовики
питаются мельчайшими водорослями, крошечными животными, отмершими растениями.
Стрекоза
Стрекозы и их личинки – хищники . Стрекозы охотятся в воздухе – на лету хватают насекомых. Личинки живут в воде, здесь же и
еду себе добывают. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на
конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка
мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое.
Раков называют речными санитарами, кормятся остатками мертвых животных.
Если хищник хватает рака за клешню, то рак ее
обламывает и скрывается в норе. Потерянная клешня отрастет снова. Раки очень чувствительны к загрязнению воды, поэтому в
местах, где они водятся, говорят об экологической чистоте водоемов.
Пресные водоёмы — место обитания насекомых. Больше всего среди них комаров. Их личинки развиваются в воде.
жук-плавунец. Взрослые жуки и их личинки — прожорливые хищники. Они нападают на насекомых, мальков рыб и головастиков.
Плавают, одновременно взмахивая обеими задними ногами, как вёслами.
Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело прикрывает раковина, состоящая из двух створок. Питаются эти
моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие
живые существа.
В прибрежной части кормятся лягушки. На них охотятся ужи.
По берегу в зарослях тростника и других растений строят гнёзда дикие гуси и утки. Они питаются зелёными частями растений,
семенами, улитками и насекомыми. Цапли — крупные птицы с длинным и острым клювом — охотятся на лягушек, рыб, ужей.
3 группа
Значение водоемов
дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают.
Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста
используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит
головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
Не разрушай жилища животных!
Береги лягушек и головастиков!
Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!
1. Мусорить на берегах.
2. В водоёмы не бросать отходы.
3. Не мыть машины в водоёмах.
4. Не сбрасывать промышленные отходы.
5. Вырубать леса по берегам водоёмов.
6. Ограничить вылов рыбы.
7. Не рыбачить сетями и во время нереста.
РАСТЕНИЯ ВОДОЁМА
ЖИВОТНЫЕ
ВОДОЁМА
ЧЕЛОВЕК И ВОДОЁМ
ЗООЛОГИ
БИОЛОГИ
ЭКОЛОГИ
Карта №2
План работы 2 отдела «Зоологи»
Учебник с.179-183.
Выяснить:
1.
Назовите животных водоёма.
2.
Богат ли водоём разнообразием животных?
Моллюски
Земноводные
Насекомы
е
Грызуны
Рыбы
Птицы
Двустворчатые
Прудовик
Катушка
Лягушка
Жаба
Водомерки
Комары
Жук-
плавунец
Бобр
Ондатра
Карась
Щука
Сом
Утка
Цапля
3.
Особенности жизни некоторых животных водоёма.