Автор: Удовенко Светлана Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад № 195"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Сценарий педагогического совета в ДОУ
Тема: "Театрализованная деятельность дошкольника - условие развития его творческого потенциала"
Раздел: дошкольное образование
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Омска
«Детский сад № 195»
Педагогический совет
«Театрализованная деятельность дошкольника – условие развития его
творческого потенциала»
Подготовила и провела: старший воспитатель Удовенко С.И.
Форма проведения: интеллектуально-творческая игра.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по основам организации
театрализованной деятельности в ДОУ. Создание обстановки психологического комфорта,
нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.
Предварительная работа:
1.
Проведение теоретического семинара по
театрализованной деятельности в ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
2.
Проведение
консультации
для
воспитателей
«Использование
театрализованной
деятельности в работе с неуверенными детьми».
3. Пополнение уголков театра в группах.
4. Организация смотра-конкурса в ДОУ презентаций альбомов
для дошкольников
«Театральные профессии».
5. Тематический контроль «Развитие детей в театрализованной деятельности».
6. Проведение Дня семьи «Театрализованная деятельность дошкольников» во всех
возрастных группах.
План проведения педсовета
1. Выступление заведующего на тему: «Воспитательное воздействие театрализованной
деятельности на детей дошкольного возраста».
2. Справка по результатам тематического контроля «Развитие детей в театрализованной
деятельности».
3. Обмен опытом работы среди воспитателей по данной теме.
4. Интеллектуально-творческая игра «Сильное звено».
5. Результаты смотра-конкурса презентаций альбомов для дошкольников «Театральные
профессии».
6. Проект решения педагогического совета.
Ход педсовета:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета: «Театрализованная деятельность
дошкольника – условие развития его творческого потенциала».
1. Доклад заведующего на тему:
«Воспитательное воздействие театрализованной деятельности на детей дошкольного
возраста»
"Волшебный край"- так называл театр поэт А.Пушкин. Белинский В. спрашивал своих
современников: "Любите ли вы театр, как я люблю его?", он был убежден в том, что человек не
может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые,
и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
- Как вы думаете, на какие процессы развития и воспитания ребенка влияет театрализованная
деятельность. (Ответы педагогов)
- Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной
литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства
выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию детской
фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире,
готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности,
ребенок
учится
коллективно
работать
над
замыслом
будущего
спектакля,
создавать
художественные
образы,
обмениваться
информацией,
планировать
различные
виды
художественно-творческой деятельности. Особую значимость, театрализованная деятельность
приобретает накануне поступления ребенка в школу и служит мощным инструментом развития
всех качеств его личности.
- Театрализованные игры занимают определенное место в системе работы ДОУ при соблюдении
4 условий:
1. наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;
2. наличия разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и
инсценировок по художественным произведениям;
3. овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной
деятельности;
4. серьезного, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу-
котенка, собачку, петрушку воспитатель читает потешку, шутку, попевку, подражает голосам
животных, вызывая этим положительную эмоциональную реакцию ребенка.
В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, рассказы. Стихи с
помощью настольного театра, фланелеграфа. Так, например, чтение стихов А. Барто "Игрушки"
сопровождается действиями с игрушками (зайкой, мишкой), сказка "Репка" иллюстрируется с
помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой даже не прячущимся за ширмой, дети
охотно здороваются за руку и отвечают на вопросы.
С детьми третьего и четвертого года жизни воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты
знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята
охотно подключаются к драматизации сказки с помощью фланелеграфа, настольного и
пальчикового театра, простых в управлении.
Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с
большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогами стоит задача побуждать
дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых
литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол-
петрушек и марионеток.
Для успешного развития игр в кукольный театр воспитателю нужно овладеть самому и обучить
детей некоторым приемам и правилам:
1. перчаточная кукла должна быть подогнана точно по руке ребенка, чтобы было удобно ею
управлять;
2. кукловоду необходимо следить за тем, чтобы его речь и движения совпадали;
3. нельзя опускать и поднимать куклу резко, в центре ширмы;
4. за ширмой должна быть тишина;
5. ширма должна быть чуть выше роста участников игры.
Чтобы
научить
дошкольников
управлять
Куклами,
рекомендуется
проводить
специальные упражнения. В них может участвовать несколько человек, сколько свободно
уместится за ширмой. Дети учатся вводить куклу на сцену, водить по сцене, делать
повороты,
наклоны,
разводить
руки.
При
этом
воспитатель
следит,
чтобы
они
контролировали все движения куклы, не запрокидывали ее назад или сторону, держали на
определенном уровне. По мере овладения движениями с куклой при проведении упражнений
можно включать музыку.
Для поддержания интереса к театрализованным играм, вносятся новые декорации, костюмы,
используется прием неоднократного повторения. Например, спектакль, показывают,
малышам, родителям, куклам и т.п.
По мере овладения приемами кукловождения, дошкольники начинают самостоятельно
придумывать и разыгрывать небольшие инсценировки.
Организуя свободную творческую деятельность, можно предложить детям сочинить
спектакль по мотивам известных сказок и разыграть его. В этой деятельности ребятам
потребуется составить сюжет сказки, выбрать музыкальное сопровождение, изготовить и
подобрать декорации, определится с персонажами и элементами костюмов, разыграть
сказку. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок "Теремок", "Лисичка-
сестричка" и др. Все сказки хорошо знакомы детям. Затем предлагает собрать всех героев в
новую сказку, сочиненную детьми. Уточняются части, составляющие сюжет, действия
которые произойдут при завязке, кульминации, развязке сюжета. Затем выбирают главных
героев и сочиняют историю, которая произойдет с ними. Самая интересная история берется
за основу. Затем распределяются роли, подбирается декорация и т.п. Организуется
деятельность детей по работе над спектаклем, воспитатель исполняет роль консультанта. В
заключительной части спектакль демонстрируется малышам.
Необходимо стремиться к тому, чтобы все дети, особенно робкие, застенчивые, имеющие
дефекты речи, овладели приемами вождения кукол, и участвовали в спектаклях. Сначала
предложить им разыграть спектакль на столе с помощью настольного театра или
фланелеграфа в паре с активными детьми, затем привлекать к исполнению небольших ролей
в общих спектаклях.
2. Справка по итогам тематического контроля «Развитие детей в театрализованной
деятельности» (старший воспитатель)
В соответствии с годовым планом воспитательно-образовательной работы ДОУ в период с
10 по 30.01.2018г. был проведен тематический контроль по теме: «Развитие детей в
театрализованной деятельности» с целью создание комфортных благоприятных условий для
развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности.
В ходе контроля были отслежены следующие параметры:
уровень развития детей;
оценка профессионального мастерства воспитателя;
создание условий в группе;
планирование работы;
работа с семьёй.
/см. папку «КОНТРОЛЬ»/
В целях улучшения работы по этому разделу педагогам даны следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:
1.
Продолжать пополнять театральную копилку различными видами театров.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок исполнения: постоянно.
2.
Планировать только одну сюжетно-ролевую игру в течение недели, изменяя цель игры
ежедневно.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок исполнения: постоянно.
3.
Активно использовать средства ТСО в воспитательно-образовательном процессе с
дошкольниками.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок исполнения: постоянно.
4.
В совместной деятельности с детьми планировать досуги и развлечения во 2 половину дня.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок исполнения: постоянно.
5.
Необходимо активнее информировать и привлекать родителей по данному направлению.
3. Обмен опытом работы среди воспитателей возрастных групп по данной теме.
Предлагаемый план выступления:
1. Технологии в области театрализованной деятельности, которыми вы владеете и которые
используете в работе.
2. Ваши трудности в работе по данной проблеме.
3. Ваши успехи, оригинальные идеи.
4. Самореализация детей через театрализованную деятельность.
5. Результаты работы:
- для вас;
- для детей.
4. Интеллектуально-творческая игра «Сильное звено» (старший воспитатель).
Каждому участнику предлагается ответить по очереди на несколько вопросов, время
раздумий на каждый ответ - 2 сек. За каждый правильный ответ участник получает фишку. В
случае если участник не может ответить на вопрос, говорит «пас», очередь переходит
следующему участнику. Победит тот, кто наберет больше фишек.
1. Помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта. (Фойе)
2. Закончите стихотворение:
А сейчас вдвоем
Мы для вас споем.
Вы похлопайте в ладоши,
(Мы плясать пойдем).
3. Что такое досуг? (Вечер развлечений)
4. Движения рук, головы, передающие чувства и мысли. (Жест)
5. Что длиться дольше: вечер развлечений или праздник? (Праздник)
6. Вспомни название сказки по героям: бабушка, дедушка, Танюшка, бычок, Мишка-медведь,
волк, заинька. (Русская народная сказка «Смоляной бычок»)
7. О чем идет речь в загадке:
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)
8. Как часто проводятся праздники? (1 раз в квартал)
9. Что такое драматизация? (Инсценирование произведений)
10. Назовите жанр произведения:
Ох, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Все равно плясать хочу. (Частушка)
11. В какое время суток проводят развлечения в детском саду? (Вечером)
12.
Вспомни название сказки по героям: мышка, цыпленок, муравей, жучок, лягушка.
(«Кораблик» В. Сутеева)
13. Отгадайте загадку:
Сверху кожа, снизу кожа,
В середине пустота. (Барабан)
14.
Вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем,
пантомимой. (Балет)
15. Сколько минут длиться вечер развлечений в младших группах (15-20 мин.)
16. Синоним слова «Фокусник». (Иллюзионист, маг, факир, чародей)
17. Волчок, юла, бирюлька – что лишнее? (Бирюлька, так как это игра. Играть в бирюльки,
значит собирать или доставать из кучки игрушечные предметы так, чтобы не задеть
соседние).
18. Продолжите: Сидит ворон на дубу он…. (играет во трубу)
19. Музыкальный инструмент из плоских палочек не веревке. (Трещотка)
20. Передвижной цирк. (Шапито)
21. Разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение
при помощи нитей или металлического прута. (Марионетка)
22. Площадка, на которой происходят спектакли? (Сцена)
23.
Музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
(Опера)
24. Главная песня дня рождения? (Каравай)
25. Неожиданный подарок? (Сюрприз)
26. Сколько персонажей тянуло репку? (Шесть)
27. Предметы для сюжетно-ролевых игр? (Атрибуты)
28. Старая не красивая женщина, встречающаяся в русском фольклоре и на детских утренниках.
(Баба – Яга)
29. Как называется программа развития нашего детского сада? (Развитие познавательной
активности и творческих способностей дошкольников средствами театрализованной
деятельности).
30. Продолжите пословицу: «Маленькое дело лучше большого….. (безделья).
31. Кто пел песни почти за всех героев в мультфильме «Бременские музыканты»
(Олег Ануфриев)
32. Продолжите пословицу: «Есть нечего, да жить …. (весело)
33. Самое любимое мужское имя в русских сказках? (Иван)
34.
Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет
специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для
жестикуляции руками куклы. (Бибабо)
35. В детских играх произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение
участников игры? (Считалка)
36.
Какая русская пословица соответствует по смыслу английской: «Все хорошо в свое
время» («Делу время, потехе час»)
37. На чем играл Садко? (На гуслях)
38. Где жил Карлсон? (На крыше)
39. Композитор песни «Улыбка» (В. Шаинский)
40. Перерыв между отделениями концерта? (Антракт)
41. На чем играл Крокодил Гена? (На гармошке)
42. Коллектив актеров театра? (Труппа)
43. Сколько персонажей в сказке «Колобок»? (Семь)
44. Спектакль в пользу одного актера? (Бенефис)
45. Где жила Дюймовочка? (В цветке тюльпана)
46. Веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором. (Оперетта)
47. Назовите героя и сказку: «Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся
добренькой старушкой». (Волк, «Красная шапочка»)
48. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)
49. Продолжите пословицу «Беседа дорогу коротает, а песня ….(работу)
50. Сказка, в которой опровергается утверждение, что деньги на дороге не валяются. («Муха –
цокотуха»)
51. Вспомни название сказки по героям: кот, петух, маленький человечек- удалец, молодец и
лиса. (Русская народная сказка «Жихарка»)
52. Назовите амплуа актера: Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет.
Хоть кого изобразит –
Мастерством всех поразит! (Комик)
53. Самая дружная в сказке коммунальная квартира. (Теремок)
54. Традиционное блюдо Эников-Бэников. (Вареники)
55. Накладные волосы. (Парик)
56. Семь желаний на одной ножке. (Цветик-семицветик)
57. Музыкант, управляющий оркестром. (Дирижёр)
58. Кто говорил: «Пустяки, дело-то житейское»? (Карлсон)
59. Музыкант, который очень хорошо владеет музыкальным инструментом. (Виртуоз)
60. Покажите несколько упражнений из артикуляционной гимнастики. («Вкусное варенье»,
«Горка», «Трубочка» и т.д.)
61. Кто пел кричалки, пыхтелки, сопелки? (Винни Пух)
62. Ансамбль из трех человек. (Трио)
63. Человек – постановщик танцев. (Хореограф)
64. Вспомни название сказки по героям: котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь,
заинька, рыбы, жабы, лисички, кит, крокодил и другие.
(«Путаница» К. Чуковского)
65. Первое выступление на сцене. (Дебют)
66. Разговор между двумя лицами. (Диалог)
67. Специалист по театральным костюмам. (Костюмер)
68. Предварительное исполнение спектакля, представления. (Репетиция)
69. «Стрекоза и муравей» - назовите жанр этого произведения. (Басня)
70. Главный герой кукольного театра на Руси. (Петрушка)
71. Человек, который проводит телепередачи, вечера, встречи. (Ведущий)
72. Вспомни название сказки по героям: дедушка, бабушка, внучка Алёнка, ежик. (Белорусская
сказка «Пых»)
73. Как называется оборудование к театральным спектаклям? (Реквизит)
74. Ансамбль из четырех человек. (Квартет)
75. Одобрительные хлопки. (Аплодисменты)
76. Назовите 5 видов игр, проводимых в детском саду. (Сюжетно-ролевая, дидактическая,
подвижная,
игра-драматизация,
строительная,
хороводная,
настольно-печатная,
театрализованная и т.д.)
77. Покажите любую пальчиковую игру. («По грибы» и т.д.)
78.
Работник театра, который следит за ходом репетиций
спектакля по тексту пьесы и
подсказывает по необходимости актёрам текст роли. (Суфлёр)
79. Ансамбль из пяти человек. (Квинтет)
80. Назовите театр, в котором используют большой полупрозрачный экран и плоские цветные
фигурки, управляемые на тонких палочках. Фигурки прислоняются к экрану сзади и становятся
видны. (Театр теней)
81.
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: «Спи глазок, спи другой …»
(«Хаврошечка).
82. Самая балетная юбка - это... Что?
(Пачка).
83.
Какой
музыкальный
инструмент
сочетает
в
себе
фортепиано
и
гармонь?
(Аккордеон)
84.
Объявление о том, что все билеты проданы, называется…(Аншлаг).
В конце игры подсчитываются результаты, определяется победитель, который и будет
называться «Сильным звеном». Победитель награждается небольшим подарком.
5. Результаты смотра-конкурса презентаций альбомов для дошкольников «Театральные
профессии» (заведующий).
Цель смотра-конкурса: создать оптимальные условия для развития познавательной и
творческой активности ребенка в театрализованной деятельности.
Критерии оценки:
- Эстетичность оформления альбома «Театральные профессии»;
- Разнообразие театральных профессий;
- Формат альбома;
- Единство стиля (схожее оформление всех листов);
- Оригинальность идей;
- Помощь родителей в изготовлении альбома;
- Умение презентовать свой альбом «Театральные профессии».
Хочется всех похвалить, проигравших нет. Места распределились следующим образом:
1 место:
средняя группа № 2 (воспитатели: Юдина Е.В., Падолко Ю.О.) – 40 баллов.
2 место:
средняя группа № 1 (воспитатели: Третьякова С.С., Кириченко Т.А.) – 35 баллов;
2 младшая группа (воспитатели: Ерахтина Е.П., Ахрамеева Л.А.) – 35 баллов.
3 место:
подготовительная группа (воспитатели: Гурина Л.В., Коростелева Н.А.) – 29 баллов;
1 младшая группа (воспитатели: Козьмина Е.Р., Падолко Ю.О.) – 28 баллов;
старшая группа (воспитатели: Бужеря И.А., Агеева Е.С.) – 27 баллов.
Награждение победителей смотра-конкурса грамотами.
Проект решения педагогического совета:
1.
Активно
внедрять
в
воспитательно-образовательный
процесс
театрализованную
деятельность дошкольника.
Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель.
Срок: постоянно.
2.
Продолжать знакомить детей с различными видами театра, с устройством театра, с
театральными жанрами и профессиями.
Ответственные: воспитатели.
Срок: постоянно.
3.
Поощрять исполнительское творчество детей, привлекать к театрализованным играм
малоактивных и застенчивых детей, детей с речевыми трудностями.
Ответственные: воспитатели, музыкальный руководитель.
Срок: постоянно.
4.
Организовать показ спектакля детьми старшего возраста для детей младшего возраста.
Ответственные: воспитатели старшей и подготовительной групп,
музыкальный руководитель.
Срок: конец февраля 2018г.
5.
Пополнить методический кабинет и возрастные группы методической литературой по
развитию театрализованной деятельности дошкольников.
Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.
Срок: в течение года.
6.
Запланировать годовую задачу на 2018-2019 учебный год: способствовать развитию
сюжетно-ролевых игр как основы социально-коммуникативного развития ребенка-
дошкольника.
Ответственные: старший воспитатель.
Срок: июнь 2018г.