Автор: Шафикова Анфиса Ишбулатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ/35
Населённый пункт: Челябинская обл.Сосновский р-н.с.Туктубаево
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: знаете ли своего ребенка
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания в средней
группе
Тема: «Знаете ли вы своего ре-
бенка»
Воспитатель: Винокурова Марина Анатольевна
Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения
разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообраз-
ности.
Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализиро-
вать свою воспитательную деятельность.
Методы активизации родителей
Примеры
Вопросы
Ситу-
ация для ана-
лиза
Ход
со-
брания
В зал приглашаются родители, они занимают свои места.
1 Воспитатель: Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча
посвящена теме воспитания ребенка в семье, я хочу, чтобы вы поделились
своим опытом воспитания детей в семье, ответили на мои
вопросы, обсудили интересные ситуации.
2 Воспитатель: Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают
детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка.
Следует внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей,
поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста,
причины тех или иных поступков ребенка.
1 Воспитатель: Я хочу, чтобы в начале нашего собрания выступала
председатель родительского комитета нашей группы и расска-
зала о выполнении тех решений, которые были приняты на предыдущем
собрании.
Выступление председателя родительского комитета группы.
2 Воспитатель: А теперь я хочу пригласить в зал детей нашей груп-
пы, которые будут помогать нам в проведении собрания.
В зал входят
дети, садятся к своим родителям.
1 Воспитатель: Все удобно расселись, начинаем наше собрание. Я
хочу, чтобы родители ответили на такие вопросы:
9
*
Заметили ли вы изменения в поведении ребенка
и за какой период? Если да, то в чем это проявляется? (ответ
от каждого стола 1 родителя)
*
Стала ли у ребенка больше проявляться самосто-
ятельность, появились ли трудовые обязанности в семье? (от-
веты родителей)
Вывод: У четырехлетних детей заметно возрастает потребность в
движении, наблюдается значительное совершенствование качеств основ-
ных движений (бег, прыжки, лазание). Повышается физическая и умствен-
ная работоспособность, в особенности к концу пятого года жизни. Но все
эти качества не являются врожденными, успешность их формирования за-
висит от воспитания и обучения. Предоставляйте ребенку возможность
удовлетворять свои потребности в движении на улице, дома, но не в
ущерб окружающим. Чтобы не перевозбуждать детей, следует менять ак-
тивную деятельность со спокойными занятиями.
2
Воспитатель: Прошу родителей ответить на мои вопросы.
Задают ли ваши дети вопросы?
Что их интересует?
« Как вы отвечаете на их вопросы?
Ответы родителей от каждого стола
.
Вывод: Уважаемые родители! Ребенку нужны впечатления, но их
обилие их утомляет. Уважайте стремление ребенка познать окружаю-
щее, не оставляйте без внимания их вопросы.
Сейчас многие родители интересуются проблемой подготовки детей
к школе. Важно помнить, что здесь главное - всестороннее развитие ре-
бенка, а не умение читать, писать. Уделяйте внимание формированию у
ребенка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств
(организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).
Создайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, по-
сильного труда…
Как уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не
только положительные, но и отрицательные примеры. Учтите это в своем
воспитании ребенка.
2 Воспитатель: А теперь предоставим слово нашим детям.
Музыкальная пауза: песня
1 воспитатель: Хорошо известно, что ребенок пятого года жизни
более самостоятелен, чем четырехлетний. Часто родители жалуются на не-
послушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная сту-
пенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того
момента, как ребенок станет понимать требования окружающих.
Я хочу, чтобы родители ответили на такие вопросы:
Что вы понимаете под словом «послушание?»
10
Как вы относитесь к слепому послушанию?
Вывод: Мы говорим об активном послушании, которое подразу-
мевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно
основано на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых
ему
Требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что
особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских
семьях. Считалось, если ребенок не чтит отца, он не чтит ни государя,
ни Бога. Помните об этом.
2 Воспитатель: ответьте на такой вопрос:
С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании
послушания у детей?
Давайте обсудим вместе. В чем секрет успеха воспитания послу-
шания? Прежде всего, в единстве требований к ребенку со стороны
всех взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно ощущает
единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устой-
чивая привычка.
Я предлагаю ситуацию для анализа:
Мальчик собрался гулять.
- Надень пальто, - говорит отец
- Не надо, на улице тепло,- возражает мать
- Надеть!- приказывает отец
- Не надо,- настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
Ответьте на такие вопросы:
Каковы последствия подобных воздействий на ребенка?
Какое важное педагогическое требование не реализова-
но? (последовательность)
Ответы родителей.
Вывод: Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требова-
ния взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких и
т.п. Важно помнить, что дети реагируют, не только на то, что вы потребо-
вали, но и на то, как вы это сделали.
Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, лас-
ково, контролировать при этом поведение ребенка. Требования должны
быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполняет, то требова-
ние следует повторить еще раз, но более категорично, Если и в этом случае
ребенок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребенка.
Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена.
Надо заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у
него не накапливался опыт непослушания.
1 Воспитатель. Я предлагаю отдохнуть. И послушать наших детей.
Музыкальная пауза.
1 Воспитатель: Давайте еще немного поработаем. Ответьте на та-
кой вопрос:
11
Каков ваш круг запретов?
Вывод: Со стороны родителей важно объяснить причину запрета и
запрещать делать то, что действительно нельзя.
Давайте обсудим такую ситуацию:
Мальчик решил строить мост.
-
Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит
мама.
-
Ну, тогда я возьму самосвал, - решил ребенок.
Но мама снова недовольна.
-
Я только что пол вымыла, лучше возьми книжку посмот-
ри.
Однако книжка мальчика не интересует:
-
Пойду погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел. А на улице холод-
но. Ответьте на вопросы:
Что можно посоветовать маме?
Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании
своих детей?
Как ваш ребенок реагирует на неоправданное наказание?
Вывод. Для воспитания послушания важно единство требований
взрослых.
2 воспитатель: Я предлагаю провести небольшой тест «Знаете
ли вы своего ребенка?»
Но прежде послушайте небольшое стихотворение.
Ребенок: Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка
Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка
Этот пальчик - я, вот и вся моя семья!
Сейчас вы обведете на листе бумаги кисть своей руки. Расположите
на пальчиках себя и членов своей семьи, как было сказано в стихотворе-
нии; т.е. надо закрасить каждый пальчик определенным цветом. Дети
тоже выполняли такое задание. Мы сравним ваши ладошки и ваших де-
тей. (Родители выполняют задание)
Дети поют песню. ____________________________
А теперь сравните свой рисунок с рисунком своего ребенка. Совпа-
дает? Нет. Есть над чем задуматься.
1 Воспитатель: Прежде чем закончить наше собрание, я предостав-
ляю слово председателю родительского комитета нашей группы, которая
ознакомит вас с решением нашего собрания. А вы согласитесь или нет.
Решение:
Для воспитания послушания у детей важно
единство требований со стороны взрослых, проявление со
стороны родителей такта, терпения - постоянно
12
Следует предоставлять ребенку возможность
заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить
к использованию запретов и наказаний - ежедневно
Всестороннее развивать ребенка - постоянно
2
Воспитатель:
Наше собрание я хочу завершить словами
П.Ф.Лесгафта: «Большинство родителей в случае неудачи своих педа-
гогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую на-
следственность или, в утешение себе и другим, ссылаются на какие-то
неуловимые влияния, которые нельзя ни предусмотреть, ни избежать».
Относитесь внимательно к своим детям. Не спешите с наказаниями,
окриками. Старайтесь проникнуть в душу ребенка, поддержите его, не
скупитесь на поощрения,
Собрание закончим нашей любимой песней «Вместе весело ша-
гать» поют и родители и дети.
13
Вопросы родителям
1. Заметили ли вы изменения в поведении ребенка? Если
да, то в чем это проявляется (ответ от каждого родителя)
2. Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятель-
ность, проявились ли трудовые обязанности в семье? (ответы роди-
телей)
3. Задают ли дети вопросы?
4. Что их интересует?
5. Как вы отвечаете на их вопросы?
6. Что вы понимаете под словом «послушание»?
7. Как вы относитесь к слепому послушанию?
8. С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании
послушания у детей?
Мальчик собрался гулять.
- Надень пальто, - говорит отец
- Не надо, на улице тепло,- возражает мать
- Надеть!- приказывает отец
- Не надо,- настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
Ответьте на такие вопросы:
9. Каковы последствия подобных воздействий на ребен-
ка?
10. Какое важное педагогическое требование не реализо-
вано? (последовательность)
11. Каков ваш круг запретов?
Давайте обсудим ситуацию:
Мальчик решил строить мост.
-
Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, - говорит
мама.
-
Ну, тогда я возьму самосвал, - решил ребенок.
Но мама снова недовольна.
-
Я только что пол вымыла, лучше возьми книжку посмот-
ри.
Однако книжка мальчика не интересует:
-
Пойду погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел. А на улице холод-
но. Ответьте на вопросы:
12. Что можно посоветовать маме?
13. Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в
воспитании своих детей?
14. Как ваш ребенок реагирует на неоправданное наказа-
ние?
7
Рекомендации для роди
-
телей
Замените угрозу обещанием - невыполнимые угрозы
подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят:
«Если ты не уберешь игрушки, то я сейчас все выкину...»
Или: «Перестань реветь, а то я уйду».
Лучше делать упор на положительное, например, ска-
зать: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успе-
ем еще и почитать с тобой сказку». Так можно предупре-
ждать детское непослушание, но не следует заявлять, что
ребенок непослушный, «пока сто раз не скажешь ему, он
ничего не сделает».
Дети верят в то, что им говорят родители, они убежде-
ны, что действительно такие упрямые, непослушные и т.д.
Однажды мальчик сказал: «А моя мама зовет меня неудачни-
ком, все равно из меня ничего не получится».
Понятно, каковы последствия такого воздействия, Мы уже от-
мечали, что важно оценивать не личность, а поступок ребенка.
Не говорите ему: «Ты грязнуля», а скажите «У тебя грязно», из-
бегайте прозвищ, обидных высказываний.
Лучше не использовать в общении с ребенком выражение типа:
«Ты бы лучше…». Обсуждайте только, как исправить положе-
ние.
Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые вос-
принимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, что
унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собствен-
ные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а поощрение
подавляет
.
8