Автор: Логинова Светлана Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ СО
Населённый пункт: город Сызрань
Наименование материала: Статья
Тема: Использование пальчиковых игр в работе с детьми младенческого возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование пальчиковых игр
в работе с детьми младенческого возраста.
«…ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Пальчиковые игры необходимы детям с самого раннего возраста как
мощный стимул для сенсорного развития и один из вариантов радостного,
теплого, телесного эмоционального развития ребенка.
С народными пальчиковыми играми ребенок встречается уже в
колыбели, на коленях у мамы, бабушки или няни. В течение последнего
десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр,
обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам. Многие из
вновь
обретенных
игр
не
устарели
и
естественно
воспринимаются
современными детьми.
Что касается признания пальчиковых игр официальной педагогикой, то
приоритет в этой области принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873
году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение
пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга
известно давно, начиная со II в. до н.э. Китайские специалисты утверждают,
что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают
психику и речь. Отечественный физиолог В.М. Бехтерев подтверждал связь
развития рук с развитием мозга, в своих работах доказал, что простые
движения
рук
помогают
снять
умственную
усталость,
улучшают
произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог
В.А. Сухомлинский утверждал, что «...ум ребёнка находится на кончике
пальцев». Многие педагоги и психологи (М.М. Кольцова, В.В Цвынтарный,
И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева, Ж. Пиаже, Н.А. Бернштейн и
другие),
изучающие
деятельность
детского
мозга
и
психологические
особенности
детей,
отмечают
большое
значение
функций
руки.
Многочисленными
исследованиями
ученых
была
подтверждена
связь
интеллектуального развития и пальцевой моторики. Установлено, что
уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный (речевой) аппарат, но и развивать
движения пальцев. Систематические пальчиковые игры по тренировке
пальцев рук являются и средством стимуляции активности коры головного
мозга, что способствует развитию сенсорики, мышления и внимания.
В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух
направлениях:
Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках
идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за
развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
Во-вторых, ребёнок слышит стихи, песенки, запоминает их и через
время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком.
Если ребёнок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания
отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка. Для того, чтобы
воздействие на зону речевого развития было более эффективным, ученые
признают необходимость включения в деятельность обеих рук, независимо
от
ведущей,
доминантной
руки.
Существует
связь
руки
с
мозгом
перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с
правым. Речь - неизолированная единица, при использовании пальчиковых
игр происходит воздействие на всю территорию коры головного мозга:
стимулируются
как
процессы
мышления
(левое
полушарие),
так
и
творческое, креативное начало (правое); распределяется энергия равномерно
(уставшее
возбужденное
полушарие
затормозит,
незадействованное
-
проснется, активизируется).
Как видно из выше изложенного, пальчиковые игры - уникальная
система упражнений для пальчиков и ручек, инсценировка каких-либо
рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые
игры
имеют
следующие
характеристики,
делающие
их
практичными для работы с детьми младенческого возраста:
универсальность - можно играть в любом месте в любое время;
кратковременность - обычно не более 2-5 минут;
активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых
играх;
невербальное общение в играх-молчанках, использование языка
жестов;
наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися
правилами:
постепенное
усложнение
как
двигательных,
так
и
мыслительных задач;
доступность.
Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек
не требуется. Весь игровой материал - ручки, пальчики ребенка.
Важно только знать несколько специальных пальчиковых игр и выучить к
ним тексты стихов.
Функции пальчиковых игр:
1. Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев
развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в
пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания
стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Развивают
восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
2. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно
«рассказывать» целые истории!
3. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение
управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
4. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
5. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и
положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между
детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно
будет разделить их на группы по их назначению:
1.
Игры-манипуляции:
«Ладушки-ладушки»,
«Сорока
-
белобока»,
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик
хочет спать», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире?»,
«Пальчики пошли гулять». Эти игры развивают воображение, и в каждом
пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
2. Сюжетные пальчиковые игры:
«Пальчики здороваются», «Цветы»,
«Грабли», «Ёлка» и др. К этой группе относятся также игры, которые
позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и
домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые кинезиологические игры («гимнастика мозга»): «Колечко»,
«Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки»,
«Горизонтальная восьмёрка».
4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных играх используются традиционные для массажа движения -
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к
центру). «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки»,
«Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку».
Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать
грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
5. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки».
Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память,
снимают психоэмоциональное напряжение.
Г.Г. Зак с соавторами выделяет среди пальчиковых игр четыре
содержательных блока:
1. Игры на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента
двигательного акта.
2. Игры на развитие кинестетического компонента двигательного акта.
3. Игры на развитие динамической координации движений.
4. Игры на развитие реципрокной координации движений.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте
от трёх месяцев. Пальчиковые игры с такими малышами носят характер
лёгкого тактильного общения. Уже грудному младенцу можно массировать
пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой
головного мозга. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков,
подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребёнка
осваивает окружающий мир.
Самое главное это массаж - ежедневный тщательный массаж кистей рук:
мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки,
наружной
стороны
кисти,
а
также
предплечья,
оказывающий
активизирующее влияние на речевые центры мозга. Кроме того, такой
массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и
контакт между мамой и ребёнком.
С 10 месяцев следует начинать активно тренировать пальчики (рвать на
мелкие кусочки бумагу, катать шарики из пластилина), вовлекая в движение
больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.
Раньше 3-х месяцев младенцы не могут даже схватить с первого раза
игрушку, не говоря про повторения сложных пальчиковых игр.
Таким образом, пальчиковые игры обеспечивают хорошую тренировку
пальцев, способствуют переключению внимания, улучшению координации и
мелкой моторики, что напрямую воздействует на сенсорное и умственное
развитие ребенка. Пальчиковые игры, которые заключаются лишь в лёгком
тактильном поглаживании ручек, начинаются с самого рождения младенца.
С 3 месяцев, к поглаживанию ладоней и пальчиков, добавляется
подтягивание с помощью кулачков рук малыша, удерживаясь за палец
взрослого.
В 6-7 месяцев делается массаж кистей рук или начинаются пальчиковые
потешки: игры типа «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Ладушки».
С 10 месяцев начинается активная тренировка пальчиков малыша.
Благодаря
таким
играм
ребёнок
получает
разнообразные
сенсорные
впечатления,
у
него
развивается
внимательность
и
способность
сосредотачиваться.
Пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со
шнуровками, мозаиками, самомассаж - все это способствовало развитию
мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка,
психических процессов (внимание, память), развили речевые способности
детей, коммуникабельность.
Мелкую моторику рук развивают:
пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и
народных сказок;
массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
народные игры с ладошками;
игры с природным материалом;
игры с предметами домашнего обихода;
пальчиковый театр.