Автор: Кириллина Августина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рабочая программа кружка "Хочу знать русский язык"
Раздел: начальное образование
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных
способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». – М.:
Издательство РОСТ, 2012, в соответствии с учебным планом МБОУСОШ №1 г.Нерюнгри..
Количество часов в неделю: 1 час
По плану –34 часа
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через
систему развивающих занятий.
Задачи курса:
-развитие лингвистических компетенций учащихся;
-формирование любви и уважения к русскому языку;
-развитие познавательных способностей младших школьников;
-развитие творческих способностей младших школьников;
-расширение кругозора учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Предметные результаты:
К концу третьего класса обучающийся должен знать / понимать:
– повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
– части речи: имя существительное, род, число, изменение существительных по вопросам в предложении; имя прилагательное, род,
число прилагательного, согласование с именем существительным; глагол, число глагола, род; предлоги;
– корень слова, однокоренные слова, правила правописания безударных гласных;
– имена собственные;
– парные согласные на конце слова, правила их правописания;
уметь:
– находить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;
– распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число имён существительных; род, число имён прилагательных; род,
время и число глаголов), образовывать множественное число от единственного, единственное от множественного существительных и
прилагательных в именительном падеже (без термина «падеж»);
– писать раздельно предлоги со словами;
– подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
– находить в словах орфограммы на изученные правила;
– различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
– обозначать парные согласные на конце слов;
– различать слова с разделительными ь и ъ;
– обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
– приводить примеры слов с нужными орфограммами.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонематического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии гласные ударные и
безударные, согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие.
Ударение, произношение звуков и их сочетаний в соответствии с нормами литературного языка.
Графика
Использование на письме разделительных ь и ъ. установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными
гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах в непроизносимыми согласными.
Лексика
Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, об этимологии, омонимах,
антонимах, синонима, фразеологизмах, расширение словаря обучающихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
Состав слова (морфемика)
Родственные (однокоренные слова) различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Разбор слов по составу.
Образование слов при помощи приставки, суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевлённые и
неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Различие имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имён существительных по числам и падежам. Склонение имён существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Глагол: значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределённой формой глагола. Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Синтаксис
Различие предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и
восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различие
главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространённые и нераспространённые.
Установление на практическом уровне роли служебных слов и форм самостоятельных слов для связи слов в предложении.
Предложения с однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Составление предложений из слов. Восстановление деформированных предложений.
Орфография
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Использование орфографического
словаря.
Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных;
разделительные ъ и ь;
ь после шипящих на конце имён существительных;
не с глаголами;
раздельное написание предлогов с другими словами.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы курса «Занимательный русский язык»
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей,
более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеурочных занятиях
учащиеся мало пишут и много говорят.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№
Наименование тем
количество часов
1.
Предложение. Виды предложений
3
2.
Части речи. Имя существительное
3
3.
Части речи. Глагол
3
4.
Части речи. Имя прилагательное
3
5.
Части речи. Местоимение
3
6.
Части слова. Корень. Орфограммы в корне слова
10
7.
Части слова. Приставка. Правописание приставок
6
8.
Части слова. Суффикс. Окончание и основа
3
9.
Обобщение.
1
Итого
35
Тематическое планирование кружка «Занимательный русский язык»
Раздел
Содержание
Характеристика
деятельности учащихся
Общее
кол-во
часов
Фонетика
Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных
гласных звуков. Различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и
непарных по твёрдости,
мягкости согласных звуков. Различение звонких
и глухих согласных звуков, определение
парных и непарных по
звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики
звука: гласный — согласный; гласный ударный
— безударный; согласный твёрдый — мягкий,
парный — непарный; согласный звонкий —
глухой, парный — непарный. Деление слов на
слоги. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного
языка.
Фонетический разбор слова
Классифицировать звуки
русского языка по значимым
основаниям (в том числе в
ходе заполнения таблицы
«Звуки русского языка»).
Характеризовать звуки
(гласные ударные — безударные; согласные твёрдые —
мягкие, звонкие — глухие).
Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотноситьзвук
(выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику;
приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых — мягких, звонких —
глухих.
Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв
(количество звуков равно количеству букв,
количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше
количества букв).
Объяснять принцип деления слов на слоги.
Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда
предложенных, давать его качественную характеристику.
Оценивать правильность
проведения фонетического
анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по
предложенному алгоритму
6
Словообразова
ние
Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение
однокоренных слов и форм одного и того же
слова. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и
неизменяемых слов. Представление
о значении суффиксов и
приставок. Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок. Разбор слова
по составу
Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова
в
предложения.
Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать
лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с
омонимичным корнем в
ряду родственных слов).
Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.
Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного
состава.
Объяснять значение слова — давать развёрнутое толкование его значения.
Различать родственные слова и формы слова.
Объяснять роль и значение суффиксов/приставок.
Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с
6
за!
данными приставками и суффиксами.
Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа
«Составь слово, в котором корень, как в
слове… приставка, как в слове…
окончание, как в слове…»)
Лексика
Понимание слова как единства звучания и
значения. Выявление слов, значение которых
требует уточнения. Определение значения
слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об
однозначных и многозначных словах, о прямом
и перенос ном значении слова. Наблюдение за
использованием в
речи синонимов и антонимов, фразеологизмов,
архаизмов, неологизмов
Представлять (прогнозировать) необходимость использования
дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать)
значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым
словарём (сначала с помощью учителя, затем
самостоятельно). Составлятьсобственные толковые словарики, внося в них
слова, значение которых ранее было неизвестно.
Наблюдать за использованием в тексте синонимов.
Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий
для заполнения пропуска в предложении текста. Контролиро-вать уместность
использования слов в предло-жениях, находить случаи неудачного выбора
слова,
Корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.
Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном
значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать
предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном
значении.
15
Морфология
Части речи, деление частей
речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и
употребление в речи.
Умение осознавать имена
собственные. Различение имён
существительных, отвечающих
на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён
существительных мужского, женского и
среднего рода. Изменение существительных по
числам. Изменение существительных
по падежам. Определение падежа, в котором
употребляется имя
существительное. Различение падежных и
смысловых (синтаксических)
вопросов. Определение склонений
имён существительных (1, 2 и
3-е склонение). Морфологический разбор имён
Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому
признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для
группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям
речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов
по вопросам, временам, спряжениям). Соотносить слово и набор
его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных
слово с заданными грамматически!
ми характеристиками.
Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к
какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам
или нет).
Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное
(не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими
существительными).
Подбирать максимальное
количество имён прилагательных к заданному имени
существительномуСоотносить форму имени прилагательного с формой имени
существительного при составлении словосочетаний «имя существительное +
имя прилагательное».
7
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление
в речи.
Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам,
кроме прилагательных на
_ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор
имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о
местоимении. Употребление в речи.
Неопределённая форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих
на вопросы «что сделать?» и
«что делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем времени
Предлог. Знакомство с наиболее
употребительными предлогами. Функция
предлогов:
образование падежных форм
имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы, их роль
Оценивать уместность
употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена
существительные соответствующими местоимениями.
Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений.
Календарно-тематическое планирование кружка «Занимательная грамматика»
№
Раздел
Темы занятий
Содержание
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
1
Лексика-
4 часа
Да здравствует
русский язык! ТБ на
занятиях в кружке.
Значение русского языка в
жизни людей. Красота и
богатство русского языка.
Слова грустные, весёлые,
маленькие, большие, вежливые,
важные.
Важные слова: Родина, Россия,
Москва, Красная площадь, мама,
папа, школа, товарищи, учителя
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания;
Познавательные: свободно ориентироваться в тетрадях на
печатной основе;
Коммуникативные: проявлять уважение и готовность вы-
полнять совместно установленные договоренности и правила (в
том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке школы).
Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне
положительного отношения к учебе
02.09
2
Хорошо ли ты
знаешь грамматику?
Рассказ – беседа. Игры –
соревнования: “Умеешь ли ты
красиво и грамотно писать?”,
“Умеешь ли ты правильно и
точно говорить?” (Составление
рассказов по картинке),
“Сколько слов ты знаешь?”
Регулятивные: выполнять целеполагание как постановку
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно предполагать, какая
дополнительная информация будет нужна для изучения
незнакомого материала;
Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой
группе, в большой группе: распределять работу и роли, выпол-
нять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле.
Личностные: принимать образ «хорошего» ученика как
ученика, обладающего познавательной инициативой
09.09
3
Вежливые слова
Волшебные слова: спасибо,
пожалуйста, извините,
простите…
Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче-
ство и уровень усвоения;
Познавательные: свободно ориентироваться в учебной тетради,
читать язык условных обозначений;
Коммуникативные: осуществлять управление поведением
партнера, контролировать, корректировать, оценивать действия
партнера.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам
16.09
4
Поговорки и
пословицы
Использование в речи пословиц
и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом
выполнения работы и полученного результата;
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление,
23.09
классификацию изученных фактов языка по заданному признаку
(под руководством учителя);
Коммуникативные: выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные: понимать русский язык как явление культуры
русского народа, как средство общения народов России
5
Фонетик
а – 1час
Незаменимый
мягкий знак.
Двойная роль мягкого знака
Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче-
ство и уровень усвоения;
Познавательные: свободно ориентироваться в учебной
литературе;
Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам
30.09
6
Лексика
–
2 часа
Растения и
животные во
фразеологизмах
Фразеологические обороты.
Игры: «Держать язык за
зубами», «Попались на удочку»,
«Прикуси язык», «Шиворот
навыворот», «На всю
ивановскую», «Три загадки»,
«Ноги в руки», «Где раки
зимуют?», «Одним словом»,
«Напоминайкин выступает»
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания;
Познавательные: владеть общими приемами решения орфогра-
фических задач при письме под диктовку;
Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя
заявленными точками зрения, двумя позициями и
мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать
высказывать собственную точку зрения.
07.10
7
Я не поэт, я только
учусь…
Знакомство с понятием
«красноречие». Чтение
образцовых текстов и их анализ.
Пересказы. Собственные
упражнения в создании разных
речей. Сочинение коротких
стихов
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно
высказывать свое мнение
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выявлять
и формулировать познавательную цель, искать и выделять
необходимую информацию.
Познавательные: анализировать, сравнивать,
обобщать факты и явления, проводить эксперимент
Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению
нового материала
14.10
8
Морфолог
ия – 1 час
Игры с пословицами
Использование в речи пословиц
и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Криптограммы. Прямое и
переносное значение пословиц.
Пословицы и поговорки из
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно
высказывать свое мнение
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выявлять
и формулировать познавательную цель, искать и выделять
необходимую информацию.
21.10
«Толкового словаря живого
великорусского языка»
В.И.Даля. Подбор пословиц к
иллюстрациям. Задания: «Вставь
в пословицы подходящие
числа», «Составь пословицу».
Познавательные: анализировать, сравнивать,
обобщать факты и явления, проводить эксперимент
Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению
нового материала
9
Морфолог
ия –
2 часа
Кое-что о
местоимении
Местоимение. Общее
представление о местоимении.
Употребление в речи.
Коммуникативные: формировать навыки
учебного сотрудничества в ходе групповой
работы.
Регулятивные: сознательно организовывать
и регулировать свою деятельность, определять
последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата.
Познавательные: использовать современные
источники информации; анализировать,
сравнивать и группировать различные объекты, факты
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных
целей, проявлять желание учиться
28.10
10
Познакомимся
поближе с наречием
и числительным
Наречие. Общее представление о
наречии. Употребление в речи.
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно
высказывать свое мнение
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выявлять
и формулировать познавательную цель, искать и выделять
необходимую информацию.
Познавательные: анализировать, сравнивать,
обобщать факты и явления, проводить эксперимент
Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению
нового материала
11.11
11
Словооб
разовани
е – 2 часа
Состав слова.
Основа слова.
Формы слова
Выделение в словах с
однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса.
Различение изменяемых и
неизменяемых слов.
Представление о значении
суффиксов и
приставок. Образование
однокоренных слов с помощью
суффиксов и приставок. Разбор
слова по составу
Регулятивные: осуществлять коррекцию - вносить необходимые
дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: разрешать конфликты, выявлять,
идентифицировать проблемы, осуществлять поиск и оценку
альтернативных способов разрешения конфликта, принимать ре-
шение и его реализовывать.
Личностные: активно участвовать в постановке учебных целей,
проявлять желание учиться
18.11
12
Твердый знак не
Роль разделительного твёрдого
Регулятивные -определять последовательность промежуточных
25.11
отдыхает: приставку
с корнем разделяет.
знака
целей с учетом конечного результата; составлять план и после-
довательность действий; познавательные - свободно
ориентироваться в тетради на печатной основе, читать язык
условных обозначений; коммуникативные -владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии
с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка. Личностные: соблюдать правила личной безопасности и
безопасности окружающих, понимать необходимость здорового
образа жизни
13
Фонетик
а –
4 часа
Иногда согласные
играют с нами в
прятки.
Они не
произносятся, но
пишутся в тетрадке.
Орфографическая зоркость.
Правописание слов с
непроизносимыми согласными;
подбор проверочных слов.
Занимательные задания: «Вставь
нужную букву», «Расшифруй
слова», «Исправь ошибки»,
Игры: «Говори как робот»,
«Эхо», «Повторяйка»,
«Посидим, поокаем!», «Запомни
и напиши», «Слова с
безударными гласными в корне»
Метапредметные: регулятивные -контролировать свою
деятельность по ходу или результатам выполнения
задания; познавательные - осуществлять сравнение,
сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством
учителя); коммуникативные -выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации. Личностные: адекватно оценивать свои
эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной
оценке собственных поступков и поступков других людей
02.12
14
А все – таки она
хорошая! (О роли
орфографии).
Рассказ – беседа о роли
орфографии. Группировка слов,
подбор слов на определенные
правила (с использованием
словарей). Игра “Лишнее слово”.
Метапредметные: регулятивные -контролировать свою
деятельность по ходу или результатам выполнения
задания; познавательные - свободно ориентироваться в корпусе
учебных словарей, быстро находить нужную словарную
статью; коммуникативные -понимать основание разницы между
двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и
мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать
высказывать собственную точку зрения.
Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в
школьном коллективе
09.12
15
В королевстве
ошибок.
В стране
Сочинителей.
Игра «Исправь ошибки». Работа
с произведе-ниями, где
допущены орфографические
ошибки. Игра « Произноси
правильно». Инсценировка П.
Реброва «Кто прав?».
Беседа о рифмах.Работа с
загадками. Сочинение
собственных загадок по
заданным рифмам. Конкурс
загадок в рисунках. Сочинение
сказок о дружбе, о добре и зле .
Регулятивные: выполнять оценку и самооценку, осознавать то,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче-
ство и уровень усвоения;
Познавательные: свободно ориентироваться в учебной
литературе, читать язык условных обозначений;
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, определять цели, функции
участников, способы взаимодействия.
Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать
интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом
нуждаются при решении трудных задач
16.12
16
Проект «Мой
алфавит».
Повтор русского алфавита.
Правильное называние букв
русского алфавита. Алфавитный
порядок слов. Работа над
проектом. Создание книжки-
малышки «Мой алфавит».
Коммуникативные:
вступать в диалог, аргументированно высказывать свое мнение
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выявлять
и формулировать познавательную цель, искать и выделять
необходимую информацию.
Познавательные: анализировать, сравнивать,
обобщать факты и явления, проводить эксперимент. Научиться
овладевать целостным
представлением о проекте на языковом материале
Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению
нового материала
23.12
17
Словооб
разовани
е – 2 часа
Новые друзья корней
– приставки.
Выделение в словах с
однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня,
приставки.
Регулятивные: осуществлять коррекцию - вносить необходимые
дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его
продукта; познавательные - быстро находить постановку
вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске
и сборе информации.
Личностные: осознанно готовиться к кружковым занятиям,
выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для
одноклассников
30.12
18
Игротека по теме:
«Словообразование»
Знакомство с особой загадкой-
шарадой. Составление
собственных шарад . Знакомство
с особыми филологическими
загадками- метаграммами,
логогрифами, перевертышами.
Логически-поисковые задания,
направленные на развитие
познавательных способностей.
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания;
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных
13.01
целей, проявлять желание учиться
19
Морфоло
гия –
4 часа
Слова – части речи.
Имя существительное, имя
прилагательное, глагол.
Значение и употребление в речи.
Части речи, деление частей речи
на самостоятельные и
служебные.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом
выполнения работы и полученного результата; познава-
тельные — самостоятельно предполагать, какая
дополнительная информация будет нужна для изучения
незнакомого материала;
Коммуникативные — понимать основание разницы между
двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и
мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать
высказывать собственную точку зрения.
Личностные: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку в
коллективе класса, педагогов, родителей
20.01
20
Моя мама – имя
существительное.
27.01
21
Имя прилагательное
– часть страны Речь.
Имя прилагательное. Значение и
употребление в речи.
Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам,
кроме прилагательных на
_ий, _ья, _ов, _ин.
Морфологический разбор имён
прилагательных. Дружба имени
прилагательного с именем
существительным. Прямое и
переносное значение имени
прилагательного. Подбор к
поговоркам соответствующих по
значению имён прилагательных.
Игра «Подбери эпитет».
Задание: соедини
прилагательное с именем
существительным так, чтобы
получились названия дорожных
знаков.
Регулятивные -определять последовательность промежуточных
целей с учетом конечного результата; составлять план и после-
довательность действий;
Познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов языка по заданному признаку
(под руководством учителя);
Коммуникативные - понимать основание разницы между двумя
заявленными точками зрения, двумя позициями и
мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать
высказывать собственную точку
зрения. Личностные: руководствоваться правилами здорового
образа жизни человека
03.02
22
Как мама Глаголиха
учила глагольчиков.
(Время глагола).
Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов,
отвечающих
на вопросы «что сделать?» и
«что делать?». Изменение
глаголов по временам.
Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем
времени. Значение слова
«глагол» в Древней Руси. Глагол
– част речи. Задания: «Запиши
одним словом» «Дополни
пословицы подходящими
глаголами» «Подбери рифму».
Кроссворд.
Регулятивные — контролировать свою деятельность по ходу
или результатам выполнения задания;
Познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные - выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные: учитывать чужую точку зрения, оказывать
интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом
нуждаются при решении трудных задач
10.02
23
Фонетик
а – 1 час
Его величество
ударение
Орфографическая зоркость.
Игры: «Говори как робот»,
«Эхо», «Повторяйка»,
«Посидим, поокаем!», «Запомни
и напиши», «Слова с
безударными гласными в корне»,
« «Найди слово», «Где
спряталась орфограмма?»,
«Найди орфограмму» Слова, в
которых ударение не ставиться.
Шуточный рассказ Ф.Кривина
«Ударные и безударные».
Задания: «Выбери правильный
безударный гласный». Шарада.
Игра «Составь слова»
Регулятивные -выполнять оценку и самооценку, осознавать то,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать каче-
ство и уровень усвоения;
Познавательные - свободно ориентироваться в учебной
литературе, читать язык условных обозначений;
Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, определять цели, функции
участников, способы взаимодействия.
Личностные: выполнять задания, формулировать свои вопросы
и задания для одноклассников
17.02
24
Лексика
– 9
часов
Сложные слова
Работа над текстами
художественной литературы и
произведений устного народного
творчества.
Работа с распознаванием
«опасных мест» в словах.
Выборочный диктант. Сказка о
словарных словах. Разгадывание
кроссворда и иллюстрирование
словарных слов.
Регулятивные -осуществлять коррекцию - вносить необходимые
дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные -уметь объяснять историю возникновения
слова;
Коммуникативные - выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные: выполнять правила безопасного поведения в
школе, в общественных местах
03.03
25
Экскурсия в
Архаизмы.
Регулятивные — выполнять оценку и самооценку, осознавать
10.03
прошлое.
Устаревшие слова.
Устаревшие слова и их «вторая»
жизнь. Викторина «Знатоки
старинных слов». Что такое
палиндром. Игра «Слова-
перевёртыши». Перевёртыши-
фразы.
то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать
качество и уровень усвоения;
Познавательные — осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов языка по заданному признаку
(под руководством учителя); нужную словарную статью;
Коммуникативные - выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Личностные: формировать потребность в сохранении культуры
русской речи.
26
Новые слова в
русском языке.
Неологизмы.
Игры: «Новые слова», «Новый
предмет», «Откуда это слово?»,
«Какое слово моложе?»,
«Ответьте!», «Три слова», «А вы
знаете?», «Два новых слова»,
«Напоминайкин произносит
речь», Что это за зверь?»,
«Знаете ли вы?», «Узелок на
память»
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания;
Познавательные: целенаправленно слушать учителя
(одноклассников), решая познавательную задачу;
Коммуникативные: понимать основание разницы между двумя
заявленными точками зрения, двумя позициями и отивированно
присоединяться к одной из них или пробовать высказывать
собственную точку зрения.
Личностные: проявлять уважение к культуре своего народа и
других народов, населяющих Россию
17.03
27
Встреча с
зарубежными
друзьями.
Игры: «Слова из Франции»,
«Слова из Турции», «Слова из
Германии», «Слова-
иностранцы», «Шесть и шесть»,
«Как вы понимаете?», «Почему
так называют?»
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания;
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных
целей, проявлять желание учиться
24.03
28
Конкурс-игра
«Русский
медвежонок»
Творческие задания для
формирования орфографической
зоркости. Дидактические игры,
направленные на развитие
познавательного интереса к
русскому языку.
Интеллектуальная игра «Умники
и умницы».
Регулятивные: контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания;
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных
целей, проявлять желание учиться
31.03
29
Проект «Зачем
нужна грамматика?»
Знакомство с тематическими
группами слов. Игра «Слова-
братья». Составление
Коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно
высказывать свое мнение
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
07.04
тематического словаря. Игра
«Эстафета». Разгадывание
загадок.
Регулятивные: самостоятельно выявлять
и формулировать познавательную цель, искать и выделять
необходимую информацию.
Познавательные: анализировать, сравнивать,
обобщать факты и явления, проводить эксперимент. Научиться
овладевать целостным
представлением о проекте на языковом материале
Личностные: Формирование стартовой мотивации к изучению
нового материала
30
КВН по русскому
языку «Слова –
друзья»
Беседа о богатстве лексики
русского языка «добрыми
словами». Работа со
стихотворением В. Коркина
«Доброе утро». Игра «Умеете ли
вы здороваться?». Работа с
текстами на данную тему.
Регулятивные —контролировать свою деятельность по ходу или
результатам выполнения задания;
Познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные -выполнять постановку вопросов,
осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных
целей, проявлять желание учиться
21.04
31
Откуда пришли
наши имена.
Игра «Что кроется в
фамилиях?»,
Коммуникативные: формировать навыки учебного
сотрудничества в ходе групповойработы.
Регулятивные: сознательно организовывать и регулировать
свою деятельность, определять последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: использовать современные
источники информации; анализировать,
сравнивать и группировать различные объекты, факты
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании
помощи соученикам, активно участвовать в постановке учебных
целей, проявлять желание учиться
28.04
32
Работа над проектом
«О чём расскажут
нам фамилии?»
Откуда пришли названия имен.
Какие имена носили люди в
Древней Руси?
Откуда пришли отчество и
фамилия в русский язык
(историческая справка).
Сведения о своём имени,
Знакомство с происхождением
имен. Проектная работа
«Нарисуй свое имя».
05.05
33
Словооб
разова-
ние-
2 часа
Занимательное
словообразование.
Игры на превращения слов:
«Буква заблудилась», «Замена
буквы», «Какое слово
задумано?». Шарады.
Регулятивные: осуществлять коррекцию - вносить необходимые
дополнения и коррективы в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов языка по заданному признаку
(под руководством учителя);
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, определять цели, функции
участников, способы взаимодействия.
Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне
12.05
34
Занимательное
словообразование.
Задания: «Поставь буквы на свои
места», «Буквы переставил -
слова составил», «Цепочки
слов», «Подбери однокоренные
слова». Загадки. Криптограммы.
19.05
35
Подведение итогов.
Викторины,
26.05
кроссворды, игры,
ребусы, загадки.
Шарады. Фразеологизмы и
глаголы – синонимы. Задания на
смекалку.
положительного отношения к учебе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.
2.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
4.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
5.
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
6.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
7.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
8.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
9.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
10.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
11.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
12.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
13.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
14.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
15.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
16.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.