Напоминание

конспект занятия "В гости к Зимушке- зиме"


Автор: Яковлева Светлана Викторовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ д/с № 98 "Ивушка"
Населённый пункт: г, Волжский Волгоградская обл
Наименование материала: Методическая разработка,
Тема: конспект занятия "В гости к Зимушке- зиме"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«В гости к зимушке-зиме»

Цель: развитие произвольного внимания.

Задачи:

.

развитие свойств внимания (объёма, устойчивости, переключения,

концентрации);

.

развитие видов внимания (слухового и зрительного);

. расширение словарного запаса;

. развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук;

. развитие мышления;

. снятие психоэмоционального напряжения;

. развитие самоконтроля.

Форма проведения: подгруппа

Методы и техника: игра, тестовые задания.

Оборудование и материалы: два дерева с вырезанными фрагментами,

вырезанные силуэты осенних листьев, снежинка, костюм бабы Яги, костюм

«Зайчик», музыкальное сопровождение, проектор, медиа-аппаратура, мягкая

игрушка – зайчик, развивающая игра «Рукавички», пиктограммы, листы с

лабиринтами, простые карандаши, листы с недорисованными снежинками,

маркеры, синего цвета.

Ход занятия

Педагог-психолог предлагает детям встать в круг на приветствие. Дети и

взрослый здороваются друг с другом.

Педагог-психолог: Ребята, к нам по электронной почте пришло письмо для

вас. Давайте откроем нашу почту и прочитаем письмо.

(педагог-психолог и дети подходят к компьютеру, открывают почту и

зачитывают письмо).

1

Письмо

Здравствуйте, ребята! С наступлением моего времени лесным жителям и

деревьям стало холодно, вот я и стала шить для них шаль из снежинок, но

прилетела колдунья, порвала мою шаль, и превратились мои снежинки в

половинки. Ребята помогите мне расколдовать снежинки. Жду вам в гости,

Зимушка-зима. Начните свой путь с тропинки и дойдите до необычных

деревьев, там проявив своё внимание и находчивость, вы узнаете, как идти

дальше, что бы прийти в моё снежное царство!

Педагог-психолог: Ребята, зимушке-зиме нужна ваша помощь. Что случилось

у Зимы?

Дети: Колдунья порвала снежную шаль и снежинки стали половинками.

Вы сможете ей помочь? (да, нам надо отправляться в путь).

Педагог-психолог: Совершенно верно. Путь будет далёкий, могут встречаться

трудности, которые нам надо преодолеть. Поэтому мы должны быть одной

командой, помогать друг другу, если надо; идти вперёд и тогда мы доберёмся

до владений Зимушки-зимы.

В письме зимушка-зима писала, что внимание вам очень понадобится.

Сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный, предлагаю поиграть в

игру «Хлопки». Становитесь в круг.

Проводится упражнение «Хлопки»,

методы и техника: игра,

цель: развитие слухового внимания, координация движений.

Содержание

Педагог-психолог: на каждый мой хлопок, вы выполняете определенное

движение. Если я хлопну один раз, вы поднимаете руки к плечам, на два

хлопка – киваете головой, на три хлопка – руки на пояс, на четыре хлопка –

руки убираете за спину, на пять моих хлопков – присесть. Игра начинается,

будьте внимательны.

Педагог-психолог: Теперь можно и отправляться в путь. Вы готовы

отправиться в путь? Юля, ты запомнила, куда мы идём? А ты Игорь

2

помнишь, для чего мы отправляемся в путь? Хорошо. Ребята смотрите, а вот

и тропинка из осенних листочков, по которой мы и пойдём. Послушайте, как

шуршат листики под ногами. Давайте с вами соберём листики в букет.

Смотрите, я нашла снежинку, какая она красивая, маленькая, лучики у

снежинки одинаковой длины.

Дети: Вот мы и дошли до деревьев.

Педагог-психолог: Давайте остановимся и рассмотрим деревья. Скажите

ребята, деревья одинаковые или чем-то отличаются друг от друга.

Дети: Они разные и отличаются друг от друга.

Педагог-психолог: Тогда, предлагаю найти отличия.

Проводится игра «Найди отличия»,

методы и техника: игра,

цель: переключение и распределение внимания.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы нашли много отличий у деревьев.

И пенёчек заметили около дерева, только кто-то его грыз?

Дети: Зайки наверное грызли кору пенька.

Педагог-психолог: правильно ребята, значит где-то поблизости зайчики

бегают.

Дети: Смотрите, зайчик к нам скачет!

Педагог-психолог: Ребята давайте подойдём и поздороваемся с ним.

Посмотрите внимательно на зайчика, он какой-то грустный.

Дети: Надо у него спросить, почему он такой.

Ребёнок в роли зайца: На опушку ранним утром прибежали зайцы. Стали

зайцы веселиться, растеряли рукавицы. Перепутали шарфы, заморозили

носы. Помогите моим зайкам рукавички отыскать.

Педагог-психолог: Ой-ё-ёй! Теперь мама зайчиха расстроится, что зайчата

могут простудиться. Смотрите ребята, зайчики боятся, наверное, идти домой,

спрятались за пенёчки и сидят там.

Дети: Надо найти им перчатки, шапочки и шарфики.

Педагог-психолог: Совершенно верно. Вам ребята, надо собрать комплект для

каждого зайчика. Вначале возьмите по шапочке, а к ним по рисунку найдите

шарфик и рукавички.

3

Проводится игра «Рукавички»

методы и техника: игра,

цель: развитие сенсорного внимания, объёма внимания.

Дети: Теперь зайчикам не холодно, да и к зиме они готовы, нарядились в

белые шубки.

Педагог-психолог: А мне что-то стало холодно. А когда вы на улицу

выйдите зимой без варежек, вам холодно? (да)

Педагог-психолог: Предлагаю погреться и поиграть.

Проводится упражнение «Ухо-нос»,

методы и техника: игра,

цель: развитие двигательно-моторного внимания.

Содержание

Педагог-психолог: Я буду говорить слово «Ухо» и каждый из нас должен

дотронуться до своего уха, а при слове «Нос», дотронуться до носа. Игру

начинаем, и зайчик с нами может поиграть. Молодцы! Итак, мы погрелись, а

теперь можем дальше идти в путь, только куда нам идти ребята?

Заяц: Я знаю, куда вы идёте, и подскажу вам, куда идти дальше. А подсказка

на одной из варежек.

После этого дети находят картинку, на ней нарисована избушка на курьих

лапах.

Педагог-психолог: Раз нарисована избушка такая, значит надо дойти до …

(бабы Яги).

На экране появляется избушка бабы Яги, дети начинают внимательно

рассматривать. Тут к детям подходит баба Яга.

Баба Яга: Кто такие? Чего тут по лесу бродите?

Дети: Здравствуйте, мы из детского сада, идём к зимушке-зиме, надо ей

помочь снежинки расколдовать.

Баба Яга: Помочь они хотят, а бабушке Яге никто не помогает, никто с ней не

играет. Пригласил меня Леший на праздник «Новый год». Указал, как идти до

него. А я вот и гадаю, по какой дороге надо отправиться, их столько тут, что и

запутаться можно.

4

Педагог-психолог: Не волнуйся бабушка, мы тебе найдём дорожку, по

которой пойдёшь и не заблудишься.

Педагог-психолог предлагает детям присесть за столы и выполнить

задание.

Проводится тестовое задание «Лабиринт»,

методы и техника: тестовое задание,

цель: развитие концентрации внимания, мелкой моторики.

Баба Яга: Вот спасибо ребятишки, помогли бабушке найти нужную дорожку,

вижу вы ребята внимательные, смекалистые. Теперь пойду и не заблужусь.

Мы когда с Лешим собираемся, то играем в игры. Может, вы знаете, какую-

нибудь игру интересную.

Педагог-психолог: Ребята давайте покажем бабушке Яге игру

«Летает, не летает», предлагаю поиграть.

Проводится упражнение «Летает, не летает»,

методы и техника: игра,

цель: развитие внимания, уточнение об окружающем мире.

Содержание

Педагог-психолог: Я буду называть разные слова. Если назван предмет,

который летает, то все хлопайте в ладоши, а если предмет не летает, то руки

убирайте за спину (так же в роли ведущего могут быть и другие игроки).

Будьте внимательны, игра начинается».

Баба Яга: Замечательная игра. Научу Лешего в такую игру играть. Спасибо

ребята, и помогли и поиграли со мной, за вашу доброту расскажу, где живёт

зимушка-зима. Что - бы попасть в царство Зимы, вам надо закрыть глаза, и

один раз повернуться вокруг себя. Тогда вы и окажетесь в царстве Зимы. До

свидание ребята!

Дети выполняют задание и попадают в царство Зимушки-зимы.

Педагог-психолог: Ребята, да тут ворота закрыты, как нам зайти. Может кто-

то догадался, как их открыть? А я, кажется, догадалась, вам надо прохлопать

столько раз, сколько показывает цифра на воротах. Становитесь в пары, одни

будут хлопать, а другие слушают, правильно ли дети хлопают в ладоши.

Проводится упражнение «цифры-хлопки»,

5

методы и техника: игра,

цель: развитие зрительного внимания, закрепление цифр.

Содержание

Педагог-психолог: Ребята смотрите внимательно. Каждая цифра обозначает

определённое количество хлопков. Какая появится цифра, столько и нам

надо прохлопать в ладоши. Только тогда откроются ворота. Смотрим и

выполняем задание. После выполнения правильного задания, на экране

открываются нарисованные ворота, и появляется изображение замка

Зимушки-зимы. После того как дети полюбовались замком, звучит голос

зимушки-зимы: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас в своих владеньях.

Мои снежинки ждут, чтобы вы их расколдовали.

Проводится упражнение «Дорисуй вторую половинку»,

методы и техника: тестовое задание,

цель: развитие мелкой моторики рук, концентрации и объёма внимания.

Содержание

Педагог-психолог: Ребята присаживайтесь за столы, возьмите и дорисуйте

снежинки. Вы дорисовывайте точно такую половинку снежинки. Смотрите

внимательно, какой у неё рисунок. Все лучики у снежинки одинаковые.

Дети выполняют задание, после чего Зимушка-зима их благодарит.

Зимушка-зима: Спасибо вам ребята. Вы помогли мне расколдовать снежинки,

были внимательны, поэтому у вас всё и получилось. Я знаю, что вам пора

возвращаться. Мои подружки снежинки помогут вам вернуться в детский сад.

Возьмите снежинки и покружитесь с ними в вальсе. И они быстро вас

перенесут в детский сад.

Дети медленно кружатся со своими снежинками под спокойную музыку.

Педагог-психолог: Когда ветра нет, то снежинки падают медленно так же, как

вы сейчас кружитесь в вальсе, а когда метель бывает, то снежинки кружатся

быстро; покружитесь побыстрее, а теперь медленно опускайте листочки со

снежинками сделав длинный шарфик. Это зимний шарф от Зимушки-зимы, и

поворачивайтесь ко мне. Вот мы и вернулись в детский сад, а теперь скажите,

что вам понравилось в нашем путешествии?

6

Конспект занятия «Гуси-лебеди»

Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.

Задачи:

снятие психоэмоционального напряжения;

развитие свойств внимания (устойчивости, переключения,

концентрации);

развитие видов внимания (слухового и зрительного);

развитие наблюдательности;

7

развитие мышления;

развитее произвольности;

развитие самоконтроля;

расширение словарного запаса.

Материалы к занятию: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с

наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат)

3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное

9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках,

отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк

«перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).

Предварительная работа: повторение сказки «Гуси-лебеди»

Ход занятия

Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из

какой сказки этот фрагмент:

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила

братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась,

загулялась…

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-

лебеди)

Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)

Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-

Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.

Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.

1. Упражнение «Лепим».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Дети выполняют следующие упражнения.

1.

«Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

2.

«Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

3.

«Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8

4.

«Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят

указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

5.

«Лепят носик» - проводят кончиками пальцев по носу.

6.

«Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

7.

«Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.

8.

«Лепят ручки» - поглаживают руки.

9.

«Лепят ножки» - поглаживают ноги.

Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила

Аленушка на своем пути? (печку)

И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в

определенные места.

2. Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие концентрации внимания.

Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто

знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток

вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой.

Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:

1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;

1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;

2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем

пирожок;

1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх –

рисуем пирожок;

Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки

печь.

Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно

посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?

3. Упражнение «Собери картинку»

Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.

9

Дети смотрят на изображение яблони.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда?

Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.

Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.

Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой

берег.

4. Упражнение «Дорожка»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.

Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими

фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).

Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень

внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на

треугольники, и не на желтые фигуры.

5. Упражнение «Чья тень?»

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на

курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та

которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой

избушке принадлежит тень.

Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать

Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.

6. Упражнение «Перепутанные линии»

Цель: концентрация зрительного внимания.

Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны

нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы

найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно

проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке

нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для

первого ключика.

Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы

гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.

10

7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности,

умения действовать по правилам.

Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый,

синий.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы.

Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» - можно бегать, прыгать,

кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» -

можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий

круг – «молчалка» - вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-

лебеди совсем близко. Начали.

Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили.

А теперь вернем братца Алёнушке, и расскажем ей какие препятствия нам

удалось преодолеть.

11

12

13

Обработка полученных данных

Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала

(+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из

большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с

положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают

ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов

каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на

количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с

«ключом» методики: +22 и более — это высокая степень

благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 21 —

средняя степень благоприятности социально-психологического

климата; от 0 до 7 — низкая степень (незначительная)

благоприятности; от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность

социально-психологического климата; от (–9) до (–10) — средняя

неблагоприятность; от (–11) и ниже в отрицательную сторону —

сильная неблагоприятность.

14

Внимание дошкольника.

Упражнения и игры на развитие внимания.

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало

интенсивного формирования у него произвольного внимания.

15

Необходимость каждый день в течение нескольких часов

концентрироваться

на

определенных

объектах,

действиях

дисциплинирует его волю, организует внимание.

В

дошкольном

возрасте

ребенок

может

удерживать

внимание

в

течение

довольно

длительного

времени:

шестилетние

дети

занимаются

интересной

игрой

целый

час,

а

за

рисованием

проводят

и

полтора-два

часа.

Произвольное

в н и м а н и е

д о ш к ол ь н и к а

ф о р м и р у ет с я

в

р а з н ы х

и г р а х

( р о л е в ы х ,

дидактических),

требующих

и

сосредоточенности

внимания

на

конкретных

объектах,

действиях,

и

его

распределения.

Однако

все-таки

преобладает

непроизвольное

внимание.

Дошкольник

легко

переключается

с

нужного,

но

менее

интересного

дела

на

пустячное,

но

увлекательное.

В

этом

возрасте

все

еще

сильная

реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в

достаточной

степени

управлять

своим

вниманием.

Это

можно

объяснить

и

тем,

что

у

него

преобладает

наглядно-образный

характер

мыслительной

деятельности.

Оказывают

влияние

на

характер

внимания

и

индивидуальные

особенности

личности

дошк ольник а.

Их

необходимо

учитывать

во

и з б е ж а н и е

недоразумений.

Так,

пассивные,

вялые

флегматик

и

меланхолик

кажутся

невнимательными,

но

на

самом

деле

они

сосредоточены

на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме.

Непоседливый,

излишне

разговорчивый

сангвиник

кажется

невнимательным,

тем

не

менее

его

ответы

на

вопросы

учителя

свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно,

есть

дети

просто

невнимательные.

Причины

различны:

леность

м ы с л и ,

н е с е р ь ез н о е

от н о ш е н и е

к

у ч ебе ,

п о в ы ш е н н а я

возбудимость

центральной

нервной

системы.

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в

развитии внимания смогут специальные задания и упражнения.

Такие упражнения будут способствовать развитию зрительного и

слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического

16

мышления, а выполнение графических упражнений – развитию

мелкой моторики и движений руки.

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей:

объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не

забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется,

необходимо

предложить

выполнить

аналогичные

упражнения.

Перед началом занятий обязательно создать у ребенка

положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не

допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и

подробно

описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте

.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо

знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку,

показывая и называя их вслух.

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16

Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет,

должно быть равно 1 – 1,5 мин.

3. Игра «Черный с белым не носи».

17

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры,

рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней

участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует

выполнение правил игры.

Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете

задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными,

нельзя только произносить одно запретное слово, например,

называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был

внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем

можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?»,

«Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти

такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только

он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей.

Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее

количество

вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку,

раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое

вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим

вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут

быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту

игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие

запретные слова, например да и нет.

4. «Поиграй в сыщика»

Найти и раскрасить треугольники желтым цветом,

многоугольники – синим.

5.

Упражнение

«Пол-нос-потолок».

18

Такое упражнение развивает внимание, быстроту реакции.

По команде «Пол» ребёнку предложите показать на пол, при этом

сами показывайте на то о чём говорите, а по команде «Нос»,

дотронуться до носа, а на слово «Потолок», показать на потолок.

Слова произносятся быстро, так же вы можете и запутывать:

говорить «Нос», а показать на пол.

6. Упражнение на развитие концентрации внимания и его

устойчивости.

Предлагается детям, знающим хорошо буквы. На бланке напечатаны

буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв.

Ребенок внимательно просматривает каждую строку. Он должен

отыскать те буквы, которые вы ему скажите. Например: букву «О»

надо обвести в кружок, а букву «С» подчеркнуть.

одыраметлакаиогуавтобусшыгмим

отшмолрорввуранстралгпалканио

квиаипшу баывакртьамамаоипсазш

трпмдыммыл ойьмшцыс орзщнтспржо

ф пи т з м к у н с з н и ак отелм артс ом ячв

Показатель успешности – число найденных правильных букв и

скорость выполнения задания. Буквы можно набрать на

компьютере или написать от руки.

7. Найди отличия.

Сравни картинки между собой и назови отличия.

19

Что делать, если ребёнок ходит на носочках (на цыпочках)

Конечно же, если вы хотите обезопаситься, Вам с малышом

следует сходить в больницу к невропатологу (именно нервная

система отвечает за то, как мы ходим). Но не спешите внять

его рецептам по поводу уколов и таблеток. Первым делом

походите на массаж. Чтобы установить, действительно ли у

Вашего ребёнка нарушено мышечное распределение, нужно

пройти обследования у врача несколько раз. Хороший

специалист легко ответит на вопрос «почему ребенок ходит

на носочках, цыпочках», проведёт комплексное

обследование, проверяя не только ступни, но и организм в

целом, его реакции, которые могут меняться в зависимости от

поры года .

.

Важно ли быть внимательным,

развитие произвольности внимания в дошкольном детстве

Созревание центральной нервной системы, развитие коры головного мозга приводят к

совершенствованию

свойств

внимания:

устойчивости,

переключения

и

объема.

Ребенок

дошкольного

возраста

может

действовать

одновременно

с

несколькими

предметами,

переключатся

с

одного

действия

на

другое

и

сосредотачиваться

на

объекте

достаточно

длительное время. Но внимание ребенка по-прежнему зависит от эмоций и раздражителей, то

есть,

чем

эмоциональнее

деятельность,

тем

больше

сосредоточен

ребенок,

чем

сильнее

действует внешний раздражитель, тем больше ребенок отвлекается. Начиная с 5-5,5 лет, дети

все меньше реагируют на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо

действия.

20

Основной значимой особенностью дошкольного возраста

в

области

развития

внимания

является

появление

произвольности.

Начиная с 4,5 лет, ребенок все чаще направляет свои действия

в

соответствии

с

указаниями

взрослого,

при

этом

словесная

инструкция

"будь

внимательным"

понимается

ребенком

уже

буквально,

он

направляет

и

удерживает

свое

внимание

в

зависимости от поставленной цели. Эта способность называется

произвольностью

внимания.

Развитие

произвольного

внимания

связано с одной стороны с развитием речи, с другой с развитием

мышления и деятельности в целом.

Стадии проявления произвольного внимания:

1. Стадия внешних (речевых) стимулов

В младшем и среднем дошкольном возрасте внимание ребенка

направляется под действием словесных указаний взрослого. На

этом этапе внимание постоянно "соскальзывает" с поставленной

цели и ребенку для продолжения сосредоточения необходимы

дополнительные

стимулы

со

стороны

взрослого

(похвала,

напоминание,

повторные

указания).

При

отсутствии

таковых

произвольность ослабевает и внимание распадается.

2. Стадия личных целей

В старшем дошкольном возрасте способность ребенка

самостоятельно поставить цель следить или наблюдать за

объектом

постепенно

развивается

и

достигает

своей

высшей отметки к 7-7,5 годам, когда ребенок не только

понимает роль собственной внимательности для получения

результата,

но

самостоятельно

направляет,

удерживает

внимание и не отвлекается на посторонние раздражители,

выполняя поставленную задачу.

Примером такого высокого уровня произвольности может стать описание выполнения

детьми 7-ми лет тестового задания, когда ребенку предлагается проверить, достаточно ли

хорошо развито его внимание, чтобы успешно учиться. В качестве задания предлагается

зачеркивать или обводить определенные фигуры среди многих других и делать это строго

определенным

способом.

При

этом

на

разных

этапах

выполнения

задания

специально

внедряются

посторонние

раздражители

(постукивание,

не

обращенная

к

ребенку

речь,

музыка). Если у ребенка произвольность высоко развита, он способен на протяжении почти 10

минут

выполнять

это

задание,

с

минимальным

количеством

ошибок,

не

отвлекаясь

на

сбивающие раздражители.

3. Стадия волевых усилий или послепроизвольное внимание

По

мере

того,

как

ребенок

привыкает

направлять

свое

внимание

в

соответствии

с

внешней

или

внутренней

целью,

развиваются

волевые

механизмы

управления

вниманием,

или

формируется привычка заставлять себя быть внимательным.

Развитие волевых усилий очень связано с формированием норм

поведения, когда ребенок приучается сдерживать свое поведение

в зависимости от понятий: "хорошо-плохо", или "можно-нельзя".

Как достигнуть такого уровня развития произвольности, когда

ребенок самостоятельно ставит цель и удерживает свое внимание

21

на

протяжении

ее

достижения?

Это

происходит

постепенно

и

только под руководством взрослого.

• Для маленьких детей большое значение имеет умение взрослого, переключая

ребенка на разные способы или предметы, удержать его внимание и довести начатую

деятельность до конца. Особенно актуальным будет пример с игрушками, когда

большинство детей хватают то одну, то другую игрушку, не завершив своих игровых

действий. Уже в этот момент начинает воспитываться произвольность, но не грубо и

откровенно, а косвенно, через интересные для ребенка предложения продолжить

игру

разными

способами.

Если

малыш

будет

постоянно

наблюдать

деликатную

настойчивость взрослого, его отношение к игровому действию будет меняться.

• Для развития внимания очень важно использовать игры, в том числе и подвижные,

которые требуют переключения, распределения и сосредоточения внимания.

• Для облегчения переключения необходимо устанавливать связь между различными

видами деятельности, особенно между игровой и бытовой, и предупреждать ребенка

заранее о необходимости переключиться с игры на одевание или еду.

• Для активизации внимания необходимо подбирать предметную среду, которая

стимулирует активную познавательную деятельность ребенка.

Безусловно,

произвольность

во

многом

зависит

от

состояния

нервной

системы

и

темперамента. Если, несмотря на выполнение всех рекомендаций, ваш ребенок к старшему

дошкольному возрасту имеет проблемы с произвольным вниманием, необходимо выявить

причины трудностей и осуществить специальную коррекционную работу под руководством

специалиста.

22



В раздел образования