Автор: Яковлева Светлана Викторовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ д/с № 98 "Ивушка"
Населённый пункт: г, Волжский Волгоградская обл
Наименование материала: Методическая разработка,
Тема: конспект занятия "В гости к Зимушке- зиме"
Раздел: дошкольное образование
«В гости к зимушке-зиме»
Цель: развитие произвольного внимания.
Задачи:
.
развитие свойств внимания (объёма, устойчивости, переключения,
концентрации);
.
развитие видов внимания (слухового и зрительного);
. расширение словарного запаса;
. развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук;
. развитие мышления;
. снятие психоэмоционального напряжения;
. развитие самоконтроля.
Форма проведения: подгруппа
Методы и техника: игра, тестовые задания.
Оборудование и материалы: два дерева с вырезанными фрагментами,
вырезанные силуэты осенних листьев, снежинка, костюм бабы Яги, костюм
«Зайчик», музыкальное сопровождение, проектор, медиа-аппаратура, мягкая
игрушка – зайчик, развивающая игра «Рукавички», пиктограммы, листы с
лабиринтами, простые карандаши, листы с недорисованными снежинками,
маркеры, синего цвета.
Ход занятия
Педагог-психолог предлагает детям встать в круг на приветствие. Дети и
взрослый здороваются друг с другом.
Педагог-психолог: Ребята, к нам по электронной почте пришло письмо для
вас. Давайте откроем нашу почту и прочитаем письмо.
(педагог-психолог и дети подходят к компьютеру, открывают почту и
зачитывают письмо).
1
Письмо
Здравствуйте, ребята! С наступлением моего времени лесным жителям и
деревьям стало холодно, вот я и стала шить для них шаль из снежинок, но
прилетела колдунья, порвала мою шаль, и превратились мои снежинки в
половинки. Ребята помогите мне расколдовать снежинки. Жду вам в гости,
Зимушка-зима. Начните свой путь с тропинки и дойдите до необычных
деревьев, там проявив своё внимание и находчивость, вы узнаете, как идти
дальше, что бы прийти в моё снежное царство!
Педагог-психолог: Ребята, зимушке-зиме нужна ваша помощь. Что случилось
у Зимы?
Дети: Колдунья порвала снежную шаль и снежинки стали половинками.
Вы сможете ей помочь? (да, нам надо отправляться в путь).
Педагог-психолог: Совершенно верно. Путь будет далёкий, могут встречаться
трудности, которые нам надо преодолеть. Поэтому мы должны быть одной
командой, помогать друг другу, если надо; идти вперёд и тогда мы доберёмся
до владений Зимушки-зимы.
В письме зимушка-зима писала, что внимание вам очень понадобится.
Сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный, предлагаю поиграть в
игру «Хлопки». Становитесь в круг.
Проводится упражнение «Хлопки»,
методы и техника: игра,
цель: развитие слухового внимания, координация движений.
Содержание
Педагог-психолог: на каждый мой хлопок, вы выполняете определенное
движение. Если я хлопну один раз, вы поднимаете руки к плечам, на два
хлопка – киваете головой, на три хлопка – руки на пояс, на четыре хлопка –
руки убираете за спину, на пять моих хлопков – присесть. Игра начинается,
будьте внимательны.
Педагог-психолог: Теперь можно и отправляться в путь. Вы готовы
отправиться в путь? Юля, ты запомнила, куда мы идём? А ты Игорь
2
помнишь, для чего мы отправляемся в путь? Хорошо. Ребята смотрите, а вот
и тропинка из осенних листочков, по которой мы и пойдём. Послушайте, как
шуршат листики под ногами. Давайте с вами соберём листики в букет.
Смотрите, я нашла снежинку, какая она красивая, маленькая, лучики у
снежинки одинаковой длины.
Дети: Вот мы и дошли до деревьев.
Педагог-психолог: Давайте остановимся и рассмотрим деревья. Скажите
ребята, деревья одинаковые или чем-то отличаются друг от друга.
Дети: Они разные и отличаются друг от друга.
Педагог-психолог: Тогда, предлагаю найти отличия.
Проводится игра «Найди отличия»,
методы и техника: игра,
цель: переключение и распределение внимания.
Педагог-психолог: Молодцы ребята, вы нашли много отличий у деревьев.
И пенёчек заметили около дерева, только кто-то его грыз?
Дети: Зайки наверное грызли кору пенька.
Педагог-психолог: правильно ребята, значит где-то поблизости зайчики
бегают.
Дети: Смотрите, зайчик к нам скачет!
Педагог-психолог: Ребята давайте подойдём и поздороваемся с ним.
Посмотрите внимательно на зайчика, он какой-то грустный.
Дети: Надо у него спросить, почему он такой.
Ребёнок в роли зайца: На опушку ранним утром прибежали зайцы. Стали
зайцы веселиться, растеряли рукавицы. Перепутали шарфы, заморозили
носы. Помогите моим зайкам рукавички отыскать.
Педагог-психолог: Ой-ё-ёй! Теперь мама зайчиха расстроится, что зайчата
могут простудиться. Смотрите ребята, зайчики боятся, наверное, идти домой,
спрятались за пенёчки и сидят там.
Дети: Надо найти им перчатки, шапочки и шарфики.
Педагог-психолог: Совершенно верно. Вам ребята, надо собрать комплект для
каждого зайчика. Вначале возьмите по шапочке, а к ним по рисунку найдите
шарфик и рукавички.
3
Проводится игра «Рукавички»
методы и техника: игра,
цель: развитие сенсорного внимания, объёма внимания.
Дети: Теперь зайчикам не холодно, да и к зиме они готовы, нарядились в
белые шубки.
Педагог-психолог: А мне что-то стало холодно. А когда вы на улицу
выйдите зимой без варежек, вам холодно? (да)
Педагог-психолог: Предлагаю погреться и поиграть.
Проводится упражнение «Ухо-нос»,
методы и техника: игра,
цель: развитие двигательно-моторного внимания.
Содержание
Педагог-психолог: Я буду говорить слово «Ухо» и каждый из нас должен
дотронуться до своего уха, а при слове «Нос», дотронуться до носа. Игру
начинаем, и зайчик с нами может поиграть. Молодцы! Итак, мы погрелись, а
теперь можем дальше идти в путь, только куда нам идти ребята?
Заяц: Я знаю, куда вы идёте, и подскажу вам, куда идти дальше. А подсказка
на одной из варежек.
После этого дети находят картинку, на ней нарисована избушка на курьих
лапах.
Педагог-психолог: Раз нарисована избушка такая, значит надо дойти до …
(бабы Яги).
На экране появляется избушка бабы Яги, дети начинают внимательно
рассматривать. Тут к детям подходит баба Яга.
Баба Яга: Кто такие? Чего тут по лесу бродите?
Дети: Здравствуйте, мы из детского сада, идём к зимушке-зиме, надо ей
помочь снежинки расколдовать.
Баба Яга: Помочь они хотят, а бабушке Яге никто не помогает, никто с ней не
играет. Пригласил меня Леший на праздник «Новый год». Указал, как идти до
него. А я вот и гадаю, по какой дороге надо отправиться, их столько тут, что и
запутаться можно.
4
Педагог-психолог: Не волнуйся бабушка, мы тебе найдём дорожку, по
которой пойдёшь и не заблудишься.
Педагог-психолог предлагает детям присесть за столы и выполнить
задание.
Проводится тестовое задание «Лабиринт»,
методы и техника: тестовое задание,
цель: развитие концентрации внимания, мелкой моторики.
Баба Яга: Вот спасибо ребятишки, помогли бабушке найти нужную дорожку,
вижу вы ребята внимательные, смекалистые. Теперь пойду и не заблужусь.
Мы когда с Лешим собираемся, то играем в игры. Может, вы знаете, какую-
нибудь игру интересную.
Педагог-психолог: Ребята давайте покажем бабушке Яге игру
«Летает, не летает», предлагаю поиграть.
Проводится упражнение «Летает, не летает»,
методы и техника: игра,
цель: развитие внимания, уточнение об окружающем мире.
Содержание
Педагог-психолог: Я буду называть разные слова. Если назван предмет,
который летает, то все хлопайте в ладоши, а если предмет не летает, то руки
убирайте за спину (так же в роли ведущего могут быть и другие игроки).
Будьте внимательны, игра начинается».
Баба Яга: Замечательная игра. Научу Лешего в такую игру играть. Спасибо
ребята, и помогли и поиграли со мной, за вашу доброту расскажу, где живёт
зимушка-зима. Что - бы попасть в царство Зимы, вам надо закрыть глаза, и
один раз повернуться вокруг себя. Тогда вы и окажетесь в царстве Зимы. До
свидание ребята!
Дети выполняют задание и попадают в царство Зимушки-зимы.
Педагог-психолог: Ребята, да тут ворота закрыты, как нам зайти. Может кто-
то догадался, как их открыть? А я, кажется, догадалась, вам надо прохлопать
столько раз, сколько показывает цифра на воротах. Становитесь в пары, одни
будут хлопать, а другие слушают, правильно ли дети хлопают в ладоши.
Проводится упражнение «цифры-хлопки»,
5
методы и техника: игра,
цель: развитие зрительного внимания, закрепление цифр.
Содержание
Педагог-психолог: Ребята смотрите внимательно. Каждая цифра обозначает
определённое количество хлопков. Какая появится цифра, столько и нам
надо прохлопать в ладоши. Только тогда откроются ворота. Смотрим и
выполняем задание. После выполнения правильного задания, на экране
открываются нарисованные ворота, и появляется изображение замка
Зимушки-зимы. После того как дети полюбовались замком, звучит голос
зимушки-зимы: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас в своих владеньях.
Мои снежинки ждут, чтобы вы их расколдовали.
Проводится упражнение «Дорисуй вторую половинку»,
методы и техника: тестовое задание,
цель: развитие мелкой моторики рук, концентрации и объёма внимания.
Содержание
Педагог-психолог: Ребята присаживайтесь за столы, возьмите и дорисуйте
снежинки. Вы дорисовывайте точно такую половинку снежинки. Смотрите
внимательно, какой у неё рисунок. Все лучики у снежинки одинаковые.
Дети выполняют задание, после чего Зимушка-зима их благодарит.
Зимушка-зима: Спасибо вам ребята. Вы помогли мне расколдовать снежинки,
были внимательны, поэтому у вас всё и получилось. Я знаю, что вам пора
возвращаться. Мои подружки снежинки помогут вам вернуться в детский сад.
Возьмите снежинки и покружитесь с ними в вальсе. И они быстро вас
перенесут в детский сад.
Дети медленно кружатся со своими снежинками под спокойную музыку.
Педагог-психолог: Когда ветра нет, то снежинки падают медленно так же, как
вы сейчас кружитесь в вальсе, а когда метель бывает, то снежинки кружатся
быстро; покружитесь побыстрее, а теперь медленно опускайте листочки со
снежинками сделав длинный шарфик. Это зимний шарф от Зимушки-зимы, и
поворачивайтесь ко мне. Вот мы и вернулись в детский сад, а теперь скажите,
что вам понравилось в нашем путешествии?
6
Конспект занятия «Гуси-лебеди»
Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности.
Задачи:
снятие психоэмоционального напряжения;
развитие свойств внимания (устойчивости, переключения,
концентрации);
развитие видов внимания (слухового и зрительного);
развитие наблюдательности;
7
развитие мышления;
развитее произвольности;
развитие самоконтроля;
расширение словарного запаса.
Материалы к занятию: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с
наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат)
3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное
9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках,
отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк
«перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый).
Предварительная работа: повторение сказки «Гуси-лебеди»
Ход занятия
Педагог-психолог: Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из
какой сказки этот фрагмент:
«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась,
загулялась…
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-
лебеди)
Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)
Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-
Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца.
Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.
1. Упражнение «Лепим».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Дети выполняют следующие упражнения.
1.
«Лепят личико» - проводят руками по краю лица.
2.
«Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.
3.
«Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.
8
4.
«Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят
указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
5.
«Лепят носик» - проводят кончиками пальцев по носу.
6.
«Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
7.
«Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.
8.
«Лепят ручки» - поглаживают руки.
9.
«Лепят ножки» - поглаживают ноги.
Педагог-психолог: Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила
Аленушка на своем пути? (печку)
И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в
определенные места.
2. Упражнение «Будь внимателен»
Цель: развитие концентрации внимания.
Педагог-психолог: Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто
знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток
вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой.
Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:
1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;
1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;
2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем
пирожок;
1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх –
рисуем пирожок;
Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки
печь.
Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно
посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?
3. Упражнение «Собери картинку»
Цель: развитие устойчивости, переключения внимания, мышления.
9
Дети смотрят на изображение яблони.
Педагог-психолог: Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда?
Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке.
Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.
Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой
берег.
4. Упражнение «Дорожка»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания.
Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими
фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).
Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень
внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на
треугольники, и не на желтые фигуры.
5. Упражнение «Чья тень?»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на
курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та
которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой
избушке принадлежит тень.
Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать
Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.
6. Упражнение «Перепутанные линии»
Цель: концентрация зрительного внимания.
Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны
нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы
найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно
проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке
нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для
первого ключика.
Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы
гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.
10
7. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности,
умения действовать по правилам.
Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый,
синий.
Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы.
Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» - можно бегать, прыгать,
кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» -
можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий
круг – «молчалка» - вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-
лебеди совсем близко. Начали.
Молодцы! Вы все были очень внимательные и гуси-лебеди нас не заметили.
А теперь вернем братца Алёнушке, и расскажем ей какие препятствия нам
удалось преодолеть.
11
12
13
Обработка полученных данных
Осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала
(+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из
большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с
положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают
ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов
каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на
количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с
«ключом» методики: +22 и более — это высокая степень
благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 21 —
средняя степень благоприятности социально-психологического
климата; от 0 до 7 — низкая степень (незначительная)
благоприятности; от 0 до (–8) — начальная неблагоприятность
социально-психологического климата; от (–9) до (–10) — средняя
неблагоприятность; от (–11) и ниже в отрицательную сторону —
сильная неблагоприятность.
14
Внимание дошкольника.
Упражнения и игры на развитие внимания.
Поступление ребенка в школу знаменует собой начало
интенсивного формирования у него произвольного внимания.
15
Необходимость каждый день в течение нескольких часов
концентрироваться
на
определенных
объектах,
действиях
дисциплинирует его волю, организует внимание.
В
дошкольном
возрасте
ребенок
может
удерживать
внимание
в
течение
довольно
длительного
времени:
шестилетние
дети
занимаются
интересной
игрой
целый
час,
а
за
рисованием
проводят
и
полтора-два
часа.
Произвольное
в н и м а н и е
д о ш к ол ь н и к а
ф о р м и р у ет с я
в
р а з н ы х
и г р а х
( р о л е в ы х ,
дидактических),
требующих
и
сосредоточенности
внимания
на
конкретных
объектах,
действиях,
и
его
распределения.
Однако
все-таки
преобладает
непроизвольное
внимание.
Дошкольник
легко
переключается
с
нужного,
но
менее
интересного
дела
на
пустячное,
но
увлекательное.
В
этом
возрасте
все
еще
сильная
реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в
достаточной
степени
управлять
своим
вниманием.
Это
можно
объяснить
и
тем,
что
у
него
преобладает
наглядно-образный
характер
мыслительной
деятельности.
Оказывают
влияние
на
характер
внимания
и
индивидуальные
особенности
личности
дошк ольник а.
Их
необходимо
учитывать
во
и з б е ж а н и е
недоразумений.
Так,
пассивные,
вялые
флегматик
и
меланхолик
кажутся
невнимательными,
но
на
самом
деле
они
сосредоточены
на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме.
Непоседливый,
излишне
разговорчивый
сангвиник
кажется
невнимательным,
тем
не
менее
его
ответы
на
вопросы
учителя
свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно,
есть
дети
просто
невнимательные.
Причины
различны:
леность
м ы с л и ,
н е с е р ь ез н о е
от н о ш е н и е
к
у ч ебе ,
п о в ы ш е н н а я
возбудимость
центральной
нервной
системы.
Как развивать внимание дошкольника?
Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в
развитии внимания смогут специальные задания и упражнения.
Такие упражнения будут способствовать развитию зрительного и
слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического
16
мышления, а выполнение графических упражнений – развитию
мелкой моторики и движений руки.
При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей:
объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не
забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется,
необходимо
предложить
выполнить
аналогичные
упражнения.
Перед началом занятий обязательно создать у ребенка
положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не
допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.
Упражнения и игры для развития внимания:
1. «Кто наблюдательнее?»
Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и
подробно
описать.
2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте
.
Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо
знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку,
показывая и называя их вслух.
21
12
7
1
20
6
15
17
3
18
19
4
8
25
13
24
2
22
10
5
9
14
11
23
16
Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет,
должно быть равно 1 – 1,5 мин.
3. Игра «Черный с белым не носи».
17
Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры,
рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней
участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует
выполнение правил игры.
Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете
задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными,
нельзя только произносить одно запретное слово, например,
называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был
внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем
можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?»,
«Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти
такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только
он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей.
Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее
количество
вопросов.
Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку,
раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое
вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим
вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут
быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту
игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие
запретные слова, например да и нет.
4. «Поиграй в сыщика»
Найти и раскрасить треугольники желтым цветом,
многоугольники – синим.
5.
Упражнение
«Пол-нос-потолок».
18
Такое упражнение развивает внимание, быстроту реакции.
По команде «Пол» ребёнку предложите показать на пол, при этом
сами показывайте на то о чём говорите, а по команде «Нос»,
дотронуться до носа, а на слово «Потолок», показать на потолок.
Слова произносятся быстро, так же вы можете и запутывать:
говорить «Нос», а показать на пол.
6. Упражнение на развитие концентрации внимания и его
устойчивости.
Предлагается детям, знающим хорошо буквы. На бланке напечатаны
буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв.
Ребенок внимательно просматривает каждую строку. Он должен
отыскать те буквы, которые вы ему скажите. Например: букву «О»
надо обвести в кружок, а букву «С» подчеркнуть.
одыраметлакаиогуавтобусшыгмим
отшмолрорввуранстралгпалканио
квиаипшу баывакртьамамаоипсазш
трпмдыммыл ойьмшцыс орзщнтспржо
ф пи т з м к у н с з н и ак отелм артс ом ячв
Показатель успешности – число найденных правильных букв и
скорость выполнения задания. Буквы можно набрать на
компьютере или написать от руки.
7. Найди отличия.
Сравни картинки между собой и назови отличия.
19
Что делать, если ребёнок ходит на носочках (на цыпочках)
Конечно же, если вы хотите обезопаситься, Вам с малышом
следует сходить в больницу к невропатологу (именно нервная
система отвечает за то, как мы ходим). Но не спешите внять
его рецептам по поводу уколов и таблеток. Первым делом
походите на массаж. Чтобы установить, действительно ли у
Вашего ребёнка нарушено мышечное распределение, нужно
пройти обследования у врача несколько раз. Хороший
специалист легко ответит на вопрос «почему ребенок ходит
на носочках, цыпочках», проведёт комплексное
обследование, проверяя не только ступни, но и организм в
целом, его реакции, которые могут меняться в зависимости от
поры года .
.
Важно ли быть внимательным,
развитие произвольности внимания в дошкольном детстве
Созревание центральной нервной системы, развитие коры головного мозга приводят к
совершенствованию
свойств
внимания:
устойчивости,
переключения
и
объема.
Ребенок
дошкольного
возраста
может
действовать
одновременно
с
несколькими
предметами,
переключатся
с
одного
действия
на
другое
и
сосредотачиваться
на
объекте
достаточно
длительное время. Но внимание ребенка по-прежнему зависит от эмоций и раздражителей, то
есть,
чем
эмоциональнее
деятельность,
тем
больше
сосредоточен
ребенок,
чем
сильнее
действует внешний раздражитель, тем больше ребенок отвлекается. Начиная с 5-5,5 лет, дети
все меньше реагируют на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо
действия.
20
Основной значимой особенностью дошкольного возраста
в
области
развития
внимания
является
появление
произвольности.
Начиная с 4,5 лет, ребенок все чаще направляет свои действия
в
соответствии
с
указаниями
взрослого,
при
этом
словесная
инструкция
"будь
внимательным"
понимается
ребенком
уже
буквально,
он
направляет
и
удерживает
свое
внимание
в
зависимости от поставленной цели. Эта способность называется
произвольностью
внимания.
Развитие
произвольного
внимания
связано с одной стороны с развитием речи, с другой с развитием
мышления и деятельности в целом.
Стадии проявления произвольного внимания:
1. Стадия внешних (речевых) стимулов
В младшем и среднем дошкольном возрасте внимание ребенка
направляется под действием словесных указаний взрослого. На
этом этапе внимание постоянно "соскальзывает" с поставленной
цели и ребенку для продолжения сосредоточения необходимы
дополнительные
стимулы
со
стороны
взрослого
(похвала,
напоминание,
повторные
указания).
При
отсутствии
таковых
произвольность ослабевает и внимание распадается.
2. Стадия личных целей
В старшем дошкольном возрасте способность ребенка
самостоятельно поставить цель следить или наблюдать за
объектом
постепенно
развивается
и
достигает
своей
высшей отметки к 7-7,5 годам, когда ребенок не только
понимает роль собственной внимательности для получения
результата,
но
самостоятельно
направляет,
удерживает
внимание и не отвлекается на посторонние раздражители,
выполняя поставленную задачу.
Примером такого высокого уровня произвольности может стать описание выполнения
детьми 7-ми лет тестового задания, когда ребенку предлагается проверить, достаточно ли
хорошо развито его внимание, чтобы успешно учиться. В качестве задания предлагается
зачеркивать или обводить определенные фигуры среди многих других и делать это строго
определенным
способом.
При
этом
на
разных
этапах
выполнения
задания
специально
внедряются
посторонние
раздражители
(постукивание,
не
обращенная
к
ребенку
речь,
музыка). Если у ребенка произвольность высоко развита, он способен на протяжении почти 10
минут
выполнять
это
задание,
с
минимальным
количеством
ошибок,
не
отвлекаясь
на
сбивающие раздражители.
3. Стадия волевых усилий или послепроизвольное внимание
По
мере
того,
как
ребенок
привыкает
направлять
свое
внимание
в
соответствии
с
внешней
или
внутренней
целью,
развиваются
волевые
механизмы
управления
вниманием,
или
формируется привычка заставлять себя быть внимательным.
Развитие волевых усилий очень связано с формированием норм
поведения, когда ребенок приучается сдерживать свое поведение
в зависимости от понятий: "хорошо-плохо", или "можно-нельзя".
Как достигнуть такого уровня развития произвольности, когда
ребенок самостоятельно ставит цель и удерживает свое внимание
21
на
протяжении
ее
достижения?
Это
происходит
постепенно
и
только под руководством взрослого.
• Для маленьких детей большое значение имеет умение взрослого, переключая
ребенка на разные способы или предметы, удержать его внимание и довести начатую
деятельность до конца. Особенно актуальным будет пример с игрушками, когда
большинство детей хватают то одну, то другую игрушку, не завершив своих игровых
действий. Уже в этот момент начинает воспитываться произвольность, но не грубо и
откровенно, а косвенно, через интересные для ребенка предложения продолжить
игру
разными
способами.
Если
малыш
будет
постоянно
наблюдать
деликатную
настойчивость взрослого, его отношение к игровому действию будет меняться.
• Для развития внимания очень важно использовать игры, в том числе и подвижные,
которые требуют переключения, распределения и сосредоточения внимания.
• Для облегчения переключения необходимо устанавливать связь между различными
видами деятельности, особенно между игровой и бытовой, и предупреждать ребенка
заранее о необходимости переключиться с игры на одевание или еду.
• Для активизации внимания необходимо подбирать предметную среду, которая
стимулирует активную познавательную деятельность ребенка.
Безусловно,
произвольность
во
многом
зависит
от
состояния
нервной
системы
и
темперамента. Если, несмотря на выполнение всех рекомендаций, ваш ребенок к старшему
дошкольному возрасту имеет проблемы с произвольным вниманием, необходимо выявить
причины трудностей и осуществить специальную коррекционную работу под руководством
специалиста.
22