Напоминание

«Применение соревновательно-игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста»


Автор: Валентинова Инна Валентиновна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ НШ п. Харп
Населённый пункт: ЯНАО п. Харп
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Применение соревновательно-игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная школа п. Харп.

Сообщение: (опыт работы)

Тема: «Применение соревновательно-игровых заданий для повышения

уровня физической подготовленности обучающихся младшего

школьного возраста»

:

Подготовила учитель

физической культуры

.

Валентинова Инна Валентиновна

п. Харп

март 2018 г.

Описание опыта.

1. Теоретический этап

Многие

ученые

(Лесгафт,

Макаренко,

Ушинский)

считали

игру

упражнением,

посредством которого ребенок готовится к жизни. «Игра – путь детей к познанию мира, в

котором они живут и который призваны изменить».

Тема, над которой я работаю с 2015-2016 учебного года «Применение соревновательно-

игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности обучающихся

младшего школьного возраста».

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований.

Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства

повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со-

ревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех

упражнений, в которых они должны соревноваться.

Игровой метод - это способ организации процесса овладения специальными знаниями,

умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в

процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации,

сюжета, роли, действий с предметами, правил).

Тема, над которой я работаю с 2015-2016 учебного года «Применение соревновательно-

игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности обучающихся

младшего школьного возраста».

Применение

игрового

и

соревновательного

методов

позволяет

развивать

двигательные качества в их взаимосвязи, а также оптимально сочетать процесс развития

физических качеств и формирования двигательных навыков. Оба метода могут быть

представлены различными приемами, а игровые и соревновательные средства в процессе

обучения различают по следующим показателям:

по преимущественной направленности (на формирование двигательных умений и

навыков или развитие двигательных качеств);

по отношению к изучаемому двигательному действию (содержащие отдельные

элементы двигательного действия, целостное двигательное действие, различные

сочетания двигательных действий, способы выполнения двигательных действий в

изменяющихся условиях);

по отношению к развиваемому двигательному качеству (на развитие силы,

быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, комплексное

совершенствование двигательной деятельности);

по способу включения в процесс обучения (кратковременное, распределенное с

периодическим включением, распределенное с постоянным включением).

Успех применения обоих методов зависит от соответствия игр, игровых заданий и

элементов соревнования, конкретным задачам обучения.

2. Практический этап

Одна из задач программы по физической культуре – воспитание всесторонне и

гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего,

развивающегося организма ребёнка. При проведении занятий усиливаю

акцент на

воспитание

положительных

мотивов,

интересов,

привычки

и

потребности

к

систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделяю

обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в

значимости занятий физкультурой.

Применяемые на уроках подвижные игры помогают обучающимся овладеть

необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а

также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной

системы, развитию физических качеств.

Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную тренировку

перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное

упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой

конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции

возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях макси-

мального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся

не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы.

Игра

весьма

специфично,

а

главное

свободно,

ненасильственно

и

более

эффективно, воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к

поставленной цели, побуждает полнее использовать свои знания, умения и навыки в

согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность,

внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.

Подбор игр осуществляется в зависимости от изучаемого раздела школьной

учебной программы, а также от конкретно поставленных задач перед учениками на том

или

ином

уроке.

При

организации

и

проведении

игр

и

игровых

заданий

я

руководствовалась следующими принципами: а) соответствие применяемых игровых

форм и средств психофизическим особенностям занимающихся; б) всеобщая доступность,

в том числе и для тех детей, кто ещё не приобщился к регулярным занятиям физической

культурой и спортом; в) целостность и логическая последовательность игровых средств;

г) комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников игр; е)

ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий; д) взаимное

уважение,

доброжелательность

занимающихся,

оздоровительная

направленность,

познавательные и развлекательные элементы.

На уроках физической культуры применяю технологию развивающегося обучения

в процессе физического воспитания.

Задачи развивающегося обучения раскрывают способ организации обучения, содержание,

методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие

ребёнка, его творческое развитие, овладение средствами и способами мышления,

развивающими воображение, внимание, память и волю.

Технология развивающегося

обучения двигательному действию представляет собой поэтапное разучивание. На этапе

разучивания важное место отводится различным вариантам выполнения упражнений.

Внимание обучающихся обращается на его новые детали: что нового в исходном

положении, положении частей тела и т.д. По мере осмысления детьми возможности

варьирования движений предлагаю им самим придумать варианты

игровых упражнений

и

выполнить их. Основным методом является метод творческих заданий. Затем дети

переходят к раскрытию связей, составлению логической цепочки и связи данного

двигательного действия с выполнение основных видов движений развитием физических

качеств.

На

этапе

закрепления

и

совершенствования

двигательного

действия

обучающиеся

выполняют

специфические

операции:

наблюдения

и

пробные

преобразования действий, нахождение правил преобразования, их обоснование и

применение в практической деятельности. Оценивается способность детей выполнять

двигательное действие в стандартных условиях. Поэтому я подбираю игры, которые им

уже известны, и на их основе мы закрепляем изученное двигательное действие.

Сегодня одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является

поиск эффективных методов и средств, способствующих ускоренному развитию

двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими

упражнениями.

Работая

с

младшими

школьниками,

чаще

пользуюсь

методом

целостного

выполнения упражнения, при этом действия в начале упрощаю за счет второстепенных

деталей и облегчаю путем замедленного выполнения, использование вспомогательных

снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение

игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение,

поддержать интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при

совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

Применяя в своей работе такие методы и средства у обучающихся не только

развиваются

физические

качества,

но

и

повышается

уровень

физической

подготовленности.

Развитие ловкости в период занятий в школе у детей идет по пути образования

новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучаю

широкому кругу разнообразных двигательных действий. С целью воспитания ловкости,

как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их

применения, широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на

местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень

важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения. Чтобы

совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в уроки

включаю усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и

временных параметров движения, а также упражнения на “расслабление” и на

“равновесие”.

Уровень развития координационных способностей.

На своих уроках использую соревновательно-игровой метод, такой вариативный

характер

позволяет

рационально

использовать

различные

средства

физического

2015-16 г.(2

;

;

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

36

68

55

36

20

33

28

12

12

Низкий

Средний

Высокий

воспитания. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличиваются

моторная плотность уроков и их эффективность. Эмоциональный характер воздействия

соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать

широкий диапазон физических качеств, например динамическую силу, прыжковую

выносливость, гибкость, ловкость и т.д.

Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с

соперником, при коллективном характере действий, значительном физическом и

эмоциональном напряжении. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются

коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, к сопернику.

В младшем школьном возрасте (интенсивный рост тела) применение упражнений,

способствующих

наращиванию

мышечной

массы

малоэффективны

и

поэтому

нецелесообразны. Задача на этом этапе – обеспечить гармоничное развитие всех

мышечных групп, содействовать образованию прочного “мышечного корсета”, укрепить

дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся.

Уровень развития силовых способностей.

В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости

незначительны. Однако на работу циклического характера, в умеренном темпе,

необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом возраста и физической

подготовленности детей. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом

возрасте проводить во время подвижных игр.

Уровень развития скоростной выносливости

2015-16 г.(2

;

;

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

63

65

72

12

15

10

25

20

18

Низкий

Средний

Высокий

Вывод: Использование соревновательного и игрового метода является эффективным

средством достижения образовательных, оздоровительных и воспитательных результатов

обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Таким

образом, применяя разнообразные формы и методы для развития физических качеств на

уроках, соблюдая биологические, физические, педагогические закономерности, педагог

выполняет основную задачу: сохраняет и развивает потребность к активным действиям,

вырабатывает привычку к участию в спортивно – массовых мероприятиях, тем самым

улучшая физическое развитие и физическую подготовленность. Все это создает

предпосылки к успешной сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного

комплекса ГТО.

2015-16 г.(2

;

;

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

42

61

70

50

39

30

8

0

0

Низкий

Средний

Высокий



В раздел образования