Автор: Валентинова Инна Валентиновна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ НШ п. Харп
Населённый пункт: ЯНАО п. Харп
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Применение соревновательно-игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности обучающихся младшего школьного возраста»
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная школа п. Харп.
Сообщение: (опыт работы)
Тема: «Применение соревновательно-игровых заданий для повышения
уровня физической подготовленности обучающихся младшего
школьного возраста»
:
Подготовила учитель
физической культуры
.
Валентинова Инна Валентиновна
п. Харп
март 2018 г.
Описание опыта.
1. Теоретический этап
Многие
ученые
(Лесгафт,
Макаренко,
Ушинский)
считали
игру
упражнением,
посредством которого ребенок готовится к жизни. «Игра – путь детей к познанию мира, в
котором они живут и который призваны изменить».
Тема, над которой я работаю с 2015-2016 учебного года «Применение соревновательно-
игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности обучающихся
младшего школьного возраста».
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований.
Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства
повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со-
ревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех
упражнений, в которых они должны соревноваться.
Игровой метод - это способ организации процесса овладения специальными знаниями,
умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в
процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации,
сюжета, роли, действий с предметами, правил).
Тема, над которой я работаю с 2015-2016 учебного года «Применение соревновательно-
игровых заданий для повышения уровня физической подготовленности обучающихся
младшего школьного возраста».
Применение
игрового
и
соревновательного
методов
позволяет
развивать
двигательные качества в их взаимосвязи, а также оптимально сочетать процесс развития
физических качеств и формирования двигательных навыков. Оба метода могут быть
представлены различными приемами, а игровые и соревновательные средства в процессе
обучения различают по следующим показателям:
по преимущественной направленности (на формирование двигательных умений и
навыков или развитие двигательных качеств);
по отношению к изучаемому двигательному действию (содержащие отдельные
элементы двигательного действия, целостное двигательное действие, различные
сочетания двигательных действий, способы выполнения двигательных действий в
изменяющихся условиях);
по отношению к развиваемому двигательному качеству (на развитие силы,
быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, комплексное
совершенствование двигательной деятельности);
по способу включения в процесс обучения (кратковременное, распределенное с
периодическим включением, распределенное с постоянным включением).
Успех применения обоих методов зависит от соответствия игр, игровых заданий и
элементов соревнования, конкретным задачам обучения.
2. Практический этап
Одна из задач программы по физической культуре – воспитание всесторонне и
гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего,
развивающегося организма ребёнка. При проведении занятий усиливаю
акцент на
воспитание
положительных
мотивов,
интересов,
привычки
и
потребности
к
систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделяю
обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в
значимости занятий физкультурой.
Применяемые на уроках подвижные игры помогают обучающимся овладеть
необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а
также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной
системы, развитию физических качеств.
Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную тренировку
перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное
упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой
конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции
возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях макси-
мального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся
не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы.
Игра
весьма
специфично,
а
главное
свободно,
ненасильственно
и
более
эффективно, воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к
поставленной цели, побуждает полнее использовать свои знания, умения и навыки в
согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность,
внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.
Подбор игр осуществляется в зависимости от изучаемого раздела школьной
учебной программы, а также от конкретно поставленных задач перед учениками на том
или
ином
уроке.
При
организации
и
проведении
игр
и
игровых
заданий
я
руководствовалась следующими принципами: а) соответствие применяемых игровых
форм и средств психофизическим особенностям занимающихся; б) всеобщая доступность,
в том числе и для тех детей, кто ещё не приобщился к регулярным занятиям физической
культурой и спортом; в) целостность и логическая последовательность игровых средств;
г) комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников игр; е)
ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий; д) взаимное
уважение,
доброжелательность
занимающихся,
оздоровительная
направленность,
познавательные и развлекательные элементы.
На уроках физической культуры применяю технологию развивающегося обучения
в процессе физического воспитания.
Задачи развивающегося обучения раскрывают способ организации обучения, содержание,
методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие
ребёнка, его творческое развитие, овладение средствами и способами мышления,
развивающими воображение, внимание, память и волю.
Технология развивающегося
обучения двигательному действию представляет собой поэтапное разучивание. На этапе
разучивания важное место отводится различным вариантам выполнения упражнений.
Внимание обучающихся обращается на его новые детали: что нового в исходном
положении, положении частей тела и т.д. По мере осмысления детьми возможности
варьирования движений предлагаю им самим придумать варианты
игровых упражнений
и
выполнить их. Основным методом является метод творческих заданий. Затем дети
переходят к раскрытию связей, составлению логической цепочки и связи данного
двигательного действия с выполнение основных видов движений развитием физических
качеств.
На
этапе
закрепления
и
совершенствования
двигательного
действия
обучающиеся
выполняют
специфические
операции:
наблюдения
и
пробные
преобразования действий, нахождение правил преобразования, их обоснование и
применение в практической деятельности. Оценивается способность детей выполнять
двигательное действие в стандартных условиях. Поэтому я подбираю игры, которые им
уже известны, и на их основе мы закрепляем изученное двигательное действие.
Сегодня одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является
поиск эффективных методов и средств, способствующих ускоренному развитию
двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими
упражнениями.
Работая
с
младшими
школьниками,
чаще
пользуюсь
методом
целостного
выполнения упражнения, при этом действия в начале упрощаю за счет второстепенных
деталей и облегчаю путем замедленного выполнения, использование вспомогательных
снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение
игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение,
поддержать интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при
совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.
Применяя в своей работе такие методы и средства у обучающихся не только
развиваются
физические
качества,
но
и
повышается
уровень
физической
подготовленности.
Развитие ловкости в период занятий в школе у детей идет по пути образования
новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучаю
широкому кругу разнообразных двигательных действий. С целью воспитания ловкости,
как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их
применения, широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на
местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень
важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения. Чтобы
совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в уроки
включаю усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и
временных параметров движения, а также упражнения на “расслабление” и на
“равновесие”.
Уровень развития координационных способностей.
На своих уроках использую соревновательно-игровой метод, такой вариативный
характер
позволяет
рационально
использовать
различные
средства
физического
2015-16 г.(2
;
;
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
36
68
55
36
20
33
28
12
12
Низкий
Средний
Высокий
воспитания. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличиваются
моторная плотность уроков и их эффективность. Эмоциональный характер воздействия
соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать
широкий диапазон физических качеств, например динамическую силу, прыжковую
выносливость, гибкость, ловкость и т.д.
Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с
соперником, при коллективном характере действий, значительном физическом и
эмоциональном напряжении. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются
коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, к сопернику.
В младшем школьном возрасте (интенсивный рост тела) применение упражнений,
способствующих
наращиванию
мышечной
массы
малоэффективны
и
поэтому
нецелесообразны. Задача на этом этапе – обеспечить гармоничное развитие всех
мышечных групп, содействовать образованию прочного “мышечного корсета”, укрепить
дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся.
Уровень развития силовых способностей.
В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости
незначительны. Однако на работу циклического характера, в умеренном темпе,
необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом возраста и физической
подготовленности детей. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом
возрасте проводить во время подвижных игр.
Уровень развития скоростной выносливости
2015-16 г.(2
;
;
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
63
65
72
12
15
10
25
20
18
Низкий
Средний
Высокий
Вывод: Использование соревновательного и игрового метода является эффективным
средством достижения образовательных, оздоровительных и воспитательных результатов
обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Таким
образом, применяя разнообразные формы и методы для развития физических качеств на
уроках, соблюдая биологические, физические, педагогические закономерности, педагог
выполняет основную задачу: сохраняет и развивает потребность к активным действиям,
вырабатывает привычку к участию в спортивно – массовых мероприятиях, тем самым
улучшая физическое развитие и физическую подготовленность. Все это создает
предпосылки к успешной сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса ГТО.
2015-16 г.(2
;
;
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
42
61
70
50
39
30
8
0
0
Низкий
Средний
Высокий