Автор: Шайдуллина Зульфия Райхановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: Английский с увлечением
Тема: Обучение грамматики через игры
Раздел: начальное образование
Английский с увлечением
В процессе говорения дети учатся быть речевыми партнерами, то есть решать
различные коммуникативные задачи. Овладеть иностранным языком вне языковой среды
требует создания воображаемых ситуаций, которые должны простимулировать общение
на изучаемом языке. Учащиеся младшего школьного возраста , с 1-4 классы, обладают
богатым воображением и очень любят играть. Поэтому использование игровых приемов
позволяет им успешно усваивать трудные грамматические правила. Знание грамматики
английского языка - это залог правильной и красивой речи и письма. Без знания
грамматики английского языка невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной
речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Хочу
поделиться своим опытом работы над грамматической стороной устной речи. Предлагаю
вашему вниманию знакомство с семьёй TO BE. Структуры вводятся поэтапно по мере
прохождения темы.
Учитель: Давайте познакомимся с семьёй глагола to be. Это очень сильная и
трудолюбивая семья в английской грамматике. Без этого глагола наша речь просто
невозможна. Давайте убедимся в этом. Итак, у глагола to be есть пять сыновей, или пять
форм глагола, кому как больше нравится: три сына (am, is, are) строят предложения в
настоящем времени и два сына (was, were) - в прoшедшем времени. В настоящем времени
глагол am ходит только с местоимением I (Я), глагол is ходит с любым словом или
местоимением в единственном числе, глагол are - с любым словом или местоимением во
множественном числе. Вот дом, где живут эти глаголы. У каждого глагола есть своя
комната. Папа to
be
живёт отдельно, он уже старенький и не так часто строит
предложения как его сыновья am, is, are, was, were.
На этот раз в гости к семье to be пришли местоимения. Они собираются строить
предложения.
В настоящем времени
В прошедшем времени
I
am
I
He
She
It
was
He
She
It
is
We
You
They
are
We
You
They
were
Итак, давайте посмотрим, когда мы будем строить предложения c глаголами am, is,
are?
TO BE
a. Формы глагола am, is, are как замена сказуемым
Когда в русском предложении нет глагола - сказуемого, то есть нет действия при переводе
такого предложения на английский язык на помощь идут глаголы am, is, are. Например:
Я - ученица.
I
am
a
student. Мой папа - доктор.
My father
is
a doctor.
Вы очень добры.
You
are
very
kind. У меня чистые руки.
My
hands
are
clean.
Примечание! мы также будем строить предложения с глаголами am, is, are, когда в
русском предложении есть действие, но его можно опустить. Например:
Я
нахожусь
в
комнате.
=
Я
в
комнате
=
I
am
in
the
room.
Картина висит на стене. = Картина на стене = The picture is on the wall.
Для лучшего закрепления форм глагола, учитель, а затем учитель и дети поют песню под
мотив «В лесу родилась ёлочка» :
I am, he is, she is, it is
We are, you are, they are
Поем два раза
Нам нужно уметь построить ещё и отрицательные, и вопросительные предложения.
Учитель объясняет как строятся отрицательные и вопросительные предложения
b. Структуры this is / that is, these are / those are, it is / they are
При помощи сыновей (форм) глагола to be мы представляем предмет(ы). Для этого нужно
выучить структуры:
This is (a) … Это (Здесь) …Когда один предмет находится близко It is (а)…
That is (a) … Это (Там) … Когда один предмет находится далеко
These are … Это … Когда два предмета и более находятся близко
Those are … Это(Там) … Когда два предмета и более находятся далеко They are …
This is a ball. Это мяч. (Вот он, рядом) That is a ball. Это (там) мяч. ( Далеко)
These are balls. Это мячи. (Вот они, рядом) Those are balls. Это (там) мячи. (Далеко)
This is a pen and that is a pencil. Это ручка, а там карандаш.
These are books and those are magazines. Это книги, там журналы.
Примечание! Структуры It is … / They are … являются универсальными и не нужно
думать близко располагается предмет(ы) или далеко:
It is a doll. Это кукла.= Там кукла - в единственном числе.
They are cats. Это кошки. (рядом) = Там кошки.(далеко) - во множественном числе.
Для лучшего закрепления этих структур, учитель прибегает к чантам, проговаривая и
показывая как мы представляем предмет(ы) вблизи и вдали. Затем дети повторяют.
This is
разворачиваем внутреннюю сторону правой ладони и
держим около груди, близко
That is
эту же ладонь отдаляем от себя, показывая тем самым,
что рука убежала далеко от тебя
These are
разворачиваем обе внутренние стороны ладони (правую и
левую) и держим около груди
Those are
эти же ладони отдаляем от себя, показывая тем самым,
что руки убежали далеко от тебя
It is
снова разворачиваем внутреннюю сторону правой ладони
и держим около груди, близко
It is
эту же ладонь отдаляем от себя, показывая тем самым,
что рука убежала далеко от тебя
They are
разворачиваем обе внутренние стороны ладони (правую и
левую) и держим около груди
They are
эти же ладони отдаляем от себя, показывая тем самым,
что руки убежали далеко от тебя
Учитель объясняет как строятся отрицательные и вопросительные предложения
c. Обороты there is / there are, there was / there were
При помощи сыновей (форм) глагола to be мы говорим о местонахождении предмета, то
есть где находится предмет. Для этого нужно выучить обороты:
В настоящем времени
В прошедшем времени
There is (a) …
There are …
There was (a) …
There were …
В комнате стоит стол. There is a table in the room.
Раньше стола не было. There wasn’t a table.
Над столом висит лампа. There is a lamp above the table.
В прошлом здесь тоже висела лампа. There was a lamp too.
- Висела? Was there?
- Да, висела. Yes, there was. (there в кратком ответе не заменяется личным местоимением)
Напротив стола расположены два кресла. There are two armchairs opposite the table.
В прошлом здесь стояли два стула. There were two chairs.
На полу лежал ковёр. There was a carpet on the floor.
Как вы заметили, обороты there is / there are мы переводим по – разному: висит, стоит,
находится, располагается, лежит и т.д.
Для лучшего закрепления оборотов, используется наглядное пособие: полоска из картона
с написанным словом there, формы глагола to be: am, is, are, was, were сделаны из
отдельного картона и двигаются. Когда нужно задать вопрос, они переходят на начало
there
is
d. Настоящее длительное время. Present Continuous (Present Progressive)
При помощи сыновей (форм) глагола to
be
мы строим предложения в Настоящем
длительном времени ( Present Continuous или ещё его называют Present Progressive). Мы
будем говорить, что происходит сечас, сию минуту. Для этого нужно знать формулу
сказуемого:
Формула сказуемого
Указатели времени
to be V ing
V - verb (смысловой глагол)
now сейчас
at this moment в данный момент (речи)
Look! Смотри!
Сказуемое образуют сыновья (формы) глагола to be: am, is, are + Ving. Ving - это
смысловой глагол с окончанием ing. Например, к глаголу draw
– рисовать
нужно
добавить окончание ing = drawing, а перед глаголом с окончанием ing поставьте am, is или
are
Получается: I am drawing now. Я сейчас рисую. Look! He is drawing. Cмотри! Он рисует.
Предложения в настоящем длительном времени мы будем строить, когда мы говорим о
действии, которое происходит сейчас, то есть в момент речи.
Я читаю книгу сейчас. I am reading a book now. Now (cейчас) можно и опустить, но
подразумевать его нужно. Спрягаем глагол - сказуемое to be reading
Построение повествовательных и отрицательных предложений (полная форма)
В единственном числе
Во множественном числе
1 лицо
I am (not) reading. Я (не) читаю.
We are (not) reading. Мы (не) читаем.
2 лицо
You are (not) reading. Ты не читаешь.
You are (not) reading. Вы (не) читаете.
3 лицо
He is (not) reading. Он (не) читает.
She is (not) reading. Она (не) читает.
It is (not) reading.
They are (not) reading. Они (не) читают.
Попробуйте
сами дать
краткую
форму
глагола-сказуемого в
утвердительных
и
отрицательных предложениях. Об этом было сказано выше.
(He’s reading. He isn’t reading.)
При построении вопросительных предложений мы уже знаем, что формы глагола to be:
am/is/are выходят на начало предложения.
Построение вопросительных предложений
В единственном числе
Во множественном числе
1 лицо
Am I reading? Я читаю ?
What am I reading? Что я
читаю?
Are we reading? Мы читаем?
What are we reading? Что мы читаем?
2 лицо
Are you reading? Ты читаешь?
Are you reading? Вы читаете?
3 лицо
Is he reading? Он читает?
Is she reading? Она читает?
Is it reading?
Are they reading? Они читают?
Where are they reading? Где они читают?
Если в предложении есть вопросительное слово, то формы глагола to be (am, is, are )
ставятся после вопросительного слова: Where are they reading? Где они читают? На
вопросительные предложения, которые начинаются с am, is, are мы можем дать краткие
ответы. Об этом мы говорили выше. Например: Is Jane reading? Yes, she is. / No, she isn’t.
( Напоминаю: is задаёт вопрос, поэтому он же и отвечает, при этом имя собственное или
любое имя существительное в вопросе всегда заменяется местоимением в именительном
падеже в ответе)
* При написании окончания – ing у смыслового глагола нужно запомнить
следующие правила.
sing
sing + ing
singing
skate
skate + ing (e убирается)
skating
sit
sit + t + ing (последняя согласная
удваивается, так как краткая гласная в
корне)
sitting
travel
travel + l + ing (если последняя буква l,
то она удваивается)
travelling
die
dy + ing (буква i заменяется на y, а буква
dying
e исчезает )
Для лучшего закрепления этого времени учитель предлагает детям сыграть в игру Guess
what I'm doing. Учитель показывает движения, дети угадывают действия учителя, а затем
и учеников. Например, учитель начинает танцевать, (можно проговаривая what am I
doing?) Тот ребёнок, который угадал говорит: You are dancing. Учитель поощряет детей.
Игра продолжается.
Литература:
1.
Taylor N.,Watts M. Grammar goals. Macmillan Education, 2014
2.
Cochrane S.Primary grammar pupil’s book. Macmillan Education, 2014