Автор: Андриенко Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №160"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 160»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2021
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Дидактические игры для развития элементарных математических
представлений
у
детей
дошкольного
возраста:
значение,
виды,
характеристика.
Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики
и
детской
психологии.
Все
основные
направления
психологического
развития личности интегрируются в игровой деятельности, формирующей
неповторимый и еще малоизучаемый мир ребенка .
В формировании у детей математических представлений широко
используются занимательные по форме и содержанию разнообразные
дидактические игры. Они отличаются от типичных учебных заданий и
упражнений
необычностью
постановки
задачи
(найти,
догадаться),
неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного
сказочного героя (Буратино, Чебурашки).
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности
ребенка.
Дидактическая
игра
позволяет
значительно
повысить
эффективность воспитательно-образовательного процесса, в том числе в
психологическом развитии детей .
Дидактическая игра занимает значительное место в жизни детей. Она
является естественным состоянием, потребностью детского организма,
средством общения и совместной деятельности детей.
Игра создает
положительный, эмоциональный фон, на котором все психологические
процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные
способности
ребенка,
позволяет
определить
уровень
его
знаний
и
представлений. Игра не только выявляет индивидуальные способности,
личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства
личности].
В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как
память,
мышление,
воображение.
Игра
рассматривалась
как
способ
обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий.
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А.
Столяр приходит к вводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно
развить еще в дошкольном возрасте .
Ф.Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет
собой основу воспитательно-образовательной работы с детыми в детском
саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными геометрическими
фигурами,
с
различной
формой
предметы,
расположение
строго
последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и
игровых действий.
М.Монтессори придерживалась следующей позиции: «Игра должна
быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая
влияние на развитие ребенка». Для обучающих игр она создала интересные
дидактические
материалы,
которые
устроены
так,
что
ребенок
мог
самостоятельно
обнаружить
и
исправить
свои
ошибки,
развивая
наблюдательность, приобретая знания, упражняя свою активность.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо
выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в
математическом
развитии
детей
и
воспитании
интереса
их
к математике.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений,
понятий, развивают фантазию.
В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия,
учатся считать, ориентироваться в пространстве, времени, выделять форму
предметов. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать.
Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Игра - это путь к
познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих
пределов. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько
настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Игра закрепляет у детей
полезные умения и привычки.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она
формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума». Ее изучение
способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует
настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Максимального
эффекта
при
формировании
математических
понятийможно добиться, используя дидактические игры, занимательные
упражнения,
задачи,
развлечения.
При
этом
роль
занимательного
математического материала определяется с учетом возрастных возможностей
детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать
умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом,
увлекать
и
развлекать
детей,
расширять,
углублять
математические
представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в
применении их в других видах деятельности.
В педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи
с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются
известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и
др. В последнее время поиски ученых З. М. Богуславской, О.М. Дьяченко,
Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова идут в направлении создания серии игр для
полноценного
развития
детского
интеллекта,
которое
характеризуется
гибкостью,
инициативностью
мыслительных
процессов,
переносом
сформированных умственных действий на новое содержание.
В
дошкольной
педагогике
сложилось
традиционное
деление
дидактических игр.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова в зависимости от
использования дидактического материала подразделяют дидактические игры
на три группы:выделяют такие виды дидактических игр, как
игры с
предметами, настольно – печатные, словесные (см. приложение А) [11, с.
256].
Т.Г.Васильевой,
Л.И.Сысуевой
была
разработана
система
дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей
обследовательских действий, являющихся основой формирования четких
представлений о предметах окружающего мира [28].
Дидактические игры по формированию математических представлений
условно делятся на следующие группы(см. приложение Б).
Исследователь Наталья Ивановна Фрейлах предлагает следующую
классификацию дидактических игр с математическим содержанием.
Таблица
1.1Классификация
дидактических
игр
с
математическим
содержанием
Виды игр
Названия игр
Задачи математического развития
Строительные
«Построим кукле домик»,
«Чья башня выше?»
Закрепить умение сравнивать предметы
по величине. Повторить названия и
признаки геометрических фигур.
Подвижные
«Найди свой домик»,
«Гаражи»,
Закрепить
знания
о
геометрических
фигурах. Повторить состав чисел из двух
1.Игры с цифрами и
числами
2. Игры -
путешествие во
времени
4.Игры с
геометрическими
фигурами
3.Игры на
ориентирование в
пространстве
5.Игры на
логическое
мышление
«Найди секрет»
меньших.
Закрепить
умение
ориентироваться в движении.
Настольно-
печатные
«Собери машину»,
«Кто где живет?»,
«Придумай задачу»
Повторить
названия
и
свойства
геометрических
фигур.
Закрепить
умение
определять
положение
предметов
относительно
друг
друга.
Закрепить умение составлять и решать
арифметические задачи.
Словесные
«Продолжи
предложение»,
«Назови соседей»
Закрепить умение сравнивать предметы
по длине, ширине, высоте. Повторить
последовательность дней недели (частей
суток).
Закрепить
знание
числового
ряда.
Сюжетные
«Магазин»,
«Ателье»,
«Угостим кукол чаем»
Закрепить
знание
денежных
знаков.
Выработать
навыки
измерительной
деятельности.
Закрепить
умение
устанавливать
взаимно-однозначные
соответствия.
Театрализованные
«Репка»,
«Теремок»,
«Веселый счет»
Закрепить знание количественного и
порядкового счета. Повторить цифры.
Исходя
из
вышеизложенного,
можно
сделать
вывод,
что
на
современном этапе нет единой классификации дидактических игр. Одни
педагоги объединяют игры на основании использования игр и предметов в
них, другие –на задачи, которые решает сама игра. Как видно из анализа
педагогической и методической литературы игра, создаваемая при помощи
игровых приемов и ситуаций, имеет большое значение в развитии личности
дошкольника. Она выступает как средство побуждения, стимулирования
детей к математической деятельности.
Использование разнообразных дидактических игр, в которых игровая
форма обучения повышает настроение детей, способствует проведению игр в
эмоциональном ритме, а самое главное – формированию элементарных
математических способностей. Можно сказать, что игра является наиболее
эффективным инструментом формирования у ребенка математических
представлений.
1.2Методика формирования представлений
о форме предметов у детей
дошкольного возраста.
В период от двух до семи лет происходит активное
освоение
математических представлений о жизни, так как математикой наполнена
окружающая нас реальность.Одним из пространственных свойств окружающих
предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное от-
ражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются
эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их
частей.Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка
также является геометрической фигурой) .
Формированию представления о геометрических фигурах способствует
организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование
фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших
заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу .
Рассмотрев конкретную геометрическую фигуру, выделив ее признаки,
детям даются задания начертить такую фигуру, на листке, причем даются
соответствующие ориентиры. В геометрических задачах на построение фигур
разных размеров. Дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадратом,
прямоугольником, кругом, треугольником; объемными телами: шаром,
кубом, цилиндром. Эти знания в дальнейшем закрепляются и углубляются.
Детей знакомят с новой для них фигурой – овалом. Они уже самостоятельно
отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе
обследования фигуры, нахождения различия между овалом и кругом.
Накладывая круг на фигуру овальной формы, воспитатель показывает детям,
что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их различие. Сообщает
название
фигуры
–
овал.
Самостоятельно
обследуя
модели
фигур,
рассматривая их, накладывая одну на другую, дошкольники должны
попытаться сформулировать вывод об их сходствах и различиях. В
дальнейшем
у
детей
начинают
формировать
представление
о
четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры,
обладающей определенными признаками: четыре угла и четыре стороны.
Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся
представлений [22, с.145].Особенности развития представлений о форме и
геометрических
фигурах
у
детей
дошкольного
возраста
отражены
в
приложении В.
В организованной образовательной деятельности по математике детей
учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный
анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые
свойства. В старшей группе каждая фигура представляется детям моделями
разной окраски, разного размера и с разным соотношением сторон,
сделанными из разных материалов .
Всю работу строят на основе сопоставления и противопоставления
моделей геометрических фигур. Для выявления признаков сходства и
отличия
фигур,
их
модели
сначала
сопоставляют
попарно,
затем
сопоставляют сразу от 3 до 5 фигур каждого вида. Характерные свойства
каждой из геометрических фигур, выявляются путем сопоставления 4-5 ее
моделей,
отличающихся
модельной
окраской,
размером,
материалом.
Существенное
значение
по-прежнему
имеет
использование
приема
осязательно-двигательного обследования моделей. Для выявления признаков
отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и
приложения.Важно
обучить
детей
сравнению
формы
предметов
с
геометрическими фигурами, как эталонами предметной формы.
Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно
справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую,
основную форму и форму деталей. Работа по самопоставлению формы
предметов с геометрическими эталонами происходит в два этапа. На первом
этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления
предметов с геометрической фигурой, давать словесное определение форме
предметов.
Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от
реальных предметов и придать им значение образцов. Далее выбирают
предметы указанной формы, группируют их и обобщают по единому
признаку формы.
На втором этапе детей учат определять не только основную форму
предметов, но и форму деталей. На разных фигурах дети показывают ее
внутреннюю область и ее границу - стороны, вершины и углы как часть
внутренней области фигуры .
Можно
предложить
детям
заштриховать
красным
карандашом
внутреннюю область фигуры, а синим карандашом – обвести ее границу
стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и
считают вершины, стороны, углы у разных фигур.В дальнейшем дети
приучаются различать внутреннюю область фигуры и ее границу, считать
число сторон, вершин, углов. Чтобы убедить детей, что выделенные ими
признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур,
воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их,
дети подсчитывают вершины, углы, стороны, и приходят к общему вводу.Это
ставит самих детей перед необходимостью самостоятельного поиска ответа, а
не ограничивает использованием готовых знаний.
Можно выделить следующие этапы восприятия формы:
I. (3—4 года). Узнавание предметов по форме (выделение формы как
существенного признака).
II.
(4—5
лет).
Знакомство
с
эталонами
(распознавание,
называние
геометрических фигур и некоторых их свойств).
III. (5—6 лет). Умение определять форму предметов и их частей, составлять из
геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи
и отношения геометрических фигур.
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами
следует рассматривать в двух аспектах:
•
в плане сенсорного восприятия и использования как эталонов в познании
форм окружающих предметов;
•
в смысле познания особенностей структуры фигур, их свойств, основных
связей, отношений, закономерностей в их построении (т. е. собственно
геометрического материала).
Этапы восприятия геометрических фигур:
I. В начале дети воспринимают геометрические фигуры как игрушки
(называют
их
именами
предметов:
цилиндр
—
стаканом,
столбиком,
треугольник — крышей и т. п.).
II. В процессе обучения дети перестраиваются и уже не отождествляют, а
сравнивают фигуры с предметами (цилиндр —- как стакан, шар похож на мячик
и т. п.).
III. Воспринимают геометрические фигуры как эталоны (платок квадратный,
пуговица круглая и т. д.).
Л. А. Венгер выделяет задачу сенсорного развития - формирование у ребенка
умения узнавать форму различных предметов и соотносить ее с эталоном.
Т. Игнатьева утверждает, что в дальнейшем необходимо сосредотачивать
внимание детей на осмыслении и анализе свойств геометрических фигур.
Видные педагоги, занимающиеся теоретическими воззрениями в области
математического развития дошкольников А.А. Столяр, Н.И.Фрейлах выделяют
следующие этапы восприятия свойств геометрических фигур:
I. Фигура воспринимается как целое. Ребенок не выделяет в ней отдельные
элементы (углы, стороны), не замечает сходства и различия.
II. Ребенок выделяет в фигуре ее элементы, устанавливает отношения
между ними (у квадрата все стороны равны по длине).
III. Ребенок в состоянии установить связи между свойствами и структурой
фигуры (у большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького).
А. М. Пышкало, А. А. Столяр утверждают, что переход от одного уровня к
другому протекает не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного
обучения. Отсутствие обучения тормозит развитие.
Можно выделить следующие основные задачи, которыми должны овладеть
старшие дошкольники: - правильным приемам обследования формы; -
развивать способность выявлять простейшие свойства фигур; - учить
выбирать по образцу и слову предметы и фигуры; - группировать предметы и
фигуры по признаку формы; - определять форму окружающих предметов;
- видоизменять фигуры; - создавать модели предметов из геометрических
фигур.
Л.А.Венгер, Л.И.Сысуева, Т.В.Васильева разработали 3 типа заданий в
области ознакомления детей старшего дошкольного возраста с формой
предметов и геометрическими фигурами:
- на усвоение геометрических фигур;
- на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами;
- на пространственный анализ составной формы.
В старшей группе обследование геометрической фигуры становится
еще более подробным и детальным. Важным элементом методики является
измерение условной мерой. Работа по формированию представлений и
понятий о геометрических фигурах строится на основе сопоставления и
противопоставления геометрических фигур. Модели сначала сопоставляются
попарно, затем сопоставляются сразу 3-4 фигуры каждого вида, например
четырехугольники.
Методика
формирования
умения
определять
форму
окружающих
предметов ведется на протяжении всего времени обучения. Важно на каждом
этапе правильно выбирать предметы для рассматривания, учитывая уровень
развития детей.Рекомендуемая последовательность выбора наглядности при
определении объемной формы:
1)
предметы с ярко выраженной цельной формой;
2)
предметы примерно похожие на ту или иную фигуру;
3)
части предметов;
4)
изображения объемных предметов на рисунках;
5)
задания по представлению (без наглядности).
Этапы усложнения наглядного материала представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2Этапы усложнения наглядного материала.
Этапы усложнения
наглядного
материала
Круг
Квадрат
Треугольник
Прямоуголь-
ник
Овал
1. Натуральные
предметы с ярко
выраженной
плоской формой
Пуговица,
монета,
блин,...
Платок,
салфетка, ...
Косынка,...
Конверт,
шарф,...
Зеркало,
поднос,...
2.Предметы,прибл
изительно похожие
на ту или иную
геометрическую
фигуру
Тарелка,...
Окно,...
Дорожный
знак, кусок
сыра, песоч-
ница, ...
Книга,
дверь,...
Селедоч-
ница, ...
3. Изображения
объемных
предметов на
картинках.
Мяч, апель-
син, ...
Телевизор,
Гора,...
Аквариум,
шкаф,...
Яйцо,...
4. Предметы,
которые, требуют
анализа
Колесо ма-
шины, ...
Кабина ма-
шины,
стена
дома,...
Колпак Бу-
ратино, кры-
ша дома,...
Кузов маши-
ны, стена
дома,...
Глаза чело-
века, ...
5. Задания по пред-
ставлению
«Назови предметы формы круга (круглые предметы)» и т. п.
Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию
геометрических фигур: выкладывание из палочек, полосок бумаги. На основе
выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к
обобщающему понятию «четырехугольники». В результате дети овладевают
способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию,
использовать
их
в
самостоятельной
деятельности,
на
занятиях
по
конструированию.
Старшие
дошкольники
учатся
расчленять
сложный
узор
на
составляющие его элементы, называть их форму и пространственное
положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур
одного-двух
видов,
различных
по
величине
(размеру).
Методика
формирования геометрических знаний в группе шестого года жизни
принципиально не изменяется. Однако обследование становится более
детальным и подробным. Наряду с практическим и непосредственным
сравнением
известных
геометрических
фигур,
накладыванием
и
прикладыванием, широко используется как методический прием измерение
условной мерой.
Вся
работа
по
формированию
представлений
и
понятий
о
геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей.
Так,
знакомя
детей
с
прямоугольником,
им
показывают
несколько
прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов
(бумаги, картона, пластмассы). «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это
прямоугольники». При этом обращается внимание на то, что форма не
зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую руку фигуру, а
указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявляют
особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны.
Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую. Считают
количество сторон и углов.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность
переносить добытые знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать
эти знания в самостоятельной деятельности.
Будущих школьников учат различать и называть многоугольники
(треугольник, четырехугольник, пятиугольник позволяют детям приобретать
умения в делении сложного рисунка на составные элементы, а также
создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов геометрических
фигур разных размеров. Можно сделать определенные выводы, что на
протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и
сложную
форму
предметов,
придерживаясь
определенной
последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть,
потом определяют форму, пространственное положение, относительный
размер других частей Следует научить их замечать не только сходство, но и
отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет
большое значение для совершенствования изобразительной и других видов
самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, методика работы по формированию представлений о
форме предметов зависит от возрастных и психологических особенностей
детей, их практических умений и навыков, дошкольников необходимо
приучать делать свои заключения, уточнять и обобщать свои ответы. На
разных возрастных этапах не следует давать детям готовые знания нужно
возбудить интерес к ним, обеспечить возможность действия.
Выводы по первой главе: анализируя психологическую, педагогическую
и методическую литературу по проблеме формирования представлений о
форме предметов у детей дошкольного возраста, можно выявить, что:
- развитие представлений о форме является одной из проблем сенсорного
воспитания ребенка, познание формы предмета осуществляется на основе
зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом, совместная
работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы
предметов;
- у дошкольников расширяются и углубляются знания об окружающей
действительности;
- развиваются умственные операции: анализ, синтез абстрагирование,
обобщение, классификация и др., ребенок подготавливается к успешному
овладению в школе знаниями по математики;
- расширяется и обогащается словарь;- развивается сенсорика и мелкая
моторика;
-
развивается
логическое
мышление,
познавательный
интерес,
расширяется кругозор и др., оказывается огромное влияние на умственное
развитие ребенка;
-
применение
дидактических
игр
повышает
эффективность
педагогического процесса;
-
в
процессе
обучения
дошкольников
дидактические
игры
математического содержания являются средством формирования новых
знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Классификация дидактических игр по
С.А. КозловойТ.А. Куликовой
В
дошкольной
педагогике
сложилось
традиционное
деление
дидактических игр.
С.А. Козлова Т.А. Куликова в зависимости от
использования дидактического материала подразделяют дидактические игры
на три группы:выделяют такие виды дидактических игр, как
игры с
предметами, настольно – печатные, словесные [11, с. 256].
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым
материалам,
содержанию,
организации
проведения.
В
качестве
дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы,
объекты природы. В эту группу можно отнести такие игры как: «Чудесный
мешочек», «Узнай фигуру», «Найди предмет указанной формы». Основными
непосредственно видимыми качествами предметов являются форма, цвет,
величина. Игры с предметами дают возможность решать различные
воспитательно – образовательные задачи: расширять и уточнять знания
детей,
развивать
мыслительные
операции,
совершенствовать
речь,
воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания
Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим
задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления
детей
об
окружающем
мире,
систематизировать
знания,
развивать
мыслительные
процессы.
В
эту
группу
игр
входит:
магнитные
геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино и др.
перед авторами этих игр стоит задача – создать игры, отвечающие
программе детского сада, потребностям самих детей и возможности
организовывать игры со всеми детьми группы или с большей частью её.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей
задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и
без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с
детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста.
Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью
словесных
игр
создается
эмоциональный
настрой,
совершенствуются
мыслительные
операции,
вырабатываются
быстрота
реакции,
умение
понимать
юмор.
Содержанием
их
являются
разнообразные
знания,
имеющиеся у детей, и само слово. К таким играм относятся: «Какая фигура
лишняя?», «На что похожа геометрическая фигура?» и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Дидактические игры по формированию математических представлений
Дидактические игры по формированию математических представлений
условно делятся на следующие группы:
1.Игры с цифрами и числами.
К данной группе игр относится
обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный
сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем
сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы
предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной
линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное
представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе,
а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как: «Какой
цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем
цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в
пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
2. Игры - путешествие во времени. Эти игры служат для знакомства
детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое
название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они
обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько
недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для
того,
чтобы
дети
смогли
самостоятельно
сделать
вывод,
что
последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что
в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету:
понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день,
среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. Можно
использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови
пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые
помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев,
их последовательность [26].
3.Игры на ориентирование в пространстве.В третью группу входят
игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления
детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов
деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в
специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место
по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети
овладевают умением определять словом положение того или иного предмета
по отношению к другому.
Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше,
используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
Существует
множество
игр,
упражнений,
способствующих
развитию
пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи
про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по
комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся
употреблять слова для обозначения положения предметов.
4.Игры с геометрическими фигурами.Для закрепления знаний о
форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих
предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается:
«Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность
крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра по типу «Лото». Детям
предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают
фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям
назвать и рассказать, что они нашли. Игра «Геометрическая мозаика» может
иметь несколько вариантов, например: 1) составление изображения предмета
из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу); 2)
работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье); 3) работа по
собственному замыслу [26].
5.Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей
начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется
умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество
дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих
способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и
способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры
как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», и
другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении
действий.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда
фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с
элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей.
В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических
фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный
элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку,
чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие
круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять
такие упражнения, задания для них усложняются.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Особенности развития представлений о форме
и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста (Н.И. Фрейлах)
Особенности развития
представлений о форме и
геометрических фигурах у
детей
Методические рекомендации по формированию представлений
о форме и геометрических фигурах в ДОУ
Самостоятельно не могут
выделить форму как
пространственный признак
предмета
По возможности раньше обучаем детей способам
обследования формы предметов и называнию ее словом
Для полноты образа
необходимо участие нескольких
анализаторов
При обследовании формы предметов и моделей гео-
метрических фигур используем несколько анализаторов:
осязательный, двигательный, зрительный
Опредмечивают
геометрические фигуры
Рассматриваем большое разнообразие предметов одной
формы, различающихся другими признаками (цветом,
размером и др.), выделяем их общее свойство (форму) и
обозначаем ее словом, показывая модель геометрической
фигуры
Младшие дошкольники легче
воспринимают объемные
формы
С младшими дошкольниками начинаем работу по оз-
накомлению с кубом, шаром, цилиндром и др. еще в 1 младшей
группе в процессе игр со строительным материалом и
конструкторами. Затем знакомим с плоскими фигурами на
крупных моделях
У старших дошкольников тяга
к мелким предметам
По мере развития переходим к мелкому раздаточному
материалу (моделям геометрических фигур плоских и
объемных)
Легче воспринимают
геометрические фигуры в
сравнении
Изучаем геометрические фигуры в сравнении: «У квадрата есть
углы и стороны, у круга нет углов и сторон»
Путают объемные и плоские
формы (круг и шар, куб и
квадрат и др.)
После изучения объемных и плоских фигур проводим
сравнение и аналогии (изображение объемных предметов и
фигур на плоскости)
Не могут обобщить
малознакомые предметы по
форме
Знакомим с геометрическими фигурами, учим называть и
различать их независимо от цвета и размера, классифицировать
по разным признакам (цвету, форме, размеру) модели
геометрических фигур и предметы
Свободно различают
контрастные по форме фигуры
(круг и квадрат), но
затрудняются в тонком анализе
(квадрат, ромб, прямоугольник,
Учим называть и показывать элементы фигур (углы, стороны),
выделять существенные свойства фигур, проводя сравнения и
обобщения