Автор: Чернова Инесса Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: БОУ
Населённый пункт: Чувашская Республика город Новочебоксарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на
уроках технологии
Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо
стимулировать, создавать творческую ситуацию.
В истории образования выработаны два способа организации учебы:
- с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое сознание,
самостоятельность, интересы и чувство ответственности;
- с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и нормы.
Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет
доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование
логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и развитие
его собственной логики?
Проанализировав свою деятельность, я поняла, что отдавала предпочтение первому
способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в быстром
переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную
творческую личность, обладающую широким кругозором, ответственностью и
самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов, развить творческие
способности учащихся, я вынуждена была признать, что мне необходимо изучить и внедрить
в работу второй вариант, который предполагает переход обучения на более активный и
интересный метод работы, метод проектов. Задания, его содержание, планирование
предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности учащихся.
Метод проектов всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит детей
мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания.
В 20-е и начале 30-х годов ΧΧ столетия в российских школах широко использовался метод
проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не
давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных
курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко снизилось внимание к основной
философской идее образования того времени – направленность его на ребёнка.
В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ,
что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.
Актуальность опыта.
Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная,
эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно
мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа.
И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка
мыслить творчески.
В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно
идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой
деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять
инициативу.
Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе
способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству. Как при этом
учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот,
пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы,
стимулирующие личностный рост каждого ученика. Опыт моей работы, а также изучение
опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и
эффективно на самом начальном этапе преподавания технологии использование метода
проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает
интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания нового предмета,
заинтересовать предметом, научить посещать этот урок с жаждой получить новые знания,
вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить»
предмет. Для того чтобы систематизировать проектную деятельность учащихся и
руководство ею со стороны учителя, в программу по технологии был введён раздел
«Проект». Уроки с использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают
особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и
эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к
истории, литературе) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и
творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к
самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Позвольте напомнить, что есть творчество - это усиленная деятельность, направленная на
добычу новизны.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация учебного процесса,
способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности
личности.
Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить»
дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия
таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого
ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная
работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек.
Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное, чтобы хорошее и доброе в
душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания
задуманного изделия. Привлекательность проектного метода обучения состоит также в том,
что в процессе работы над проектом у девочек развиваются организационные и
рефлексивные способности, они учатся планировать свою деятельность, а это, как правило,
влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.