Напоминание

"Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии"


Автор: Чернова Инесса Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: БОУ
Населённый пункт: Чувашская Республика город Новочебоксарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на

уроках технологии

Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо

стимулировать, создавать творческую ситуацию.

В истории образования выработаны два способа организации учебы:

- с опорой на внутреннюю культуру деятельности учащегося, его критическое сознание,

самостоятельность, интересы и чувство ответственности;

- с опорой на руководство учителя, жестко заданные им обучающие требования и нормы.

Учитель и школа всегда стоят перед выбором: чему отдать предпочтение и что будет

доминировать – целенаправленное предметное поурочное преподавание и следование

логике учителя или разнообразная самостоятельная деятельность школьника и развитие

его собственной логики?

Проанализировав свою деятельность, я поняла, что отдавала предпочтение первому

способу организации учебы, а на сегодняшний день, возникла острая потребность в быстром

переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную

творческую личность, обладающую широким кругозором, ответственностью и

самостоятельностью. Теперь чтобы достичь высоких результатов, развить творческие

способности учащихся, я вынуждена была признать, что мне необходимо изучить и внедрить

в работу второй вариант, который предполагает переход обучения на более активный и

интересный метод работы, метод проектов. Задания, его содержание, планирование

предстоящей работы выступают, как стимул творческой активности учащихся.

Метод проектов всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит детей

мобилизовать, обобщать и интегрировать свои знания.

В 20-е и начале 30-х годов ΧΧ столетия в российских школах широко использовался метод

проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не

давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных

курсов, поэтому был изъят из школы, и вместе с этим резко снизилось внимание к основной

философской идее образования того времени – направленность его на ребёнка.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ,

что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Актуальность опыта.

Во все времена конечным результатом обучения является высоко-образованная,

эстетически развитая творческая личность. А любая личность должна уметь свободно

мыслить и принимать самостоятельные решения. К этому и стремится современная школа.

И мое твердое убеждение состоит в том, что основная задача педагога – научить ребенка

мыслить творчески.

В трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно

идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой

деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять

инициативу.

Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе

способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству. Как при этом

учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот,

пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывались новые формы работы,

стимулирующие личностный рост каждого ученика. Опыт моей работы, а также изучение

опыта работы коллег, анализ научно-методической литературы показал, что оправдано и

эффективно на самом начальном этапе преподавания технологии использование метода

проектов, который как нельзя лучше оживляет учебно-воспитательный процесс, повышает

интерес к предмету. Ведь очень важно в начале преподавания нового предмета,

заинтересовать предметом, научить посещать этот урок с жаждой получить новые знания,

вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты и просто «любить»

предмет. Для того чтобы систематизировать проектную деятельность учащихся и

руководство ею со стороны учителя, в программу по технологии был введён раздел

«Проект». Уроки с использованием творческих проектов нетрадиционны и вызывают

особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и

эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к

истории, литературе) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и

творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к

самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Позвольте напомнить, что есть творчество - это усиленная деятельность, направленная на

добычу новизны.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является организация учебного процесса,

способствующего развитию творческого потенциала и познавательной активности

личности.

Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить»

дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия

таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого

ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Индивидуальная

работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек.

Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное, чтобы хорошее и доброе в

душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания

задуманного изделия. Привлекательность проектного метода обучения состоит также в том,

что в процессе работы над проектом у девочек развиваются организационные и

рефлексивные способности, они учатся планировать свою деятельность, а это, как правило,

влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.



В раздел образования