Автор: Ильина Оксана Дмитриевна
Должность: Учитель–дефектолог
Учебное заведение: МДОБУ
Населённый пункт: Город Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Возвращение ребенка из виртуального мира"
Раздел: дошкольное образование
Неэффективная стратегия возвращения чада в реальный мир
Сын прилип к экрану и увлеченно убивает монстров. Дочь строит для
созданной ей семьи идеальный дом. Или смотрит очередную серию аниме-
сериала. А ведь вы пятнадцать минут назад договаривались, что через четверть
часа ребенок встанет из-за компьютера и поможет вам с наведением порядка.
Или сядет за уроки. Или пойдет обедать.
Что делать в этой ситуации? Резко напомнить о об обещании? Велеть
немедленно прекратить заниматься глупостями? Выключить компьютер? Но
это прямой путь к некрасивому скандалу, в результате которого все окажутся
разозленными и обиженными друг на друга. А дела так и останутся
невыполненными.
” Некоторых родителей настолько пугает и раздражает неспособность
ребенка по команде оторваться от гаджета, что они предпочитают вовсе
не давать опасную игрушку в детские руки. Это, безусловно, эффективный
способ сберечь собственные нервы…И лишить свое чадо возможности в
легкой игровой форме подружиться с миром электронных устройств,
которые постепенно берут на себя все больше функций в жизни человека.
Может, необязательно решать проблему так кардинально? И существуют
другие пути?
Почему так неприятно расставаться с гаджетом?
Чтобы ответить на этот вопрос, придется немного коснуться того, как
функционирует
человеческий
мозг.
Или,
точнее,
буквально
одного
единственного аспекта его работы — выработки дофамина. Это вещество
генерируется областью среднего мозга. И оно – предусмотренная самой
природой награда за наши достижения, приносящая ощущение удовольствия.
Например,
вы
решили
вплотную
заняться
своей
физической
формой.
Запланировали бегать по утрам, правильно питаться, соблюдать режим сна. И
даже начали воплощать всю эту программу в жизнь. Приготовили себе на
завтрак полезную кашу и одолели на стадионе у дома целых пять кругов. От
цели сбросить пять лишних килограммов вы пока еще очень далеки… Но вы
сделали первый шаг, и мозг обязательно наградит вас поощрительной порцией
дофамина.
” Виртуальная реальность — это пространство маленьких доступных
достижений. Источник огромного количества легкого дофамина. Не
обязательно отжиматься
от
пола,
много
учиться или
работать.
Достаточно просто пройти уровень — и вы получите свою дозу
удовольствия.
Иначе говоря, когда ребенок сидит, уткнувшись в экран, его мозг занят
интенсивной выработкой этого волшебного нейромедиатора. Но стоит вам
нажать на кнопочку «выкл», и производство дофамина резко прекращается. А
это всегда бывает очень неприятно. На физическом уровне неприятно, даже
болезненно.
Вспомните свои ощущения, когда телевизор внезапно отключался прямо во
время просмотра любимой передачи. Весьма раздражающая ситуация, правда?
Вот и ребенок чувствует то же самое, когда вы силой вдруг отбираете у него
планшет.
Вы можете справедливо заметить, что это произошло не «вдруг». Что вы
предупреждали, заранее оговаривали время, обсуждали с ним ситуацию. Но
малышу пока сложно помнить про это в тот момент, когда уровень дофамина в
организме так высок.
Альтернатива
Можно сделать процесс более мягким, чтобы уровень дофамина уменьшался
постепенно.
Войдите в мир ребенка
Вместо того чтобы резко выдергивать чадо в повседневность, попробуйте
осторожно постучаться в его мир. Сядьте рядом с сыном, понаблюдайте, чем он
занимается. Всего 20-30 секунд молчаливого присутствия рядом вызовут и у
вас, и у ребенка ощущение сопричастности общему процессу.
Начните задавать вопросы
Они должны касаться того действа, что сейчас разворачивается на экране перед
ребенком. Как зовут того персонажа с синими волосами? Кого из монстров
сложнее всего убить? Или даже совсем просто — что ты сейчас делаешь?
” О чем спрашивать? Попробуйте найти в занятии сына или дочери то,
что и правда вызывает у вас интерес. Потому что вопросы «для галочки»,
щедро приправленные снисходительностью и пренебрежением, могут
побудить ребенка с треском захлопнуть дверь в свой мир перед вашим
носом.
Дождитесь отклика
На первые вопросы дети могут отвечать односложно. Но обычно им нравится,
что вы готовы разделить их интересы. И они увлекаются, начинают подробно и
с удовольствием рассказывать о квесте, который они сейчас осваивают. Как
только это произошло — ура! Это значит, что ваш ребенок снова с вами,
больше в настоящем мире, чем в вымышленном. Теперь можно спокойно
напоминать об обязанностях и обещаниях.
” Капелька внимания, немного дружелюбного участия — и ваше чадо мирно
и без споров отложит в сторону планшет. И это вместо выматывающих
ссор, буквально сводящих вас с ума!
Почему у вас все обязательно получится?
Если виртуальная реальность — это такой замечательный источник легкого
дофамина, то как вы со своим реальным миром вообще можете с ней
соперничать? Не волнуйтесь, вы не просто можете. Вы обречены на победу.
Дело
в
том,
что
любые
реальные
сложнодостижимые
стимулы
дают
существенно более сильные ощущения. То есть, человек, у которого за плечами
уже есть какие-то трудоемкие совершения — победа в соревнованиях по бегу,
создание из конструктора большой модели средневекового замка, да даже
просто решенная на отлично контрольная — на «легкий» дофамин уже не
купится.
” Если ребенок знает, как это бывает, когда добиваешься чего-то хорошего
и сложного в жизни, то между компьютерными играми и вами — с вашей
помощью по дому, выполнением домашних заданий и прочими «скучными»
вещами — он в конечном счете всегда выберет вас. И не из-за волшебной
силы родительской любви. Просто реальный мир приносит больше
удовольствия.
Секрет вырывания ребенка из плена виртуальной реальности кроется в том,
чтобы никого ниоткуда не вырывать — скорее просто мягко вывести чадо за
руку сюда, в настоящий мир. Показать ему правильное направление……..