Напоминание

"Возвращение ребенка из виртуального мира"


Автор: Ильина Оксана Дмитриевна
Должность: Учитель–дефектолог
Учебное заведение: МДОБУ
Населённый пункт: Город Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Возвращение ребенка из виртуального мира"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Неэффективная стратегия возвращения чада в реальный мир

Сын прилип к экрану и увлеченно убивает монстров. Дочь строит для

созданной ей семьи идеальный дом. Или смотрит очередную серию аниме-

сериала. А ведь вы пятнадцать минут назад договаривались, что через четверть

часа ребенок встанет из-за компьютера и поможет вам с наведением порядка.

Или сядет за уроки. Или пойдет обедать.

Что делать в этой ситуации? Резко напомнить о об обещании? Велеть

немедленно прекратить заниматься глупостями? Выключить компьютер? Но

это прямой путь к некрасивому скандалу, в результате которого все окажутся

разозленными и обиженными друг на друга. А дела так и останутся

невыполненными.

Некоторых родителей настолько пугает и раздражает неспособность

ребенка по команде оторваться от гаджета, что они предпочитают вовсе

не давать опасную игрушку в детские руки. Это, безусловно, эффективный

способ сберечь собственные нервы…И лишить свое чадо возможности в

легкой игровой форме подружиться с миром электронных устройств,

которые постепенно берут на себя все больше функций в жизни человека.

Может, необязательно решать проблему так кардинально? И существуют

другие пути?

Почему так неприятно расставаться с гаджетом?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется немного коснуться того, как

функционирует

человеческий

мозг.

Или,

точнее,

буквально

одного

единственного аспекта его работы — выработки дофамина. Это вещество

генерируется областью среднего мозга. И оно – предусмотренная самой

природой награда за наши достижения, приносящая ощущение удовольствия.

Например,

вы

решили

вплотную

заняться

своей

физической

формой.

Запланировали бегать по утрам, правильно питаться, соблюдать режим сна. И

даже начали воплощать всю эту программу в жизнь. Приготовили себе на

завтрак полезную кашу и одолели на стадионе у дома целых пять кругов. От

цели сбросить пять лишних килограммов вы пока еще очень далеки… Но вы

сделали первый шаг, и мозг обязательно наградит вас поощрительной порцией

дофамина.

” Виртуальная реальность — это пространство маленьких доступных

достижений. Источник огромного количества легкого дофамина. Не

обязательно отжиматься

от

пола,

много

учиться или

работать.

Достаточно просто пройти уровень — и вы получите свою дозу

удовольствия.

Иначе говоря, когда ребенок сидит, уткнувшись в экран, его мозг занят

интенсивной выработкой этого волшебного нейромедиатора. Но стоит вам

нажать на кнопочку «выкл», и производство дофамина резко прекращается. А

это всегда бывает очень неприятно. На физическом уровне неприятно, даже

болезненно.

Вспомните свои ощущения, когда телевизор внезапно отключался прямо во

время просмотра любимой передачи. Весьма раздражающая ситуация, правда?

Вот и ребенок чувствует то же самое, когда вы силой вдруг отбираете у него

планшет.

Вы можете справедливо заметить, что это произошло не «вдруг». Что вы

предупреждали, заранее оговаривали время, обсуждали с ним ситуацию. Но

малышу пока сложно помнить про это в тот момент, когда уровень дофамина в

организме так высок.

Альтернатива

Можно сделать процесс более мягким, чтобы уровень дофамина уменьшался

постепенно.

Войдите в мир ребенка

Вместо того чтобы резко выдергивать чадо в повседневность, попробуйте

осторожно постучаться в его мир. Сядьте рядом с сыном, понаблюдайте, чем он

занимается. Всего 20-30 секунд молчаливого присутствия рядом вызовут и у

вас, и у ребенка ощущение сопричастности общему процессу.

Начните задавать вопросы

Они должны касаться того действа, что сейчас разворачивается на экране перед

ребенком. Как зовут того персонажа с синими волосами? Кого из монстров

сложнее всего убить? Или даже совсем просто — что ты сейчас делаешь?

” О чем спрашивать? Попробуйте найти в занятии сына или дочери то,

что и правда вызывает у вас интерес. Потому что вопросы «для галочки»,

щедро приправленные снисходительностью и пренебрежением, могут

побудить ребенка с треском захлопнуть дверь в свой мир перед вашим

носом.

Дождитесь отклика

На первые вопросы дети могут отвечать односложно. Но обычно им нравится,

что вы готовы разделить их интересы. И они увлекаются, начинают подробно и

с удовольствием рассказывать о квесте, который они сейчас осваивают. Как

только это произошло — ура! Это значит, что ваш ребенок снова с вами,

больше в настоящем мире, чем в вымышленном. Теперь можно спокойно

напоминать об обязанностях и обещаниях.

” Капелька внимания, немного дружелюбного участия — и ваше чадо мирно

и без споров отложит в сторону планшет. И это вместо выматывающих

ссор, буквально сводящих вас с ума!

Почему у вас все обязательно получится?

Если виртуальная реальность — это такой замечательный источник легкого

дофамина, то как вы со своим реальным миром вообще можете с ней

соперничать? Не волнуйтесь, вы не просто можете. Вы обречены на победу.

Дело

в

том,

что

любые

реальные

сложнодостижимые

стимулы

дают

существенно более сильные ощущения. То есть, человек, у которого за плечами

уже есть какие-то трудоемкие совершения — победа в соревнованиях по бегу,

создание из конструктора большой модели средневекового замка, да даже

просто решенная на отлично контрольная — на «легкий» дофамин уже не

купится.

” Если ребенок знает, как это бывает, когда добиваешься чего-то хорошего

и сложного в жизни, то между компьютерными играми и вами — с вашей

помощью по дому, выполнением домашних заданий и прочими «скучными»

вещами — он в конечном счете всегда выберет вас. И не из-за волшебной

силы родительской любви. Просто реальный мир приносит больше

удовольствия.

Секрет вырывания ребенка из плена виртуальной реальности кроется в том,

чтобы никого ниоткуда не вырывать — скорее просто мягко вывести чадо за

руку сюда, в настоящий мир. Показать ему правильное направление……..



В раздел образования