Автор: Кудратова Лейсан Фанисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Лениногорский район, с. Шугурово
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования. Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это
особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии
развития информационного общества. Мы видим, какие значительные
перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых
информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен
довольно
обширный
выбор
ИКТ
в
своей
практике.
Это
компьютер, использование
сети
интернет,
телевизор,
видео,
DVD,
различного
рода
мультимедиа
-
и
аудио-визуальное
оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним
из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном образовании становится все более актуальным, так как
позволяет
средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос
организации
предметно-пространственной
развивающей
среды (ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным
критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является
созданная
предметно-пространственная
среда.
ППРС
должна
быть
вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами
обучения
и
воспитания
–
техническим,
спортивным,
игровым
оборудованием.
Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем
пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом
и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы
над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ
является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития
мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести
тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и
творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим
воспитатель,
в
большей
степени,
становится
соучастником,
помощником. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы
в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к
совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных
областях: «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное
развитие» и
др.
Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного
материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий,
таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:
просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им
аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т. п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,
выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него
развивается способность к прогнозированию результата действий. Он
начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения
основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и
для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая,
что
компьютер
–
новое
мощное
средство
для
интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его использование в
учебно-воспитательных
целях
в
дошкольных
учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего
режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями
Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При
этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После
окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и
снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для
глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
воспитателей
и
специалистов
в
сфере
обучения
детей
дошкольного
возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит
большую
пользу
в
развитии
всех
сфер
личности
дошкольника,
взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности
воспитателя,
значительно
способствует
повышению
качества
образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические
возможности,
связанные
с
визуализацией
материала,
его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и
процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное
наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и
особенностей программы.