Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Кудратова Лейсан Фанисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан, Лениногорский район, с. Шугурово
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий

момент

являются

неотъемлемой

частью

современного

дошкольного

образования. Информатизация системы образования предъявляет новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это

особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации стратегии

развития информационного общества. Мы видим, какие значительные

перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во

многом это связано с обновлением научной, методической и материальной

базы обучения и воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование новых

информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен

довольно

обширный

выбор

ИКТ

в

своей

практике.

Это

компьютер, использование

сети

интернет,

телевизор,

видео,

DVD,

различного

рода

мультимедиа

-

и

аудио-визуальное

оборудование.

Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий

призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию

детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним

из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные

технологии.

Применение

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольном образовании становится все более актуальным, так как

позволяет

средствами

мультимедиа,

в

наиболее

доступной

и

привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,

усилить творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос

организации

предметно-пространственной

развивающей

среды (ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным

критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является

созданная

предметно-пространственная

среда.

ППРС

должна

быть

вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами

обучения

и

воспитания

техническим,

спортивным,

игровым

оборудованием.

Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем

пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом

и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы

над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ

является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития

мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести

тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и

творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим

воспитатель,

в

большей

степени,

становится

соучастником,

помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы

в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,

планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к

совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,

кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных

образовательных

областях: «Социально-коммуникативное

развитие», «Речевое

развитие», «Познавательное

развитие» и

др.

Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного

материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий,

таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов:

просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им

аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т. п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет

ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров

по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в

виртуальный мир один на один с компьютером.

- обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать,

выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него

развивается способность к прогнозированию результата действий. Он

начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения

основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и

для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью

информационного и научно-методического сопровождения образовательного

процесса.

Признавая,

что

компьютер

новое

мощное

средство

для

интеллектуального

развития

детей,

необходимо

помнить,

что

его использование в

учебно-воспитательных

целях

в

дошкольных

учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего

режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями

Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При

этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После

окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и

снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для

глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя

позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.

Информационные

технологии

значительно

расширяют

возможности

воспитателей

и

специалистов

в

сфере

обучения

детей

дошкольного

возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит

большую

пользу

в

развитии

всех

сфер

личности

дошкольника,

взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности

воспитателя,

значительно

способствует

повышению

качества

образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,

способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации

умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат

своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать

моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков

работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять

поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;

способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;

повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,

а

также

качество

предоставляемых

сопроводительных

материалов;

мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность

педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые

дидактические

возможности,

связанные

с

визуализацией

материала,

его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и

процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное

наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и

структурирование

учебного

материала.

Появляется

возможность

для

концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных

источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и

скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и

особенностей программы.



В раздел образования