Автор: Реуцкова Елена Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32"
Населённый пункт: Республика Коми, пгт Ярега
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в группе компенсирующей направленности
Тема: «12 апреля- День космонавтики»
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Детский сад 32 комбинированного вида
Конспект образовательной деятельности
по социально — коммуникативному развитию
в группе № 11 «Ромашки»
«12 апреля- День космонавтики»
Учитель-логопед: Реуцкова Е.А..
Пгт Ярега
Конспект организованной образовательной деятельности.
Ф. И. О. педагогического работника
Реуцкова Е.А.
Место работы (наименования
дошкольного образовательного
учреждения по Уставу)
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №32 комбинированного
вида»
Возрастнаягруппа
Группа компенсирующей направленности для
детей с нарушением речи,старшая гр. №11
«Ромашки»
Тема образовательной деятельности
«День космонавтики».
Социально — коммуникативное развитие
Предварительная работа с детьми
Рассматривание иллюстраций по теме 12 апреля,
чтение стихотворений и рассказов, рассматривание
презентаций о космосе, о космонавтах.
Рассматривание альбомов, чтение рассказов,
стихотворений о космосе.
Целеполагание
Цель: формирование у детей навыков словооб-
разования и словоизменения.
Коррекционно-образовательные
задачи:
расширить и уточнить элементарные знания о
космосе, расширить и уточнить словарь по теме
«Космос»;
совершенствовать
грамматический
строй речи, совершенствовать навык слогового
анализа; закреплять навык образования антонимов;
активизировать
в
речи
наречия,
выражающие
пространственные
отношения;
развивать
диалогическую речь; закреплять умение чётко
произносить отработанный звук в чистоговорках.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать общую и мелкую моторику, зрительное и
слуховое внимание; закреплять навык ротового
выдоха и подвижность органов артикуляции.
Коррекционно-воспитательные задачи
формировать
навыки
сотрудничества,
взаимопонимания,
самостоятельности,
доброжелательности;
формировать
умение
поддерживать беседу.
Дидактическое
обеспечение
непосредственно
образовательной
деятельности
Демонстрационный:Картинки с изображениями
звездного
неба.
Видов
из
космоса,
опорные
картинки цветные планет, изображение Лунтика,
Методы и приемы
Практические:
игровые
упражнения,
динамическая
пауза,
творческое
задание,
дидактические
игры,
пальчиковая
гимнастика
самомассаж, дыхательное упражнение
Наглядные:
плакаты, картинки, дидактические
игры, альбом с играми по теме космос.
Словесные:игровое упражнение, рассказ педагога,
беседа, рассказы детей, объяснение, словесные
игры и упражнения.
Виды детской деятельности
Коммуникативная, познавательная, игровая.
1Организационный этап: Учитель-логопед вме-
сте с детьми встаёт в круг. Логопед обращается к
детям:-Раз, два, три, четыре, пять – вместе будем
мы играть.- Скажите, какое настроение должно
быть у детей, когда они играют?- Какое у вас сего-
дня настроение? Давайте возьмемся за руки и пере-
дадим друг другу свое хорошее настроение:- Со-
брались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнем-
ся!
Логопед загадывает детям загадку
- Послушайте и отгадайте загадку: Дети стоят воз-
ле учителя-логопеда, слушают загадку и называют
отгадку: «Космонавт».
-Человек сидит в ракете,
-Смело в небо он летит.
-И на нас в своем скафандр
-Он из космоса глядит.
- Правильно, это космонавт. Ребята, вы знаете, кто
такой космонавт? Дети отвечают на вопрос: «Это
человек, который летает в космос».
- Каким должен быть космонавт? Подберите слова-
признаки к слову космонавт. Дети подбирают сло-
ва-признаки: сильный, отважный, здоровый, знаю-
щий, умный, мужественный, выносливый, креп-
кий, находчивый. Дети предлагают свои варианты
ответов. Дети садятся на свои места и слушают
учителя-логопеда
2 Мотивационно ориентировочный этап.
Логопед:- Ребята, вы знаете, кто был первым кос-
монавтом?
Ответы детей.- Первый космонавт Юрий Алексее-
вич Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел
в космос. (Показ портрета Ю. А. Гагарина) В кос-
мической ракете, с названием «Восток» Он пер-
вым на планете подняться к звездам смог!- А вы
хотели бы стать космонавтами? Я вас приглашаю в
школу будущих космонавтов. В этой школе мы
пройдём специальную подготовку. Приглашаю вас
в космический класс!
Основная часть
-изложение
основных
положений
нового материала;
-описание методов, способствующих
решению поставленных задач;
-описание основных форм и методов
организации
индивидуальной,
групповой деятельности детей;
-постановка целей самостоятельной
работы для детей;
-определение возможных действий
педагогического работника в случае,
если ему или детям не удается
достичь поставленных целей;
-описание
методов
организации
совместной
деятельности
воспитателя
с
учетом
индивидуально-
дифференцированных особенностей
детей;
-описание
форм
и
методов
достижения поставленных целей в
ходе закрепления нового материала с
учетом
индивидуальных
особенностей детей
3
3 Практический этап
.
- Ребята, вы сказали, чтобы стать космонавтом
нужно быть и смелым, и отважным, и умным и, ко-
нечно же, здоровым! Поэтому космонавты каждый
день закаляют свой организм: делают зарядку,
умываются холодной водой, разминают все мыш-
цы. Давайте и мы будем закаляться. начнем с мас-
сажа.
Логопед показывает движения самомассажа.
. Самомассаж лица:
- Мы ладошки растираем
-И лицо обогреваем.
-Подбородок разотрем,
-Дружно губки пожуем.
-Там живет наш язычок,
-Пусть погреется дружок!
Дети выполняют движения в соответствии с тек-
стом
- Все космонавты говорят четко, внятно, а помога-
ют им в этом упражнения для языка. Предлагаю
укрепить мышцы язычка.
Артикуляционная гимнастика:
Наш согрелся язычок
Повернулся на бочок.
Вдруг проснулся, потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
Что он скачет взад-вперёд?
Удивляется народ.
Влево, вправо кончик ходит,
Словно места не находит.
Стал язык твой маляром,
Он будет красить старый дом.
Вперёд-назад, вперёд-назад….
Ремонту каждый будет рад.
Поперёк улыбки лёг.
Отдыхает язычок.
Блинчик он покушал,
Выпил чаю чашку,
Запачкался вареньем,
На качелях покачался,
И на горке покатался.
Логопед произносит чистоговорки:
Авты-авты-авты – в ракете космонавты.
Та-та-та – в космосе темнота.
На-на-на – круглая луна.
Неты-неты-неты – разные планеты.
Да-да-да – яркая звезда.
Ун-ун-ун – голубой Нептун.
Чо-чо-чо – у солнца горячо.
Ля-ля-ля – круглая Земля.
Кета-кета-кета – в космос летит ракета.
Дети слушают логопеда, а потом повторяют чисто-
говорки хором.
Логопед даёт инструкцию к выполнению дыха-
тельного упражнения
- Мышцы укрепили. К полёту готовы! Взлетаем в
космос! Полетим мы на ракетах. (Логопед раздаёт
детям ракеты для тренировки дыхания).
- Дуем посильнее и запускаем ракету вверх. Чья
ракета взлетит выше? Логопед:
- Наши ракеты дружно взлетели и долетели до
Луны.
2. Физкультминутка
«Снаряжаем мы ракету
»
Снаряжаем мы ракету (показывают ракету)
На далекую планету
(
смотрят вдаль под рукой)
Шапки надо надевать, шубы, рукавицы,(Выполня-
ют движения по тексту)
Чтоб в ракете не чихать и не простудиться.
Недоволен Буратино, что мала ему кабина(.Пока-
зывают «носики» вправо, влево.)
Влезть в неё пытается, нос не умещается.
Зайцу хочется в полет, но в зайце трусость верх бе-
рет(:показывают «ушки» обхватывают тело рука-
ми)
«Вы сперва скажите мне, нет ли волка на
Луне»(Показывают руками пасть волка)
Мышки хором засмеялись:
«Мы летали, не боялись (показывают мышек
грозят пальцем)
Красота, красота нет ни кошки, ни кота».
Пять матрешек встали в ряд:(показывают пять
пальцев)
«Посадите» - говорят.
Одного местечка нам хватит пятерым (Показыва-
ют как одна прячется в другу).
Логопед: -А здесь нас встречает кто? картинка
Лунтика
- Он немного растерян… Нужно помочь ему вы-
полнить задания. Поможем?
Игра « Игра «Скажи наоборот»-подбирать слова с
противоположным значением (антонимы).
В солнечный день на Земле светло, а в космосе ….
Летом
на
солнце
горячо,
а
в
космосе
….
На Земле люди совершают движения быстро, а в
космосе ……. На Земле работать легко, а в космо-
се …. Земля – наша родная планета, а другие пла-
неты…
Игра «Образуй новое слово»
Логопед:- Лунтик предлагает вам придумать новые
слова.
Летает к звездам - ……… звездолёт
По Луне ходит – …….. луноход
Кратер на луне – …….. лунный
Вспышка на солнце – …….. солнечная
Звезды падают – …….. звездопад
Те, кто живет на Земле ………. Земляне
Те, кто живет на Марсе ……….. марсиане
Существа с иных планет…... инопланетяне
Корабль, летящий меж планет …. межпланетный
Сесть на Землю …….приземлиться
Сесть на Луну……….. прилунится.
Игра «Сосчитай до 5» -согласование числительные
с существительным.
Логопед:- Лунтик совсем не умеет считать, он про-
сит помощи у вас. Сосчитайте космические объек-
ты:
Одно созвездие, два созвездия, три созвездия,
четыре созвездия, пять созвездий
Одна далёкая планета, две …
Один искусственный спутник, … .
Один межпланетный корабль, …
Пальчиковая гимнастика «Космос»
В тёмном небе звёзды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
Игра «Что лишнее и почему?»
Солнце, Луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, припозднится, приземлиться.
Игра «Один – много» образование
существительных множественного числа
именительного и родительного падежей.
космонавт —космонавты —космонавтов
ракета - ракеты- ракет
спутник- спутники-с путников и др
Логопед предлагает детям вернутся с Луны на
Землю.
Заключительная часть
-подведение итогов непосредственно
образовательной
деятельности
(организация рефлексии);
-описание положительных действий
детей;
-определение
перспективы
использования полученных качеств.
4 Рефлексивно-оценочный этап.
- какие вы молодцы!
- что нового для себя узнали?
- где это вам пригодиться?
- кому вы можете об этом рассказать?
Вывод: педагог подводит итог деятельности детей.