Автор: Казакова Мария Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №44"
Населённый пункт: г. Полысаево
Наименование материала: Рабочая программа по предмету
Тема: Рабочая программа учебного предмета Обществознание 5-9 классы
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 44
с углубленным изучением отдельных предметов"
Приложение к ООП ООО
Приказ № 114 от 28.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
5-9 классы
Составитель программы:
Казакова Мария Михайловна,
учитель истории и обществознания
Полысаево
2
Содержание
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета............................................................3
2.
Содержание предмета «Обществознание»...................................................................................6
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы..................................................................................................................................................9
3
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 44» с учётом
программ, включённых в её структуру.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предмета «Обществознание»
позволяет
достичь
личностных,
предметных
и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое
и
настоящее
многонационального
народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основкультурного
наследия
народов
России
и
человечества;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки
в
мире профессий
и
профессиональных предпочтений,
с
учетом
устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и
сообществах,
включая
взрослые
и
социальные
сообщества;
участие
в
школьном
самоуправлении
и
общественной
жизни
в
пределах
возрастных
компетенций
с
учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)
формирование
ценности
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
усвоение
правил
индивидуального
и
коллективного
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
4
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
.
Метапредметные результаты:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных
условий
и
требований,
корректировать
свои
действия
в
соответствии
с
изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5)
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8)
смысловое чтение;
9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально
и
в
группе:
находить
общее
решение
и
разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументироватьи
отстаивать свое мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей;
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12)формирование
и
развитие
экологического
мышления,
умение
применять
его
в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1)
формирование
у
обучающихся
личностных
представлений
об
основах
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закрепленным
в
Конституции Российской Федерации;
2)
понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3)
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных
задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
5
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4)
формирование
основ
правосознания
для
соотнесения
собственного
поведения
и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством
Российской
Федерации,
убежденности
в
необходимости
защищать
правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные
роли в пределах своей дееспособности;
5)
освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие
способностей
обучающихся
делать
необходимые
выводы
и
давать
обоснованные
оценки
социальным событиям и процессам;
6)
развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
7)
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
8)
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
9)
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
10)понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
11)формирование
представлений
об
исторической
роли
традиционных
религий
и
гражданского общества в становлении российской государственности.
1
1 Вопросы, связанные с ОДНКР
6
2.
Содержание предмета «Обществознание»
Социальная сущность личности (35 ч)
I.
Человек в социальномизмерении (22 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни.
Деятельность
и
поведение.
Мотивы
деятельности.
Виды
деятельности.
Люди
с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как
усваиваются социальные нормы. Социальные
«параметры личности».
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющие духовного мира (ОДНКНР).
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.Возраст
человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная
принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права
человек получает от рождения.
II.
Ближайшее социальноеокружение (13 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семья – хранитель духовных ценностей.
Рольсемьи в жизни человека (ОДНКНР). Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в
семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в
малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Современное общество (35 ч)
III.
Общество — большой «дом» человечества (15 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества.
Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные
общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание,
сохранение, распространение, усвоение.
IV.
Общество, в котором мы живём (20 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире:
как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной
экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей
страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего
Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их
7
сохранить и приумножить.
8
Место России среди других государств мира.
Социальные нормы (35 ч)
V.
Регулированиеповедения людей в обществе (22 ч)
Социальные
нормы
и
правила
общественной
жизни.
Общественные
традиции
и
обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные
нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев
на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.
Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция
Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция
Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политическиеправа
и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные
обязанности
российского
гражданина.
Обязанность
платить
налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязан-
ность.
VI.
Основыроссийского законодательства (13 ч)
Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов
детей, оставшихся без родителей.
Трудовые
правоотношения.
Права,
обязанности
и
ответственность
работника
и
работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и
наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы.
Судебная система.
Экономика и социальные отношения (35 ч)
VII.
Мир экономики (15 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары иуслуги.
Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и
их
возможности.
Предприятия
и
их
современные
формы.
Типы
экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законырыночной
экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в.
Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII.
Человек в экономических отношениях (8 ч)
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческогофактора в
развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность.
Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.Права потребителя.
9
IX.
Мир социальныхотношений (12 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие
индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения
социальной
структуры
общества
с
переходом
в
постиндустриальное
общество.
Влияние
экономики
на
социальный
сослав
общества.
Историзм
понятий
«социальная
справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные
социальные
группы
современного
российского
общества.
Социальная
политика
Российского государства.
Нации
и
межнациональные
отношения.
Характеристика
межнациональных
отношений
в
современной России. Понятие толерантности.
Политика и культура (34 ч)
X.
Политическая жизнь общества (18 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства.
Функции государства.
Наше
государство
— Российская
Федерация.
Государственное
устройство
России.
Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические
партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и
правовое государство. Местное самоуправление.
Органы
власти
Российской
Федерации.
Органы
законодательной
власти.
Органы
исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-
правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность.
Патриотизм.
XI.
Культурно-информационная средаобщественной жизни (11 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта
современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества (ОДНКНР). Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура
Российской
Федерации.
Образование
и
наука.
Искусство.
Возрождение
религиозной жизни в нашей стране.
XII.
Человек в меняющемся обществе (5 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное
образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье.
Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
1
0
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№
п
/
п
Те
ма
Количест
во
часов
5 класс (35
часов)
1
Введение
1
2
Человек
6
3
Семья
4
4
Школа
6
5
Труд
6
6
Родина
10
7
Итоговое повторение
2
6 класс (35
часов)
1
Введение
1
2
Человек в социальном измерении
12
3
Человек среди людей
10
4
Нравственные основы жизни
10
5
Итоговое повторение
2
7 класс (35
часов)
1
Введение
1
2
Регулирование поведения людей в обществе
12
3
Человек в экономических отношениях
14
4
Человек и природа
6
5
Итоговое повторение
2
8 класс (35
часов)
1
Введение
1
2
Личность и общество
6
3
Сфера духовной культуры
8
4
Экономика
13
5
Социальная сфера
5
6
Итоговое повторение
2
9 класс (34 часа)
1
Введение
1
2
Политика
11
3
Право
20
4
Итоговое повторение
2