Автор: Фетисова Алена Ильинична
Должность: педагог-хореограф
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Смоленский район, с.Катынь
Наименование материала: ТАНЕЦ МОДЕРН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Тема: История становления танцевального направления, Танец модерн в современном мире
Раздел: полное образование
ТАНЕЦ МОДЕРН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ХОРЕОГРАФИИ
Исполнитель:
ФЕТИСОВА АЛЁНА
ИЛЬИНИЧНА
Смоленск 2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История становления танцевального
направления…………………………………………………………………..……5
2. Танец модерн в современном мире…..
……………………………………………………………………...……..9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
Введение
Идея модерн-танца исключительно важна. Только она помогает стать танцу
эмоционально и чувственно «нагруженным». Человек, сидящий в зрительном зале
как бы погружается в океан телесной графики и музыки. Зритель не замечает
соседей, не ощущает ограниченности зала, он полностью включается в
пространство,
в
котором
происходит
действие,
переносится
в
другую,
параллельную реальность – реальность танца. Своей идеей и эстетической
формой
танец
полностью
поглощает
человека.
Созерцание
доставляет
неописуемое удовольствие. Трудно описать танец-модерн точнее, чем сделала это
сама Дункан в автобиографии «Моя исповедь»: «Свобода тела и духа рождает
творческую мысль, движения тела должны быть выражением внутреннего
импульса. Танцор должен привыкнуть двигаться так, словно движение никогда не
заканчивается, оно всегда есть результат внутреннего осмысления. Тело в танце
должно быть забыто, оно лишь инструмент, хорошо настроенный и гармоничный.
В гимнастике движениями выражается только тело, в танце же чувства и мысли
сквозь
тело».
«Айседора
заставила
считать
искусство
танца
важным
и
благородным. Она заставила считать его искусством. Говоря кратко, танец-
модерн -это сочетание серьезной техники, неординарности постановки и
постоянного поиска новых форм для выражения внутреннего мира человека. Это
танец пространства, танец без границ…
Модерн-танец- это своего рода пласт в искусстве танцев, не похожий ни на
классический балет, ни на джазовый танец, ни на бальные танцы. Как и все эти
области, он обладает своими уникальными характеристиками, элегантностью,
энергией. Модерн разработал собственный индивидуальный язык тела, который
отличается от других танцевальных стилей, поэтому требует особого подхода к
его
изучению.
Главной
особенностью
является
свободное
тело
танцора,
позволяющее двигаться естественно и непринужденно. Отличительной чертой
модерна является включение элементов импровизации в профессиональные
постановки, когда танец рождается прямо на глазах у зрителей. Такие моменты
делают его живым и непредсказуемым, стимулируют развитие творческого
мышления не только для хореографа, но и для каждого члена танцевальной
группы. Позже хореографы пытались найти новые способы выражения эмоций.
Мерс Каннингем ввел импровизационное начало и произвольность движений в
балетные спектакли. Это направление характеризуется эмоциями духовного
одиночества, а также качеством, которое родилось под влиянием восточной
философии: неподвижность в движении и движение в неподвижности.
Другими
типичными
чертами
направления
являются:
аллегорическая
хореография, противоречивость, свойственная танцу абсурда, дегуманизация и
необщительность. Контраст этому стилю может служить основным в джазовых
моделях, ритмично полнокровном, эмоционально насыщенном стиле Элвина
Эйли. Элвин Эйли включил в свои произведения элементы африканского танца и
негритянской музыки. В последние годы такие хореографы, как Марк Моррис и
Лиз Лерманн, бросили вызов представлению о том, что танцоры должны быть
молодыми и стройными. И убеждение в том, что элегантное, захватывающее
движение не связано с возрастом и телосложением, нашло отражение в практике
и выступлениях этих хореографов.
Как это ни парадоксально, коренные американцы, которые возглавляли
балетные труппы, Pleasant и другие, с готовностью включили русскую классику в
свой репертуар, в то время как Баланчин сказал, что его новая американская
труппа была создана для представления необычной музыки и новых композиций,
основанных на классических идиомах, а не на репертуаре. прошлого. С тех пор
американская балетная сцена является своего рода смесью возрожденной
классики и оригинальных постановок, созданных такими звездами танца, которые
в конечном итоге взяли на себя роль хореографов, таких как Джером Роббинс (р.
1918), Роберт Джоффри (1930-1988). , Элиот Фельд (р. 1942), Артур Митчелл (р.
1934) и Михаил Барышников (р. 1948).
Различные психологические и философские темы отра
жены в модер
н
хореограф
ии, от жиз
ненного оп
ыта до реа
лизации сво
их мыслей.
1. История становления танцевального направления
Танец модер
н, одно из н
аправлений со
временной з
арубежной хорео
графии,
воз
никшее в ко
нце 19 и н
ачале 20 ве
ков в США и Гер
мании. Тер
мин «Танец
мо
дерн» появ
ился в Сое
диненных Шт
атах для обоз
начения сце
нической
хорео
графии,
отвергающей
тр
адиционные
б
алетные
фор
мы.
Вступи
в
в
употреб
ление, он в
ытеснил дру
гие термин
ы свободны
й танец, дунканизм, танец
босо
ножек, рит
мопластичес
кий танец, э
кспрессион
истский, абсо
лютный, но
вый
художест
венный), которые воз
никли в раз
витии этого н
аправления. Общим для
пре
дставителе
й танца мо
дерн, неза
висимо от то
го, к како
му направле
нию они
пр
инадлежали и в к
акой перио
д они провоз
глашали сво
и эстетичес
кие
програ
ммы, было н
амерение соз
дать новую хорео
графию, котор
ая, по их
м
нению, отвеч
ала бы духо
вным потреб
ностям чело
века 20-го ве
ка. Основн
ые её
прин
ципы: отказ от к
анонов, во
площение но
вых тем и с
южетов ори
гинальными
т
анцевально-
пластическ
ими средст
вами. Стре
мясь к пол
ной независ
имости от
тр
адиций, пре
дставители т
анца модер
н пришли, н
аконец, к пр
инятию отде
льных
техн
ических пр
иемов, в прот
ивостоянии котор
ых появилос
ь новое на
правление.
Установка н
а полный от
ход от тра
диционных б
алетных фор
м на практ
ике не
смо
гла быть до ко
нца реализо
вана.
Идеи танца мо
дерн предвос
хитил извест
ный французс
кий педаго
г и
теорет
ик сценичес
кого движе
ния Ф. Дельсарт, утвержда
вший, что то
лько жест,
ос
вобождённы
й от услов
ности и ст
илизации (
в том числе и муз
ыкальной),
с
пособен пр
авдиво пере
давать все н
юансы чело
веческих пере
живаний.
Однако Айсе
дора Дунка
н стала ос
нователем но
вого напра
вления в
хорео
графии.
Ее
про
поведь
обно
вленной
дре
вности,
«т
анец
будуще
го»,
возвр
ащенный к естест
венным фор
мам, свобо
дным не то
лько от те
атральных
ус
ловностей, но и от истор
ических и по
вседневных, о
казал боль
шое влияние н
а
многих ху
дожников, котор
ые хотели изб
авиться от а
кадемическо
й догмы.
Источ
ником вдох
новения Ду
нкан счита
ла природу. В
ыражая ее л
ичные чувст
ва,
ее искусство не и
мело общих черт с к
акой-либо хорео
графическо
й системой. О
на
обратил
ась к геро
ическим и ро
мантически
м образам, соз
данным муз
ыкой той же
пр
ироды. Тех
ника была нес
ложной, но с от
носительно о
граниченны
м набором
д
вижений и поз, т
анцор пере
давал самые то
нкие нюанс
ы эмоций, н
аполняя
са
мые простые жест
ы глубоким поэт
ическим со
держанием. Ду
нкан не соз
дала
полно
ценную шко
лу, хотя о
на открыла пут
ь для ново
го хореогр
афического
ис
кусства.
И
мпровизацио
нный
танец
бос
иком,
отказ
от
тр
адиционного
б
алетного кост
юма, обраще
ние к симфо
нической и к
амерной муз
ыке - все эт
и
фундамент
альные
нов
шества
Дун
кан
предопре
делили
совре
менные
тан
цевальные пут
и.
Другим источ
ником, котор
ый значите
льно повли
ял на его фор
мирование,
б
ыла систем
а Э. Жака-Далькроза - ритмика. Р
азработанн
ый на его ос
нове
ритмо
пластическ
ий танец во м
ногом был прот
ивоположен дунканизму. Жак-
Далькроз
исходил
из
а
налитическо
го,
неэмоц
ионального
во
площения
ис
полнителей
муз
ыки; танец
не
б
ыл
произво
льной
интер
претацией
е
го
тематичес
кой
програ
ммы;
различ
ные
части
те
ла
создава
ли
своего
ро
да
пластичес
кую контра
пункту, в которо
м движения т
анцоров соот
ветствовал
и
отдельны
м голосам муз
ыки. Но даже в с
воих первы
х крупных пост
ановках в
Хеллерау («Эхо и Н
арцисс» на собст
венную муз
ыку, 1912)
Далькроз воплотил не
то
лько структуру муз
ыкальных про
изведений, но и пере
дал их эмо
циональное
со
держание, что требо
вало чисто п
ластическо
й выразите
льности жесто
в и позы.
А
встрийский хорео
граф Р. Лабан, ставший ве
дущим теорет
иком совре
менного
та
нца, высказ
ался проти
в такого нер
азделенного гос
подства муз
ыки над та
нцем.
Чтоб
ы обосноват
ь свои взг
ляды, он обр
атился к ф
илософским и эстет
ическим
уче
ниям древне
й Индии, п
ифагорейце
в и неоплато
ников. В теоретичес
кой
работе «Кинетография» (1928) Лабан изложил у
ниверсальну
ю концепци
ю
танцевал
ьного жест
а, которая о
казалась пр
именимой к а
нализу и о
писанию все
х
пластикодинамических характерист
ик движени
й, независ
имо от нац
иональност
и,
стиля и
ли жанра, к котор
ым они при
надлежат. Не ме
нее важной д
ля
формиро
вания
эстетики
т
анца
модер
н
была
иде
я
Лабана
о
том,
что
ху
дожественно з
начимое дв
ижение дол
жно быть в
ыражением в
нутренней ж
изни
его соз
дателя, а не со
держания муз
ыки. Наибо
лее полная ре
ализация и
деи
Лабана
была
получе
на
в
его
в
ысказывани
и
«Мерцающ
ие
ритмы»
(без
муз
ыкального со
провождени
я, 1925). Простр
анство, Вре
мя, Энерги
я - это тр
и
кита, на котор
ых Лабан построил с
вою теорию д
вижения. Ос
новную рол
ь в этом
н
аправлении
т
анцевально
го
искусст
ва
играет
с
пособность
ис
полнителя
и
мпровизиро
вать, то ест
ь его способ
ность выра
жать себя в т
анце. В та
нце, по
сло
вам Лабана, человек до
лжен быть с
вободен от к
анонов, и, пос
кольку тане
ц
выражает со
циальные от
ношения, Лабан надеялся по
влиять на не
го в общест
ве.
Творчество сту
дента и сотру
дника Лабана Курта Йосса было напр
авлено на
соз
дание ново
го театра т
анца. Йосс использов
ал сценогр
афию, музы
ку, хоровое
чте
ние, возро
дил традиц
ии таинстве
нных и кул
ьтовых театро
в. Однако все эт
и
приемы сч
итались оф
ициальными, ст
имулирующи
ми «энерги
ю движения те
ла».
Танце
вальная пл
астика для пре
дставителе
й «выразите
льного тан
ца», как ст
али
называт
ь
себя
пос
ледователи
Лабана,
оставалас
ь
основным
и
з
ачастую
ед
инственным сре
дством соз
дания худо
жественного обр
аза. Один из пер
вых
хореогр
афов совре
менного та
нца - Йосс осознал необ
ходимость с
интеза
выр
азительност
и, танца с те
хникой класс
ического т
анца и не б
алетной
па
нтомимы. Новаторст
во Йосса также про
явилось в е
го обращен
ии к темам,
со
вершенно но
вым для те
атра балет
а; например, «Зе
леный стол» (1
932) - пер
вый
балет с яр
ко выражен
ной политичес
кой и анти
милитаристс
кой направ
ленностью.
Не
мецкая тан
цовщица и хорео
граф Мэри Вигман (ученица Лабана) также
способст
вовала рас
ширению спе
ктра тем и обр
азов хорео
графии. Ее по
иски
соответст
вовали экс
прессиониз
му. Она от
казалась от д
вижений, тр
адиционно
сч
итавшихся
кр
асивыми.
Уро
дливое
и
у
жасное
Вигман
также
счит
ала
достой
ным воплоще
ния в танце. Ее со
льные и гру
пповые пост
ановки («Ж
алоба»,
ци
клы «Жертв
а», «Танцы м
атери» и «Се
мь танцев о ж
изни») отл
ичались
чрез
вычайной н
апряженност
ью и динам
ичностью фор
м. Вигман привлекал
и
темамы одержимост
и, страсти, стр
аха, отчаяния, с
мерти. В ис
кусстве Вигман не
было
п
афоса
протест
а,
она
выр
ажала
образ
ы-символы
у
ниверсальн
ых
человечес
ких эмоций. Ее уче
ница Ханя Холм распростр
анила идеи Вигман в
Соедине
нных Штата
х. Грета Палукка, еще одна уче
ница Вигман, апеллиро
вала
не
то
лько
к
тем
ноте
и
тра
гичности.
Ю
мористичес
кие,
просве
щенные,
лир
ические те
мы и образ
ы также на
шли выраже
ние в ее р
аботе.
Музыка, от
которо
й Вигман часто отк
азывалась,
в ис
кусстве Палукки обрела свое
н
адлежащее з
начение: про
изведения Б. Бартока, Р. Штраус
а, И. Брамс
а и Г. Ф.
Ге
нделя получ
или танцев
ально-пласт
ическое во
площение. Палукка ввела в т
анец
совре
менную тех
нику высок
их прыжков и р
азработала мето
дику препо
давания.
У Вигман также учи
лись извест
ные предст
авители та
нца модерн — И.
Геор
ги, X. Кройцберг, М. Терпис, В. Скоронель, Г. Лейстиков. Индивидуальный
ст
иль этих хорео
графов, ка
к и других м
астеров та
нца, формиро
вался под
в
лиянием базо
вых школ не
мецкого та
нца модерн и р
азличных ис
кусств,
дв
ижений евро
пейского ис
кусства пер
вой трети X
X века. Хар
актеризуетс
я двумя
ве
дущими тен
денциями р
азвития. Пре
дставители о
дного, сле
дуя эстетичес
ким
концеп
циям экспресс
ионизма, в
идели в выр
ажении субъе
ктивных пере
живаний
хорео
графа фунд
аментальны
й принцип т
ворчества. Рез
кость лома
ных линий,
пре
днамеренна
я грубость фор
м, стремле
ние раскрыт
ь бессознате
льные моти
вы
действи
й человека, «
показать ист
инную сущност
ь его души» - все это ле
гло в
осно
ву
его
хорео
графии.
Кр
айнее
выра
жение
эти
и
деи
получи
ли
в т.
н. абсолютно
м
танце,
ис
ключавшем
из
хорео
графии
не
то
лько
любые
внетанцевальные элементы, но и ф
иксированну
ю композиц
ию. Представите
ли
этого н
аправления ут
верждали, что в гру
пповых высту
плениях воз
можна полн
ая
свобода соз
дания форм, поз
воляющая к
аждому испо
лнителю, в з
ависимости от
е
го индивиду
альности, в
ыработать с
амостоятел
ьный пласт
ический мот
ив.
Второе
н
аправление
сфор
мировалось
по
д
влиянием
ко
нструктивиз
ма
и
абстр
акционизма. В ис
кусстве сво
их предста
вителей фор
ма приобре
ла ценност
ь
не только сре
дств выраже
ния, но и ст
ала непосре
дственным со
держанием
т
анцевально
го образа. О. Шлеммер рассматри
вал танец как точ
но рассчит
анное
врем
я. Тело ис
полнителя в е
го «танцев
альной мате
матике» (к
ак Шлеммер назвал
сво
ю
хореограф
ию)
служило
л
ишь
способо
м
идентифи
кации
«чисто
к
инетически
х формул», по
дчиненных те
м же число
вым закона
м, что и
д
вижения. Е
ще одно про
явление ко
нструктивиз
ма в совре
менном тан
це -
«Танцу
ющие
машин
ы»
-
это
м
ассовые
рит
мопластичес
кие
композ
иции,
имит
ирующие работу р
азличных ме
ханизмов, ос
нованные н
а движения
х
танцоров, б
лизких к г
имнастике, соз
нательно л
ишенных эмо
циональной о
краски
(В. Скоронель в Германи
и и Н. М. Форрегер в СССР). С
амые выдаю
щиеся
мастер
а немецкого со
временного т
анца были с
вязаны с ле
вым политичес
ким
движен
ием.
2. Танец модер
н в совреме
нном мире
Группы тан
ца модерн су
ществуют в Ар
гентине, Бр
азилии, Гв
атемале,
Ко
лумбии. Мо
дерн получ
ил большую по
пулярность н
а Кубе, где б
ыла основа
на
собстве
нная школа. Пер
вые группы б
ыли организо
ваны в нач
але 60-х го
дов Р.
Геррой и Альберто А
лонсо. Про
должая раз
вивать тра
диции амер
иканского и
ме
ксиканского т
анца модер
н, кубинск
ие хореогр
афы проявл
яют особый и
нтерес
к не
гритянскому фо
льклору, и не то
лько к его л
атиноамери
канским фор
мам, но и
к афр
иканским. В Е
вропе сущест
вует неско
лько крупн
ых центров обуче
ния
танцу мо
дерн - «Палукка-шуле» (Дрезден, Гер
мания) и «Фолькванг-Шуле»
(Эссен, Гер
мания) и др. Т
анец модер
н получил ш
ирокое рас
пространен
ие в
други
х
странах.
Те
атр
шведско
го
танца
(
Б.
Кульберг
и
И.
Крамер),
Нидерла
ндский театр т
анца, Pech Ballet (Венгрия). «Батшева» и «Инбал»
(Израиль), Т
анцевальна
я труппа ку
льтурного це
нтра искусст
в (во главе с А.
Рейесом, Филиппин
ы) и другие. Ст
иль этих ко
ллективов о
пределяетс
я их
лидер
ами,
прина
длежащими
к
а
мериканско
й
или
неме
цкой
школа
м
современ
ного
танца,
а
т
акже
степе
нью
использо
вания
нацио
нальной
фо
льклорной и не б
алетной па
нтомимы, в
ладением те
хникой класс
ического
т
анца.
Танец модерн также повлиял на классический танец. Не один из величайших
балетмейстеров 20 века, начиная с А. А. Горского, М. М. Фокина и В. Ф.
Нижинского и заканчивая Ю. Баланчиным и Ю. Н. Григорович не проходил мимо
отдельных
частных
открытий
в
этом
направлении.
Однако
элементы
современного танца были преобразованы ими на основе других идеологических и
хореографических концепций.
С середины 50-х годов стремление к синтезированному поиску нового языка
танца модерн становится заметной тенденцией в зарубежной хореографии.
Многие работы современных хореографов танца и классических школьных
хореографов (Морис Бежар, Р. Пети, Дж. Шарра, Альберто Алонсо, Х. Лефебр, А.
де Милль, Дж. Роббинс, Х. Ван Манен, Р. Джоффри, Дж. Арпино , Г. Тетли, М.
Рамберт, Э. Тудор, Дж. Кренко, К. Макмиллан, М. Эк, Т. Гзовская, Т. Шиллинг, К.
Я. Голейзовский, Май Мурдмаа и др.) Трудно оценить как одно или другое
направление.
В странах с давними традициями классического танца растет интерес к
современному танцу. В 1967 году в Лондоне был организован крупнейший в
регионе центр изучения танца модерн, в котором при лондонском современном
театре танца была создана школа и труппа (под руководством Р. Коэна). В 1972
году Дж. Руссильо создал труппу Театра балета имени Жозефа Руссильо во
Франции.Старейшие балетные труппы этих стран - «Балле Рамбер» и Парижская
опера также включают современный танец в репертуар танца (с 1974 года в
Парижской опере работает экспериментальная группа - Театр Поиска (режиссер
К. Карлсон). На гастролях в СССР приехали: балет из Печ. Элвина Эйли, труппы
Хосе Лимона, кубинского ансамбля современного танца, ансамбля танца Крамера,
Филиппинского театрального центра танца, ансамбля танца Пола Тейлора,
балетного театра Джозефа Руссильо и т. д. современный танец с современным
оттенком. Отобранными хореографами были Л. В. Якобсон (хореографические
миниатюры на скульптурах Родена), О. М. Виноградов («Ярославна» Тищенко),
Н. Н. Боярчиков («Орфей и Эвридика» для музыки. Журбина) и другие.
Заключение
Модерн как направление в искусстве конца XIX начала XX веков внес в
современную хореографию большую новизну, отказ от традиционных норм и
образцов, принятие экзотики Востока и античности, создание свободного
пластического
и
ритмопластического
языка
танца,
выход
за
границы
классического искусства, практицизм, утилитаризм, символизм, синтез духовных
культур и вненациональный орнаментализм.
Теория модерна стала художественным методом создания реальности,
преображения
обыденного
без
недосказанности,
дала
новое
прочтение
классических балетов.
Концепции
танца
модерн
развивались
по
следующим
основным
направлениям: методика танца модерн, все движения это падения и вставания,
танец как система отношений к трехмерному пространству, уродливое на сцене,
новый тип отношений героев, более эмоциональный и страстный, движение ради
движения, авторские версии классических балетов, эпатаж, математические
структуры в танце, выход за пределы сценической площадки.
Результатами эволюции хореографии стали: усложнение образности - от
буквального к абстрактному и символу; отказ от главенства композитора и
музыки - автором спектакля становится балетмейстер; эволюция лексического
языка - от бальных туфель к пуантам, от пуант к босым ногам; изменение
значения сценографии - от дворцовых залов к театральным сценам, от
театральных сцен к площадкам на улице.
Список литературы
1.
Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. // Я вхожу в мир
искусств, № 4, 1998.
2.
Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005 – 345с.
3.
Материалы обучающего семинара «Фанки-джаз, модерн, джаз -модерн,
джаз, детский танец». - Новосибирск, 2003.
4.
Куракина
С.
Н.
Феномен
танца
(социально-философский
и
культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск.
наук.-Ростов-на-Дону, 1994 – 70с.
5.
Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-
экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38