Автор: Шапарова Александра Владимировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №178
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии
детей дошкольного возраста
Чуцкаева Л.В., музыкальный руководитель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №178
С момента рождения человека начинается его взаимодействие с
внешней средой, возникает способность к приспособлению. Развитие детской
личности зависит от богатства и разнообразия его социальных связей.
Социальной адаптации ребенок учится на основании собственного
опыта, в процессе воспитания и обучения. Тренировка способностей к
социальной
адаптации
расширяет
возможности
приспособления,
т.е.
активной перестройки к новым требованиям, и выработки соответствующих
форм поведения.
Одним из видов детской деятельности является коммуникативная:
доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей тогда,
когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные
условия для создания эмоциональной связи. В этом направлении большую
роль играют музыкальные коммуникативные танцы-игры, где помимо
развития музыкального слуха, выразительных движений, ориентировки в
пространстве, могут быть эффективно реализованы следующие направления
воспитательной работы:
Развитие динамической стороны общения: легкости вступления
в контакт, инициативности, готовности в общению;
Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и
выразительности невербальных средств общения;
Формирование позитивного самоощущения, положительной
самооценки, что связано с состоянием раскрепощенности,
уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального
благополучия, своей значимости в детском коллективе.
В основном это танцы с несложными движениями, включающие
элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто
лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких играх-плясках очень
просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. Это такие
коммуникативные танцы-игры как: "Поиграем веселей", "Веселые дети",
"Ручеек (с платочком)", пляска "Приглашение", "Веселые пары". Народные
танцы-игры:
"Брейк-миксер"
США,
"Светит
месяц"
Россия,
"Ножка"
Бразилия, "Перекрестный танец" Польша, "Танец с прыжками" Швеция и др.
Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном,
на
жестах
и
движениях,
которые
в
житейском
обиходе
выражают
дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они
производят
положительные,
радостные
эмоции.
Тактильный
контакт,
осуществляемый
в
танце,
еще
более
способствует
развитию
доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации
социального климата в детской группе.
происхождение коммуникативных игр-плясок связано с фольклором
разных народов. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на
исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и
создателями игрового действия. Этот момент является существенным,
поскольку он отменяет механизм оценивания, раскрепощает ребенка и
наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Ценность
и
польза
коммуникативных
танцев-игр
очевидна.
использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми (и
не только) - на занятиях, на праздниках, на развлечениях, для совместных
игр-танцев с родителями или детей разного возраста. В наше время особенно
актуально то, что на таких праздниках родители смогут стать не только
гостями и зрителями, но и исполнителями, активно принимающими участие
в различных танцах и играх вместе с детьми. Также этот материал можно
использовать и на праздниках, где собраны дети разных возрастов -
дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов.