Авторы: Ноговицына Оксана Олеговна, Смирнова Светлана Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 98 "Ивушка"
Населённый пункт: г, Волжский Волгоградская обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Зимние забавы»
для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: творческо-информационный
По числу участников: групповой
По времени проведения: краткосрочный (с 12.01 по 22.01.2016г.)
Участники проекта: воспитанники старших групп, воспитатели, муз.,
Кадукова Ю.С, родители, педагог по ИЗО Кондаурова И.В, инструктор по
физической культуре Зайцева Н.Н, хореограф Галустян Н.И, психолог
Яковлева С.В.
Возраст участников: 5-6 лет
Актуальность.
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют
друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было
снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над
одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям
обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их,
пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей,
интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому
ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более
высокий уровень. Проект «Зимушка-в Ивушке» предоставляет большие
возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни,
развивает двигательную активность, самостоятельность, умение планировать,
работать в коллективе.
Новизна проекта: новизна заключается в самом проектировании, так как
ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию,
когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при
активном участии самих воспитанников.
Цель: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях
через интегрирование образовательных областей
Задачи:
Образовательная область
Задачи
Физическая культура
Совершенствовать двигательные умения и
навыки, обучать коллективному, дружному
взаимодействию в играх с правилами.
Развивать физическую
выносливость, ловкость, быстроту,
гибкость, поддерживать интерес детей к
зимним видам спорта, к активному
здоровому образу жизни.
Здоровье
Знакомить с основами здорового образа
жизни, прививать навыки культуры
общения и культуры поведения,
формировать умение
одеваться по сезону на улицу.
Познание
Обобщить и систематизировать
представление детей о характерных
признаках зимы. Научить самостоятельно
находить их и устанавливать связи между
сезонными изменениями в природе и
образе жизни животных. Расширять
представления о зимних природных
явлениях через познавательно-
исследовательскую деятельность.
Воспитывать бережное отношение ко
всему живому, поощрять стремления
заботиться о птицах зимой, развивать
наблюдательность, мышление, внимание,
познавательную активность.
Коммуникация
Уточнить признаки зимы. Упражнять в
составлении предложений, рассказов,
описания картин на тему «Зима».
Активизировать словарь по данной теме.
Развивать внимание. Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу.
Социализация
Приобщать к культуре и традициям
празднования зимних праздников,
народных подвижных игр, расширять
кругозор, обогащать эмоциональную
сферу ребенка, знакомить с явлениями
социальной жизни.
Безопасность
Обучать правилам безопасного поведения
на улице в зимний период,
Труд
Воспитывать интерес к труду взрослых,
поддерживать желание помогать взрослым
Чтение художественной литературы
Прививать любовь к художественному
слову, обучать вдумчивому, внимательному
слушанию художественных произведений
о зиме, выразительному чтению наизусть
стихов о зиме, способствовать
формированию эмоционального
отношения к литературным
произведениям.
Художественное творчество
Развивать эстетическое восприятие,
эстетические эмоции и чувства,
эмоциональный отклик на проявление
красоты зимней природы в окружающем
мире, его изображениях в произведениях
искусства и собственных творческих
работах. Закреплять навыки работы с
кистью, развивать мелкую моторику.
Музыка
Продолжать развивать интерес к музыке,
развивать песенное творчество,
совершенствовать музыкальную память,
способствовать развитию навыков
ритмичного движения, поощрять
творческую активность, эмоциональную
отзывчивость.
Ожидаемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом,
умение слушать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в
природе;
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников
педагогического процесса.
Первый этап – подготовительный.
Выявление субъективного опыта.
«Что мы знаем о зиме?»
«Что снег блестящий, а снежинки – это блестки»
«Зимой бывает лед»
«Что зима холодная»
«Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть»
«Что мы хотим узнать?
«Зачем зимой снег?»
«Я хочу узнать, откуда берется снег и лед?»
«Куда уходит Дед Мороз»
«Почему зимой деревьям тепло?»
Где мы можем найти информацию?
Найти в компьютере, по телевизору, в планшетнике, в книжках, от родителей,
от воспитателей.
Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?
«Можем с мамой из клубочков сделать снеговика»
«Снежную бабу из клея»
«Книжку о зиме»
«Цветная льдинка» опыты с водой
«Альбом с фотографиями»
Планирование совместной деятельности:
«Сначала мы все узнаем»
«Потом все нарисуем, вылепим и устроим выставку»
«Покажем все родителям»
Организация деятельности детей и родителей.
- разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по
теме «Зима»;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности детей и
родителей.
Сотрудничество с родителями, консультации по физической культуре.
Оформление папки – рекомендации для родителей «Зимние забавы»;
«Эх прокачусь» консультация для родителей;
«Новогоднее чудо» выставка поделок с родителями;
«Зимние подвижные игры».
Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм
для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о
том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в
холодный период.
Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
Второй этап – практический.
Что было проведено:
Образовательные области
Виды детской деятельности
Физическая культура
П/и «Два мороза», «Мороз красный нос»,
«Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц»,
«Снежки».
Народные хороводные игры «Бояре»,
«Метелица», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за
елкой», «Кто быстрее украсит елочку»,
«Метание вцель», «Снежный ком» и т.д
Здоровье
Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги
ухо и нос», «Если хочешь быть здоров –
закаляйся»,
«Одевайся по погоде, а не по моде».
Игровые ситуации «Не идется и не едется,
потому что гололедица», «Как на тоненький
ледок».
Познание
НОД «Зима полна серебра», «Идет
волшебница зима», «Зимовье зверей».
Просмотр презентаций: «Путешествие в
зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».
Беседы и свободное общение: «Как живут
птицы зимой», «Где рождается снег и иней»,
«Зима в нашем крае».
Дидактические игры: «Найдите и покормите
зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что
сначала, что потом».
Исследовательская деятельность: проведение
опытов и экспериментов со снегом, водой.
Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме
готовятся», «Зимующие и перелетные
птицы», «С кем ель дружит», «Снежное
одеяло для земли».
Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где
чей домик», «К названному дереву беги», «С
какой ветки детки».
Коммуникация
НОД: Рассказывание по картине «Северные
олени», составление описательного рассказа
на тему «Зима», рассказывание на тему «Игры
зимой» на основе личного опыта».
Творческое рассказывание
Рассматривание картин о зиме и составление
по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому
нужна зима», «Если бы не было зимой
снега…».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из
чего- какой» (горка из снега-снежная и т.д.),
«Скажи наоборот».
Социализация
Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем
запомнился праздник».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости»,
«Устроим концерт для елочки», «Прощание с
елочкой до следующего года», «Цирк».
Дидактические игры «Времена года», «Узнай
по описанию», «Зимние запасы».
Просмотр мультфильмов «Снежная королева»,
«Зимние сказки», «Двенадцать месяцев»,
«Таежная сказка», «Щелкунчик».
Безопасность
Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая
помощь при обморожении».
Логические рассуждения: «Что будет, если
одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам
безопасного поведения зимой.
Труд
НОД (ручной труд): «Зимняя полянка»
(моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье
зверей» (оригами).
Расчистка дорожек от снега на участке.
Изготовление альбомов с поделками.
Чтение художественной литературы
М. Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес
зимой», «Письмо простое и письмо с
хитростью», Г.Скребицкий «На лесной
полянке», В.Архангельский «Летят пушистые
снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи
зимы», Н.Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей»,
«Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко»,
«Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович»,
«Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева»,
«Щелкунчик».
Выставка книг о зиме.
Стихи, загадки, пословицы о зиме.
Хореография Ритмопластика
Отработка МРД, «Каблучные упражнения»,
«Хлопки в комбинациях»,
Тройные притопы, переводы рук
(характерный танец).
Художественное творчество
НОД: (рисование): «Деревья в инее»,
«Снежная семья», «Весело качусь я под гору в
сугроб…»; (лепка): «Зимние забавы».
Свободное творчество – изготовление
снежинок, раскрашивание разукрашек
«Гжель», рисование по замыслу по теме
«Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.
Музыка
Использование видеоигр, разучивание
музыкальный игр «Дед Мороз – паровоз», игра
«Заморожу», Разучивание песни «Паровоз-
букашка»
3 этап – заключительный.
Итоговое мероприятие: спортивно-музыкальное развлечение«Два мороза».
Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.
Результаты проекта:
Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного
развития.
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, познакомились с
зимними видами спорта, приобрели новый познавательный опыт.
знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему
зимы;
владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о природе родного края.
Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
выставка творческих работ детей;
Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме
«Зима»;
разработаны рекомендации и консультации для родителей;
оформлена выставка работ «Новогоднее чудо»;
повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни
детского сада.
приобретены DVD диски с мультфильмами о зиме;
записаны диски с классической музыкой;
созданы родителями совместно с детьми альбомы: «Зима на севере»,
«Зима. Своими руками».
Фотоальбомы «Зимние каникулы». «Мама, папа, я – спортивная
семья!»
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
общеразвивающего
вида
№ 98 «
Ивушка
»
г
.
Волжского
Волгоградской
области
Спортивно-музыкальное развлечение
«Два мороза»
Для детей старших и подготовительных
групп
Провели
:
инструктор
по
физической
культуре
Зайцева
Н
.
Н
.
,
музыкальный
руководитель
Кадукова
Ю
.
С
.
,
хореограф
Галустян
Н
.
И.
25.01.2016 г
ЦЕЛЬ:Повышать интерес к физкультуре и спорту, укреплять здоровье детей,
развивать двигательные умения и навыки, быстроту, силу, координацию
движения, выносливость.
Воспитывать в детях дружелюбие, взаимовыручка, умение радоваться
успехам своих сверстников.
Создавать положительный эмоциональный настрой у детей, весёлое, бодрое
настроение, почувствовать радость движений.
( участие принимают дети старших и подготовительных групп)
1 Скоморох Дети, велено до вас довести в сей час указ
Заготовленный самой нашей матушкой- зимой
Каждый год сего числа- как гласит указник,
Непременно все должны быть на празднике зимы!
2 Скоморох Начинаем зимний праздник будут игры будут смех
И веселье, и забавы приготовлены для всех!
У зимы есть свои ласки, есть чудесные деньки,
Лыжи есть, гора, салазки, лёд зеркальный и коньки!
Дети исполняют песню «А ну, снежок!»
1 Скоморох Хороша красой своею наша Зимушка-зима
На веселье и забавы собралась вся детвора!
Становитесь в хоровод будем веселиться
Будем вместе все по кругу весело кружиться!
Хоровод « Мы пойдём направо, мы пойдём на лево»
1 Скоморох Весь он в золоте сверкает, весь искрится при луне
Ёлку в бусы наряжает и рисует на стекле.
Он такой большой проказник, ущипнёт за самый нос
К нам сюда пришёл на праздник, кто он дети? – Дед Мороз!
( На площадку выходят два Деда Мороза- Мороз –Красный нос и Мороз
Синий нос)
МКН Здравствуйте дети! Здравствуйте гости1
Я Мороз-Красный нос, а это мой братец Мороз-Синий нос! Метель и
вьюга прилетали, добрую весть нам принесли, что у вас в детском саду
праздник физкультурный и решили, что нам обязательно нужно на этом
празднике побывать!
МСН Я Дед Мороз Синий нос из глухой дремучей чащи!
Где стоят в сугробах ели, где бураны и метели!
Где морозы жгучие, где снега сыпучие!
МКН А я Дедушка мороз-белый ус да красный нос
Я, ребята, очень добрый, с вами очень я дружу!
Никого не заморожу, никого не простужу!!!
2 Скоморох А вот мы сейчас и проверим какие вы добрые!!
( музыкально-хореографическая игра «Расскажи ка дедушка где ты
был?»
( проводится подвижная игра « Два Мороза» )
МСН Всем поклон народ честной! Вот хотел бы я узнать
Что вам нравится зимой?
Белые полянки и на горке снеговой лыжи или санки?
Дети Санки!!!
Проводятся эстафеты
1 Эстафета «Прокати зайчика»
2 Эстафета «Снежный ком»
3 Эстафета «Наряди ёлочку»
( Появляется Баба Яга )
Баба Яга Что за шум, что за крик , откуда вы все взялись? У вас здесь что
день рождение?
1 Скоморох Ну во первых уважаемая Баба Яга надо со всеми
поздороваться, а во вторых
у детей сегодня зимний спортивный праздник! Даже Деды морозы к нам в
гости пришли!
Баба Яга А что же хорошего в такой холод на улице делать, дома сидеть
надо на печи на тёплой.
1 Скоморох А вот дети тебе сейчас и расскажут какие зимние виды спорта
бывают и как зимой бывает очень интересно.
( Ответы детей; хоккей, фигурное катание, биатлон, сноубординг, прыжки на
лыжах с трамплина, конькобежный спорт, санный спорт, бег на лыжах,
горнолыжный спорт.)
Баба ЯгаСмотрите, какие вы все умные, сильные. Быстрые, а загадки
наверно и не умеете разгадывать?
Дети Умеем!!! 1. Жил я по среди двора, где играет детвора, но от
солнечный лучей превратился я в ручей (снеговик),
2. Он вошёл- никто не видел, он сказал – никто не слышал, дунул в окна и
исчез а на окнах вырос лес ( мороз)
3. После брата января служить очередь моя. Помогают мне два друга-
снежная метель и вьюга ( февраль)
МКН Вам несли подарки мы от самой матушки- зимы ! Только старая Яга
обманула обвела! Все подарки забрала! Отвечай скорее детям, где искать
подарки эти?!
Баба Яга - Ой забыла. Дед Мороз! Видно ветер их унёс!
МКН Вот я тебя сейчас заморожу, сразу вспомнишь, куда подарки спрятала!
Вы мороза не боитесь! Берегитесь, берегитесь!!
Как задую, засвищу- вмиг мороза напущу!
Ну – ка ручки протяните, а потом их уберите! А то ведь заморожу!
Игра « Заморожу» « Что за народ»
( дети становятся в круг, Деды морозы пытаются до них дотронутся, они
быстро убирают руки за спину, а Баба Яга не успевает и замерзает)
МСН Ага, замёрзла Баба Яга! Вот стой теперь, и вспоминай. Куда подарки
спрятала!
1 Скоморох А мы ребята, чтобы не замёрзнуть, поиграем в игру!
( Игра « Ой мороз»)
2 Скоморох Баба Яга верни детям подарки, а мы тебе подарим волшебные
цветные льдинки которые дети сделали своими руками в них можно на
солнышко зимой глядеть и пригласим тебя в следующий раз на праздник к
нам в детский сад!
Баба Яга Хорошо я помогу найти подарки, но вы должны искать их сами. А
я буду громко говорить « ГОРЯЧО» или «ХОЛОДНО».
( дети находят подарки и отдают Дедам Морозам)
МКН Молодцы ребята, вот и подарки нашлись, которые вам приготовила
Матушка-Зима!! Ну что, разморозим Бабу Ягу, ребята?
Баба Яга Извиненья приношу и прощения прошу!
Больше вредничать не буду и про злость свою забуду!
Дети Ой мороз морозмороз- песню запеваем
Всех сегодня в хоровод к детям приглашаем!!
Ой мороз, мороз, мороз бей сильней в ладоши!
А у нас веселей затанцуют ножки!
( Заключительный хоровод « Пяточка носочек» прощание с героями)