Автор: Сницерева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №10
Населённый пункт: Красноярск, Железнодарожный район
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное развитие в семье с детьми младшего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ №10, г. Красноярска
Сницерева Елена Викторовна.
I. Тема: Сенсорное развитие в семье с детьми младшего возраста.
II. Актуальность:
С восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается процесс познания ребенка. Работая в группе детей раннего возраста, обратила
внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них
плохо развиты не только сенсорные представления, но и мелкая моторика, глазомер. Они
не знают цвет, форму, качества предметов.
Целенаправленная и систематическая
работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста во
взаимодействии с семьей,
способствует формированию речевой деятельности,
сохранению психического и физического развития ребёнка.
III. Описание проблемы:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно
сказать,
что
сенсорное
развитие
осуществляется
только
в
процессе
сенсорного
воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о
цвете, форме, величине, о признаках и свойствах отдельных предметов и материалов, их
положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым
закладывается основа для развития умственной деятельности.
Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное
значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. При этом центральное
место в развитии сенсорных эталонов у малышей отводится дидактическим играм, также
считаю, что создание ситуации успеха в процессе педагогической работы с детьми по
данной проблеме, даст благоприятный результат в личностных достижениях ребенка и
индивидуальном развитии.
IV. Блок целей:
Глобальная цель:
Повышение уровня сенсорного развития в семье с детьми
младшего дошкольного возраста, путем использования дидактических игр
.
Локальная
цель:
Повысить
педагогическую
культуру
родителей.
Научить
их
использовать в работе с детьми раннего возраста игровой материал.
V. Ресурсы – Родители, психолог, музыкальный руководитель, администрация ДОУ.
Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание
ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения родителей с
детьми:
1
1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь
иллюзии, что вы все обо всем знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком; 2.
Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия,
признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте
закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения; 3.
Задавайте ребенку как можно больше вопросов; 4. Всегда внимательно выслушивайте
рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его
интеллектуальный труд; 5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги,
истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее
общение – это всегда немного общение «на вырост»; 6. По возможности, много
путешествуйте с ребенком: 7. Проводите совместные наблюдения и опыты; 8. Ходите
с ребенком в музей; 9. Эмоционально поддерживайте исследовательскую
деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте
условия для реализации его замыслов; 10. Сделайте свои увлечения предметом общения
с ребенком.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с
родителями, суть которых - создать в детском саду необходимые условия для развития
ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обогатить их
педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на:
- коллективные собрания, лектории, круглые столы, вечера вопросов и ответов, и так
далее;
- индивидуальные - индивидуальная консультация или беседа;
- наглядно – информационные;
В настоящее время существует многообразие нетрадиционных форм, где выделяются:
- информационно-аналитические;
- досуговые;
- познавательные;
- наглядно-информационные.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется через
вовлечение родителей в педагогический процесс. Это: -расширение сферы участия
родителей в организации жизни образовательного учреждения; - пребывание родителей на
занятиях в удобное для них время; - создание условий для творческой самореализации
2
педагогов, родителей и детей; -информационно-педагогические материалы, выставки
детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой
учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные
программы совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и
родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; -проявление
понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать
его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; -уважительные взаимоотношения семьи и
образовательного учреждения.
Мастер-классы, где родители побывают в роли детей, поиграют в игры. На родительских
собраниях сделать доклад, какую роль оказывает сенсорное воспитание на развитие
ребенка; показать родителям игры, имеющиеся в группе, предложить помочь пополнить
игровой материал. В родительском уголке регулярно помещать консультации, памятки
по сенсорному воспитанию, проводить анкетирование, индивидуальные беседы.
Вовлечение родителей в образовательный процесс является обязательным условием
успешного решения воспитательных задач, способствующих всестороннему развитию
ребенка. А использование интерактивных форм совместно с традиционными формами
взаимодействия с родителями, помогут повысить уровень родительской компетентности в
вопросах сенсорного развития ребенка раннего возраста и повысить сенсорную культуру
детей.
VI. Культурные основания программы: В дошкольном образовании одной из первых
педагогических
технологий
частного
характера
можно
назвать
технологию,
разработанную итальянским врачом, педагогом Марией Монтессори (1870–1952).
Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»).
Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых
осуществлялось это развитие чувств.
Разработанная Марией Монтессори в начале XX в. система сенсорного воспитания
ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков,
форм и величин. Используемые ею дидактические материалы были созданы в
соответствии с принципом самоконтроля, что давало возможность детям заниматься
самостоятельно, без участия педагога.
3
VII. План реализации программы сопровождения:
Цикл дидактических игр с
родителями (совместно с детьми) перед поступлением в детский сад.
Задачи
Формы
реализации
Инструменты
Дата
Партнер
ы
/ позиции
Результа
т
способствовать
развитию
взаимодействия
взрослых и детей,
познакомить
родителей
с
возможностями
обогащения
сенсорного опыта
детей
на
прогулке.
«Прогулка с
пользой»
наблюдения,
элементарная
трудовая
деятельность,
экспериментирование,
игры
(подвижные,
дидактические,
сюжетно – ролевые,
конструктивные
(с
песком,
природным
материалом),
свободное общение
август
Родители
психолог
обогаще
ние
сенсорно
го опыта
ребенка.
способствовать
развитию
взаимодействия
взрослых и детей,
помочь
родителям
в
обогащении
сенсорным
опытом
детей
(познакомить
с
некоторыми
играми,
направленные на
развитие
тактильных
ощущений
ребенка,
способами
организации
и
сопровождении).
«Наши
пальчики
играют»
игры
и
образовательные
ситуации
август
Родители,
психолог
развити
е
тактиль
ных
ощущен
ий
ребенка.
способствовать
«Играем
с
игры
и
Родители,
развити
4
развитию
взаимодействия
взрослых и детей,
помочь
родителям
в
обогащении
сенсорным
опытом
детей
(познакомить
родителей
с
некоторыми
играми,
направленные на
развитие
слухового
восприятия
детей).
музыкальны
ми
инструмента
ми»
образовательные
ситуации:
сентяб
рь
музыкаль
ный
руководи
тель.
е
слухово
го
восприя
тия.
способствовать
развитию
взаимодействия
взрослых и детей,
помочь
родителям
в обогащении
сенсорным
опытом детей
(познакомить
родителей
с
методами расшир
ения
представлений об
отношениях
по
величине
между
предметами;
играми,
«Учимся
сравнивать».
игры
и
образовательные
ситуации:
сентяб
рь
родители
развити
е
предста
влений
об
отноше
ниях по
величин
е между
предмет
ами.
5
способствующим
и
усвоению
и
закреплению
понятий
величины).
6