Напоминание

Сенсорное развитие в семье с детьми младшего возраста.


Автор: Сницерева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №10
Населённый пункт: Красноярск, Железнодарожный район
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное развитие в семье с детьми младшего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила:

Воспитатель МАДОУ №10, г. Красноярска

Сницерева Елена Викторовна.

I. Тема: Сенсорное развитие в семье с детьми младшего возраста.

II. Актуальность:

С восприятия предметов и явлений окружающего мира

начинается процесс познания ребенка. Работая в группе детей раннего возраста, обратила

внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них

плохо развиты не только сенсорные представления, но и мелкая моторика, глазомер. Они

не знают цвет, форму, качества предметов.

Целенаправленная и систематическая

работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста во

взаимодействии с семьей,

способствует формированию речевой деятельности,

сохранению психического и физического развития ребёнка.

III. Описание проблемы:

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, можно

сказать,

что

сенсорное

развитие

осуществляется

только

в

процессе

сенсорного

воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о

цвете, форме, величине, о признаках и свойствах отдельных предметов и материалов, их

положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым

закладывается основа для развития умственной деятельности.

Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное

значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. При этом центральное

место в развитии сенсорных эталонов у малышей отводится дидактическим играм, также

считаю, что создание ситуации успеха в процессе педагогической работы с детьми по

данной проблеме, даст благоприятный результат в личностных достижениях ребенка и

индивидуальном развитии.

IV. Блок целей:

Глобальная цель:

Повышение уровня сенсорного развития в семье с детьми

младшего дошкольного возраста, путем использования дидактических игр

.

Локальная

цель:

Повысить

педагогическую

культуру

родителей.

Научить

их

использовать в работе с детьми раннего возраста игровой материал.

V. Ресурсы – Родители, психолог, музыкальный руководитель, администрация ДОУ.

Для того чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание

ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения родителей с

детьми:

1

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь

иллюзии, что вы все обо всем знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком; 2.

Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия,

признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте

закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения; 3.

Задавайте ребенку как можно больше вопросов; 4. Всегда внимательно выслушивайте

рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его

интеллектуальный труд; 5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги,

истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее

общение – это всегда немного общение «на вырост»; 6. По возможности, много

путешествуйте с ребенком: 7. Проводите совместные наблюдения и опыты; 8. Ходите

с ребенком в музей; 9. Эмоционально поддерживайте исследовательскую

деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте

условия для реализации его замыслов; 10. Сделайте свои увлечения предметом общения

с ребенком.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с

родителями, суть которых - создать в детском саду необходимые условия для развития

ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обогатить их

педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на:

- коллективные собрания, лектории, круглые столы, вечера вопросов и ответов, и так

далее;

- индивидуальные - индивидуальная консультация или беседа;

- наглядно – информационные;

В настоящее время существует многообразие нетрадиционных форм, где выделяются:

- информационно-аналитические;

- досуговые;

- познавательные;

- наглядно-информационные.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется через

вовлечение родителей в педагогический процесс. Это: -расширение сферы участия

родителей в организации жизни образовательного учреждения; - пребывание родителей на

занятиях в удобное для них время; - создание условий для творческой самореализации

2

педагогов, родителей и детей; -информационно-педагогические материалы, выставки

детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой

учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные

программы совместной деятельности детей и родителей; - объединение усилий педагога и

родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; -проявление

понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать

его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; -уважительные взаимоотношения семьи и

образовательного учреждения.

Мастер-классы, где родители побывают в роли детей, поиграют в игры. На родительских

собраниях сделать доклад, какую роль оказывает сенсорное воспитание на развитие

ребенка; показать родителям игры, имеющиеся в группе, предложить помочь пополнить

игровой материал. В родительском уголке регулярно помещать консультации, памятки

по сенсорному воспитанию, проводить анкетирование, индивидуальные беседы.

Вовлечение родителей в образовательный процесс является обязательным условием

успешного решения воспитательных задач, способствующих всестороннему развитию

ребенка. А использование интерактивных форм совместно с традиционными формами

взаимодействия с родителями, помогут повысить уровень родительской компетентности в

вопросах сенсорного развития ребенка раннего возраста и повысить сенсорную культуру

детей.

VI. Культурные основания программы: В дошкольном образовании одной из первых

педагогических

технологий

частного

характера

можно

назвать

технологию,

разработанную итальянским врачом, педагогом Марией Монтессори (1870–1952).

Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»).

Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых

осуществлялось это развитие чувств.

Разработанная Марией Монтессори в начале XX в. система сенсорного воспитания

ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков,

форм и величин. Используемые ею дидактические материалы были созданы в

соответствии с принципом самоконтроля, что давало возможность детям заниматься

самостоятельно, без участия педагога.

3

VII. План реализации программы сопровождения:

Цикл дидактических игр с

родителями (совместно с детьми) перед поступлением в детский сад.

Задачи

Формы

реализации

Инструменты

Дата

Партнер

ы

/ позиции

Результа

т

способствовать

развитию

взаимодействия

взрослых и детей,

познакомить

родителей

с

возможностями

обогащения

сенсорного опыта

детей

на

прогулке.

«Прогулка с

пользой»

наблюдения,

элементарная

трудовая

деятельность,

экспериментирование,

игры

(подвижные,

дидактические,

сюжетно – ролевые,

конструктивные

песком,

природным

материалом),

свободное общение

август

Родители

психолог

обогаще

ние

сенсорно

го опыта

ребенка.

способствовать

развитию

взаимодействия

взрослых и детей,

помочь

родителям

в

обогащении

сенсорным

опытом

детей

(познакомить

с

некоторыми

играми,

направленные на

развитие

тактильных

ощущений

ребенка,

способами

организации

и

сопровождении).

«Наши

пальчики

играют»

игры

и

образовательные

ситуации

август

Родители,

психолог

развити

е

тактиль

ных

ощущен

ий

ребенка.

способствовать

«Играем

с

игры

и

Родители,

развити

4

развитию

взаимодействия

взрослых и детей,

помочь

родителям

в

обогащении

сенсорным

опытом

детей

(познакомить

родителей

с

некоторыми

играми,

направленные на

развитие

слухового

восприятия

детей).

музыкальны

ми

инструмента

ми»

образовательные

ситуации:

сентяб

рь

музыкаль

ный

руководи

тель.

е

слухово

го

восприя

тия.

способствовать

развитию

взаимодействия

взрослых и детей,

помочь

родителям

в обогащении

сенсорным

опытом детей

(познакомить

родителей

с

методами расшир

ения

представлений об

отношениях

по

величине

между

предметами;

играми,

«Учимся

сравнивать».

игры

и

образовательные

ситуации:

сентяб

рь

родители

развити

е

предста

влений

об

отноше

ниях по

величин

е между

предмет

ами.

5

способствующим

и

усвоению

и

закреплению

понятий

величины).

6



В раздел образования