Автор: Николаева Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Кадряковская начальная школа-детский сад" АМР РТ
Населённый пункт: село Кадряково, Агрызский район, Татарстан
Наименование материала: ООД
Тема: «Хлеб – всему голова»
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
в старшей группе
«Хлеб – всему голова»
Цель: уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его
появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно
вырастает в поле .
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Развивающие: Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и
игровые упражнения.
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов
питания. Закрепить знания народных пословиц и поговорок
Воспитательные воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду
хлеборобов
Подготовительная
работа: рассматривание
иллюстраций
с
изображением
сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; прослушивание пословиц и
поговорок, экскурсия к сельхозмашинам «Комбайн», «Сеялка», чтение сказок: «Колобок»,
«Колосок», и художественной литературы.
Оборудование:
демонстрационный материал: «Хлеб – всему голова», мука,
пшеница, хлеб, булочки, печенье, зерно, тесто, кекс.
Форма проведения: Открытое занятие.
Возрастная категория: 5-6 лет.
Ход занятия
Организационный момент:
- Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени.
Мы отправляемся в путешествие.
А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Да, конечно – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе, наше занятие
называется:
«Хлеб – всему голова».
А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)
Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера?
(плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат,
компот, хлеб)
Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и
на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на
нашем столе.
Стук в дверь.
-Кто-то стучится в нашу дверь. Кто же это?
1
Входит ребенок с шапочкой маской Колобка. Поет свою песенку
- Куда это я попала?
-Ты пришла в детский сад, и мы с ребятами отправляемся в путешествие, узнать
почему говорят, что хлеб - всему голова.
Ребята, я тоже хочу с вами, ведь меня тоже бабушка сделала из муки.
- Отправляемся в путешествие на волшебном ковре самолете. (дети рассаживаются
на ковер)
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)
Хлеб не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
-Посмотрите все налево, видите черное поле. Давайте мы спустимся туда и узнаем,
почему оно еще черное.
Рассказ Семы И. и его мамы.
Наступила весна, снег сошел.
Машины выходят на поля. Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю
подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять ее с помощью
тракторов и машин.
- У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю –
подготовить теплую постель для зерен.
Поля засеивают семенами.
Показ семян. (пшеница, кукуруза, ячмень)
В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в
лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья
вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию
готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в
поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню
семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Для жизни и роста
растений необходимы солнце и вода.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
-Эта работа велась весной.
Колобок. -А что же было потом?
- А дальше мы с вами должны продолжить наше путешествие. Все на волшебный
ковер и полетели дальше. Посмотрите все направо – видите зеленый ковер над нами.
Давайте спустимся здесь.
Рассказ Кати И. и её мамы.
-После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать ее, бороться с
сорняками.
-Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца и
растут все лето и тянутся зелеными стебельками к солнышку.
Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.
2
Ребята, так кто такие хлеборобы? (Ответы детей)
Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.
-Эта работа велась летом.
Колобок. -А что же было потом?
- А дальше мы с вами опять продолжим наше путешествие. Все на волшебный
ковер и полетели дальше. Я вижу впереди желтое поле. Давайте остановимся здесь.
Рассказ Игоря М. и его мамы.
-Но вот налились колосья, стали крепкими и желтыми. Новые заботы у хлебороба,
как бы не сломились и не полегли. После того, как колосья вырастут, их убирают с
помощью специальных машин. Они называются комбайнами. Комбайны выполняют
несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри
комбайна вычищает зёрна из колосьев Затем зерно обмолачивают. Зерно высыпается в
грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. (Иллюстрации)
(картинка «Комбайн»)
Д/И «Самый умный»:
- Поле на котором выращивают рожь какое?
- Поле на котором выращивают пшеницу какое?
- Поле на котором выращивают овёс какое?
- Поле на котором выращивают ячмень какое?
Опять продолжим наше путешествие. Все на волшебный ковер и полетели дальше.
Посмотрите вниз сколько много машин едут в одну сторону с грузом. Полетим за ними
следом. Ковер наш спускается возле большого здания. Что это такое?
Рассказ Данила А. и его мамы.
Шофёр увозит зерно в зернохранилища, которые называются элеватором. Там его
сушат и хранят
Рассказ Аливии И. и её мамы.
-Затем оттуда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. После муку с
мельницы отправляют в пекарню. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.
Пекарь из муки делает тесто и печёт хлебобулочные изделия. В пекарне стоят
огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи
и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий.
Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие
совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.
Д/И «Родственные слова»
- Назовите хлеб ласково (хлебушек)
- Назовите крошки хлеба (хлебные крошки)
- Вкусный и полезный квас из хлеба (хлебный квас)
-Посуда для хлеба (Хлебница)
- Назовите человека который выращивает хлеб (хлебороб)
- Завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
Воспитатель: Наконец хлеб потом попадает куда?
- Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не
садились. Считалось, если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб –
всему голова»
- Ребята, а какие вы ещё пословицы и поговорки знаете о хлебе?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете удалось ли помочь Колобку понять, откуда
появляется хлеб?
- Что мы сегодня узнали из нашего путешествия?
Воспитатель. Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете,
какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб на стол попадает
3
благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш
стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А. Никита
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
4