Напоминание

«Хлеб – всему голова»


Автор: Николаева Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Кадряковская начальная школа-детский сад" АМР РТ
Населённый пункт: село Кадряково, Агрызский район, Татарстан
Наименование материала: ООД
Тема: «Хлеб – всему голова»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

в старшей группе

«Хлеб – всему голова»

Цель: уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его

появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно

вырастает в поле .

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Развивающие: Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и

игровые упражнения.

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов

питания. Закрепить знания народных пословиц и поговорок

Воспитательные воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду

хлеборобов

Подготовительная

работа: рассматривание

иллюстраций

с

изображением

сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба; прослушивание пословиц и

поговорок, экскурсия к сельхозмашинам «Комбайн», «Сеялка», чтение сказок: «Колобок»,

«Колосок», и художественной литературы.

Оборудование:

демонстрационный материал: «Хлеб – всему голова», мука,

пшеница, хлеб, булочки, печенье, зерно, тесто, кекс.

Форма проведения: Открытое занятие.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Ход занятия

Организационный момент:

- Добрый день! Сядьте по удобнее: спинки прямые, ноги вместе, руки на колени.

Мы отправляемся в путешествие.

А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Да, конечно – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе, наше занятие

называется:

«Хлеб – всему голова».

А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)

Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера?

(плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат,

компот, хлеб)

Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и

на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на

нашем столе.

Стук в дверь.

-Кто-то стучится в нашу дверь. Кто же это?

1

Входит ребенок с шапочкой маской Колобка. Поет свою песенку

- Куда это я попала?

-Ты пришла в детский сад, и мы с ребятами отправляемся в путешествие, узнать

почему говорят, что хлеб - всему голова.

Ребята, я тоже хочу с вами, ведь меня тоже бабушка сделала из муки.

- Отправляемся в путешествие на волшебном ковре самолете. (дети рассаживаются

на ковер)

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)

Хлеб не падает нам с неба

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

-Посмотрите все налево, видите черное поле. Давайте мы спустимся туда и узнаем,

почему оно еще черное.

Рассказ Семы И. и его мамы.

Наступила весна, снег сошел.

Машины выходят на поля. Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю

подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять ее с помощью

тракторов и машин.

- У тракториста много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю –

подготовить теплую постель для зерен.

Поля засеивают семенами.

Показ семян. (пшеница, кукуруза, ячмень)

В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но хлеб в

лесу не вырастишь! И вот по весне начинали в лесу стучать топоры. Срубленные деревья

вывозили, а пни выкорчевывали. Затем это поле вспахивали и засевали. К этому событию

готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в

поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню

семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. Для жизни и роста

растений необходимы солнце и вода.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

-Эта работа велась весной.

Колобок. -А что же было потом?

- А дальше мы с вами должны продолжить наше путешествие. Все на волшебный

ковер и полетели дальше. Посмотрите все направо – видите зеленый ковер над нами.

Давайте спустимся здесь.

Рассказ Кати И. и её мамы.

-После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать ее, бороться с

сорняками.

-Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца и

растут все лето и тянутся зелеными стебельками к солнышку.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.

2

Ребята, так кто такие хлеборобы? (Ответы детей)

Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.

-Эта работа велась летом.

Колобок. -А что же было потом?

- А дальше мы с вами опять продолжим наше путешествие. Все на волшебный

ковер и полетели дальше. Я вижу впереди желтое поле. Давайте остановимся здесь.

Рассказ Игоря М. и его мамы.

-Но вот налились колосья, стали крепкими и желтыми. Новые заботы у хлебороба,

как бы не сломились и не полегли. После того, как колосья вырастут, их убирают с

помощью специальных машин. Они называются комбайнами. Комбайны выполняют

несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри

комбайна вычищает зёрна из колосьев Затем зерно обмолачивают. Зерно высыпается в

грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. (Иллюстрации)

(картинка «Комбайн»)

Д/И «Самый умный»:

- Поле на котором выращивают рожь какое?

- Поле на котором выращивают пшеницу какое?

- Поле на котором выращивают овёс какое?

- Поле на котором выращивают ячмень какое?

Опять продолжим наше путешествие. Все на волшебный ковер и полетели дальше.

Посмотрите вниз сколько много машин едут в одну сторону с грузом. Полетим за ними

следом. Ковер наш спускается возле большого здания. Что это такое?

Рассказ Данила А. и его мамы.

Шофёр увозит зерно в зернохранилища, которые называются элеватором. Там его

сушат и хранят

Рассказ Аливии И. и её мамы.

-Затем оттуда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. После муку с

мельницы отправляют в пекарню. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.

Пекарь из муки делает тесто и печёт хлебобулочные изделия. В пекарне стоят

огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи

и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий.

Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие

совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Д/И «Родственные слова»

- Назовите хлеб ласково (хлебушек)

- Назовите крошки хлеба (хлебные крошки)

- Вкусный и полезный квас из хлеба (хлебный квас)

-Посуда для хлеба (Хлебница)

- Назовите человека который выращивает хлеб (хлебороб)

- Завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)

Воспитатель: Наконец хлеб потом попадает куда?

- Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не

садились. Считалось, если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб –

всему голова»

- Ребята, а какие вы ещё пословицы и поговорки знаете о хлебе?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете удалось ли помочь Колобку понять, откуда

появляется хлеб?

- Что мы сегодня узнали из нашего путешествия?

Воспитатель. Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете,

какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб на стол попадает

3

благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш

стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

А. Никита

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

4



В раздел образования