Автор: Бережная Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с Росинка №40
Населённый пункт: г. Анапа станица Анапская Краснодарский край
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП
Тема: Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ»
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП
в старшей группе «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ»
Воспитатель: Бережная Татьяна Юрьевна.
Используемые
современные
образовательные
технологии:
здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные.
Цель: Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
Задачи:
1. Учить детей составлять из 1 количественный состав числа 5.
2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве (слева, справа,
впереди, сзади)
3. Вызвать интерес к ФЭМП.
Программное содержание:
Продолжать знакомить с цифрами от 1до 9.
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырёхугольниках
Демонстрационный материал. Посылка,5 писем, головоломка танграм
«Зайчик» , 9 зайцев и 9 морковок.
Картинки к сказке «Заюшкина избушка» (Собака, медведь, заяц, петух,
лиса).
Раздаточный материал. Наборы геометрических фигур.
Ход НОД:
I. Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте дети. К нам сегодня на занятие пришли
гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь встанем с вами в круг,
поиграем в игру «Передай улыбку».
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Влево – вправо повернёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Начинаем день с улыбки
Всё получится у нас!
Воспитатель: Ребята, пока вы были в музыкальном зале, почтальон принес
нам посылку, давайте посмотрим о кого она (выясняют, что от Зайки-
знайки), интересно, что в ней? К сожалению, открыть её можно только
выполнив задания, которые Зайка прислал в письмах, но вот беда, я оставила
письма на столе, и когда проветривали группу, они разлетелись и затерялись,
одно письмо я нашла, а вот где искать остальные, что нам делать теперь?
(Дети предлагают найти письма).
Воспитатель: Ребята, чтобы легче нам было искать письма, я предлагаю вам
разбиться на 4 команды по три человека, чья команда соберется, похлопает в
ладоши.
Давайте откроем первое письмо.
Здесь находятся подсказки:
1.Встаньте так, чтобы стена, на которой находится три окна, была у вас
сзади, поверните налево, сделайте два шага вперед, ищите письмо в нижнем
правом углу.
2.Встаньте так, чтобы комната девочек была у вас впереди, а столы сзади,
сделайте 3 шага, поверните налево, в левом углу найдите письмо.
3. Встаньте так, чтобы впереди у вас было три окна, поверните налево,
сделайте три шага, в левом углу найдите письмо.
4. Встаньте лицом к ребятам, Артем, встань так, чтобы Аня оказалась
впереди, а Лиза сзади тебя! поверните налево, ещё раз налево, в правом углу
шкафа найдите письмо.
Молодцы ребята, все команды справились, письма мы собрали, а теперь
послушайте первое задание:
Посмотрите внимательно и скажите: - Сколько писем? (5)
Как мы получили число 5? «Сколько всего писем вы нашли? Сколько было у
меня писем? Какой цифрой обозначается число пять, покажите. Разложите
письма по порядку от 1до 5, посчитай их по порядку (конверты
пронумерованы). С первым заданием мы справились.
Давайте откроем второе письмо. Принеси, пожалуйста, 2 письмо. А
задание в этом конверте такое: «Составь число 5 из единиц». Готовы?
1 часть «Составь число 5 из единиц».
— Ребята, недавно мы с вами перечитывали сказку «Заюшкина избушка»
назовите, пожалуйста, персонажей этой сказки. (Собака, медведь, петух,
лиса, заяц). (Выставляю картинки на доску.)
— сколько всего персонажей? (5 персонажей).
— Какие это персонажи? (Одна собака, один медведь, одна лиса, один петух,
один заяц).
— Сколько всего? (Всего 5).
— Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 — это 1111 и еще 1).
Молодцы! Хорошо справились с первым заданием.
А сейчас мы поиграем……..
Физкультминутка «Зайка». Постройтесь в колонну.
Встал зайчонок на пенек (прыг, скок, прыг, скок)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Все мы встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Следующее задание находится в конверте с цифрой 3.
В этом конверте находится такое задание – игровое упражнение
«Морковка».
3часть -Дети, а вы любите считать? (ответы детей)
Посмотрите на доску и скажите, что вы там видите? (ответы детей)
Правильно, на доске зайчики. Подойди, пожалуйста, посчитай и скажи –
сколько зайчиков. Правильно 9.
А теперь угостим зайчиков морковками. (Идет ребенок).
- Сколько морковок? – 8. Считают.
- Какое число больше 9 или 8?
- На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну? Правильно,
добавить одну морковку.
Молодцы! Хорошо справились и с заданием.
Следующее задание находится в конверте с цифрой 4. А задание в этом
конверте такое:
Слуховой диктант.
Посмотрите, у вас на столе лежит поднос и пенал с геометрическими
фигурами.
Загадки о геометрических фигурах.
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
положите
*• Круг в правый верхний угол;
4 угла и 4 сторонки,
Похожи словно родные сестренки
Фигура знакома для многих ребят
Его вы узнали, ведь это - (квадрат)
• Квадрат в левый нижний угол;
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я? (треугольник)
• Треугольник в правый нижний угол;
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы. (овал)
• Овал в верхний левый угол;
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат… (прямоугольник).
• Прямоугольник в середину.
Вопросы детям:
• Где положили круг? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник? Овал?
• Сколько всего положили геометрических фигур?
Похвала.
4. Гимнастика для глаз (автор Н. И. Чистякова).
Для снятия напряжения глаз педагог проводит гимнастику для глаз.
«Стрельба глазами» (отводить глаза до упора влево - вправо) 8 раз.
«Мотылек»- веки как «крылья бабочки» (быстро и легко моргать глазами).
4 часть. Дидактическая игра «Танграм». "Зайчик".
Что за зверь лесной, встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы – уши больше головы? (На доску выставляется
изображение зайца из элементов игры «Танграм»)
- Посмотрите внимательно на зайца.
- Из каких геометрических фигур сделано туловище (голова, ноги) зайца?
Надо назвать фигуру и ее величину.
По заданию воспитателя дети (тройками) выкладывают из треугольников и
четырехугольников изображение зайца.
Молодцы! (Переходим на ковер) Теперь открываем следующее письмо. И в
нем находится такое задание: «Задачи в стихах». Готовы. Тогда слушайте
внимательно и правильно отвечайте.
5 часть. «Задачи в стихах».
1. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,
На пенек потом он сел и еще морковку съел.
Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка? (5)
2. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)
3. Сколько спинок у трех свинок?
4. Сколько хвостов у двух котов?
5. Сколько животиков у 5 бегемотиков?
6. Сколько рогов у 2 быков?
7. Сколько ушей у двух мышей?
Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.
Теперь мы можем открыть посылку. Вы хотите узнать, что же за сюрприз
находится в посылке? «ЗАЙКА-ЗНАЙКА» награждаем всех медалями «5»,
чтобы вы и в дальнейшем дети получали только оценку 5. (Раздаю
медальки).Сладкий приз –морковка, раскраски зайчика, которые можно
раскрасить в свободное время.
Рефлексия.
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и
голубого цветов. Каждый выбирает себе лучик. Лучики нужно прикрепить к
солнышку: желтые если занятие понравилось, получили много полезной
информации, легко со всем справились, голубые лучики – было не
интересно, скучно, никакой полезной информации
Посмотрите, у вас на столе лежит карточка и пенал с геометрическими
фигурами.
Загадки о геометрических фигурах.
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
положите
*• Круг в правый верхний угол;
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?.(треугольник)
• Треугольник в правый нижний угол;
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы. (овал)
• Овал в верхний левый угол;
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат… (прямоугольник).
• Прямоугольник в середину.
Вопросы детям:
• Где положили круг? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник? Овал?
• Сколько всего положили геометрических фигур?
Физкультминутка «Зайка».
Встал зайчонок на пенек Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Все мы встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Давайте откроем второе письмо. А задание в этом конверте такое: «Составь
число 5 из единиц». Готовы?
1 часть «Составь число 5 из единиц».
— Ребята, недавно мы с вами перечитывали сказку «Заюшкина избушка»
назовите, пожалуйста, персонажей этой сказки. (Собака, медведь, петух,
лиса, заяц). (Выставляю картинки на доску.)
— сколько всего персонажей? (5 персонажей).
— Какие это персонажи? (Одна собака, один медведь, одна лиса, один петух,
один заяц).
— Сколько всего? (Всего 5 ).
— Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 — это 1111 и еще 1).
Конспект НОД по ФЭМП «В гостях у зайки Знайки»
Тема: «Образование числа 5»
Цель: познакомить детей с составом числа 5 из единиц.
Задачи:
1. Научить детей составлять число 5 из единиц, упражнять в счете
предметов, расположенных по-разному, упражнять в составлении
числа 4 из единиц.
2. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, знания
геометрических фигур.
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую
моторику рук, умение работать в парах.
4. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по
отношению к другому и своё местоположение относительно другого
лица (впереди, сзади, слева, справа).
Образовательная область:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
– серия демонстрационного материала «Птицы»;
– геометрические пеналы;
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с составом
числа 5
Но сначала, чтоб настроится нам с вами на работу, давайте поиграем в
игру «Цветок».
И. п.: руки на затылке, локти сведены (нераспустившийся цветок).
1. Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны -
вдох (цветок распустился).
2. Вернуться в исходное положение-выдох.
Молодцы!
А сейчас отгадайте загадку
Стоят в поле сестрички —
Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)
Посмотрите на стол, с нашей ромашкой случилась беда у неё нет
лепестков, давайте поможем ромашке
Педагог задает вопросы:
Сколько всего лепестков? У нас получилось (4)
По сколько лепестков каждого цвета мы взяли?
Посмотрите, а у меня есть ещё лепесток, и мы добавим к нашему цветку
ещё один лепесток.
Сколько сейчас у нас лепестков? (5) Правильно.
Как мы составили число 5?
Если из этих лепестков составить цветок, то он
будет? (пятилепестковый цветок).
А сейчас садитесь за столы.
1. Игровое упражнение «Составим число».
Ребята посмотрите на доску.
Что вы видите на доске?
Картинки с изображением птиц.
А какое сейчас время года? (зима)
Тимофей подойди к доске и выбери нам картинки с зимующими птицами.
Педагог задает вопросы:
• Сколько всего картинок ты отобрал? (4) Молодец.
Посмотрите, а у меня есть ещё одна картинка, давайте добавим картинку
к другим
• Сколько сейчас картинок с птицами? (5)
• Какое число мы составили?
• Как мы составили число 5?
Педагог хвалит детей.
2. Физминутка «Летает, не летает».
Воспитатель называет предметы и живые и не живые.
Если предмет летает, дети делают взмахи руками
Если не может – не поднимают руки.
Самолёт, стул, стол
Воробей, Дерево, Ракета
Камень, стрекоза, муравей.
Отдохнули, садитесь.
3. Слуховой диктант.
Посмотрите у вас на столе лежит досточка и пенал с геометрическими
фигурами
Загадки о геометрических фигурах
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
положите
*• Круг в правый верхний угол;
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - (квадрат)
• Квадрат в левый нижний угл;
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?.(треугольник)
• Треугольник в правый нижний угл;
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы. (овал)
• Овал в верхний левый угл;
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат… (прямоугольник).
• Прямоугольник в середину.
Вопросы детям:
• Где положили круг? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник? Овал?
• Сколько всего положили геометрических фигур?
Похвала.
4. Гимнастика для глаз (автор Н. И. Чистякова).
Для снятия напряжения глаз педагог проводит гимнастику для глаз.
«Стрельба глазами» (отводить глаза до упора влево - вправо) 8 раз.
«Мотылек»- веки как «крылья бабочки» (быстро и легко моргать
глазами).
5. Словесная игра «5 волшебных органов».
Закрепляет состав числа 5 из единиц, через игру.
Педагог предлагает детям вспомнить названия 5-ти волшебных органов
человека.
Загадки:
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
Наше тело покрывает,
От ненастья защищает,
Будем чаще ее мыть,
Чтобы нам красивей быть.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле.
Вопросы:
– Зачем человеку нос?
– Зачем человеку язык?
– Зачем человеку кожа?
– Зачем человеку уши?
– Зачем человеку глаза?
– Молодцы!
Игровое упражнение «Что где находится»
Педагог задает вопросы:
• Впереди кого ты сидишь?
• Слева от кого ты сидишь?
• Кто сидит сзади тебя?
• Что находится справа от меня?
Вопросы:
– Что вам понравилось?
– А что было трудного?
– Мне очень понравилось работать с вами, вы меня порадовали своими
ответами и своей работой.