Автор: Бережная Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с Росинка №40
Населённый пункт: г. Анапа станица Анапская Краснодарский край
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: Русские народные сказки
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности в
подготовительной к школе группе «Русские народные сказки».
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по эпизодам, иллюстрациям,
загадкам; закрепить навыки детей по пересказу сказок, расширить словарный
запас, закрепить названия народных сказок.
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение
обобщать и сравнивать, делать выводы; развивать мышление, воображение ,
зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к народным сказкам, формировать
навык сотрудничества и доброжелательности.
Ход занятия: (дети садятся полукругом)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:" Доброе утро!"
"Доброе утро!" солнцу и птицам.
"Доброе утро!" улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: ребята, вы любите сказки? А почем вы их любите? Чему учат нас
сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми,
великодушными, помогать тем, кто оказался в беде. Они учат нас не щадя сил
бороться за правое дело и побеждать.)
Воспитатель: ребята, а какие сказки мы называем народными сказками? (те
сказки, которые придумал народ.)
Воспитатель: у народных сказок нет автора, это сказки, которые появились
очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то
новое. И одна и та же сказка могла стать то длинной, то короткой. Сказки
передавались от одного поколения к другому, поэтому сказки относятся
к устному народному творчеству.
Сейчас мы с вами читаем сказки уже в обработке. Обработчики делают
старинную сказку более понятной для современных детей. В сказках много
чудес. Каких например? (звери, птицы, рыбы, ведут себя как люди, умею
говорить.)
Воспитатель: сегодня я для вас принесла целый сундук со сказками. Давайте
посмотрим, какие же сказки в нем.(воспитатель показывает сундук, и дети
замечают что он закрыт на замок. А под сундуком письмо от Бабы Яги.)
«Здравствуйте детишки-ребятишки! Не можете открыть сундук??? Ха-ха-ха..
это я попросила могучего ветра заколдовать ваш сундук и закрыть его на узелок.
Что бы открыть узелок, вам необходимо выполнить несколько заданий. С
каждым выполненным заданием, вы будете приближаться к стране сказок.
Именно там вы найдете заклинание, которое и поможет развязать узелок на
сундуке. Думайте, гадайте. Вот вам несколько подсказок от меня. Ха-ха-ха.. Вот
вам первая подсказка: во многих сказках есть такой волшебный предмет,
который указывает путь героям сказок. Как вы думаете, что это за
предмет? (волшебный клубок). У меня как раз есть такой, мне его однажды
подарил один знакомый из волшебной страны сказок. Но он распутан. Ха-ха-ха..
И чтобы вернуть ему волшебную силу, вам нужно называть названия народных
сказок, и делать один моток. Чем больше назовете сказок, тем быстрее
замотаете нить в клубок и вернете ему волшебство. . Это и будет вашим первым
заданием. Удачи…хи-хи-хи…»
Воспитатель: ну не может жить баба яга спокойно, чтобы не навредить кому-
то! У нас с вами сложное задание – добраться до сказочной страны и найти
заклинание. Вы готовы?
Воспитатель: что ж ребята, давайте вернем силу волшебному клубку.
(игра «Назови сказку». Дети поочереди называю название сказок и наматываю
нить на клубок.)
Воспитатель: ребята, почему у нас получился такой большой клубок? Потому
что вы знаете очень много сказок, вы большие молодцы. С первым заданием мы
успешно справились. Давайте произнесем волшебные слова: «нам клубочек
помоги, в страну сказок приведи!»
(клубочек покатился по карте в страну сказок..)
Воспитатель: у нас на пути второе задание. Баба яга пишет: «для вас необычная
сказка, послушайте ее и найдите ошибки и назовите название сказки.»
Сказка «Катя и три волка.»
Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла катя одна в лес и
заблудилась. Плутая по лесу набрела она на избушку. А в избушке жили три
волка, которые ушли на охоту. Зашла катя в избу и начала там хозяйничать.
Поела каши из всех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую
маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили что кто-
то хозяйничал в их доме, и ну ругаться. А катя услыхала, выпрыгнула в окно и
убежала. Так волки и не узнали кто хозяйничал в их доме.
(сказка «три медведя», девочку зовут Маша, герои не волки , а медведи. Маша
легла не на раскладушку а в кровать.)
Воспитатель: вот и следующее задание: по иллюстрациям определите, какая
сказка зашифрована? Назовите героев сказки и что с ними приключилось.
1.
Волк и 7 козлят.
2.
Гуси лебеди.
3.
Курочка ряба. И т.д.
Воспитатель: отгадать загадки.
Он весь день лежал на печке
И работать не любил.
Рыбу вытащив из речки,
Все печали позабыл. (Емеля)
Выросла она на грядке
Очень крепкой, круглой, сладкой.
Нелегко её сорвать —
Мышь на помощь надо звать. (Репка)
В глухом лесу, в своей избушке,
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла — старушкин самолёт. (Баба – яга)
Он бессмертный да худющий,
И всегда ужасно злющий.
В сказках — главный он злодей,
Царство есть, но нет друзей. (Кощей)
От подружек всех отстала,
У медведей побывала.
Поспала, наелась каши...
Как зовут девчушку? ... (Маша)
У него ни рук, ни ног,
Но пустился наутёк.
Громко песни распевал,
Прямо в рот к Лисе попал. (Колобок)
В море глубоком, в пучине живёт,
Но к старику на подмогу плывёт.
Просьбу любую исполнит играя —
Видно, волшебница, ведь золотая. (Рыбка)
Воспитатель: впереди последнее задание и мы наконец то доберемся до страны
сказок. Задание: перед вами заколдованы животные, что бы их расколдовать,
нужно вспомнить сказу, в которой встречается это животное. (коза, медведь,
волк, гуси, лиса, курица, заяц.)
Воспитатель: молодцы ребята. Вот и прикатился наш волшебный клубочек в
страну сказок. А вот и слова заклинания. Нам нужно произнести три магических
слова разными способами: снуп, снап, снуре! 1. Удивленно, ракрыв глаза и
широко развеси руками.
2. с недовольным лицом, топая ногами.
3. весело улыбаясь, хлопая в ладоши.
(после этих слов воспитатель развязывает узелок сундука. Воспитатель
открывает сундук и вместе с детьми рассматривают книги со сказками и их
иллюстрации. А на дне сундука, находят подарок- раскраски с героями
народных сказок. Дети самостоятельно в свободное время раскрашивают их.)