Автор: Ворогушина Ирина Михайловна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СШ № 76
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Шумовой театр как эффективное средство развития речевой активности у детей с РАС
Раздел: начальное образование
«Шумовой театр как эффективное средство развития речевой активности
у детей с расстройством аутистического спектра»
«Школа для всех, школа для каждого» - так позиционирует себя МАОУ СШ
№ 76 города Красноярска, на базе которой работает ресурсный класс для детей с
расстройством аутистического спектра.У большинства учащихся данного класса
диагностированы
тяжелые
нарушения
развития,
в
том
числе
речевого.
Столкнувшись с тем, что музыкальные занятия в традиционной форме для этой
категории детей не подходят, мною было разработано методическое пособие
«Шумовой театр как эффективное средство развития речевой активности у детей
с расстройством аутистического спектра».
У детей с РАС есть определенные трудности с вхождением в контакт с
миром, с миром взрослых и с педагогом как человеком посторонним в частности.
А значит, ребенок к педагогу относится очень осторожно. И поэтому игрушка,
особенно музыкальная, становится посредником в общении. Ребенок, научаясь
общаться с помощью игрушки, выстраивая диалог, постепенно выходит в мир
речи. И нет никакого больше средства, кроме музыки, которое бы помогло
вытянуть ребенка из его закрытого мира в мир социальных отношений.
Если мы говорим о детях с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, то
для них шумовой музыкальный инструмент интересен просто потому, что с ним
хоть что-то можно сделать. Им можно звенеть, трещать, шуршать и это само по
себе становится интересно. Это именно то, что у ребенка получается сразу: он
стучит музыкальной ложкой и его хвалят, как здорово он стучит. И ребенок
счастлив, он сделал самое простое движение, то,что ему было доступно и
понятно. А педагог всегда может подыграть или организовать стучание более или
менее ритмично. Или открыть ребенку широкий спектр возможностей звучания
обычной деревянной ложки, когда мы можем держать ее совершенно по-разному.
Отсюда и начинается развитие музыкального слуха, чувства ритма, которое
впоследствии поможет ребенку развить речь. Ребенок с этого начинает говорить,
а точнее - звучать. Совместное звучание с педагогом помогает вступить в мир
диалога вот таким музыкальным способом: вопрос – ответ. И это беседа. Это те
самые социальные отношения, которые начинают выстраиваться. С этих простых
диалогов начинаются речевые и шумовые театры.
Моя задача на занятии добиться повторения отдельных звуков, слогов.
Начинаются они с самых простых вещей и занимают не более 30 секунд, т.к.
большой объем музыкальной информации становится сложным для запоминания
и повторения. Самый простой театр это когда педагог что-то поет, а дети в
определенный момент отвечают емуклавесами. Клавесы – незатейливый, милый
на слух и легкий в обучении инструмент, проще говоря, палочки – стучалочки.
При должном подходе эти палочки способствуют развитию чувства ритма,
помогают
«сказать»
в
нужный
момент
музыкальную
фразу,
развивают
координацию рук (вращения, сооружения фигур).
Упражнение «Бобик» (музыкальный диалог учителя и ребенка)
Вот наш Бобик, славный пес.Гав, гав, гав (ритмичный удар клавесами)
Бобик, Бобик, черный нос. Гав, гав, гав (ритмичный удар клавесами)
Бобик, Бобик, лапу дай. Гав, гав, гав (ритмичный удар клавесами)
Сядь на коврик и не лай.Тссссссс
Музыкально-шумовая зарисовка «Дождик» (диалог учителя и ребенка)
Дождик, дождик, кап-кап-кап-кап-кап (ритмичные удары клавесами)
Дождик, дождик, кап-кап-кап-кап-кап (ритмичные удары клавесами)
Холодная водица льется не стыдится (вращательные движения палочками)
Дождик, дождик, кап-кап-кап-кап-кап (ритмичные удары клавесами)
Дождик, дождик, кап-кап-кап-кап-кап (ритмичные удары клавесами)
Дождя мы не боимся, успеем мы укрыться (из палочек сооружается крыша над
головой)
В этих упражненияхмы стремимся к тому, чтобы ребенок, в ответ на
музыкальную фразу учителя, сказал нужный слог. Если ребенок не может сказать,
то просто звучит с помощью музыкальных палочек. Такой театр называется
шумовым, поскольку мы стучим. Но если дети все-таки издают звукоподражание,
то театр уже можно назвать речевым.
Еще одним очень важным навыком в шумовом театре является умение
молчать. Шумим-молчим, шумим-молчим.
Музыкальное упражнение «Погремушка».
Погремушка, погремушка, музыкальная игрушка.
Хочешь, сразу две возьми и греми, греми, греми.
Спрячь за спину погремушку, отдохнут от шума ушки.
На соседа погляди и тихонько посиди.
Первое время детям очень тяжело давалось это упражнение, поскольку
молчать, когда у тебя в руке 2 звонких погремушки, вообще не хочется. Хочется
звенеть, шуметь и баловаться. Но правила есть правила. Мы учимся молчать, и у
нас это получается.
Подобный «шумовой театр» способствует развитию следующих психических
процессов:
звукоподражания как простейшего этапа речевого развития;
слухового восприятия;
внимания;
элементарных волевых процессов.
За время работы в этом направлении обучающиеся с РАС, которые плохо
контролируют свое поведение, практически не имеют речи, как средства общения
(могут
случайно
произносить
отдельные
слова,
не
направленные
на
коммуникацию), проявили интерес к данному виду музыкальной деятельности.
Они выучили звучание таких шумовых инструментов, как: бубенцы, деревянные
ложки, бубны, барабаны и колокольчики. У некоторых из ребят успешно
формируется чувство ритма. Так, например, они понимают, сколько раз и когда
именно нужно создать эффект шума погремушкой, бубном, колокольчиком.
Кроме того,
все обучающиеся показали повышение уровня речевой
активности во время занятий в «шумовом театре». Появились новые виды
вокализации, звукоподражания, слова. Поведение ребят стало более адекватным.
Они охотно принимают участие в мини-спектаклях, повторяя действия за
педагогом и выполняя их самостоятельно.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли музыкальных занятий с
элементами шумового театра в позитивных изменениях в состоянии ребенка с
РАС.