Автор: Мадаминова Дилфуза Кузиевна
Должность: Учитель Физики
Учебное заведение: МБОУ "Бестяхская СОШ им.И.И.Козлова"
Населённый пункт: с.Бестях, Хангаласский район РС(Я)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Магнитные поля катушки с током. Электромагниты. Практическая работа.
Раздел: среднее образование
«Физика - это наука
понимать природу»
Э. Роджерс
Тема урока: Магнитные поля катушки с током. Электромагниты.
Практическая работа: «Сборка электромагнита и испытание его в действии»
(слайд № 1)
Цель и задачи урока (слайд № 2)
Цель:
1.Сформировать у учащихся представления о магнитном поле катушки с
током, с устройством электромагнитов и их применением.
Задачи:
I Образовательные:
1.
Создать условия для усвоения знаний о свойствах магнитного поля, о
различиях магнитного и электрического полей.
2.
Создать условия для отработки навыков собирать простейший
электромагнит.
II Коррекционные:
1. Создать условия для формирования готовности кадекватной самооценки и
самоконтролю.
2. Создать условия для активизации мыслительных процессов:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3.
Создать условия для развития речи .
III Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания культуры общения в микрогруппах (в
ходе учебного взаимодействия в группах).
План урока (слайд № 3)
Этапы урока
Время, мин.
Приемы и методы
I этап актуализация знаний
2
Беседа учителя
II этап формирование навыков
и умений. Изучение нового
материала. Практическая
работа.
20
Сообщение учителя,
выполнение учащимися
практической работы.
III этап первичная проверка
усвоения знаний. Общее
обсуждение результатов.
Практические работы.
Рефлексия.
13
Сообщения учителя и
учащихся.
IV этап выводы из работы.
Закрепление. Тесты.
3
Сообщение учителя и
учащихся.
Vэтап домашнее задание
2
Запись на доске.
I.
Актуализация знаний
I.
Повторение (слайд № 4). Фронтальный опрос.
1)
Какие явления наблюдаются в цепи, в котором существует
электрический ток? (магнитные)
2)
Какие магнитные явления вам известны? (Взаимодействие двух
проводников с током, притягивание металлических предметов
постоянными магнитами, отклонение магнитной стрелки, находятся
возле проводника с током)
3)
В чем состоит опыт Эрстеда? (вокруг проводника с током существует
магнитное поле)
4)
Какая связь существует между электрическим током и магнитным
полем? (магнитное поле существует вокруг любого проводника с
током)
5)
Что называют магнитной линией магнитного поля? (линия,
вдолькоторой в магнитном поле устанавливаются оси магнитных
стрелок)
II.
Формирование умений и навыков.
1.
Изучение нового материала (слайд № 6)
Объяснение учителя: на прошлом уроке мы с вами ознакомились с
магнитным полем прямого тока и узнали, что вокруг любого проводника с
током существует невидимое, но существующее в реальности магнитное
поле. Мы выяснили, что магнитное поле можно обнаружить двумя
способами. Какими?( С помощью железных опилок, и с помощью магнитных
стрелок.)
На этом уроке мы будем исследовать магнитное поле катушки с током.
Демонстрация № 1(слайд № 7)
Действие проводника, по которому протекает постоянный ток, на
магнитную стрелку. (Вывод: вокруг проводника с током создается
магнитное поле)
Демонстрация № 2
Притяжение железных опилок гвоздем, на который намотан
провод, подключенный к источнику постоянного тока. (Вывод: он
является электромагнитом).
Физминутка. Зрительная гимнастика
Практическая работа по группам
1 группа
Оборудование: батарейка, железные гвозди, провод покрытый
изоляцией, стальные скрепки, магнитная стрелка.
Задание:
а) Собрать самодельный электромагнит и убедится в его
электромагнитных свойствах.
б) Записать результат наблюдений .
2 группа
Оборудование: батарейка, магнитная стрелка, катушка, стальной
стержень, реостат.
Задание:
а) Собрать электромагнит и убедится в его магнитных свойствах.
б) Определить северный полюс – N и южный полюс – S. Проверитьна
опыте, как сказывается на силе электромагнита наличие или отсутствие
сердечника в нем.
Ответьте на вопрос?:
1)
От чего зависит, и на каком конце электромагнита будет северный
полюс – N и южный полюс – S?
III.Первичная проверка усвоения знаний
Общее обсуждение результатов практической работы (слайд № 10)
Рефлексия
IV.
Выводы из работы
Закрепление темы (слайд № 9)
1.
В каком направлении устанавливается катушка с током,
подведенная на длинных тонких проводниках? (Ответ: так же, как
магнитная стрелка.Один конец будет обращен к северу, другой к
югу)
2.
Какими способами можно усилить магнитное действие катушки с
током? (Ответ: увеличением числа витков в катушке, введением
сердечника внутрь катушки)
3.
Что называется электромагнитом? (Ответ: катушка с сердечником
внутри)
V. Домашнее задание. Итоги.
Практическая работа
1 группа
Оборудование: батарейка, железные гвозди, провод покрытый
изоляцией, стальные скрепки, магнитная стрелка.
Задание:
а) Собрать самодельный электромагнит и убедится в его
электромагнитных свойствах.
б) Записать результат наблюдений.
Практическая работа
2 группа
Оборудование:
батарейка,
магнитная
стрелка,
катушка,
стальной стержень, реостат.
Задание:
а) Собрать электромагнит и убедится в его магнитных
свойствах.
б) Определить северный полюс – N
и южный полюс – S.
Проверить на опыте, как сказывается на силе электромагнита
наличие или отсутствие сердечника в нем.
Ответьте на вопрос?:
1) От чего зависит, и на каком конце электромагнита будет
северный полюс – N и южный полюс – S?