Автор: Галина Алексеевна Плакущая
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №92 муниципального образования города Братска
Населённый пункт: Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной социализации ребенка – дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
Аналитическая записка
Педагогическая технология «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной
социализации ребенка – дошкольника»
С внедрением ФГОС, требования к дошкольным организациям значительно
изменились. Как и требования к организации педагогического процесса. Сейчас все
больше появляется инновационных технологий, которые направлены на развитие сферы
дошкольного образования.
Социальная акция - один из видов социальной деятельности, целями которой
могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме,
дате, какому-либо событию.
Социальная акция – мероприятие, направленное на консолидацию усилий педагогов и
родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем
средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского
сада. «Социальная акция» – есть современный способ привлечь и объединить всех
участников образовательного процесса.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:
Социальные акции направлены на формирование активной жизненной позиции
ребенка, они дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние
окружающей среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или
худшую) сторону свое окружение;
С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого
количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме и вовлечь в
совместную деятельность.
Основная цель акций:
Привлечение внимания всех участников образовательных отношений детского сада к
проблеме, консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений
между коллективом ДОУ и родителями.
Алгоритм проведения акции предусматривает и учитывает наиболее доступные формы
работы с дошкольниками.
Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели, этапах и
времени её проведения. На «Ежедневных рефлексивных кругах» дети обсуждают степень
своего участия в данном мероприятии, его задачи, планируют свои действия и действия
своих родителей в осуществлении этого проекта.
Этапы «социальной акции»:
Подготовительный (мотивация, разработка плана по достижению цели, сбор
информации, накопление материала, смета расходов);
Организационно-практический
(т.
е.
деятельностный,
выполнение
плана
деятельности);
Аналитически – завершающий (подведение итогов, рефлексия)
Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма,
изготовление книжек-самоделок, проведение выставок, праздников и т. д.). Подразумевает
подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Например,
при составлении итогового отчета о проведении социальной акции анализируем:
удачные и неудачные моменты ее проведения;
совпали ли цель акции и её результаты;
соответствовала ли цели акции и форма проведения.
Принципы социальных акций:
• Системность, последовательность - обязательная черта акций.
• Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее
подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это
можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут
рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.
• Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за
пределы детского сада.
• Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от
совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.
• Безопасность.
По мнению автора технологии Н.П. Гришаевой, целью работы является консолидация
(объединение) усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у
дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально
включить родителей в жизнь детского сада.
Социальная акция — это особый вид распространяемой некоммерческой информации,
направленной на достижение определенных социальных целей. По сути, социальная акция
— это привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить
задуматься.
В результате появились акции различной направленности:
«Поможем птицам»
Цель акции:
Создание
познавательной
ситуации
развития
через
создание
условий
для
совершенствования представлений о птицах и формирование у детей стремления
относиться к птицам соответственно нравственно-этическим нормам поведения.
«Безопасность будущего первоклассника»
Цель акции:
помочь детям - будущим первоклассникам адаптироваться к школьной жизни
и закрепить их навыки безопасного поведения на дорогах, дома.
«Подари сказку малышам»
Цель акции:
формирование и передача интереса у детей к русским народным и авторским
сказкам через творческую и познавательную деятельность;
«Имею право на права»
Цель акции: формирование правовой культуры детей старшего дошкольного возраста
через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о
правах ребёнка ( Право на семью)
«Цветок для мамы»
Цель акции:
поддержать традиции бережного отношения к женщине, особо отметить
значение в нашей жизни главного человека — мамы;
«Мой папа самый, самый…»
Цель акции:
Становление отношений партнерства и сотрудничества между отцом и
ребенком;
«Берегите ВОДУ!»
Цель акции:
научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого
отношения к воде, как к природному ресурсу, обратить внимание взрослых на данную
проблему;
«Память войны»
Цель акции: воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на
примере подвигов родных и близких;
«Неделя добра»
Цель акции:
углублять представление детей о доброте, развитие эмоционально – волевой
сферы дошкольников.
Акция -- это современная форма позволяющая решить задачу индивидуализации т.к
основной принцип при подготовке и проведении это принцип самореализации. Участие в
социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет
проявить способности в разных сферах деятельности- продуктивной, социальной
Получая от воспитательного процесса нравственные образцы, нравственные ценности и
пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный
опыт, нравственную культуру общества.
Акции
социального характера повышают уровень нравственных представлений.
Показателями результативности моей работы может служить положительная динамика
уровня
нравственной
воспитанности
дошкольников.
Промежуточные
и
итоговый
результаты
отслеживаются
в
повседневной
деятельности
через
наблюдение,
и
в ,специально созданных, ситуациях, проведение и анализ специальных диагностических
методик с детьми. У детей повысился уровень воспитанности и нравственности.
сентябрь
январь
май
0
10
20
30
Уровень воспитанности и
нравственности
Полученные данные позволили прийти к выводу, что дети могут адекватно отражают
нравственные эталоны, устанавливать и поддерживать контакты.
Показателями результативности работы послужила инициатива и самостоятельность
детей,
положительная
динамика
во
взаимоотношениях
между
детьми,
их
доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности.
Результаты отслеживались
в повседневной деятельности посредством наблюдения,
беседы с детьми.
Мой опыт показывает, что социальные акции являются одним из эффективных средств
социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Безусловно, такая
работа подтверждает правомерность использования технологии «социальная акция» как
одной из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста.