Автор: Ильясова Гульназ Ильфаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Нижнекамского муниципального района РТ
Наименование материала: Проект
Тема: "Исследователи-почемучки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3 «Огонёк»
Проект
«
-
Исследователи
»
почемучки
на летний период
№12
в средней группе
"
"
Теремок
Подготовила воспитатель:
Ильясова Г.И.
пгт Камские Поляны ,2021 год
Паспорт проекта
Вид проекта
экспериментальный
Продолжительность
проекта
Среднесрочный, июнь –июль 2021 года
Участники проекта
Дети средней группы, родители
воспитанников, воспитатели
Проблема
Поисково-познавательная деятельность
открывает для ребенка новый мир, полный
загадок и чудес. У детей углубляются
знания о природе – живой и неживой, они
расширяют свой кругозор, учатся
размышлять, наблюдать, анализировать и
делать выводы. У детей появляется
контакт с предметами, что позволяет
понять их качества и свойства. И, конечно,
детское экспериментирование позволяет
ребятам чувствовать, что они
самостоятельно открыли какое-то
явление, и это влияет на их самооценку.
Цель проекта
Развитие интереса детей к поисково-
экспериментальной деятельности.
Задачи проекта
1.Формировать у детей диалектическое
мышление, то есть способности видеть
многообразие мира в системе
взаимосвязей и взаимозависимостей.
2.
Развивать наблюдательность,
мышление, память, умение
анализировать, сравнивать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные
связи, делать выводы, обогащать
словарный запас детей, развивать речь.
3. Воспитывать интерес детей к
экспериментальной деятельности.
4. Воспитывать желание помочь
другим, уметь договариваться,
относится друг другу уважительно.
Правила проведения
эксперимента
1.Установить цель эксперимента, для
чего мы проводим его.
2.Подобрать все необходимые
материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследований.
4.Вспомнить правила безопасности
жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментов.
5.Провести анализ и обобщение
полученные детьми результатов
экспериментирования.
Актуальность проекта
Лето
плодотворное
время
для
всестороннего
развития.
Проведения
экспериментов с дошкольниками должно
стать
нормой
жизни.
Их
надо
рассматривать не как развлечения, а как
путь ознакомления детей с окружающим
миром.
Эксперименты
позволяют
объединить все виды деятельности и все
стороны
воспитания,
развивают
наблюдательность
и
пытливость
ума,
стремление
познания
мира,
умение
изобретать,
работать
в
коллективе,
использовать не стандартные решения в
трудных ситуациях, позволяют создавать
творческую личность.
Предполагаемый результат
1.Созданы
необходимые
условия
для
формирования
основ
целостного
мировидения дошкольника средствами
экспериментальной деятельности.
2.Воспитанники имеют представления
об окружающем мире.
3.У
дошкольников
развиты
умения:
наблюдать, анализировать, сравнивать,
выделять характерные, существенные
признаки
предметов
и
явлений,
обобщать их по этим признакам.
Этапы реализации проекта
1-ый этап - подготовительный
1. Изучить и проанализировать
методическую литературу по
теме.
2. Составление плана опытно-
экспериментальной
деятельности.
3. Подбор основного
оборудования и материала для
оснащения центра
экспериментальной
деятельности.
2-ой этап- основной
Внедрение в воспитательно –
образовательный процесс
опытно- экспериментальной
деятельности.
3-ий этап - заключительный
1. Определить эффективность
проведенной работы.
2.Провести анализ полученных
результатов.
План проведения
опытно-экспериментальной деятельности
Дата
Тема
Цель
Мероприятие
Фо
то
1.06.2021-14.07.2021г
Исследователи -почемучки
Поддерживать интерес к
экспериментированию
Продолжать
детей
знакомить со свойствами
воды,
песка,
магнита,
воздуха.
Формировать
представления
о
их
значении в природе, для
живых
существ,
для
человека.
-«Кто такие ученые,
исследователи»
- «Правила безопасности
при проведении
экспериментов»
- Игровое упражнение
«Как правильно
пользоваться лупой»
-Экспериментирование с
предметами из различных
материалов
-Исследование
«Рассматривание через
микроскоп и сравнивание»
-
1.06.2021-11.06.21г.
«Волшебная вода»
Выявить свойства воды .
-Проблемная ситуация
«Если б не было воды…»
-Беседа «Польза воды»,
«Кому нужна вода»
-Целевая прогулка к
искусственному пруду
Приложение 1
14.06.2021-18.06.2021г
«Песочная страна»
Познакомить детей со
свойствами песка
-Беседы «Где люди
используют песок?»,
«Песочная страна»
-Наблюдение:
«Песочные часы» ( с
какой скоростью
пересыпается песок,
как долго длится
минута)
- Просматривание
видео-ролика « Что
сделают с почвой пять
дождевых червей?»
-Строительные игры из
песка ( с
использованием
формочек природного и
бросового материала)
песка.
- Рассматривание песка
через лупу, пересыпание
и просеивание
Приложение 2
21.06.2021-25.06.2021г
«Волшебная сила магнита»
Познакомить детей со
свойствами магнита, с
историей.
-«Что такое магнит?»
-«Как используют люди
магнит?»
-«История
возникновения
магнита»
- «Какие материалы
притягивает магнит»
-«Магниты действуют
на расстоянии»
-«Магнит имеет два
полюса»
Приложение 3
28.06.2021-14.07.2021г.
«Воздух , ты где?»
Ознакомление детей со
свойствами воздуха
-«Что такое воздух»,
«Какой он?»
- Зачем он нужен
людям, животным и
растениям?
- Как можно увидеть
воздух?
- Как можно услышать
воздух?
- Как можно
почувствовать воздух?
- Имеет ли воздух силу
и вес?
Приложение 4
Приложение 1
«Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое
вещество в нее добавили.
«Вода принимает форму».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она
налита. Заполнить сосуды водой.
Вывод: вода принимает форму сосуда. «Вода принимает форму».
«Теплая и горячая вода»
Задача: выявить, что будет с холодной и горячей водой если их смешать.
Для того ,чтобы увидеть смешались они или нет , нужно окрасить их в
разные оттенки . Мы окрасили в желтый и синий.
Вывод: горячая вода не смешивается с холодной , потому что давление в
горячей воде выше, когда они становятся одинаковыми они смешаются.
«Торнадо»
Задача: дать детям понять , что жидкие вещества могут реагировать друг
с другом. Для эксперимента понадобиться сода, растительное масло ,гуашь,
раствор лимонной кислоты и воды.
Вывод: Когда сода и раствор лимонной кислоты соприкасаются,
начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа.
Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
«Тонет – не тонет».
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что
плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если
предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать-
предмет тонет.
Приложение 2
«Волшебное сито»
Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь
дырочки.
«Чьи следы?»
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать
наблюдательность. Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные
следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок
влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка дети
построили замок для своих любимых игрушек.
«Свойства сухого песка»
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится
воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая
песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»
Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он
может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого
песка можно лепить.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он
принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями
каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг
друга.
Приложение 3
«Все ли притягивает магнит»
Задача: Какие предметы притягивает магнит и от чего это зависит.
Для опыта понадобится маленький набор металлических, бумажных и
пластиковых предметов.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
«Магниты действуют на расстоянии»
Задача: Могут ли магниты действовать на расстоянии. Каким образом
скрепка притянется к магниту. Почему?
Вывод: скрепка вдруг начнет двигаться и прилипнет к магниту. При
использовании и других магнитов, можно увидеть, что одни из них
сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие
слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это
расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только
от его магнитных свойств Вокруг магнита есть сила, которая может
действовать на предметы на расстоянии. Эта сила называется
«магнитным полем».
«Действует ли магнит через другие материалы?»
Задача: Для опыта берется магнит, тазик с водой и металлические
предметы. «Достань предмет, не замочив рук», так же можно
попробовать через лист бумаги, картона, пластмассовой тарелки.
Вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластик, воду.
Приложение 4
«Воздух повсюду».
Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде. Медленно опустить
стакан в воду вверх дном, затем перевернуть.
Вывод: нужно приложить усилие, чтобы опустить стакан в воду – вода
выталкивает воздух, воздух заполняет любое пространство, поэтому
ничего не является пустым.
Почему летит ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты. Надуть
воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти
наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и
шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи
воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты
заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и
превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через
узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а
ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей
вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так
работает реактивный двигатель ракеты.
«Раздуй каплю»
Задача: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и
берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр
кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в
разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны
«ножки».
Вывод: Этот способ называется «кляксография» . Воздух очень много
может, он и рисовать поможет. В трубочки подуем – Капельки раздуем!
Игровое упражнение «Кто быстрее»
Задача: При помощи воздуха не дотрагиваясь руками нужно провести
теннисный шарик по лабиринту. Для эксперимента понадобится
коктейльная трубочка и теннисный шарик , лабиринт.
Вывод: Дать понять детям , что от их силы зависит сила воздуха, который
выталкивает шарик вперед.
Выводы
1.
Пополнение центра воды и песка для проведения экспериментальной
деятельности:
-лупы
-стаканчики
-песочные часы
- формочки для песка
-теннисные шары
- коктейльные трубочки
2. Ребята получили некоторые представления о свойствах воды, магнита ,
песка и воздуха.
3. Воспитанники научились самостоятельно проводить некоторые опыты с
водой , например, «Вода принимает форму», «Вода может изменить цвет»,
«Тонет не тонет»; Определяют свойство песка по внешним признакам,
используя сито и другие предметы могут сортировать песок от других
природных материалов, научились выделять характерные признаки для
магнита и металла, знают , что воздух находится везде и могут это
показать.