Напоминание

Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности


Автор: Кубышкина Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Московская область , город Коломна
Наименование материала: доклад
Тема: Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация содержательного общения воспитателя с детьми

в разных видах деятельности

Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением подходов к

построению

образовательной

деятельности

с

дошкольниками

в

связи

с

реализацией Федерального

государственного образовательного стандарта

дошкольного

образования.

Во

ФГОС

ДО

закреплены

основные

виды

деятельности

дошкольника,

в

том

числе

общение

со

взрослыми

и

сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и

образования

на

основе

личностно-ориентированного

подхода,

который

предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей

ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированного на интересы и

возможности

каждого

ребенка,

учитывающее

социальную

ситуацию

его

развития, определяется в стандартах как одно из психолого-педагогических

условий

реализации

основной

образовательной программы

дошкольного

образования.

В

речевом

развитии

ребенка

главным

является

стимулирование

его

активной речи. Это достигается за счет расширения зоны общения взрослых с

детьми.

Основной формой образовательного процесса в дошкольном учреждении

является

НОД

(непосредственно

образовательная

деятельность).

Но

чтобы

программные

задачи

организованного

обучения

решались

более

успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать

более

содержательным

в

плане

речевого

развития.

Чем

богаче,

содержательнее

впечатления

повседневной

жизни,

тем

большие

познавательные возможности имеются для НОД.

Какая же деятельность может обеспечить развитие

речевой активности ребенка?

Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности

ребёнка.

В

процессе

совместной

деятельности

у

ребёнка

постепенно

формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно

учитывающего инициативу последнего.

В

работе

по

развитию

речи

детей

используются

следующие

формы

совместной деятельности:

· наблюдение и элементарный труд в природе;

· сценарии активизирующего общения;

· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

·

слушание

художественной

литературы

с

использованием

ярких

красочных картинок;

· инсценирование и элементарная драматизация;

· игры на развитие мелкой моторики рук;

· дидактические игры и упражнения;

· бытовые и игровые ситуации;

· элементарное экспериментирование.

Воспитатель

должен

спокойно

относиться

к

тому,

что

во

время

совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они

занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех

проведения

совместной

деятельности

во

многом

зависит

от

профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе

развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их

внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь наблюдательный ребенок

способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у

него значительно шире.

Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей

действительности в соответствии с требованиями программы развития,

организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными,

птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни,

проводит беседы.

Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была

содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он

старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные

впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или

характерные признаки явления, предлагает заранее продумывать

предстоящую деятельность. Воспитатель поощряет даже небольшие

проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению

задуманного, побуждает к самостоятельному поиску решений.

Более успешно происходит развитие у детей интереса в обстановке

деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к

нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей

примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным

наблюдателем, подающим команды и распоряжения.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей,

опираясь на интерес. Завершить начатое дело, добиться выполнения

задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что

это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно

развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему

необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо

действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что

преодолел трудность, довел дело до конца.

Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересными

развлечениями, но и обязанностями. Маленькому ребенку постоянно

приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки,

мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не

только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и

самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его

настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не

хочу», к проявлению нужных усилий. Педагог старается сделать обычное,

повседневное, обязательное – увлекательным. Трудное и малоприятное –

доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать

ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить

свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов – принципа

интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не

только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Помогают

преодолевать детские «не хочу» приемы: «Делай как я», «Помоги мне,

ребятам», «Кто скорее».

Главная задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка желание

заниматься предложенным действием. Для этого воспитатель использует все

имеющиеся в арсенале средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно

обыгрывать каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые

действия загадочными и сюрпризными. Надо стремиться эмоционально,

увлечь ребенка, заражая его своим эмоциональным отношением.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель

осуществляет индивидуальный подход к детям.

Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще

всего занимаются, во что играют. Анализ результатов детской деятельности,

как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника.

Вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их,

каковы интересы.

Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что

в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе

взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса.

В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и

специальным источникам, периодической печати и справочникам.

Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка,

отсрочив свои объяснения.

Не все «трудные» детские вопросы требуют обоснования и подлежат

толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь

понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут,

что это такое».

Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться

найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы

поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному

поиску. Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь

– почему?», предоставив ему возможность самому рассуждать.

Воспитатель, организуя различные проблемные ситуации, и предлагает

детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают

познавательные действия в определенной последовательности: сначала

вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к

поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами,

приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо,

приступают к практической деятельности. Педагог постоянно варьирует

задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления.

Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель

постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и

интереса, не окрашенные собственным положительным отношением,

обычно не становится активным достоянием ребенка.



В раздел образования