Автор: Кубышкина Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Московская область , город Коломна
Наименование материала: доклад
Тема: Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности
Раздел: дошкольное образование
Организация содержательного общения воспитателя с детьми
в разных видах деятельности
Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением подходов к
построению
образовательной
деятельности
с
дошкольниками
в
связи
с
реализацией Федерального
государственного образовательного стандарта
дошкольного
образования.
Во
ФГОС
ДО
закреплены
основные
виды
деятельности
дошкольника,
в
том
числе
общение
со
взрослыми
и
сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и
образования
на
основе
личностно-ориентированного
подхода,
который
предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей
ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.
Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированного на интересы и
возможности
каждого
ребенка,
учитывающее
социальную
ситуацию
его
развития, определяется в стандартах как одно из психолого-педагогических
условий
реализации
основной
образовательной программы
дошкольного
образования.
В
речевом
развитии
ребенка
главным
является
стимулирование
его
активной речи. Это достигается за счет расширения зоны общения взрослых с
детьми.
Основной формой образовательного процесса в дошкольном учреждении
является
НОД
(непосредственно
образовательная
деятельность).
Но
чтобы
программные
задачи
организованного
обучения
решались
более
успешно, необходимо весь день пребывания ребенка в детском саду сделать
более
содержательным
в
плане
речевого
развития.
Чем
богаче,
содержательнее
впечатления
повседневной
жизни,
тем
большие
познавательные возможности имеются для НОД.
Какая же деятельность может обеспечить развитие
речевой активности ребенка?
Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности
ребёнка.
В
процессе
совместной
деятельности
у
ребёнка
постепенно
формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно
учитывающего инициативу последнего.
В
работе
по
развитию
речи
детей
используются
следующие
формы
совместной деятельности:
· наблюдение и элементарный труд в природе;
· сценарии активизирующего общения;
· игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
·
слушание
художественной
литературы
с
использованием
ярких
красочных картинок;
· инсценирование и элементарная драматизация;
· игры на развитие мелкой моторики рук;
· дидактические игры и упражнения;
· бытовые и игровые ситуации;
· элементарное экспериментирование.
Воспитатель
должен
спокойно
относиться
к
тому,
что
во
время
совместной деятельности дети как бы "перетекают" с места на место - они
занимают позицию то "внутри" играющих, то рядом, то вдалеке.
Успех
проведения
совместной
деятельности
во
многом
зависит
от
профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.
Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе
развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их
внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь наблюдательный ребенок
способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у
него значительно шире.
Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей
действительности в соответствии с требованиями программы развития,
организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными,
птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни,
проводит беседы.
Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была
содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он
старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные
впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или
характерные признаки явления, предлагает заранее продумывать
предстоящую деятельность. Воспитатель поощряет даже небольшие
проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению
задуманного, побуждает к самостоятельному поиску решений.
Более успешно происходит развитие у детей интереса в обстановке
деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к
нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей
примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным
наблюдателем, подающим команды и распоряжения.
Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей,
опираясь на интерес. Завершить начатое дело, добиться выполнения
задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что
это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно
развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему
необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо
действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что
преодолел трудность, довел дело до конца.
Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересными
развлечениями, но и обязанностями. Маленькому ребенку постоянно
приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки,
мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не
только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и
самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его
настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не
хочу», к проявлению нужных усилий. Педагог старается сделать обычное,
повседневное, обязательное – увлекательным. Трудное и малоприятное –
доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать
ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить
свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов – принципа
интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не
только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Помогают
преодолевать детские «не хочу» приемы: «Делай как я», «Помоги мне,
ребятам», «Кто скорее».
Главная задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка желание
заниматься предложенным действием. Для этого воспитатель использует все
имеющиеся в арсенале средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно
обыгрывать каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые
действия загадочными и сюрпризными. Надо стремиться эмоционально,
увлечь ребенка, заражая его своим эмоциональным отношением.
Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель
осуществляет индивидуальный подход к детям.
Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще
всего занимаются, во что играют. Анализ результатов детской деятельности,
как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника.
Вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их,
каковы интересы.
Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что
в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе
взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса.
В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и
специальным источникам, периодической печати и справочникам.
Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка,
отсрочив свои объяснения.
Не все «трудные» детские вопросы требуют обоснования и подлежат
толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь
понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут,
что это такое».
Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться
найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы
поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному
поиску. Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь
– почему?», предоставив ему возможность самому рассуждать.
Воспитатель, организуя различные проблемные ситуации, и предлагает
детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают
познавательные действия в определенной последовательности: сначала
вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к
поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами,
приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо,
приступают к практической деятельности. Педагог постоянно варьирует
задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления.
Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель
постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и
интереса, не окрашенные собственным положительным отношением,
обычно не становится активным достоянием ребенка.