Напоминание

Литература XIX-XX веков


Автор: Коновалова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №62
Населённый пункт: Город Краснодар
Наименование материала: Рабочая программа по элективному курсу 10 - 11 класс
Тема: Литература XIX-XX веков
Раздел: полное образование





Назад




1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №62

имени Николая Бугайца

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

27 августа 2020 г протокол №1

Председатель __________Макарова Е.Н

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Литература XIX-XX веков»

Уровень образования (класс) – основное среднее образование 10 -11 классы

Количество часов: 68 часов

Учитель: Коновалова Ольга Ивановна

2

Программа разработана в соответствии и на основе Федерального

компонента государственного стандарта среднего общего образования и

рабочей

программы

«

Литература.

10—11

классы»

/

Б.

А.

Ланин,

Л.

Ю.

Устинова, В. М. Шамчикова ; под ред. Б.

А.

Ланина. — М.: Вентана-

Граф, 2017.

Рабочая программа элективного курса «ЛИТЕРАТУРА XIX – XX веков»

для 10 - 11 классов разработана на основании основной общеобразовательной программы

МАОУ СОШ № 62 и рабочей программы «Литература. 10—11 классы» / Б. А. Ланин,

Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова; под ред. Б. А. Ланина. — М.: Вентана - Граф, 2017.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Планируемые личностные результаты:

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

любви

и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание

истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание

чувства

ответственности и долга перед Родиной, формирование ответственного отношения к

учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на

основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире

профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных

интересов;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской

позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и

народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в

нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом

региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками,

старшими

и

младшими

товарищами

в

процессе

образовательной,

3

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой

и

других

видах

деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни

во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к

окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

К личностным результатам освоения выпускниками средней школы программы

по литературе относятся:

• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое;

выявлять

авторское

отношение

к

изображённому,

давать

аргументированную

интерпретацию и личностную оценку произведению;

• умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику

литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений;

привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;

• умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными

литературными направлениями, с основными фактами жизни и творческого пути

писателя;

• умение выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе наизусть;

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

• самостоятельное выполнение различных видов творческих устных и письменных работ,

написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на

жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.

1.2. Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и

морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;

4

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления

существенных

связей

и

отношений,

а

также

противоречий,

выявленных

в

информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении

собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения

со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров

для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не

личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и

т.д.);

5

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая

личностных оценочных суждений.

Вклад изучения литературы на базовом уровне в формирование метапредметных

результатов освоения основной образовательной программы состоит:

• в овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме,

необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

• приобретении читательского опыта и повышении читательской компетенции;

• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники

информации

для

решения

учебных

проблем,

анализировать,

систематизировать,

критически оценивать и интерпретировать информацию;

• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую

точку зрения, в корректности ведения диалога (полилога), включая общение с помощью

средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях,

в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

1.3. Планируемые предметные результаты:

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего

образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,

приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а

именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в

качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся

в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты

произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две

(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе

сюжета,

их

взаимодействие

и

взаимовлияние,

в

итоге

раскрывая

сложность

художественного мира произведения;

6

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития

и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,

способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства

раскрытия и/или развития их характеров;

определять

контекстуальное

значение

слов

и

фраз,

используемых

в

художественном

произведении

(включая

переносные

и

коннотативные

значения),

оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и

смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в

произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей

текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое

воздействие

на

читателя

(например,

выбор

определенного

зачина

и

концовки

произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или

закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев

требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается

(например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или

создавать

небольшие

рецензии

на

самостоятельно

прочитанные

произведения,

демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание

принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-

исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои

собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с

использованием

ресурсов

музея,

специализированной

библиотеки,

исторических

документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем

объективных

законов

литературного

развития

и

субъективных

черт

авторской

индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими

областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического

произведения

(например,

кинофильм

или

театральную

постановку;

запись

художественного

чтения;

серию

иллюстраций

к

произведению),

оценивая,

как

интерпретируется исходный текст.

7

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия

ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами

нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Предметные

результаты

проявляются

в

знаниях,

умениях,

навыках,

характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного

предмета:

• способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида искусства,

понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы

в ряду других искусств;

• умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим уже накопленным

читательским багажом, оценивать текстовые и визуальные интерпретации известных

литературных сюжетов;

приобретении

читательского

опыта,

приобщении

к

классическим

образцам

отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах

основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании

литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

• восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской

позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и

формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения

авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями

того же автора или произведений того же жанра других авторов; умении вычленять

элементы художественной структуры литературного произведения и формировать

целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;

• способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе

художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать

литературные произведения в устной и письменной форме.

8

2. Содержание программы элективного курса

Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в

школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,

позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и

возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт

отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической

последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение

перечня определяется задачами историко-литературного курса, основы которого были

заложены на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе

направлен на развитие и систематизацию представлений учащихся об историческом

развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной

литературы. На профильном уровне старшей школы усиливается сопоставительный

аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-

культурном контексте.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы

литературного

образования,

обеспечивающую

федеральный

компонент

общего

образования.

Русская литература XIX века (10 класс)

А.С. Пушкин Любовная лирика, маленькие трагедии.

М.Ю. Лермонтов Мотив свободы и тема любви в творчестве поэта

Н.В. Гоголь «Мертвые души», центральные образы.

А.Н. Островский Драма «Бесприданница»

И.А. Гончаров Роман "Обломов" в сопоставлении с другими романами Гончарова.

Н.А. Добролюбов "Что такое «обломовщина?" (Фрагменты)

И.С. Тургенев Роман "Отцы и дети". Д.И. Писарев. "Базаров" (Фрагменты).

Ф.И. Тютчев "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К. Б." ("Я

встретил вас - и все былое...").

А.А. Фет Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла

ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь".

А.К. Толстой Пять произведений по выбору.

Н.А. Некрасов Стихотворения: "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! Я у двери

гроба...", а также пять стихотворений о любви по выбору.

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

9

М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (обзорное изучение).

Ф.М. Достоевский Роман "Братья Карамазовы"

Л.Н. Толстой Роман-эпопея "Война и мир", обзор «Анна Каренина»

А.П. Чехов Рассказ "Палата N 6", Пьеса "Вишневый сад".

Русская литература XX века (11 класс)

И.А. Бунин пять стихотворений по выбору. Рассказ "Темные аллеи".

А.И. Куприн «Суламифь»

Л.Н. Андреев «Иуда Искариот».

М. Горький романтические рассказы.

Поэзия конца XIX - начала XX вв.

К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, И. Северянин,

А.А. Блок Стихотворения: "Незнакомка", "В ресторане", Поэма "Двенадцать".

В.В. Маяковский Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Скрипка и немножко

нервно", "Лиличка!", а также пять стихотворений по выбору. Поэма "Клоп", «Баня»

С.А. Есенин поэма «Анна Снегина»

М.И. Цветаева Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку"

("Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по

родине! Давно...", а также три стихотворения по выбору.

А.А. Ахматова Стихотворения: "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а

также три стихотворения по выбору. Поэма "Реквием".

Б.Л. Пастернак Роман "Доктор Живаго" (обзорное изучение с анализом фрагментов).

М.А. Булгаков роман "Мастер и Маргарита"

А.П. Платонов Одно произведение по выбору.

М.А. Шолохов Донские рассказы. Роман-эпопея "Тихий Дон", образ главного героя

Н.А. Заболоцкий три стихотворения по выбору.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

В.Т. Шаламов "Колымские рассказы" (два рассказа по выбору).

А.И. Солженицын Рассказ "Матренин двор"

10

Проза второй половины XX века В.П. Астафьев, В.В. Быков, В.Л. Кондратьев, В.П. Некра-

сов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин.

Произведения не менее трех авторов .

Поэзия второй половины XX века Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов

Зарубежная литература. Проза

О. Бальзак, Э.Т.А. Гофман, Г. Флобер.

Основные историко-литературные сведения

Русская литература XIX века

Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы

русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение

к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной

несправедливостью и угнетением человека).

Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство,

купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Тема Родины и

природы в русской литературе

Национальное самоопределение русской литературы. Общеевропейские историко-

культурные и художественные предпосылки романтизма и национальные особенности его

русской ветви. Романтизм в русской литературе и литературе других народов России. Дух

бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества

в романтических произведениях. Преобладание поэзии в литературе 1800-x - 1820-x годов.

Роль романтической лирики в развитии психологизма; формирование в ней символической

образности. Особенности поэтического слова в романтической лирике.

Становление классической прозы в русской литературе 1830-х - 1840-х годов.

Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и

человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской и

литературе

других

народов

России.

Проблема

человека

и

среды.

Осмысление

взаимодействия

характера

и

обстоятельств.

Внимание

к

социальным

"низам".

Универсальность художественных образов.

Журналистика 50 - 70-х гг. XIX века. Роль литературной критики в общественно-

культурном развитии России. Создание классических образцов русского романа,

получивших мировое признание. Аналитический характер русской прозы, ее социальная

острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и

тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как

ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования.

Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение

человека.

Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики.

Проблема счастья и общественного служения. Образ русской женщины. Возвышенное и

трагическое звучание темы любви.

11

Формирование

национального

театра.

Демократизация

русской

литературы.

Размышления о народе и ответственности перед ним. Отражение картин народной жизни,

традиций, быта.

Сатира в литературе второй половины XIX в., формы ее выражения. Историзм и

психологизм. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX века.

Формирование и развитие литературного языка. Классическая русская литература и

ее мировое признание.

Русская литература XX века

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - XX веков. Новые

литературные течения. Поиски и эксперименты. Усложнение картины мира. Отношение к

традициям. Модернизм.

Трагические события начала века (Первая мировая война, революция, гражданская

война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и

литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие

реалистической

литературы,

ее

основные

темы

и

герои.

"Социалистический

реализм"

в

литературе

советского

периода.

Государственное

регулирование

и

творческая

свобода

в

советской

литературе.

Художественная

объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в

литературе. Проблема "художник и власть".

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской

литературе и литературе других народов России.

Новое понимание русской истории. Влияние "оттепели" 60-х годов на развитие

литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании.

"Лагерная" тема. "Деревенская" проза. Постановка острых нравственных и социальных

проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за

свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках

нравственного идеала в русской литературе.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви,

гражданского

служения,

единства

человека

и

природы).

Основные

тенденции

современного литературного процесса.

Зарубежная литература

Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие

зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них

"вечных" проблем бытия. Постановка в литературе острых социально-нравственных

проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности,

чистоты и искренности человеческих отношений. Общегуманистическая тематика

произведений европейской литературы. Проблемы самопознания, выбора жизненного

идеала и жизненного пути. Художественные искания писателей XIX - XX вв. Влияние

зарубежной литературы на русскую литературу XX в. Обращение писателей к парадоксам

12

бытия, взаимодействие реального и фантастического, истории и мифа. Утопия и

антиутопия в литературе. Тема молодежи в зарубежной литературе.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ. Художественное время и пространство. Содержание и

форма. Поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный

процесс.

Литературные

направления

и

течения:

классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских

писателей XIX - XX веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман,

повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия,

послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская

позиция.

Пафос.

Тема.

Идея.

Проблематика.

Сюжет.

Фабула.

Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,

эпилог.

Лирическое

отступление.

Конфликт.

Автор-повествователь.

Образ

автора.

Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. Деталь.

Символ. Подтекст.

Психологизм. Народность. Историзм.

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в

художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись:

аллитерация, ассонанс.

Гипербола. Аллегория. Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб,

дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм.

Рифма. Строфа.

Литературная критика.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные

теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при

освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

Типологическая

общность

и

национальное

своеобразие

русской

и

других

национальных литератур.

13

Художественный перевод.

Русскоязычные национальные литературы народов России.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и

теоретико-литературных понятий

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа.

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или

иному роду и жанру.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его

воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в

раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Самостоятельный

поиск

ответа

на

проблемный

вопрос,

комментирование

художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и

историей.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом

мнения оппонента.

14

Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 10 КЛАССЕ

Разделы

Общее

кол-во

часов

Темы уроков

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

обучающихся

Русская литература конца

XVIII – начала XIX веков

32 ч.

Русская литература конца XVIII –

начала XIX веков

1

Читать и анализировать лирический

текст, заучивать наизусть,

интерпретировать, проводить

самостоятельное исследование,

выполнять проект

Любовная лирика А. С. Пушкина

1

«Маленькие

трагедии»

А. С. Пушкина

1

Мотив

свободы

в

творчестве

М. Ю. Лермонтова

1

Тема

любви

в

творчестве

М. Ю. Лермонтова

1

Н. В. Гоголь «Мертвые души».

Образ Чичикова

1

Читать самостоятельно,

интерпретировать, дискутировать,

проводить самостоятельное

исследование, выполнять проект

Н. В. Гоголь «Мертвые души».

Центральные образы

1

Н.

Островский.

Драма

«Бесприданница». Образ Ларисы

Огудаловой.

1

Купеческая

жизнь

в

произведении.

1

Ф.И.Тютчев «О, как убийственно

мы

любим»,

«Нам

не

дано

предугадать»

1

Читать, заучивать наизусть,

дискутировать, выполнять проект,

создавать вебстраницу «Поэтические

строки середины XIX века» и

привлекать читателей на сайт

А.А.Фет.

«Это

утро,

радость

эта», «Шепот, робкое дыханье»

1

И.

А.

Гончаров

«Обломов».

Главные герои произведения

1

Читать самостоятельно,

интерпретировать, дискутировать,

15

проводить самостоятельное

исследование, выполнять проект

Илья Обломов и Андрей Штольц.

Добролюбов

«Что

такое

обломовщина» (фрагменты)

1

И.С.Тургенев «Отцы и дети».

История создания романа

1

Образ

Евгения

Базаров.

Д.

И.

Писарев

«Базаров»

(Фрагменты)

1

«Отцы

и

дети»

в

романе,

идеологический конфликт

1

Испытание любовью

1

Лирика А. К. Толстого

1

Читать и анализировать лирический

текст, заучивать наизусть,

интерпретировать, проводить

самостоятельное исследование,

выполнять проект

Н.С.

Лесков.

«Очарованный

странник» (обзор)

1

Читать самостоятельно,

интерпретировать, дискутировать,

проводить самостоятельное

исследование, выполнять проект

М.Е.

Салтыков-Щедрин.

«История

одного

города»

(обзорное изучение)

1

Н.А. Некрасов. «Мы с тобой

бестолковые люди», «О, Муза! Я

у двери гроба»

1

Читать и анализировать лирический

текст, заучивать наизусть,

интерпретировать, проводить

самостоятельное исследование,

выполнять проект

Основные

мотивы

лирики

Н.А. Некрасова

1

Ф.М.

Достоевский.

Роман

«Братья Карамазовы». История

создания

1

Читать самостоятельно,

интерпретировать, дискутировать,

проводить самостоятельное

исследование, выполнять проект

Главные герои в романе

1

Страдания

невинных

в

произведении

1

16

Л.Н.Толстой.

Роман

эпопея

«Война

и

мир».

История

создания

1

Главные герои в романе

1

Мысль семейная в произведении

1

Роман «Анна Каренина» (обзор)

1

А. П. Чехов «Палата №6»

1

Пьеса «Вишневый сад»

1

Итоговые

уроки

по

русской

литературе 19 века

1

Зарубежная литература

2 ч.

Гофман

«Крошка

Цахес»,

«Житейские

воззрения

кота

Мурра»

1

Самостоятельно читать, выразительно

читать, дискутировать по теме,

выполнять проект

О.

Бальзак

«Отец

Горио»,

«Шагреневая

кожа»,

Флобер

«Госпожа Бовари»

1

ИТОГО:

34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 11 КЛАССЕ

Разделы

Общее

кол-во

часов

Темы уроков

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

обучающихся

Литература рубежа XIX—

XX веков

2 ч.

Литература

рубежа

XIX—XX

веков

2

Выразительно читать, дискутировать (в

том числе в тематических чатах),

интерпретировать прочитанное, писать

критический отзыв

Поэзия Серебряного века

6 ч.

А. А. Блок. «Незнакомка», «Ночь,

улица, фонарь, аптека…»

1

Выразительно читать, учить наизусть,

интерпретировать поэтическое

произведение, проводить

самостоятельное исследование,

выполнять проект, участвовать в

Образы

«страшного

мира»

в

поэзии

Блока.

Тема

Родины,

мотив

выбора

исторического

1

17

пути, тревожные пророчества в

лирике Блока

дискуссии о прочитанном

Н. С. Гумилёв. Поэзия Гумилёва

как

отражение

эстетики

акмеизма.

Мужественность,

волевое

начало

в

образе

лирического героя. Поиск страны

счастья, экзотика дальних стран.

1

Тема любви: жажда прекрасных

чувств и призрачность счастья.

1

А. А. Ахматова… «Сжала руки

под

тёмной

вуалью…»,

«Я

научилась

просто,

мудро

жить…»,

«Не с теми

я,

кто

бросил землю…», «Мне голос

был…»

1

Тема

Родины.

Пушкинские

традиции.

1

Драматургические поиски

в литературе на рубеже

веков

6 ч.

А.

П.

Чехов.

Комедия

«Вишнёвый сад». Изображение

уходящей России.

1

Читать, интерпретировать

произведение, инсценировать,

выполнять проект

Сложность

и

многозначность

отношений

между

героями

пьесы. Разлад их желаний и

стремлений с действительностью

как

основа

драматического

конфликта.

1

Будущее

в

пьесе

(Петя

Трофимов, Аня).

1

Написание

рецензии

на

современную постановку пьесы

Чехова.

1

18

М. Горький. Пьеса «На дне».

«На

дне»

как

социально

-

психологическая,

философская

драма. Проблематика пьесы.

1

Поиски смысла жизни героями

М. Горького. Споры о человеке в

пьесе.

Обречённость

людей,

выпавших

из

времени

и

общества.

1

Литература о революции

и Гражданской войне

9 ч.

И. А. Бунин «Окаянные дни»

(статья).

1

Выразительно читать, интерпретировать

прочитанное, учить наизусть

М. Горький «Несвоевременные

мысли» (статья).

1

И. Э. Бабель Очерк жизни и

творчества.

Цикл

рассказов

«Конармия» (1—2 рассказа — по

выбору учителя).

1

М. А. Шолохов. Роман-эпопея

«Тихий Дон» (отдельные главы).

Нравственная

ответственность

человека

и

извечная

безнравственность истории.

1

Тема

войны

и

мира

в

произведении.

Трагедия

Григория Мелехова.

1

Система

образов:

споры

о

правде. Образ народа в романе.

1

Тема

любви

в

произведении.

Аксинья, Григорий, Наталья.

1

Б. Л. Пастернак Роман «Доктор

Живаго». Христианские мотивы

в стихах из романа «Доктор

1

19

Живаго».

Б. Л. Пастернак.

Жизнеутверждающее начало в

поэзии. Сочетание бытовых

деталей и образов-символов.

Философская углублённость.

1

Литературный процесс 20

—40-х годов XX века

4 ч.

В. В. Маяковский.

«Послушайте!», «Скрипка и

немножко нервно», «А вы могли

бы?», «Мама и убитый немцами

вечер», «Лиличка», «Письмо

товарищу Кострову из Парижа о

сущности любви»,

«Юбилейное», «Сергею

Есенину», «Прозаседавшиеся»

(на выбор учителя)

2

Читать, учить наизусть, участвовать в

дискуссии, в том числе в сетевой,

проводить самостоятельное

исследование

А.

А.

Ахматова.

«Реквием».

Личная

трагедия

и

трагедия

народа. Тема памяти и народных

страданий.

1

М. И. Цветаева. «Моим стихам,

написанным

так

рано…»,

«Идёшь, на меня похожий…»,

«Стихи о Москве», «Стихи к

Блоку», «Кто создан из камня,

кто создан из глины…», «Тоска

по родине! Давно…» (по выбору

учителя).

1

Тема войны в литературе

2 ч.

Литература

о

Великой

Отечественной войне (Чтение и

обсуждение 1—2 произведений

2

Читать самостоятельно, рассказывать,

участвовать в дискуссии, выполнять

проект

20

по выбору учителя.)

Литература эпохи

«оттепели»

1 ч.

«Лагерная» литература. В обзоре:

А. И. Солженицын, В. Т.

Шаламов, Е. С. Гинзбург и др.

1

Читать самостоятельно, рассказывать,

выразительно читать, дискутировать,

работать с информацией

Проза деревенская и

городская

1 ч.

Деревенская проза. В обзоре:

В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ф.

А. Абрамов, В. М. Шукшин, В.

П.

Астафьев.

(Чтение

и

обсуждение 1—2 произведений

по выбору учащихся.)

1

Читать, интерпретировать прочитанное,

проводить самостоятельное

исследование, участвовать в

дискуссионном обсуждении, выполнять

проект

Литература русского

зарубежья

1 ч.

Три волны русской эмиграции,

периодизация

литературы

русской эмиграции.

1

Работать с историко-литературными

исследованиями, подбирать мемуарную

литературу о русских писателях-

эмигрантах

Поэзия 60-х годов ХХ века

2 ч.

Р. И. Рождественский

«Отвечать!» (другие — по

выбору учащихся).

1

Выразительно читать, заучивать

наизусть, сопоставлять новые и

запомнившиеся ассоциации

В. С. Высоцкий (1—2

произведения по выбору

учителя).

1

ИТОГО:

34 ч.

РАССМОТРЕНО

протокол № 1 заседания

методического объединения учителей

русского языка и литературы

от____ августа 2020 г.

____________ Т.С. Давыденко

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

____________ Е.А. Васюта

«____» августа 2020 г.

21

22



В раздел образования