Автор: Гордиенко Надежда Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №50
Населённый пункт: Раменский г.о., п. Тельмана
Наименование материала: Статья
Тема: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Раздел: дошкольное образование
«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше
новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество
открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой
ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного
и развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в
первую очередь от родителей, а также из книг.
Значение книг для ребенка очень велико. Книга — это неотъемлемая
часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на
интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать
истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий.
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу
просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта
печальная
реальность
должна заставить родителей задуматься и
попытаться исправить положение таких вещей. С самого маленького
возраста малышам нyжно читать как можно больше книг. Очень важно,
чтобы он полюбил это занятие.
Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают,
накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая
вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно
развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные
уроки. Когда систематически книги читаютя вслух, то со временем ребенок
начинает понимать структуру произведения: где начало и где конец
произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое
мышление. Благодаря
чтению ребенок учится правильно составлять
предложения,
его
словарный
запас
расширяется,
развивается
воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это
очень вaжнoе качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве,
рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает
ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Считается, что
читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения
вслух. Плохо такжe, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве,
ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у peбeнкa к
чтению. Не отказывайте peбeнкy, когда он просит послушать, как он
сам читает.
Разнообразие детских
книг
удивляет,
не
всегда
радует.
Важно
понимать, что в любой книге, в том числе и детской, главное содержание.
Домашнее чтение детям дошкольного возраста.
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не
отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому
часу малыш настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое
время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку.
Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие.
Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой
комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный,
фантастический лад.
Полутора - двухгодовалый ребёнок может сосредоточиться на книге 1-2
минуты, но и детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем
их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо
давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой!
И как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать! Конечно, речь
идёт об активном общении с книгой, требующим работы мысли и чувства.
Пассивно ребёнок может слушать намного дольше. Наслаждаясь общением и
близостью с любимым, родным человеком (мамой, папой, бабушкой), он - то
отключается, то слушает вновь.
Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем,
поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть малыш за
вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором)
рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся
говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.
Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям.
Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения,
требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут
повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное
волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и
выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и
развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и
сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать
наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и
т.д.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.
Не бубните, как – бы, отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это
почувствует и утратит интерес.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что
книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка,
которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с
ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками,
осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на
место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед
детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой,
выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют
и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок-слушатель
он чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие
чувства вызывает у него то, о чём вы читаете. Можно заметить, какое место в
сказке или рассказе больше всего задевает ребенка, соответственно, это
позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию
художественного произведения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать
музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они
наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. Роль чтеца или
рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить.
Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как
будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.
Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить
занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. От него
требуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить,
какого ребенка назначить на ту или иную роль, где остановить сказку
(рассказ) и дать возможность детям рассуждать по поводу услышанного или
предположить, что случится с героями дальше. В процессе чтения детям
нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но
иногда можно попросить, просто молча «слушать себя». Слово «слушать»
означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать
«внутренние звуки».
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то
тихо - в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки,
старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или
грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация
мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами
картины.
6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не
надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать
услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно
не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В
процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы.
Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы
читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть,
для родителей это и скучновато, но для него - нет.
8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый
семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда,
когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом
от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в
своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка:
позвольте ребёнку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою
личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в
библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует
детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для
ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с
нитками. Найдите время и помогите чинить книги.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам
самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам
книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в
нужное русло.
Рекомендации по подбору детской литературы:
Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать.
Тут
на
помощь
приходят
русские
народные
сказки
:
«Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок»
.
На
третьем
году
жизни
словарный
запас
быстро
увеличивается,
и
ребенку
можно
читать
стихотворения А. Барто, 3. Александровой.
У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной
речи. Читая
ребенку литературные произведения, нужно
обращать
внимание
на отдельные
слова
и
выражения
.
Можно учить
пересказывать простые
тексты русских писателей о природе и животных,
знакомить с творчеством К . Чуковского.
Для
детей
6-7
лет среди всех видов жанров художественной
литературы на первом
месте всё
еще
сказки,
только
к
народным
добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Э.
Успенского, Н. Носова.
Детям
6
-7
лет
следует покупать яркие книги с большим,
.
крупным
шрифтом
и
множеством
красивых картинок, сюжет должен быть
интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком
возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу,
обращайте
внимание на количество
диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать
по ролям.
Родители помните,
что
художественные произведения, которые вы
читали ребенку или рассказывали,
существенно влияют на ребёнка,
на
формирование личности, оставляют в его душе глубокий след.