Автор: Лузина Галина Афанасьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР–детский сад "УЛЫБКА"
Населённый пункт: город Качканар, Свердловской обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Дорожная азбука"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития
ребёнка - детский сад «Улыбка»
Информационно – творческий проект
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Автор:
Лузина Галина Афанасьевна
Воспитатель 1 категории.
Проект по ПДД в старшей группе
Тема: «Дорожная азбука»
Правила дорожного движения
Должен знать каждый человек.
Они очень важны.
Ведь эти правила помогают нам сохранить
самое главное – жизнь!!!
Вид проекта: Информационно познавательный, практико-ориентированный
Продолжительность проекта: Краткосрочный:
Участники проекта: Дети старшей группы №2 (9), воспитатели, родители.
Цель: Формирование у детей знаний о правилах безопасного дорожного
движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Задачи проекта:
познакомить
детей
с
назначением
дорожных
знаков,
которые
используются перед территорией детского сада, научить их понимать;
закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение
светофора;
расширить знания детей о транспортных средствах, дороге, переходах;
способствовать развитию речи детей, пополнению активного и
пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков
безопасного поведения на дорогах;
развивать внимание, самостоятельность, осторожность;
воспитывать навыки личной безопасности;
воспитывать в детях грамотных пешеходов;
развивать эмоциональную отзывчивость.
Этапы проекта:
I этап – Проблема. Почему ещё и сотрудники ГИБДД на транспорте
участвуют в городских мероприятиях? Все ли наши дети знают о
безопасности дорожного движения.?
Работа с родителями, сбор информации, работа с методической литературой,
дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий.
2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
3 этап – заключительный Участие во всех предло
женных мероприятиях,
связанных с
воспитанием потребности у детей безопасного поведения на
дороге, соблюдения Правил дорожного движения.
Перспективный план работы над проектом «Дорожная азбука»
День
недели
Образовательн
ая
область
Деятельность
Цель
мероприятия
Понедельн
ик
:
Утро:
Физическое
развитие.
(здоровье)
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Физическое
развитие
На утренней гимнастике:
дыхательное упражнение
«Гудят паровозы»
Беседа по вопросам: «Что
такое дорога? Из каких
элементов состоит дорога?
(Проезжей части,
тротуара, обочины,
разделительной полосы.)
Для чего предназначен ка-
ждый из элементов? Что
такое тротуар? Что такое
бордюр?».
Дидактическая игра
«Главные правила
пешехода»
Рассматривание
(обновлённого) макета
«Мой детский сад»
П/и (с мячом) «Дорога,
транспорт, пешеход,
Насыщение организма
кислородом;
Улучшение обменных веществ;
Повышение иммунитета.
Учить детей правильно
называть элементы дороги;
-познакомить с правилом
движения по обочине дороги;
по тротуару;
-закреплять знания о знакомых
правилах дорожного движения
Формировать умение
правильно вести себя выходя на
улицу:
Тротуар, проезжая часть,
остановка, переход.
Рассмотреть,
макет.
Определить
здания,
находящиеся вокруг детского
сада.
Расставить
«здания».
Рассмотреть дороги и тротуары.
Закреплять названия с
элементами дороги, транспорта,
с предложенным обобщающим
словом.
Прогулка
Перед
обедом
Гимнастика
пробуждени
я
(в течении
всей
недели)
Вечер
Вечерняя
прогулка
(физкультура)
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
(Социализация)
Познавательное
развитие
Физическое
развитие.
(здоровье)
Познавательное
развитие
Физическое
развитие
(физкультура)
Познавательное
развитие
Художественно-
эстетическое
пассажир»
П/и «К своим знакам»
Сюжетно-ролевая игра
«Пешеходы».
Кроссворд №1
По стихотворению С.
Михалкова «Скверная
история»
Развивающая
образовательная ситуация
«На чем поедем?»
П/и «Умелый пешеход»
Рисование мелом на
асфальте «Я иду домой по
пешеходному переходу».
Развивать внимание.
Закрепить представления детей
о дорожных знаках; развивать
внимание, логическое
мышление, сообразительность,
ориентировку в пространстве.
Закреплять знания детей об
обязанностях пешеходов, о том,
где разрешается запрещается
ходить, о правилах перехода
в
установленных местах.
Разгадывание кроссвордов.
Расширяя кругозор детей,
развивать логическое
мышление, внимание
.
Поднять настроение и
мышечный тонус детей
Сохранить и укрепить здоровье
детей.
Устранить
некоторые последствия
сна (вялость, сонливость и др.).
Плавно и одновременно быстро
повысить умственную и
физическую работоспособность
детского организма и
подготовить его к восприятию
физических и психических
нагрузок.
Расширить представления детей
о способах и особенностях
передвижения человека в
разных средах.
Развивать координацию
движения.
Отражать окружающий мир
ребенка в своих рисунках
развитие
Вторник:
Утро:
Прогулка
На участке
После сна
Физическое
развитие.
(здоровье)
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Познавательное
развитие
Физическое
развитие.
Физическое
развитие.
(здоровье)
Физическое
развитие.
(здоровье)
На утренней гимнастике:
дыхательное упражнение
«Самолёты»
Беседа по вопросам: «Что
такое транспорт? Для чего
транспорт нужен человеку?
Какие виды автомобилей
вы знаете? Какие марки
легковых машин вы
знаете? Чем отличаются
легковые и грузовые
машины? Какие машины
называют специальным
транспортом?»
Ч
тение рассказа Н. Носова
«Автомобиль».
Программируем мири-
робота «Вее-bot» Умная
пчела.
Игра «Прогулка по
тротуару»
Экскурсия к проезжей
части.
Рассказ воспитателя о
работе автобуса, такси,
троллейбуса, трамвая.
Игра в песочнице
«Различные виды дорог»
П/И «Где мы были, мы не
скажем, на чём ехали,
покажем»
Гимнастика пробуждения.
По стихотворению С.
Михалкова «Скверная
история»
Кроссворд № 2
Насыщение организма
кислородом;
Улучшение обменных веществ;
Повышение иммунитета.
Закрепить и обобщить знаний
детей об автомобильном
транспорте.
Учить детей анализировать
поступки героев рассказа,
иметь свое мнение о
прочитанном.
Учить ориентировке в
пространстве «ВПЕРЁД»,
«НАЗАД», «НАЛЕВО»,
«НАПРАВО»
Развитие мышления
познавательных навыков.
Продолжать закреплять и
обобщать знания детей
об автомобильном транспорте.
Учить моделировать различные
дорожные ситуации;
прорабатывать их
символическом уровне.
Закрепить знания о видах
транспорта, учить детей
изображать виды транспорта в
команде, с помощью рук,
эмоциональной
выразительности, звуков.
Поднять настроение и
мышечный тонус детей
Сохранить и укрепить здоровье
детей.
Расширять кругозор детей по
ПДД.
Повторить и закрепить знания о
светофорах и сигналах. Знать и
Вечер:
Вечерняя
прогулка
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
(Социализация)
Речевое развитие
Познавательное
развитие.
Физическое
развитие
Игры с лэпбуком
«Осторожно дети»
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествуем по городу»
Разучить физкультминутку
по стихотворению
Я.Пишумова «Машины».
Развивающая
образовательная ситуация
«Ехали мы, ехали»
П/И «Сигналы светофора
уметь классифицировать
дорожные знаки, знаки сервиса.
Развивать наблюдательность,
самостоятельность мышления,
внимательность на дорогах.
Формировать навыков
безопасного поведения на
дороге. Способствовать
использованию практических
навыков поведения на дороге в
игровой деятельности,
воспитывать дружеские
взаимоотношения детей в
процессе игровой деятельности,
использование проблемных
ситуаций в процессе игры.
Закрепить знания детей о
различных видах транспорта.
Создание ситуации успеха
Развивать сообразительность,
быстроту реакции, внимание,
зрительное восприятие,
воспитывать доброжелательное
отношение к сверстникам,
согласованность и
сотрудничество.
Среда:
Утро:
Физическое
развитие.
(здоровье)
Познавательное
развитие
Речевое развитие
На утренней гимнастике:
дыхательное упражнение
«Гудят паровозы»
Беседа по вопросам:
«Какие бывают переходы?
Сколько сигналов у
светофора? На какой свет
светофора можно/нельзя
переходить дорогу?
Почему нельзя ждать
транспорт, стоя на краю
тротуара?».
Чтение стихотворения Л.
Лущенко «Светофор»
Насыщение организма
кислородом;
Улучшение обменных веществ;
Повышение иммунитета.
Закреплять знания детей об
обязанностях пешеходов, о том,
где разрешается/запрещается
ходить, о правилах перехода
в
установленных местах.
Прогулка
На участке
Перед
обедом
Вечер
Вечерняя
прогулка
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально
коммуникативно
е развитие
Художественно
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Художественно
эстетическое
развитие
Прогулка к светофору
Подвижная игра
«Светофор»
Когнитивные
дидактические игры с
движениями.
Кроссворд №3
Сюжетно-ролевая игра
«Светофор наш лучший
друг».
Обведение картинок-
обводок из серии «Транс-
порт», дорисовывание
деталей.
Чтение стихотворения
С. Михалкова «Шел
трамвай десятый номер».
Подвижная игра «Зебра»
Дидактическое упражнение
«Придумай и нарисуй
новый дорожный знак».
(палочкой на песке)
Дополнить представления детей
об улице новыми сведениями,
закрепить знания
воспитанников о работе
светофора и о правилах
перехода улиц.
Обобщить представления о
правилах поведения пешеходов
на улице; активизировать
знания детей, их речь, память,
мышление; воспитывать
желание выполнять правила
дорожного движения в жизни.
Расширяя кругозор детей,
развивать логическое
мышление, внимание
Расширить знания о правилах
дорожного движения; о
поведении водителя и пешехода
в условиях улицы. Закрепить
представления детей о
назначении светофора, о работе
полицейского. Учить различать
дорожные
знаки (предупреждающие, запр
ещающие, разрешающие)
предназначенные для водителя
и пешехода
Упражнять детей в точности
исполнения правил игры,
развивать быстроту реакции,
скорость, ориентировку в
пространстве
Четверг:
Утро:
Прогулка:
На участке
Перед
обедом
Вечер
Физическое
развитие.
(здоровье)
Речевое развитие
Речевое развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Физическое
развитие.
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
На утренней гимнастике:
дыхательное упражнение
«Самолёты»
Чтение стихотворения
В. Семерина «Запрещается
– разрешается»
Беседа на тему «Дорожные
знаки»
Разучивание пословиц:
«Тише едешь - дальше
будешь»; «Ехал прямо, да
попал в яму»
«Опасайся бед, пока их
нет».
Дидактическая игра
«Играй да смекай!»
Экскурсия вокруг детского
«Я не знаю дорожных
знаков»
Чтение стихотворения
«Синенькая юбочка,
ленточка в косе»
Разыгрывание ситуаций:
«Я еду в автобусе
(маршрутке)
Подвижная игра «К своим
знакам»
Кроссворд № 6
Сюжетно-ролевая игра
«Мы пассажиры».
Просмотр мультфильма по
стихотворению С.
Насыщение организма
кислородом;
Улучшение обменных веществ;
Повышение иммунитета.
Формирование представлений
детей о дорожных знаках.
Развивать умственные
способности и зрительное
восприятие; учить соотносить
описание дорожных знаков с их
графическим изображением;
воспитывать
самостоятельность,
быстроту реакции, смекалку.
Познакомить детей со
знаками, расположенными
около детского сада.
Объяснить, что знаки
обозначают. Развивать
зрительное восприятие.
Формировать правила
поведения в общественном
транспорте.
Закрепить представления детей
о дорожных знаках; развивать
внимание, логическое
мышление, сообразительность,
ориентировку в пространстве.
Расширяя кругозор детей,
развивать логическое
мышление, внимание
Воспитывать взаимоуважение.
Закрепить правила поведения в
Вечерняя
прогулка
Социально-
коммуникативно
е развитие
Михалкова «Шёл трамвай
десятый номер»
Решение проблемных
ситуаций: «Как правильно
переходить дорогу»
Игра-соревнование «Кто
быстрее?»
Подвижная игра «Стоп»
общественном транспорте.
Познакомить детей с жестом
«поднятый большой палец»
При переходе по пешеходному
переходу «всё в порядке».
Показываем уже
остановившейся машине
Собирание машины из
строительных деталей.
Пятница:
Утро:
Прогулка:
Физическое
развитие.
(здоровье)
Социально-
коммуникативно
е развитие
Познавательное
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Речевое развитие
Физическое
развитие
Художественно-
На утренней гимнастике:
дыхательное упражнение
«Гудят паровозы»
Сюжетно-ролевая игра
«Пассажиры».
Дидактическая игра
«Транспорт в городе»
Игра «Поезд».
Чтение рассказа Б.
Житкова «Что я
видел»
П о д в и ж н ы е и г р ы п о
в ы б о р у д е т е й п о
п р а в и л а м у л и ч н о г о
д в и ж е н и я
Конструирование из
Насыщение организма
кислородом;
Улучшение обменных веществ;
Повышение иммунитета.
Закреплять знания о правилах
поведения в общественном
транспорте и обязанностях
пассажиров
О богащать и активизировать
словарь; уточнять и закреплять
названия видов транспорта, его
частей, цвета, материала; развивать
навыки диалогической речи; учить
составлению короткого
описательного рассказа и сложного
предложения с союзами «и», «а»;
формировать навык образования
сложных слов путем слияния
корней; воспитывать интерес к
окружающему миру.
З акреплять умение играть в
коллективе; развивать
согласованность действий,
воображение
Рефлексия знаний по ПДД
Развитие творческих
Вечер:
эстетическое
развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Социально-
коммуникативно
е развитие
Речевое развитие
Физическое
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Познавательное
развитие
бросового материала на
тему «Транспорт».
Организация выставки работ
на участке
Составление рассказа из
личного опыта
на тему «Как я
путешествовал».
Вечер развлечения по
правилах дорожного
движения «Приключения
лесных жителей».
Оформление стенда в группе
«Знатоки правил дорожного
движения»
способностей, фантазии.
З
акрепить знания детей о
различных видах транспортных
средств, о значении некоторых
дорожных знаков; познакомить
с опасными ситуациями,
которые могут возникнуть на
дороге, и с соответствующими
мерами предосторожности.
II этап – обсуждение проблемы, принятие задач. Довести до детей
важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может
привести к беде! А работники ГБДД первые помощники в этом». Подобрать
художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный
материал по теме проекта. Составить перспективный план работы. Изучить
методическую
литературу:
К.Ю.Белая
«Как
обеспечить
безопасность
дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»;
В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк «Правила дорожного
движения»;
Е.С.Смушкевич,
А.Я.Якупов
«Мы
по
улице
идем»;
Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и
другие. Провести с детьми беседы по вопросам: «Что такое дорога? Из каких
элементов состоит дорога? Для чего предназначен каждый из элементов? Что
такое тротуар? Что такое бордюр?», «Какие бывают переходы! Сколько
сигналов у светофора?», «Что такое транспорт? Для чего транспорт нужен
человеку? Какие виды автомобилей вы знаете? Какие машины называют
специальным транспортом?». Провести беседу «Правила поведения в
транспорте» Пополнить предметно-развивающую среду в группе и на
участке. Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города».
III этап – основной.
Рассматривание плакатов, иллюстраций по безопасности дорожного
движения с детьми.
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Н.Носов
«Автомобиль»; И. Серяков «Улица, где все спешат». Стихотворений:
С.Михалков
«Светофор»,
Л.Лущенко
«Светофор»,
В.Семернин
«Запрещается-разрешается». Загадки по правилам уличного движения.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
Участие
в
предложенных
конкурсах,
олимпиадах,
участие
в
тестировании по правилам уличного движения - в течении всего
учебного года. (всероссийских, областных, городских и детского сада)
Проведение
физкультминутки,
гимнастики
пробуждения,
дыхательных гимнастик по теме ПДД.
Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Решение игровых и проблемных ситуаций,
IV этап – заключительный. Подведение результатов: обобщение
материалов проекта.
Социальная значимость: Полученные знания и навыки способствуют более
глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, формированию
осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля,
самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои
поступки.
Ожидаемые результаты:
формирование у детей правильного понимания значимости правил
дорожного движения, своего места как участника дорожного движения,
развитие необходимых для этого навыков и умений;
привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой
дорожной ситуации;
осознание
родителями
важности
работы
по
изучению
правил
дорожного движения.
Предварительная работа:
Поисковая
работа
по
подбору
новых
дидактических
игр
иллюстративного материала по правилам уличного движения.
Оснащение центра по правилам уличного движения
Пополнение макета «Безопасная дорога» (знаки, дорожки, здания)
Сотрудничество с семьей:
Консультация для родителей на тему «Профилактика дорожно-
транспортного травматизма»
Консультация для родителей на тему «Безопасность детей – забота
взрослых».
Методы:
Художественное творчество.
Ситуационно-имитационное моделирование.
Чтение художественной литературы.
Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
Целевая прогулка и экскурсия по улице города
Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные
игры.
Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на
практике.
Тематические погружения по теме проекта.
Работа с родителями.
Использование и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Виды
детской
деятельности: игровая,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная,
двигательная,
чтение
художественной литературы;
Интеграция
образовательных
областей: Развитие
речи,
познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое
развитие, социально-коммуникативное развитие.