Напоминание

Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Исаева Гюльбахар Гаруновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Тарко-Сале
Наименование материала: Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема: Статья "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Г. Исаева,

студентка 4 курса заочного отделения

педагогического факультета,

ФГБОУ ВО «ШГПУ»,

г. Шадринск

Научный руководитель:

Н.А. Каратаева

Аннотация.

Статья посвящена проблеме развития математических

способностей детей старшего дошкольного возраста. Даны основные понятия:

математика,

математические

представления.

Рассмотрены

теоретические

аспекты проблемы развития математических способностей детей старшего

дошкольного

возраста;

опытно-поисковая

работа

по

развитию

данных

способностей. Указаны результаты и анализ реализации педагогической

технологии

развития

математических

способностей

детей

старшего

дошкольного возраста.

Ключевые

слова:

математические

представления,

математические

понятия,

математические

способности,

компоненты

математических

способностей, технология математического обучения.

Преобразования, происходящие в современном обществе, её культурная,

социальная, экономическая составляющая привела к необходимости изменения

во всей системе образования. Современное образование направлено на

развитие личности ребёнка, его познавательных способностей и личностных

качеств.

Если коснуться развития современного общества, то можно заметить, что

математика занимает все сферы нашей жизни и является неотъемлемой частью

сформировавшейся

личности.

Этому

способствует

спрос

на

владение

вычислительной техникой, компьютером. Владение всем этим невозможно без

знания элементарных математических представлений.

В связи с чем проблема подготовки детей по математике в процессе

дошкольного

воспитания

и

обучения

является

актуальной

и

требует

дальнейшей доработки с учётом современных требований к уровню подготовки

детей. Этой проблеме посвящены работы таких учёных, как В.Н. Дружинина

В.А. Ковалёва К.К. Крутецкого С.Л. Рубинштейна Б.М. Теплова и других.

Теория

и

методика

формирования

математических

представлений

рассматриваются в таких работах, как А.В. Белошистая Т.И. Ерофеева

Л.М. Леушина Л. С. Метлина и других.

Математика

фундаментальная

наука,

методы

которой

активно

применяются во многих естественных дисциплинах, таких, как физика, химия и

даже биология. Это область науки сама по себе не является чем-то

вещественным и оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями [2,

с.12].

При обучении математике у детей происходит формирование основных

качеств, способствующих у детей формированию привычки полноценно,

логично аргументировать происходящее в окружающем мире.

В

свою

очередь

математическое

понятие

дошкольников

взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве,

форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые

необходимы для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий

[6, с. 32].

Задачи по формированию элементарных математических представлений:

1.

приобретение

знаний

о

множестве,

числе,

величине,

форме,

пространстве и времени, как основах математического развития;

2. формирование широкой начальной ориентации в количественных,

пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

3. формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении,

моделировании, обще учебных умений;

4. овладение математической терминологией;

5. развитие познавательных интересов и способностей, логического

мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка [1, 21].

В

современном

образовании

в

настоящее

время

наблюдается

технологизация обучения. Это стало возможным, потому что система по

принципу «учить всех всему» была разработана ещё великим педагогом Я.А.

Каменским. В результате чего технология в основе которой лежит данный

принцип, на сегодняшний день принято считать традиционной.

Одна из наиболее эффективных технологий развития математических

способностей

детей

дошкольного

возраста

является

проблемно-игровая

технология.

Проблемно-игровую технологию составляют:

1. логико-математические игры;

2. логико-математические сюжетные игры (занятия);

3. проблемные ситуации и вопросы;

4. творческие задачи;

5. вопросы и ситуации;

6. экспериментирование и исследовательская деятельность [4, с. 9].

Данная технология помогает ребёнку более эффективно освоить связную

речь, умение пользоваться схемами и моделями; а также способами познания,

такими, как сравнение и классификация, в то числе накопить логико-

математический опыт.

Второй, не менее интересной технологией, позволяющей освоить

математические действия, является эвристическая технология.

Примерной схемой эвристического решения задачи может выступать

следующая система действий:

1. исследовать систему компонентов задачи;

2. сравнить ее содержание с желаемым результатом, выяснить различия;

3. последовательно применить операции, которые могли бы уменьшить

существующее различие;

4. продолжать последовательно применять различные алгоритмические и

эвристические

операции,

пока

не

будут

найдены

операции,

которые

срабатывают;

5. возвратиться к первому этапу, если в результате применения операций

не получилось то, что следовало найти [5, с. 19].

Ещё одна технология развития математических способностей детей –

инновационная технология.

Классификация инновационных технологий развития математических

способностей:

1. Развивающая, то есть ребёнок получает знания по уже готовому

шаблону, но при этом самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению и

выводу. К технологии развивающего обучения относят: палочки Кюезенера,

логические блоки Дьенеша, планшеты «Логико малыш».

2.

Информационно-коммуникативная,

то

есть

использование

компьютеров, планшетов, интерактивных досок при обучении дошкольников

математике.

3.

Коррекционная.

Целью

данной

технологии

является

снятие

психоэмоционального

напряжения

дошкольников.

Средством

для

осуществления подобного рода технологии являются: песочные столики,

интерактивный пол.

4. Проектная деятельность. Достижение результата происходит через

исследовательские,

информационные,

игровые,

творческие,

практико-

ориентированные методы.

5. Интеграция, то есть объединение познания математики с другими

предметами [7, с. 35].

Но при этом в образовании существуют некоторые проблемы, связанные

с развитием математических способностей детей:

1. Проблемы мотивационного характера – современное общество

недооценивает значимость математического образования, в связи с чем

мотивация детей падает и находится на достаточно низком уровне.

2. Проблема содержательного характера – устаревает содержание

математического образования, в связи с чем данная наука оказывается

оторванной от жизни.

3. Кадровые проблемы – выпускники, имеющие дипломы о высшем

образовании,

недостаточно

квалифицированы

и

имеют

мало

опыта

педагогической деятельности и применения педагогических знаний [3, с. 11].

Для решения данных проблем разработаны образовательные программы

дошкольного

воспитания

по

разделу

Формирование

элементарных

математических представлений:

1. Программа «От рождения до школы».

Очень долгое время эта программа являлась единственной программой по

развитию математических способностей детей в детском саду. Основной целью

данной программы являлась подготовка детей к школе, путём обучения их

математическим

способностям.

В

связи

с

чем

работа

по

развитию

математических представлений начиналась уже со второй младшей группы.

2. Программа «Радуга».

Данная

программа

отражает

идеи

отечественной

психологической

школы, которая включает в себя концепцию творческого развития человека. То

есть авторами ребёнок рассматривается как субъект индивидуального развития,

который активно осваивает общую культуру.

3. Программа «Детство».

Целью

данной

программы

является

обогащение

развития

детей,

обеспечение процесса социализации, индивидуализации, за счёт осознания

ребёнком своих потребностей.

4.

Комплексная

программа

развития,

воспитания

и

обучения

дошкольника «Школа 2100».

Программа ориентирована на воспитание и развитие детей от 3 до 6 лет, и

рассматривает психолого-педагогические и методически аспекты. Основной

целью программы является преемственность дошкольного и школьного

образования.

Таким образом, изученная нами литература подтверждает тот факт, что

развитие математических способностей детей в старшем дошкольном возрасте

оказывает колоссальное воздействие на развитие всей личности в целом. Этому

способствуют

применение

различных

педагогических

технологий

и

образовательных программ.

Опытно-экспериментальная

работа

по

изучению

исходного

уровня

математических способностей детей была организована в старшей группе

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА (ЯНАО) Пуровского района, пос.

Пуровск МБДОУ «ДС «Гнёздышко». В исследовании участвовали дети старшего

дошкольного возраста в количестве 15 человек.

Целью данного этапа исследования являлось изучение исходного уровня

математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Для этого

была использована диагностика И.Н. Чеплашкиной и Л.Ю. Зуевой. Задания,

приведённые в данной диагностике, направлены на определение формы

предмета, воссоздание целой фигуры из частей; умение пользоваться числами

(считать, уравнивать, ориентироваться в цифрах); на умение двигаться по

лабиринту; решать задачи на логику, проявлять догадку, объяснять свои

действия:

«Упорядочивание»,

«Первоначальные

математические

представления», «Анализ условий предъявленной задачи», «Заселение дома»,

Раскрашивание фигур.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что 67%

детей имеют достаточно низкий уровень сформированности математических

представлений. Это выражается в незнании названий фигур, неумении

воссоздать форму из отдельных элементов. Незнание цифр и путаный счёт,

неумение

устанавливать

равенства.

Затруднение

в

ориентировке

при

выполнении задания в лабиринте. Хаотические непоследовательные действия

при выполнении задания на распределение и чередование предметов по

форме, цвету и количеству. Сложности при решении логических задач.

Безразличное отношение к предлагаемым заданиям.

33 % детей имеют средний уровень сформированости математических

представлений,

что

выражается

в

умении

называть

практически

все

геометрические фигуры, но при этом воссоздание целой фигуры из частей

вызывает затруднение. Такие дети умеют пользоваться числами, но путаются в

нахождении цифр. При движении по лабиринту комментируют свои действия,

но допускают неточности. Распределение предметов по разным признакам

вызывают определённые затруднения, хотя наблюдается умение правильно

комментировать свои действия. При решении логических задач предлагают

догадку, могут доказать правильность выбора своего решения. Радуются

успеху.

Таким

образом,

результаты,

полученные

в

рамках

проведения

констатирующего

эксперимента,

свидетельствуют

о

том,

что

у

детей

преобладает

низкий

уровень

сформированности

математических

представлений.

Это

свидетельствует

о

необходимости

проведения

дополнительной,

специально-организованной

детско-взрослой

совместной

деятельности по формированию математических представлений.

Следующим

этапом

опытно-экспериментальной

работы

было

проведение

формирующего

эксперимента,

в

результате

которого

был

разработан и апробирован цикл сюжетно-дидактических игр по развитию

математических способностей детей старшего дошкольного возраста (Таблица

1)

Таблица 1

Цикл сюжетно-дидактических игр по развитию математических способностей

детей старшего дошкольного возраста

№ Сюжетно-дидактическая

Задачи

игра

1

Магазин

Упражнять в пересчитывании и отсчитывании

предметов,

их

условных

изображений,

например, палочек, кружков в пределах 10.

Развитие интереса и уважения к профессии

продавца. Знакомство с правилами поведения

в магазине

2

Почта

Практическое

применение

знаний

о

количественном составе числа из единиц в

пределах 5, развитие умения действовать с

предметами и без предметов, рассказывать о

выполненном

действии.

Углублённое

ознакомление

с

трудом

работников

связи,

формирование

уважения

к

профессии

почтальона

3

Зоопарк

Создание

практической

необходимости

в

сравнении рядом стоящих числе в пределах 10,

установление

связей

и

отношений

между

ними.

Расширение представлений детей о

гуманной

направленности

работников

зоопарка, об основных трудовых процессах по

обслуживанию животных

4

Подготовка к открытию

детского сада

Установление независимости числа предметов

от их величины. Уяснение значимости труда

работников детского сада

5

Цирк

Проверка

знаний

о

счёте,

умение

самостоятельно

решать

математические

задачи в новых условиях

6

Бензозаправочная

станция

Устное, с опорой на знаки (цифры) сравнение

чисел,

осознание выражений до

и

после.

Воспитание

интереса

и

уважения

к

труду

работников транспорта

7

Кондитерская фабрика

Разложение

и

составление

чисел

из

двух

меньших чисел в пределах 10. Расширение

представлений о мастерстве кондитеров

8

Молочная ферма

Создание реальных условий для измерения

жидких

и

сыпучих

веществ

с

помощью

условной меры

9

Мебельная мастерская

Практическое

измерение

протяжённостей:

длины,

ширины,

высоты.

Практическая

реализация знаний о труде столяра и плотника

10

Ателье

Развитие умения применять в игре знания о

способах измерения. Воспитание уважения к

труду швеи, закройщика

В заключении был проведён контрольный этап эксперимента. Целью

которого являлось выявление уровня развития математических способностей

детей после проведения формирующего эксперимента. Для этого детям были

предложены задания, входящие в диагностику констатирующего эксперимента.

Анализ

результатов,

полученных

в

ходе

итогового

эксперимента

позволяет сделать вывод о том, что проведение цикла сюжетно-дидактических

игр позволило значительно улучшить математические способности детей. Дети

намного легче стали ориентироваться в пространстве, научились отличать

правые и левые стороны, выполнять словесную инструкцию по ориентировке.

Стало меньше ошибок в назывании геометрических фигур, цвета, формы и

заданий, связанных с их группировкой. При решении логических задач, дети

научились видеть разные варианты достижения цели и доказывать свою точку

зрения.

Количество детей с высоким уровнем формирования математических

способностей возросло на 33%, со средним уровнем на 34%, что в общем

составило 67%. Детей с низким уровнем формирования математических

способностей не было выявлено совсем.

Кроме

развития

математических

способностей

формирующий

эксперимент оказал положительное влияние на развитие речи детей, их

словарь,

диалоговую

речь.

Ответы

детей

стали

намного

грамотнее

и

интереснее, даже застенчивые дети стали отвечать полным развёрнутым

ответом.

Также

можно

отметить

положительную

динамику

в

развитии

межличностных отношений и взаимодействия детей между собой и со

взрослым, умение отстаивать свою точку зрения.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что процесс

формирования

математических

способностей

детей

будет

наиболее

эффективным,

если

работа

будет

проводиться

систематически

и

целенаправленно.

Список использованных источников

1. Абашина, В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к

управлению математическим развитием детей дошкольного возраста [Текст] /

В.В. Абашина // Дис. канд. пед. наук. - Сургут, 2015. - 184 с.

2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения [Текст] / Ю.К.

Бабанский. - М.: Просвещение, 2016. – 268 с.

3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро-

ванного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2015. - № 4. -

С. 12-16.

4. Данилов М.Д. Проблемы методологии педагогики и методики

исследования [Текст] / М.Д. Данилов, М.Н. Скаткин. - М., Педагогика, 2015. –

188 с.

5. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и

эмоциональных

состояний

дошкольников

[Текст]

/

М.

Ермолаева

//

Дошкольное воспитание. – 2015. - №9. - С. 21-28.

6. Рыжова, И.Н. Учимся вместе. Учимся играя [Текст] / И. Рыжова //

Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2. - С.34-40.

7. Тарунтаева, Т. Дидактические игры с математическим содержанием

[Текст] / Т. Тарунтаева, Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание, 2017. - № 6. –

С. 24-27



В раздел образования