Автор: Трефилова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детски сад
Населённый пункт: рп.Гари, Свердловская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: «Руки – наши помощники»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Руки – наши помощники»
Исполнитель: Трефилова А.В.,
Воспитатель
рп. Гари
2019 г.
Программное содержание:
Цель: формировать познавательный интерес к человеку, осознанное
отношение к своему здоровью; познакомить детей с нашими помощниками –
руками, как органом осязания и, как частью человеческого организма, дать
детям представление о значении кожи (рук) для человека;
Задачи:
познакомить детей с нашими помощниками – руками, как органом
осязания
и,
как
частью
человеческого
организма,
дать
детям
представление о значении кожи (рук) для человека;
Закреплять представление о том, что умеют делать руки человека:
учить использовать руки как средство коммуникации, показать детям
значимость рук в жизни человека.
Развивать
у
детей
тактильные
ощущения,
воображение,
выразительность движений, жестов.
Способствовать двигательному и эмоциональному раскрепощению.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру гигиены рук,
внимательное
и
бережное
отношение
к
своим
частям
тела.
Воспитывать опрятность, желание содержать свое тело (руки) в
чистоте.
Материалы: колокольчик, иллюстрации (глаза, рот, губы, руки). Грустная и
веселая перчатки (персонаж Ладошка), «Чудесный мешочек», игрушки для
игры «Чудесный мешочек», юбка и футболка, 4 ленты, заготовка солнышко
для детских рук, фломастеры желтого цвета.
Части НОД
Ход НОД
Вводная
часть
Педагог звенит в колокольчик:
Поет колокольчик заливается!
Смотрит солнышко в окошко, улыбается!
Мы в кружочек соберемся,
И друг другу улыбнемся!
-Здравствуйте ребята! поздороваемся друг с другом и гостями разными
способами. Можно поздороваться вот так: подать руку, улыбнуться и назвать
свое имя.
(выполняют)
-Здороваться можно всеми частями тела, вы помните о них? поиграем в игру,
которая называется «Локти, плечи, нос, коленка» - я буду называть часть тела,
а вы дотрагиваетесь до нее.
(Играют)
-А теперь попробуем поздороваться друг с другом локтями, спинками,
носиками.
-Ребята скажите мне, когда мы играли, мы все радовались, было ли нам
весело? Да нам было весело, поэтому наш круг стал кругом доброты. И
помогли нам в этом наши помошники – кто угадает, что же это за помошники
(глаза, рот, губы, руки при этом показывают)
-А кто мне скажет, почему их так называют, помошники?
(ответы детей)
-Предлагаю вам сесть на свои места.
-Сколько у каждого из вас рук? (Две.) Как называется эта рука?
(Показывает правую руку.) Как называется эта рука? (Показывает левую
руку.)
Основная
часть
- Предлагаю послушать стихотворение
Сергея Владимировича Михалкова «Пятерня»
Две руки у меня
И на каждой пятерня!
Выручаешь ты меня
С ней не надо расставаться
Пятерня всегда со мной
Если надо причесаться –
Причешусь я пятернёй!
Но, пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок.
Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо мне сморкаться –
Пятерня всегда со мной.
Но не лучше ли дружок,
Если всё-таки в платок.
Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй –
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной.
Ну, а если милый друг,
И тебя ударят вдруг ,
Сколько пальцев на руке –
Столько их и в кулаке.
Пятерня, пятерня
Для чего ж ты у меня?
Для того, чтобы не драться
А лопату в руки брать,
Чтобы в пальцы не сморкаться,
А здороваться, прощаться,
И с друзьями в мяч играть.
-Скажите мне ребята как вы поняли из стихотворения, о каких помошниках
мы сегодня с вами поговорим?
(ответы детей)
-Молодцы, хорошо! В этом стихотворении мы видим, что рука нам может
заменить некоторые предметы –помощники. Ребята, скажите пожалуйста, а
какие ещё предметы можно заменить рукой?
-Прислушайтесь, к нам кто-то стучится (появляется ладошка-надеть на руку
перчатку)
Я волшебная Ладошка,
Но грустится мне немножко!
Чем заняться – я не знаю
И поэтому скучаю!
Не могу найти друзей,
Для занятий и затей
Вы меня к себе пустите
И скорей развеселите
Дети знакомятся с Ладошкой, рассматривают ее, здороваются.
-Дети, а какая у нас Ладошка? (грустная) Почему она грустит? (не знает чем
заняться, скучает) мы ей поможем и развеселим ее!? Ладошка ты любишь
играть? А вы ребята любите?
Игра «Хвастушки» - упражнять в подборе определений, действий к
существительному. Воспитатель предлагает детям рассказать о своих ручках
(например: «Мои ручки маленькие, кожа на них гладкая, нежная. Они мне
помогают делать…»).
-Ребята, скажите мне, а когда вы вошли в зал. Кроме гостей вы больше ни
чего не заметили.
-Точно и я заметила это «Чудесный мешочек». Он волшебный.
Игра «Чудесный мешочек» - упражнять в умении на ощупь отгадывать
предмет, описывая его свойства, развивать связную речь. Дети с воспитателем
произносят:
Раз – два, раз – два,
Потрудись, моя рука!
Кто здесь спрятался, скажи,
И какой он опиши!
Задание детям: не глядя, ощупать предмет в мешочке пальчиками, назвать
его, достать и описать. Набор предметов: гладкие – шероховатые (фрукты,
овощи, мягкие – твёрдые (вата, мех, бумага, камешки, холодные – горячие
(кусочек льда, баночки с горячей и холодной водой).
Скажите, как же именно вам удалось узнать с помощью чего? Ведь их не
было видно!
(ответы детей)
-Вы потрогали предметы спрятанные в мешочке, руками. С помощью руки вы
определили форму предмета и его поверхность. Это руки помогли
определить, что лежит в мешочке!
Это же значит то, что они и вправду наши помошники! Да ребята!?
-А сейчас, поближе познакомимся с нашими помощниками. Покажите ваши
руки
(Выполняются практические упражнения):
- хлопните в ладоши
- погладьте свой животик
- спрячьте руки за спину
- дотроньтесь до своей спины
- дотроньтесь до спины своего соседа
- погрозите пальчиком
- поднимите руки перед собой
- достаньте ладошками до пола
- сожмите ладошку в кулачок
- пошевелите пальчиками
-Хорошо. Познакомились с нашими помощниками – ручками, и сейчас при
помощи рук попробуйте рассказать мне о том, как вы живете.
Игра «Как живешь»
- Как живешь?- Вот так! (Большие пальцы вперед)
- Как плывешь?- Вот так! (Имитация плавания)
- Как бежишь?- Вот так! (Указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?- Вот так! (Помахать кистью руки)
- Утром спишь?- Вот так! (Обе руки под щеку)
- А шалишь?- Вот так! (Хлопнуть по надутым щекам).
-Здорово, умнички! Расскажите, что мы делали руками?
-Ребята ответьте мне пожалуйста на такой вопрос, а может быть 2 руки для
нас это много, может быть нам и одной бы хватило? Как вы думаете? А
давайте мы сейчас с вами это проверим, проведем с вами опыт:
«Значение рук»
Пригласить двух девочек и двух мальчиков, один ребенок из пары надевает
Заключите
вещь (девочки – юбку, мальчики – футболку) при помощи обеих рук, а другой
– при помощи одной руки (вторая рука фиксируется при помощи ленты к
телу).
-Воспитатель и дети сравнивают результаты: «Посмотрите, кто быстрее
оделся, а кому было легче это сделать? А кому было трудно, почему? Значит,
обе руки важны для нас одинаково. Наши руки помогают нам во всех делах.
А мы должны их беречь и правильно за ними ухаживать.
Что мы должны сделать, если:
- на улице холодная ветряная погода (Надеть перчатки или рукавицы.)
- руки испачкались (Помыть руки с мылом, вытереть их полотенцем.)
- руки устали (Сделать массаж, пальчиковую гимнастику.)
Как надо обращаться с острыми предметами и почему? (Осторожно, можно
порезаться или уколоться.)
Почему нельзя прикасаться руками к горячей поверхности? (Если
прикоснуться к горячей поверхности, можно получить ожог.)
Можно ли трогать пальцами электрическую розетку, совать руки в дверную
щель?
(Нельзя. Это опасно, можно получить удар током или придавить пальцы.)
Как надо ухаживать за ногтями? (Надо регулярно подстригать ногти. Во
время мытья рук следует вычищать из – под ногтей грязь намыленной
щёточкой.)
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель им помогает.
Воспитатель. -Всё умеют ваши руки. Полюбуйтесь ими. Вам они нравятся?
Тогда расскажите, как вы их любите.
Проводится игра «Ласковые слова».
Ребёнок, до которого дотрагивается воспитатель, поглаживает, свои руки и
произносит ласковые слова. (Мои руки добрые, тёплые, мягкие, красивые,
сильные, умелые и т. д.)
Воспитатель. Руки могут и поиграть, и приласкать, и успокоить, и вылечить.
-Воспитатель. А теперь нарисуем «портреты» наших рук. Выберите себе
друга (пару). Пусть один из вас прижмёт ладонь к листу бумаги, а другой её
обведёт. Затем поменяйтесь ролями. Украсьте свои ладони, нарисуйте им
глаза, улыбку. Пусть они будут добрыми и весёлыми. (Дети выполняют
задание.)
Пусть согреются ладони в лучах яркого солнца. (Размещают рисунки
вокруг
изображения
солнца.) Встаньте
в
круг,
возьмитесь
за руки.
Почувствуйте тепло и доброту ваших рук. Повторите за мной: «Я люблю
льная
часть
своих друзей, а мои друзья любят меня!». Пусть ваши руки дарят всем добро
и любовь.
-Скажите мне чем мы с вами сегодня занимались? В чем нам помогают наши
руки? Что вам понравилось больше всех.
А Ефим, Саша и Вероника расскажут нам еще раз, для чего же всем людям
руки!?
1. Ручки могут все достать,
Можно в ручках подержать
И игрушку, и травинку,
И тяжелый стул за спинку. (Ефим)
2. Можно ручками махать
Можно в кубики играть,
Рисовать, копать песочек,
Хлеба отломить кусочек. (Саша)
3. Даже капельки из тучки
Поймать сумеют наши ручки.
И мягкую вскопают грядку,
Чтоб посадить горошек сладкий. (Вероника)
(поменять грустную на веселую Ладошку)
Ребята сейчас мы можем проводить нашу повеселевшую гостью и сказать ей
До свидания. Как можно сказать до свидания (помахать, пожать куру,
обняться).