Автор: Долгова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Тульская область,село Ситово
Наименование материала: методические разработки
Тема: Формы и методы по экологическому воспитанию в разновозрастных группах
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИТОВСКАЯ ОШ»
Выступление на тему:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В
РАЗНОВОЗРАСТНЫХ
ГРУППАХ.
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
Долгова В.А.
2021год
Главная цель экологического воспитания- формирование начал
экологической культуры:правильного отношения ребёнка к природе,к вещам
и материалам природного происхождения,которым он пользуется. Такое
отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды
совместной деятельности детей и взрослого,их частую смену и различные
формы,совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем
экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с
природой ,формирует умение наблюдать окружающий мир природы и
вещей,устанавливать элементарные связи и зависимости.Учит испытывать
радость от осознанного взаимодействия с живыми существами,которые
находятся рядом,воспитывает потребность в созидании. Становление
первоначальных основ экологической культуры-это накопление
конкретных,чувственных представлений о предметах и явлениях
природы,окружающих малышей,входящих в круг их жизнедеятельности. В
младшем возрасте дети должны научиться различать и правильно называть
предметы и объекты природы,с которыми они постоянно
взаимодействуют,должны познать их главные сенсорные свойства-
форму,цвет,величину,а также познать видимые составные части предметов и
объектов, получить первоначальные представления о возможной
деятельности с ними.
Формы и методы работы с детьми:региональный компонент;научность и
доступность понятий;принцип «спирали»;непосредственная
образовательная деятельность;экологические экскурсии;экологические
сказки;практическая деятельность в природе;природоохранные
акции;эксперименты и опыты;развивающие дидактические игры;выставки.
1.Региональный компонент(изучение природы родного края)-формирует у
детей на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и
явлений окружающей природы. Использует имеющую у детей информацию
для того чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах
практической деятельности.
2.Научность и доступность понятий-на каждом этапе работы с детьми
первоначальные представления углубляются,насыщаются
содержанием,постепенно переходя в понятия,которые формируют знания.
3.Принцип «спирали»-необходим для того,чтобы дети,возвращаясь к тем или
иным объектам и явлениям природы,шли из года в год по
восходящей,углубляя и расширяя представления и понятия,учась применять
более сложные приемы и методы.
4.Экологические экскурсии-один из видов занятий по ознакомлению детей с
природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке
наблюдать явления природы,сезонные изменения,увидеть,как люди
преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа
служит им.
5.Экологические сказки-чтение экологической сказки может быть отдельной
формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в
другие:экологические занятия,опытно-экспериментальную
деятельность,беседы,наблюдения,театрализованную
деятельность,экологические праздники. Часто эти формы могут быть
объединены какой-то одной темой.Технология экологического воспитания
детей младшего дошкольного возраста построена на использовании
персонажей широко известных народных сказок,которые хорошо знакомы
малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают.
Использование сказочных героев вовсе не означает,что дети получают
«сказочно-игрушечные»представления о природе. Как раз наоборот:задача
сказочных героев-вызвать положительные эмоции и интерес к природным
явлениям,помочь формированию реалистических представлений о них.
6.Практическая деятельность(труд в природе)-способствует воспитанию у
детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и
животными,дети убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети
осознают зависимость растений от удовлетворении их потребностей в
свете,тепле,влаге;узнают о том,что изменение среды закономерно влечёт за
собой изменение в состоянии растений.
7.Эксперименты и опыты-нельзя не отметить положительное влияние
экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка,на развитие творческих
способностей,на формирование трудовых навыков. Дети очень любят
экспериментировать. В дошкольном возрасте он является ведущим.
8.Дидактические игры экологического содержания-о многообразии
разнообразии природных объектов;о взаимосвязях в природе;о человеке как
части природы;о культуре поведения;для развития эстетического восприятия
природы.Игры доставляют детям много радости,и содействует их
всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об
окружающем мире,воспитываются познавательные интересы,любовь к
природе,бережное и заботливое отношение к ней,а так же поведение в
природе. Играя в игры с природоведческим материалом,дети знакомятся со
свойствами и качествами,состояниями объектов природы,усваивают
способы установления этих свойств.
9.Экологические выставки-цель их-ознакомление с природными
явлениями,недоступными для наблюдения детьми. Выставки и экспозиции
включают материал,предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.
Тематика может быть самой разнообразной: «Лес-друг человека»,
«Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Родные просторы» и т.д. На
выставке могут быть представлены художественные произведения,работы
детей и воспитателей,разнообразные коллекции. Выставка обычно служит
прекрасным фоном для бесед с детьми,для экскурсий.
10.Прогулки-работа в повседневной жизни,для ознакомления дошкольников
с природой,для воспитания экологической культуры. Во время прогулок
организуются игры с природным материалом: песком ,водой, льдом, снегом,
листьями и т.п.,прогулки доставляют детям огромную радость и
удовольствие от общения с природой. Дети старшей и подготовительной
групп свои наблюдения отражают в календаре природы,где зарисовывают
яркие сезонные изменения в неживой природе,в жизни растений.
11.Нетрадиционные формы работы-блицопрос(предварительно дети
повторяют материал);проблемные ситуации или проведение
опытов,позволяющих открыть новые знания;игровые приёмы «Урок-
путешествие», «Занятие-сказка»;викторины.
12.Развивающая экологическая среда-зимний сад;уголки в
группах(экспериментальные,природные,коллекционные);растительный мир
на участке;учебно-наглядные пособия;живой уголок.
13.В работе по зкологическому воспитанию используют разнообразие
методов-наглядные(наблюдение,рассматривание картин,демонстрация
диафильмов и
кинофильмов),практические(игры,труд,опыты),словесные(рассказ
воспитателя,чтение художественной литературы).
14.Сотрудничество с семьёй-здесь необходимо достичь полного
взаимопонимания и сотрудничества.Воспитать в детях положительное
отношение к природе возможно лишь тогда,когда сами родители обладают
экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен
тем,насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как
жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребёнка
оказывает уклад,уровень,качество и стиль жизни семьи. Дети очень
восприимчивы к тому,что видят вокруг себя. Они ведут себя так,как
окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому,
прежде чем начать экологическую работу с детьми, необходимо
проинформировать родителей:провести родительское собрание;открытое
занятие,презентации и т.д.;оформление папки-передвижки;предложить
сходить с детьми на экскурсию,собрать природный материал;организовать
выставку;предложить провести поисковую деятельность;прочитать детям
художественную литературу.
Вывод: так при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и
взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и
первичное проявление элементов экологической культуры,осознанного
отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к
окружающему миру,желании наблюдать за происходящими явлениями.
Появление экологической воспитанности-это результат образовательной
деятельности,на основе специфических видов деятельности,присущих
дошкольникам.