Напоминание

Формы и методы по экологическому воспитанию в разновозрастных группах


Автор: Долгова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Тульская область,село Ситово
Наименование материала: методические разработки
Тема: Формы и методы по экологическому воспитанию в разновозрастных группах
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИТОВСКАЯ ОШ»

Выступление на тему:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В

РАЗНОВОЗРАСТНЫХ

ГРУППАХ.

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ

Долгова В.А.

2021год

Главная цель экологического воспитания- формирование начал

экологической культуры:правильного отношения ребёнка к природе,к вещам

и материалам природного происхождения,которым он пользуется. Такое

отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды

совместной деятельности детей и взрослого,их частую смену и различные

формы,совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем

экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с

природой ,формирует умение наблюдать окружающий мир природы и

вещей,устанавливать элементарные связи и зависимости.Учит испытывать

радость от осознанного взаимодействия с живыми существами,которые

находятся рядом,воспитывает потребность в созидании. Становление

первоначальных основ экологической культуры-это накопление

конкретных,чувственных представлений о предметах и явлениях

природы,окружающих малышей,входящих в круг их жизнедеятельности. В

младшем возрасте дети должны научиться различать и правильно называть

предметы и объекты природы,с которыми они постоянно

взаимодействуют,должны познать их главные сенсорные свойства-

форму,цвет,величину,а также познать видимые составные части предметов и

объектов, получить первоначальные представления о возможной

деятельности с ними.

Формы и методы работы с детьми:региональный компонент;научность и

доступность понятий;принцип «спирали»;непосредственная

образовательная деятельность;экологические экскурсии;экологические

сказки;практическая деятельность в природе;природоохранные

акции;эксперименты и опыты;развивающие дидактические игры;выставки.

1.Региональный компонент(изучение природы родного края)-формирует у

детей на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и

явлений окружающей природы. Использует имеющую у детей информацию

для того чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах

практической деятельности.

2.Научность и доступность понятий-на каждом этапе работы с детьми

первоначальные представления углубляются,насыщаются

содержанием,постепенно переходя в понятия,которые формируют знания.

3.Принцип «спирали»-необходим для того,чтобы дети,возвращаясь к тем или

иным объектам и явлениям природы,шли из года в год по

восходящей,углубляя и расширяя представления и понятия,учась применять

более сложные приемы и методы.

4.Экологические экскурсии-один из видов занятий по ознакомлению детей с

природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке

наблюдать явления природы,сезонные изменения,увидеть,как люди

преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа

служит им.

5.Экологические сказки-чтение экологической сказки может быть отдельной

формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в

другие:экологические занятия,опытно-экспериментальную

деятельность,беседы,наблюдения,театрализованную

деятельность,экологические праздники. Часто эти формы могут быть

объединены какой-то одной темой.Технология экологического воспитания

детей младшего дошкольного возраста построена на использовании

персонажей широко известных народных сказок,которые хорошо знакомы

малышам и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают.

Использование сказочных героев вовсе не означает,что дети получают

«сказочно-игрушечные»представления о природе. Как раз наоборот:задача

сказочных героев-вызвать положительные эмоции и интерес к природным

явлениям,помочь формированию реалистических представлений о них.

6.Практическая деятельность(труд в природе)-способствует воспитанию у

детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за растениями и

животными,дети убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети

осознают зависимость растений от удовлетворении их потребностей в

свете,тепле,влаге;узнают о том,что изменение среды закономерно влечёт за

собой изменение в состоянии растений.

7.Эксперименты и опыты-нельзя не отметить положительное влияние

экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка,на развитие творческих

способностей,на формирование трудовых навыков. Дети очень любят

экспериментировать. В дошкольном возрасте он является ведущим.

8.Дидактические игры экологического содержания-о многообразии

разнообразии природных объектов;о взаимосвязях в природе;о человеке как

части природы;о культуре поведения;для развития эстетического восприятия

природы.Игры доставляют детям много радости,и содействует их

всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об

окружающем мире,воспитываются познавательные интересы,любовь к

природе,бережное и заботливое отношение к ней,а так же поведение в

природе. Играя в игры с природоведческим материалом,дети знакомятся со

свойствами и качествами,состояниями объектов природы,усваивают

способы установления этих свойств.

9.Экологические выставки-цель их-ознакомление с природными

явлениями,недоступными для наблюдения детьми. Выставки и экспозиции

включают материал,предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес-друг человека»,

«Богатство недр нашей Земли», «Космос», «Родные просторы» и т.д. На

выставке могут быть представлены художественные произведения,работы

детей и воспитателей,разнообразные коллекции. Выставка обычно служит

прекрасным фоном для бесед с детьми,для экскурсий.

10.Прогулки-работа в повседневной жизни,для ознакомления дошкольников

с природой,для воспитания экологической культуры. Во время прогулок

организуются игры с природным материалом: песком ,водой, льдом, снегом,

листьями и т.п.,прогулки доставляют детям огромную радость и

удовольствие от общения с природой. Дети старшей и подготовительной

групп свои наблюдения отражают в календаре природы,где зарисовывают

яркие сезонные изменения в неживой природе,в жизни растений.

11.Нетрадиционные формы работы-блицопрос(предварительно дети

повторяют материал);проблемные ситуации или проведение

опытов,позволяющих открыть новые знания;игровые приёмы «Урок-

путешествие», «Занятие-сказка»;викторины.

12.Развивающая экологическая среда-зимний сад;уголки в

группах(экспериментальные,природные,коллекционные);растительный мир

на участке;учебно-наглядные пособия;живой уголок.

13.В работе по зкологическому воспитанию используют разнообразие

методов-наглядные(наблюдение,рассматривание картин,демонстрация

диафильмов и

кинофильмов),практические(игры,труд,опыты),словесные(рассказ

воспитателя,чтение художественной литературы).

14.Сотрудничество с семьёй-здесь необходимо достичь полного

взаимопонимания и сотрудничества.Воспитать в детях положительное

отношение к природе возможно лишь тогда,когда сами родители обладают

экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен

тем,насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как

жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребёнка

оказывает уклад,уровень,качество и стиль жизни семьи. Дети очень

восприимчивы к тому,что видят вокруг себя. Они ведут себя так,как

окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому,

прежде чем начать экологическую работу с детьми, необходимо

проинформировать родителей:провести родительское собрание;открытое

занятие,презентации и т.д.;оформление папки-передвижки;предложить

сходить с детьми на экскурсию,собрать природный материал;организовать

выставку;предложить провести поисковую деятельность;прочитать детям

художественную литературу.

Вывод: так при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и

взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и

первичное проявление элементов экологической культуры,осознанного

отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к

окружающему миру,желании наблюдать за происходящими явлениями.

Появление экологической воспитанности-это результат образовательной

деятельности,на основе специфических видов деятельности,присущих

дошкольникам.



В раздел образования