Напоминание

"Формирование понятия числа в процессе обучения счёту"


Автор: Салтовец Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 49"
Населённый пункт: город Севастополь Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование понятия числа в процессе обучения счёту"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Статья

«Формирование понятия числа в процессе обучения счёту»

Уважаемые коллеги, основным понятием элементарной математики в детском саду является

понятие числа. Натуральные числа – это числа, возникшие в процессе счёта отдельных

предметов (1, 2, 3 и т. д.) или измерения. Работа по формированию у детей этого понятия

ведётся на протяжении 3-х лет (в средней, старшей и подготовительной группе) и далее

продолжается в начальных классах школы. Сначала детям необходимо совершить некоторые

практические действия, а затем от практических действий с предметами дети постепенно

переходят к их счёту, знакомятся с первыми десятью числами натурального ряда (их названием

и последовательностью, выясняют с помощью этих чисел, как образуется каждое число, учатся

сравнивать их).

Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении

счётной операции дети усваивают основные правила счёта: числительное называют по порядку,

каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее

числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества

объектов счёта. При обучении детей воспитателю важно самому чётко выполнять счётные

действия: показывать на каждый предмет при назывании чисел и совершать круговой жест при

назывании итогового числа («Всего четыре вазы» - говорит и показывает воспитатель).

Обучение дошкольников счёту станет более успешным, если воспитатель будет использовать

наглядные методы. Важно, чтобы ребёнок понял, как получится каждое новое число.

Формирование понимания образования числа, отношений между числами осуществляется в

процессе счёта на основе сравнения двух групп предметов, когда предметы каждой

совокупности располагаются в ряд, друг под другом. Такое расположение помогает детям

понять, почему каждая совокупность именуется другим числом. Педагог обращает внимание

детей на равенство (неравенство) количества предметов и сравниваемых группах, указывает,

что прежде чем дать ответ на вопрос «Сколько?», надо посчитать. А при сравнении количества

игрушек отмечают, каких игрушек больше, каких меньше, затем, сколько игрушек всего. Потом

сравнивают числа: каких игрушек больше и насколько; устанавливаются и обратные

отношения; каких игрушек меньше и насколько. Счёт предметов, составляющих две

совокупности, в одной из которых содержится больше элементов, чем в другой, служит

основой для сравнения чисел; при сравнении чисел обращается внимание на взаимно обратные

отношения. Постепенно на этой основе в сравнении чисел, дошкольники усваивают, что для

получения следующего числа достаточно прибавить единицу к данному числу, а чтобы

получить предыдущее, надо уменьшить (вычесть) число на единицу. Первые знания дети

получают в упражнениях с дидактическим наглядным материалом. Можно разложить в ряд

четыре треугольника, отсчитать и разложить по треугольниками столько же кругов. А затем

пересчитать: Сколько треугольников? Сколько кругов? Сказать, по сколько геометрических

фигур в каждом ряду? Допустимы ответы: «по 4 треугольника и круга», «в ряду положено по 4

геометрические фигуры».

Закрепляя знание цифр и умение называть равенство разных групп предметов, можно давать

такие задания: воспитатель показывает цифру, а дети должны отсчитать и положить столько же

предметов. Затем показывается другая цифра, дети отсчитывают и кладут соответствующее

количество предметов. «По сколько игрушек вы положили?» - спрашивает он. Детей подводят к

пониманию не только количественного, но и порядкового значения числа. Дети должны

научиться понимать, что ошибки при счёте могут возникнуть, если будет пропущен один из

пересчитываемых предметов или какой-нибудь окажется посчитанным дважды. Обучая счёту,

нужно приучать детей наблюдать окружающее, видеть различные количества предметов,

явлений, уметь отвечать на вопросы: «Сколько детей сидит за столом?» «Сколько столов в

ряду?» «Сколько мальчиков в группе?» «Который по счёту твой шкафчик?».

Постепенно у дошкольников развивается понимание того, что при ответе на вопрос

«Сколько?» можно считать не только слева направо, но и справа налево, с середины. Если

2

правильно считать (не пропускать предмет, запомнить, с какого начал считать и какие уже

посчитал) то результат всегда один и тот же. А при ответе на вопрос «Который?» дети должны

помнить, что предметы всегда располагаются в ряд. Обычно считают слева направо, а если

справа налево, то всегда надо знать, в каком направлении считать. Ещё целесообразно

составлять рассказы и с помощью картинок давать детям возможность упражняться в

количественном и порядковом счёте, ведь наглядность для них всегда интересна.



В раздел образования