Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Работа социального педагога с неблагополучной семьей".
Раздел: дополнительное образование
Работа социального педагога с неблагополучной семьей.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Социальный педагог- это педагог, исследующий социальное
воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных
групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях
специально созданных для этого, так и в организациях, для которых
воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного
развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного,
интеллектуального),
оказание
ему
комплексной
социально-
психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном
пространстве.
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и
взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при
непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит
социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье,
просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог
по своему профессиональному назначению стремится по возможности
предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины,
порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного
рода
негативных
явлений
(социального,
физического).
Объектом
воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые
члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность
социального педагога с семьей включает три основных составляющих
социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую
и посредническую. Образовательная составляющая включает в себя два
направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и
воспитании.
Помощь
в
обучении
направлена
на
предотвращение
возникающих
семейных
проблем
и
формирование
педагогической
культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным
педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования,
а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных
ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее
укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного
потенциала. Психологическая составляющая социально – педагогической
помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую
поддержку
и
коррекцию.
Поддержка
направлена
на
создание
благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного
кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном,
когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее
к нарушению его нервно – психического и физического состояния. К
такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка,
унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Посреднический
компонент социально – педагогической помощи включает в себя три
составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и
служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и
положения конкретного ребенка. Помощь в информировании направлена
на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она
проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как
жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного
законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые
существуют внутри семьи.