Напоминание

"Речевая культура ребёнка,рождается в семье"


Автор: Шупикова Дарья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Глубоковская СОШ Завьяловского района
Населённый пункт: С.Глубокое,Завьяловский район
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Речевая культура ребёнка,рождается в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА РОЖДАЕТСЯ В СЕМЬЕ»

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с

ним разговариваете, поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете

ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы разговариваете с людьми, говорите о других людях, как вы

радуетесь, печалитесь, смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка

имеет значение.

Ребенок усваивает речь «материнско–отцовским» способом,

подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только

правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам

речевого этикета. Нередко родители называют сына «Вовка», дочь –

«Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей

любви. Речь некоторых детей насыщена разного рода оскорбительными

кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребенок в семье

слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно

входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с

теми, кому они адресованы. Если вы ребенку хотите сделать

замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не

выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с

ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его

окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью.

Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты:

бережно относиться к слову, к собеседнику, знакомить с правилами

речевого общения. Культура речевого общения вносит красоту в

отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо

обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить

его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной

вежливости. Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются

неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова

«здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с

улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл,

чем содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие

может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия

– норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует

установлению контакта, настраивают на нужный лад. Приучайте

ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену

семьи, товарищу, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши

взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п.

Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к

правам другого, а вежливая форма гарантирует успех. «Волшебное

слово» - меткое выражение, известно нашим детям. Но все ли им

пользуются? Напоминайте ребенку, чтобы он не забывал о

«волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или иной

просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и «спасибо», которое

ребенок должен усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш

говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с

четырех лет дети должны говорить взрослому «Вы». В русской

классической литературе можно встретить обращение к родителям на

«Вы». Эта устаревшая форма, почти не встречается в наше время. Все

зависит от желания старшего поколения. В литературном отношении

правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа» не избегая,

конечно, и ласкательных форм: «мамочка», «папочка». А родители

своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее

называть «бабушка», «дедушка». Необходимо посоветовать, своему

ребенку, использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста»,

«извините, пожалуйста» - затем изложить свою просьбу или вопрос.

Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя

комфортно в любой обстановке, любой речевой ситуации, чтобы наши

дети вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому

аргументировать свою точку зрения, были внимательными

слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом,

умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.

И мы, родители, должны помочь освоить правила, регулирующие

поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в

мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от

которых зависит организация содержательного детского общения. В

культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос,

ибо каждый видит в другом личность. Когда на ребенка кричат, он

считает, что его не любят, не считают за человека. Культура общения

ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни

в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет

огромное значение в овладении ребенком правилами речевого

общения. А развитие правильной речи – важное условие

умственного развития детей.



В раздел образования