Автор: Шупикова Дарья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Глубоковская СОШ Завьяловского района
Населённый пункт: С.Глубокое,Завьяловский район
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Речевая культура ребёнка,рождается в семье"
Раздел: дошкольное образование
«РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА РЕБЕНКА РОЖДАЕТСЯ В СЕМЬЕ»
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с
ним разговариваете, поучаете его, приказываете ему. Вы воспитываете
ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Как вы разговариваете с людьми, говорите о других людях, как вы
радуетесь, печалитесь, смеетесь, читаете газеты – все это для ребенка
имеет значение.
Ребенок усваивает речь «материнско–отцовским» способом,
подражая близким, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только
правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам
речевого этикета. Нередко родители называют сына «Вовка», дочь –
«Катька». Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в вашей
любви. Речь некоторых детей насыщена разного рода оскорбительными
кличками, конечно же, не ими придуманными. Если ребенок в семье
слышит «растяпа», «разгильдяй», «негодник» и пр. – эти слова прочно
входят в его лексикон и никак не украшают его речь, и отношения с
теми, кому они адресованы. Если вы ребенку хотите сделать
замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не
выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись наедине с
ним. Маленький человечек очень восприимчив ко всему, что его
окружает. Он покоряет нас искренностью и непосредственностью.
Взрослые обязаны сохранить эти кристаллики чистоты, доброты:
бережно относиться к слову, к собеседнику, знакомить с правилами
речевого общения. Культура речевого общения вносит красоту в
отношения людей, способствует их взаимопониманию. Необходимо
обращаться к своему ребенку со словом «пожалуйста», благодарить
его, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной
вежливости. Выражение «доброе утро», «спокойной ночи» являются
неотъемлемой частью речевого этикета ребенка, как и слова
«здравствуйте», «до свидания», произносимые приветливо, с
улыбкой. Ведь мимика и интонация порой имеют не меньший смысл,
чем содержание высказывания. Так сердито произнесенное приветствие
может быть воспринято как выражение неприязни. Слова приветствия
– норма вежливости, показатель внимания к людям, способствует
установлению контакта, настраивают на нужный лад. Приучайте
ребенка, когда ему понадобится вещь, принадлежащая другому члену
семьи, товарищу, спрашивать разрешения, например: «Мама, разреши
взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т.п.
Спрашивая разрешение, ребенок тем самым выражает уважение к
правам другого, а вежливая форма гарантирует успех. «Волшебное
слово» - меткое выражение, известно нашим детям. Но все ли им
пользуются? Напоминайте ребенку, чтобы он не забывал о
«волшебной силе» слова «пожалуйста», обращайтесь с той или иной
просьбой к взрослым и сверстникам. Есть еще и «спасибо», которое
ребенок должен усвоить уже к двум годам. Если двухлетний малыш
говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с
четырех лет дети должны говорить взрослому «Вы». В русской
классической литературе можно встретить обращение к родителям на
«Вы». Эта устаревшая форма, почти не встречается в наше время. Все
зависит от желания старшего поколения. В литературном отношении
правильнее, если дети называют родителей «мама», «папа» не избегая,
конечно, и ласкательных форм: «мамочка», «папочка». А родители
своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее
называть «бабушка», «дедушка». Необходимо посоветовать, своему
ребенку, использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста»,
«извините, пожалуйста» - затем изложить свою просьбу или вопрос.
Мы все стремимся к тому, чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно в любой обстановке, любой речевой ситуации, чтобы наши
дети вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому
аргументировать свою точку зрения, были внимательными
слушателями, доброжелательными собеседниками, одним словом,
умными, интеллигентными, коммуникабельными людьми.
И мы, родители, должны помочь освоить правила, регулирующие
поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в
мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от
которых зависит организация содержательного детского общения. В
культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос,
ибо каждый видит в другом личность. Когда на ребенка кричат, он
считает, что его не любят, не считают за человека. Культура общения
ребенка рождается в семье, ее не могут привить ни в детском саду, ни
в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет
огромное значение в овладении ребенком правилами речевого
общения. А развитие правильной речи – важное условие
умственного развития детей.