Автор: Фарафонова Оксана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Камызинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Камызино, Красненский район, Белгородская область
Наименование материала: конспект внеурочного занятия по математике в 3 классе
Тема: "В царстве смекалки"
Раздел: начальное образование
МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект внеурочного занятия
«Занимательная математика» по теме «В царстве смекалки»
Учитель начальных классов:
Фарафонова Оксана
Васильевна
2017 г.
Пояснительная записка к внеурочному занятию
«Занимательная математика» по теме «В царстве смекалки»
Учитель:
Фарафонова
Оксана
Васильевна,
учитель
начальных
классов
МОУ
«Камызинская средняя общеобразовательная школа»
УМК: «Начальная школа ХХ1 века».
Класс: 3
Автор программы: Кочурова Е.Э. // Сборник программ внеурочной деятельности:
1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 192с.- (Начальная
школа 21 века)
Направление: общеинтеллектуальное
Занятия проводятся один раз в неделю.
Характеристика класса: В классе 11 учащихся: 6 девочек и 5 мальчиков. Из
них – 5 хорошистов (то есть 45% учащихся усваивают программный материал на
достаточном
и
высоком
уровне).
В
классе
есть
победители
дистанционных
олимпиад, творческих конкурсов.
У ребят класса сформирована учебная мотивация, учебные способности
учащихся
–
выше
среднего.
Необходимо
отметить
высокую
познавательную
активность большинства учащихся, способность к самостоятельной творческой
деятельности.
Дети
очень
любознательны,
сообразительны
при
выполнении
разнообразных
заданий
проблемного
характера.
Они
умеют
самостоятельно
работать с новым произведением, в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности,
математических
играх.
Также
умеют
рассматривать,
читать,
получать
необходимую
информацию,
как
из
книг,
так и
из
других
изданий
(справочных, энциклопедических), участвовать в беседе. В классе достаточно
большое
количество
лидеров.
Дети
умеют
отстаивать
свою
точку
зрения,
заинтересованы
в
результате
познавательной
деятельности,
активно
сотрудничают друг с другом для решения образовательных задач.
Практическая ценность занятия состоит: во-первых, в освоении новых форм
внеурочной деятельности (как средство реализации ФГОС НОО 2-го поколения),
а во-вторых, в создании на занятии условий для проявления познавательной
активности учащихся.
Достигаю этого следующими путями:
стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;
оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;
поощряю
стремление
ученика
находить
свой
способ
решения,
анализировать ответы (свои и одноклассников).
Внеурочное
занятие
соответствует
требованиям
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования 2-
го поколения, направлено на достижение 3-х групп результатов (с приоритетом
метапредметных результатов).
Выбранная
форма
организации
занятия
обусловлена
личностными
особенностями учащихся класса (способность к сотрудничеству и совместному
добыванию знаний), а также деятельностным характером внеурочного занятия.
Сценарий внеурочного занятия «Занимательная математика»
Учитель: Фарафонова Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ
«Камызинская средняя общеобразовательная школа »
Тема: В царстве смекалки
Цель:
Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по
математике, развития познавательной сферы, а также формирования
познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение
занимательных математических задач.
Задачи занятия:
Обучающие:
Актуализация знаний и расширение представлений о понятии
«математика».
Способствовать формированию интереса к урокам математики, развитию
логического мышления, математической интуиции, умению анализировать,
применять знания в нестандартных ситуациях.
Развивающие:
Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе
из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного
внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать
свою точку зрения).
Воспитательные:
Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики,как
необходимого условия для саморазвития.
Создание условий для формирования познавательного интереса.
Планируемые результаты (УУД):
Личнoстные:
- знать коллективные формы общения;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определѐнной
ситуацией.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
Познавательные:
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам, решать задачи
на смекалку;
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
Ведущая образовательная технология: технология деятельностного метода.
Методы и приѐмы: беседа; приемы активизации мыслительной деятельности,
моделирование,
проектирование,
приемы
самооценки,
приемы
технологии
сотрудничества.
Организация учебного пространства:
групповая, индивидуальная, игровая
технология
Форма проведения урока: занятие-игра.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование:
карточки с заданиями,
презентация.
геометрические фигуры.
эмблемы команд "Круг", "Квадрат",
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Мотивационный этап.
Самоопределение к деятельности.
Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну,
страну мудрецов, которая носит название Страны занимательной математики.
-Все мы утром делаем зарядку, а ещѐ есть зарядка для ума.
Вот сегодня мы ей и займемся.
II.
Самоопределение темы и цели занятия.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной форме
- Мы сегодня отправляемся в путешествие в ЦАРСТВО, а вот какое вы узнаете,
когда расшифруете слово.
«Расшифруй тему» (работа в группе)
70-43 К 90-37 А
50-16 С 80-49 Л
60-25 Е 40-14 К
90-61 М 80-28 А
34
29
35
27
52
31
26
53
Молодцы, мы с вами отправляемся в ЦАРСВО СМЕКАЛКИ.
Девизом нашего занятия будут слова – СМЕКАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ.
А сопровождать нас будет… КТО? Сейчас узнаем.
Возьмите листы и по моей команде выполняйте задания.
Графический диктант.
3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1
вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1
влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1
вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
Добавьте глазки, ротик и ушки- антенны.
У вас получился Знайка Математики.
Он будет нас сопровождать.
Испытание нас ждѐт,
Отправляемся вперѐд.
Счетный конкурс открываю,
И команды представляю
III.
Актуализация знаний.
Предметные:
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Регулятивные УУД:
-учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с предложенным
материалом;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность
действий;
-учиться высказывать своѐ предположение.
В Царстве Смекалки, в Числовом государстве вместе с числами и знаками
жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды случилась беда -
Василиса исчезла.
Иван-Царевич потужил, погоревал, да делать нечего и решил отправиться
на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?
- Какие же задачи мы перед собой поставим? (Помочь И-Ц найти В.П.)
- А как же мы поможем? (Мы будем считать, отгадывать, решать примеры,
задачи)
- Да, знания по математике нужны и в обычной жизни, и в сказках.
Вот мы и проверим свои знания, умения, способности по математике в
необычной ситуации, в новой обстановке.
IY. Деятельность по реализации целей занятия.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своѐ предположение
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД:
-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.
–А кто похитил Василису?
Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.
На спасение Василисы отправятся русские богатыри – у нас это команды
В конце путешествия мы узнаем, какой же богатырь найдет Василису первым. А
для этого мы будем соревноваться.
- Осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть
математическим
Команды, представьтесь.
Первая команда – «Треугольник»
Вот команда «Треугольник»
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Капитан команды – ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Вторая команда – «Круг»
У команды второй здесь
Всех достоинств и не счесть.
Номер два зовется «Кругом»
Стойкие и друг за другом!
Капитан команды – ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Прежде, чем приступить к игре хочу вам напомнить, что играет вся команда.
Жетон получает тот ученик, который дал правильный ответ. По количеству
набранных жетонов мы определим, во-первых, самого активного ученика,
во-вторых, победившую команду. Но, прежде чем дать ответ, хорошенько
подумайте, не спешите.
Правила игры.
Чтоб все в игре прошло без заминки,
Еѐ мы начнем, ну конечно, с разминки!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица,
Потому, что считаем в уме.
Итак, турнир я открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать
Быстро всѐ в уме считать.
Y.
Работа по теме занятия
Первый тур
Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения,откройте
четные числа, какое слово у вас получилось?
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
К О Щ Е Й
- Кто же похитил Василису?
-Но Кощей не хочет сдаваться и задаѐт нам каверзные вопросы.
1)Устный счет.
1. Игровое поле (слайд )
Составьте примеры на умножение и деление с результатами из квадрата
- Я начинаю
(ответы детей: 6*6=36,2*6=12,1*6=6,6*7=42,56:8=7,63:9=7,)
2. Составь все возможные трѐхзначные числа, используя цифры – 1, 4 8, так,
чтобы они не повторялись. Дайте характеристику любому числу.
(148,184,418,481,814,841)
3.Логические задачи.
Попеременно задаются вопросы первой и второй команде.
1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?(3)
2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(30)
3. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?(6)
4. У линейки 4 угла, если один угол срезать, сколько углов останется?(5)
5. К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать»
?(12)
6. Сколько цветов у радуги?(7)
Второй тур
Идѐт И-Ц дальше. А тут для него новое испытание- камень придорожный с
надписью: «Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый
маленький». Призадумался добрый молодец, по какой дороге идти – не знает.
Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу.
Второй тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Есть здесь ребусы, шарады.
За разгадку всем награды.
«Отгадай ребус»(Слайд)
Задание 2. 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 20,27.
Из данных чисел нужно выбрать и записать три числа, которые в сумме
составляют 60. Запишите все возможные варианты.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Проверь себя (слайд)
21+19+20=60
27+3+30=60
25+15+20=60
27+21+12=60
21+9+30=60
Задание 3.
Задачи на смекалку
YI.Физминутка для глаз
-Молодцы, ребята!
Давайте и мы посмотрим как двигается бабочка и посадим еѐ на цветочек.
(следим только глазами)
Дыхательная гимнастика
Переведѐм дух с облегчением. Подышим ровно, спокойно.
-Встанем тихонечко. Потянемся к солнышку, ладошками вверх.
-Вдох шумно через нос, выдох плавно спокойно через рот.
-Одну половину носа закрыть, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через
другую.
-Вдох через нос, на выдохе произнести: «Ау!»
Массаж для носа и ушей. Помассировать мочки уха. Подѐргать вниз себя за
ушки, а потом за серединку. Потянуть ушко в сторону.
3) Какую цифру надо поставить вместо звездочек, чтобы запись была
верной?
1к. 2к.
45* > 458 37* <371
528 <52* 4*7 >488
*05 <205 210 >*99
Третий тур: Геометрический.
Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не
испугаетесь?
1)Игра «Угадай фигуру» (Фронтальная работа)
Содержание игры: по существующим признакам назовите геометрическую
фигуру,
1.
Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные. (Квадрат)
2.
Три угла, три вершины, три стороны. (Треугольник)
3.
Четыре угла, четыре стороны, стороны не равные. (Четырѐхугольник)
4.Четыре
прямых
угла,
четыре
стороны,
противоположные
стороны
равные.
(Прямоугольник)
Физминутка
Солнце высоко. Путь лежит далѐко. Притомился И-Ц в дороге, решил он
прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнѐм, сделаем зарядку.
Упражнения для шеи, глаз, корпуса.
Шея вниз –назад, влево –вправо.
Руки на пояс, наклоны влево- вправо.
Отвести плечи назад, расправить грудь, свести лопатки.
Крепко зажмуриться от страха- открыли широко- удивились.
Поморгали часто- часто.
Рисуем кружок, треугольник, квадрат, восьмѐрку.
2) Задание (Групповая работа) (Слайд)
Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные стороны разными способами.
Проверка. Делим квадрат на магнитно- маркерной доске на части.
3)Задание на смекалку. (Работа в группе)
Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль
каждой
стороны
было
одинаковое
количество
камешков.
Нарисуй,
как
это
сделать?
YII. Подведение итогов занятия.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку
деятельности товарищей;
-формировать положительную учебную мотивацию
Вот мы и справились. С нашей помощью освободил
Иван Царевич Василису, вернулись наши герои в свою сказку, в царство
смекалки. Благодарят нас за помощь. И говорят:
Ребята! Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный
удивительный мир чудес, красоты, добра. Дружите с математикой.
Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности и сможете помочь
ещѐ многим героям.
YIII. Рефлексия
Регулятивные УУД:
осуществление контроля своей деятельности по ходу или результатам
выполнения задания, оценивание своей деятельности.
Личностные УУД:
работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха
в учебной деятельности.
А сейчас давайте вы сами оцените, как же вы работали сегодня на занятии.
Ребята
по
кругу
высказываются
одним
предложением,
выбирая
начало
фразы из рефлексивного экрана на доске):
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.У меня получилось…
8.Меня удивило…
9.Я попробую…
Подсчитывается число жетонов, объявляется команда победительница,
называются лучшие участники игры.
Учитель: Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю
вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть
ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической
задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы в
вашей жизни не было не решенных задач.
Наше занятие хочу закончить словами Ж.Ж.Руссо
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие
вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой,
ставить новые цели стремиться к их достижению…»
IX.Домашнее задание
Составить ребус
Список литературы
1.
Агаркова
Н.
В.
Нескучная
математика.
1
–
4
классы.
Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2010.
2.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006.
3.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
4.
Занимательные задачи для маленьких. Москва 2004.
5.
Математика.
Внеклассные
занятия
в
начальной
школе.
Г.Т.Дьячкова.
Волгоград 2007.
Рецензия на внеурочное занятие «В царстве смекалки»
Цель – Создание условий для закрепления, углубления и расширения
знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования
познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение
занимательных математических задач.
Учителем, исходя из поставленной цели, выбрана нетрадиционная форма
внеурочной деятельности (игра) – «В царстве смекалки». Выбор формы занятия
обусловлен
апробацией
современных
форм
организации
образовательного
процесса с целью реализации ФГОС начального общего образования.
Для достижения цели используется технология деятельностного метода
обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно
«открывают»
знания
в
процессе
самостоятельной
исследовательской
деятельности.
Учитель
лишь
направляет
эту
деятельность
и
в
завершение
подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Занятие направлено на
достижение таких личностных результатов,
Учитель
разнообразными
методическими
средствами
формирует
такие
метапредметные
результаты,
как
умение
использовать
язык
с
целью
поиска
необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение
задавать вопросы.
Занятие
построено
по
принципу
учебного
диалога.
Форма
проведения
занятия,
методические
средства,
которыми
пользуются
учитель
на
данном
занятии, способствуют развитию умения использовать знания в нестандартной
ситуации,
развивают
самостоятельность
и
инициативность
детей
в
выборе
необходимых средств решения учебной задачи.
Учитель
способствует
формированию
самоконтроля
и
самооценки
учащихся (осознание области знания и незнания, умение находить допущенную
ошибку и исправлять ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной
задачи).
На
занятии
осуществлялась
связь
изучаемого
материала
с
жизнью,
использование метапредметных связей (литературное чтение, окружающий мир,
математика).
О
результативности
урока
говорит
высокий
познавательный
интерес
учащихся, осознанность ответов по теме занятия во время последующих уроков.