Напоминание

Сущность и роль сюжетно-дидактической игры в развитии связной речи дошкольников


Авторы: Горбунова Елена Николаевна, Елена Николаевна Горбунова
Должность: методист
Учебное заведение: МДОУ Архангельский детский сад
Населённый пункт: Ульяновская область Чердаклинский район с.Архангельское
Наименование материала: статья
Тема: Сущность и роль сюжетно-дидактической игры в развитии связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сущность и роль сюжетно-дидактической игры в развитии

связной речи дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей

имеет игра. Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный

труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только

окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш

накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и

воображение. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребенок

свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет

схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать, и

обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что

необходимо ребенку.

Недаром В.А. Сухомлинский подчеркивал, что, «игра -

это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра

является потребностью растущего организма. Игра – источник развития, она

создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка,

утверждал Л.С. Выготский .

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие

мышления, воображения и речи. Играя ребенок заменяет отсутствующие

объекты предметами - заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не

просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в

последующем будет встречаться постоянно. В игре он учится планировать и

регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы

игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть -

сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их

логике,

их

последовательности.

Потом,

когда

ребенок

уже

умеет

самостоятельно

действовать,

осваивать

науку

сюжетно-ролевой

игры,

разыгрывать целые сюжеты, в которых главное - отражение отношений

между людьми.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного

возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн

подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и

вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей

присущи

основные

черты

игры:

эмоциональная

насыщенность

и

увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной

источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,- это окружающий его

мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая

ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль

взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке.

Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками

(сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное - в игре ребенок

воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому

событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.

Ушинский в игре же дети - зреющий человек, пробует свои силы и

самостоятельно распоряжается своими же созданиями.

Структура

ролевой

игры,

согласно

Д.Б.

Эльконину,

включает

следующие компоненты:

1) роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на

себя роли взрослых и отношения между ними;

3) игровое употребление предметов, условное замещение реальных

предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;

4) реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в

разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется

весь ход игры.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в

семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный

труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры празднование

Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну). В истории человечества

есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения

людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти

сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим

содержание, как отличаются и в самой жизни.

Содержание

игры,

отмечает

Д.Б.

Эльконин,

-

это

то,

что

воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента

деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой,

общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений

ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и

пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета,

взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается

интерес и определенным сюжетам, в которые они играли и раньше ( в семью,

больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые

впечатления,

вплетая

их,

как

сюжетные

линии,

в

знакомые

игры.

Обогащению содержания помогает взаимодействовать детей в игре, когда

каждый вносит, что-то свое, индивидуальное. На протяжении дошкольного

детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по

следующим направлениям:

- усиление, целенаправленности, а значит, и последовательности

связанности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой,

обобщение

изображаемого

в

игре

(использование

условных

и

символических, словесных замещений).

Сюжет ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую

он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-

ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет

себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с

представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам

ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

Для дошкольников роль- это образец того, как надо действовать. Исходя из

этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое

собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях

между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли,

отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о

детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали,

чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с

помощью речи, мимики, жестов.

С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение

говорению

должно

начинаться

с

приведения

в

действие

механизма

мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному

усвоению материала, активному включению дошкольников в деятельность.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются

в процессе общения.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в

значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует

развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение в

различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет

собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи

в условиях межличностного общения.

Можно

утверждать,

что

сюжетно-ролевая

игра

оказывает

положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок

вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает

гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой

игре развивается речевая активность детей.

Сделаем некоторые выводы.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание

(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и

взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи

является ее понятность для собеседника.

Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение

обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.

Связная

речь

-

это

единое

смысловое

и

структурное

целое,

включающее законченные отрезки, связанные и объединенные между собой

темой.

Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое

осуществляется

последовательно,

логично,

подробно,

грамматически

правильно и образно.

Основная

функция

связной

речи

коммуникативная.

Она

осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Развитие монологической и диалогической форм связной речи играет

ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду. Связная речь

отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым

строем, словарным составом, грамматическим строем.

Значение связной речи для развития детей:

- развивает мышление (речь и мышление тесно связаны)

-

обеспечивает

социальные

связи

(общение,

определение

норм

поведения)

- влияет на эстетическое воспитание (детские пересказы, сочинения

влияют на образность, выразительность речи).



В раздел образования