Авторы: Горбунова Елена Николаевна, Елена Николаевна Горбунова
Должность: методист
Учебное заведение: МДОУ Архангельский детский сад
Населённый пункт: Ульяновская область Чердаклинский район с.Архангельское
Наименование материала: статья
Тема: Сущность и роль сюжетно-дидактической игры в развитии связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Сущность и роль сюжетно-дидактической игры в развитии
связной речи дошкольников
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей
имеет игра. Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный
труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только
окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш
накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и
воображение. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребенок
свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет
схем и правильных образцов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать, и
обучать, а играть с ними, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что
необходимо ребенку.
Недаром В.А. Сухомлинский подчеркивал, что, «игра -
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра
является потребностью растущего организма. Игра – источник развития, она
создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка,
утверждал Л.С. Выготский .
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие
мышления, воображения и речи. Играя ребенок заменяет отсутствующие
объекты предметами - заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не
просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в
последующем будет встречаться постоянно. В игре он учится планировать и
регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы
игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть -
сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их
логике,
их
последовательности.
Потом,
когда
ребенок
уже
умеет
самостоятельно
действовать,
осваивать
науку
сюжетно-ролевой
игры,
разыгрывать целые сюжеты, в которых главное - отражение отношений
между людьми.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн
подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и
вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей
присущи
основные
черты
игры:
эмоциональная
насыщенность
и
увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной
источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,- это окружающий его
мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая
ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль
взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке.
Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками
(сверстниками) в классе (на ковре). Но самое главное - в игре ребенок
воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому
событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.
Ушинский в игре же дети - зреющий человек, пробует свои силы и
самостоятельно распоряжается своими же созданиями.
Структура
ролевой
игры,
согласно
Д.Б.
Эльконину,
включает
следующие компоненты:
1) роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на
себя роли взрослых и отношения между ними;
3) игровое употребление предметов, условное замещение реальных
предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;
4) реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в
разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется
весь ход игры.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в
семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный
труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (игры празднование
Дня рождения города, в библиотеку, полет на Луну). В истории человечества
есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения
людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти
сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим
содержание, как отличаются и в самой жизни.
Содержание
игры,
отмечает
Д.Б.
Эльконин,
-
это
то,
что
воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента
деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой,
общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений
ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. На четвертом и
пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета,
взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается
интерес и определенным сюжетам, в которые они играли и раньше ( в семью,
больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые
впечатления,
вплетая
их,
как
сюжетные
линии,
в
знакомые
игры.
Обогащению содержания помогает взаимодействовать детей в игре, когда
каждый вносит, что-то свое, индивидуальное. На протяжении дошкольного
детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по
следующим направлениям:
- усиление, целенаправленности, а значит, и последовательности
связанности изображаемого;
- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой,
обобщение
изображаемого
в
игре
(использование
условных
и
символических, словесных замещений).
Сюжет ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую
он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-
ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет
себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Подчинения ребенка правилам
ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.
Для дошкольников роль- это образец того, как надо действовать. Исходя из
этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое
собственное. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях
между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли,
отношения в которых ему понятны (воспитательница хорошо заботится о
детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали,
чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с
помощью речи, мимики, жестов.
С точки зрения процесса порождения речевого высказывания обучение
говорению
должно
начинаться
с
приведения
в
действие
механизма
мотивации. Учет роли мотивации способствует более продуктивному
усвоению материала, активному включению дошкольников в деятельность.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются
в процессе общения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в
значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует
развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение в
различных речевых ситуациях другими словами, ролевая игра представляет
собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи
в условиях межличностного общения.
Можно
утверждать,
что
сюжетно-ролевая
игра
оказывает
положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок
вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает
гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой
игре развивается речевая активность детей.
Сделаем некоторые выводы.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание
(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и
взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи
является ее понятность для собеседника.
Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение
обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.
Связная
речь
-
это
единое
смысловое
и
структурное
целое,
включающее законченные отрезки, связанные и объединенные между собой
темой.
Связная речь - развернутое высказывание определенной темы, которое
осуществляется
последовательно,
логично,
подробно,
грамматически
правильно и образно.
Основная
функция
связной
речи
–
коммуникативная.
Она
осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Развитие монологической и диалогической форм связной речи играет
ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду. Связная речь
отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым
строем, словарным составом, грамматическим строем.
Значение связной речи для развития детей:
- развивает мышление (речь и мышление тесно связаны)
-
обеспечивает
социальные
связи
(общение,
определение
норм
поведения)
- влияет на эстетическое воспитание (детские пересказы, сочинения
влияют на образность, выразительность речи).