Напоминание

"Здоровый образ жизни: к чему нужно приучать детей с раннего возраста"


Автор: Валиева Гульшат Минеахматовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №227
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровый образ жизни: к чему нужно приучать детей с раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровый образ жизни: к чему нужно приучать детей с

раннего возраста

Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее

формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене

условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье –

важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития

воли, природных способностей.

Определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не

просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье

человека

закладывается

в

детстве

и,

согласно

данных

научных

исследований,

оно

обусловливается

на

50%

-

образом

жизни,

на

20%

-

наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% -

возможностями медицины и здравоохранения.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого

человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья,

правильного

физического

развития,

происходит

становление

двигательных

способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются

личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью,

необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в

результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних

(наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов

здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека,

основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет

состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок

и мотивов поведения человека в обществе.

Представлений о ЗОЖ у детей разных возрастов.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно

будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и

развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение

ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого

понятия.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую

элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого

отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как

«не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное

отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и

чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к

здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не

болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно

не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов

следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы

здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих

собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к

здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как

большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему

соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как

от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду

грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной

работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его

определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую

составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и

психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и

у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и

способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного

возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в

недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не

здорового поведения человека для сохранения здоровья.

Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть

холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по

луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные

последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни

правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей

к своему здоровью существенно меняется. Отношения к здоровью как к величайшей

ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой

формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую

психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в

отношении своего здоровья и здоровья окружающих Основные компоненты здорового

образа жизни детей включают в себя:

- Рациональный режим.

- Правильное питание.

- Рациональная двигательная активность.

- Закаливание организма.

- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Для достижения реализаций данных компонентов в своей работе с детьми ставлю

следующие задачи:

· формировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о

строении собственного тела);

· помочь ребенку в создании целостного представления о своем теле,

· формировать умение «слушать» и «слышать» свой организм;

· способствовать осознанию самоценности своей и ценность жизни другого

человека;

·

формировать

потребность

в

физическом

и

нравственном

самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

· прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи,

развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих

поступков для себя и своих сверстников;

·

развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни

другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

· ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

· научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

·

ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о

правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).

· формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов

деятельности;

Для достижения этих задач в своей повседневной работе использую следующие

формы, средства и методические приемы для формирования ЗОЖ:

Это обеспечение двигательной активности:

· утренняя гимнастика

· физкультурные деятельность

· прогулки, подвижные игры;

· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

· зрительная, дыхательная гимнастика

· оздоровительная гимнастика после дневного сна

· физкультминутки

· эмоциональные разрядки при общении с животными

· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

. посещение соляной комнаты

Используются следующие методические приемы:

· рассказы и беседы воспитателя;

· заучивание стихотворений;

· моделирование различных ситуаций;

· рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

· сюжетно-ролевые игры;

· дидактические игры;

· игры-тренинги;

· игры-забавы;

· подвижные игры;

· психогимнастика;

· пальчиковая и дыхательная гимнастика;

· самомассаж;

· физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей.

Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем

художественную литературу.

В нашем детском саду по реализации программ приучения к ЗОЖ детей с ранних

лет стоит всесторонне-направленные задачи на основе которых реализуются

программы по совершенствованию организации питания и формированию культуры

здорового питания, проекты по формированию культуры здоровья «Гигиена и спорт

залог здоровья», «Вкусно, здорово, полезно!», «Культурно-гигиенические навыки и

навыки самообслуживания у детей младшего возраста», «Профилактические сказки»,

«Быстрее, выше, сильнее». Функционируют комната релакса, комната общения с

животными для эмоциональной разрядки, соляная комната для профилактики

простудных заболеваний в детском саду,

так же она является эффективным и

безопасным способом повышения иммунитета у детей.

Большую часть дня воспитанники проводят в стенах детского сада. Поэтому важно,

чтобы всё то, что формирует эту среду, находилось в гармонии с детским

организмом, соответствовало возрастным возможностям детей

Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья,

которая предполагает активное

использование

знаний,

освещающих

правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья детей

с раннего детства.



В раздел образования