Автор: Валиева Гульшат Минеахматовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №227
Населённый пункт: Республика Башкортостан г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровый образ жизни: к чему нужно приучать детей с раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Здоровый образ жизни: к чему нужно приучать детей с
раннего возраста
Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее
формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене
условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье –
важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития
воли, природных способностей.
Определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье
человека
закладывается
в
детстве
и,
согласно
данных
научных
исследований,
оно
обусловливается
на
50%
-
образом
жизни,
на
20%
-
наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% -
возможностями медицины и здравоохранения.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья,
правильного
физического
развития,
происходит
становление
двигательных
способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются
личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью,
необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в
результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов
здоровья:
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека,
основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет
состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок
и мотивов поведения человека в обществе.
Представлений о ЗОЖ у детей разных возрастов.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно
будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и
развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение
ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого
понятия.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую
элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого
отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как
«не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное
отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и
чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к
здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не
болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно
не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов
следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы
здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих
собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к
здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как
большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему
соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как
от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду
грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной
работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его
определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую
составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и
психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и
у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и
способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного
возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в
недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не
здорового поведения человека для сохранения здоровья.
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть
холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по
луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные
последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни
правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей
к своему здоровью существенно меняется. Отношения к здоровью как к величайшей
ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой
формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую
психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в
отношении своего здоровья и здоровья окружающих Основные компоненты здорового
образа жизни детей включают в себя:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Для достижения реализаций данных компонентов в своей работе с детьми ставлю
следующие задачи:
· формировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о
строении собственного тела);
· помочь ребенку в создании целостного представления о своем теле,
· формировать умение «слушать» и «слышать» свой организм;
· способствовать осознанию самоценности своей и ценность жизни другого
человека;
·
формировать
потребность
в
физическом
и
нравственном
самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
· прививать навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи,
развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих
поступков для себя и своих сверстников;
·
развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни
другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
· ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
· научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
·
ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о
правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
· формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов
деятельности;
Для достижения этих задач в своей повседневной работе использую следующие
формы, средства и методические приемы для формирования ЗОЖ:
Это обеспечение двигательной активности:
· утренняя гимнастика
· физкультурные деятельность
· прогулки, подвижные игры;
· пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
· зрительная, дыхательная гимнастика
· оздоровительная гимнастика после дневного сна
· физкультминутки
· эмоциональные разрядки при общении с животными
· ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
. посещение соляной комнаты
Используются следующие методические приемы:
· рассказы и беседы воспитателя;
· заучивание стихотворений;
· моделирование различных ситуаций;
· рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
· сюжетно-ролевые игры;
· дидактические игры;
· игры-тренинги;
· игры-забавы;
· подвижные игры;
· психогимнастика;
· пальчиковая и дыхательная гимнастика;
· самомассаж;
· физкультминутки.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей.
Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем
художественную литературу.
В нашем детском саду по реализации программ приучения к ЗОЖ детей с ранних
лет стоит всесторонне-направленные задачи на основе которых реализуются
программы по совершенствованию организации питания и формированию культуры
здорового питания, проекты по формированию культуры здоровья «Гигиена и спорт
залог здоровья», «Вкусно, здорово, полезно!», «Культурно-гигиенические навыки и
навыки самообслуживания у детей младшего возраста», «Профилактические сказки»,
«Быстрее, выше, сильнее». Функционируют комната релакса, комната общения с
животными для эмоциональной разрядки, соляная комната для профилактики
простудных заболеваний в детском саду,
так же она является эффективным и
безопасным способом повышения иммунитета у детей.
Большую часть дня воспитанники проводят в стенах детского сада. Поэтому важно,
чтобы всё то, что формирует эту среду, находилось в гармонии с детским
организмом, соответствовало возрастным возможностям детей
Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья,
которая предполагает активное
использование
знаний,
освещающих
правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья детей
с раннего детства.