Автор: Артемкина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №8
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками"
Раздел: начальное образование
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основные задачи воспитания –
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности,
способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации.
Для
успешного
решения
этих
задач
необходимо
активное
взаимодействие
всех
участников
образовательного
процесса,
дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином
образовательном пространстве и социокультурной среде.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют
все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач
воспитания
принадлежит
классному
руководителю,
который
является
основным звеном связи горизонтали "дети – родители – учителя”.
В
таком
взаимодействии
все
участники
образовательного
процесса
выступают как равноправные партнеры, а цель такого взаимодействия –
установление личностного взаимопонимания по определенному кругу задач
и проблем.
Проблему
взаимодействия
классного
руководителя
с
учителями-
предметниками нельзя назвать новой.
Эта проблема актуально, так как все классные руководители являются и
учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли.
Классный
руководитель
и
учителя-предметники
обеспечивают
целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В
работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги
решают
общие
образовательные
и
воспитательные
задачи:
развитие
познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности,
ответственности и др.
Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности
действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.
Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном
результате, который можно повысить, если объединить ил скоординировать
свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации
учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который
во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:
- изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в
организации воспитательной работы с детьми;
- изучение особенностей преподавательской деятельности учителя его
контактов, отношений с детьми;
- регулирование отношений между учителями класса, между учителями и
детьми, между педагогами и родителями;
- определение общих целей, организация совместной деятельности по их
достижению;
- педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в
организации воспитательной работы с детьми и родителями.
Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию
общих целей и задач в работе с ученическим коллективном и отдельными
учащимися,
определению
путей,
основных
педагогических
средств,
обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к
внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в
проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными
учащимися.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса
составляют:
- взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об
организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
- взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
- заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
- совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные
усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
- совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических
проблем, полученных результатов;
- совместное определение перспектив в работе классным коллективом,
отдельными учащимися.
На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может
показаться
нереальной,
однако
многое
осуществляется
классным
руководителем и учителями в повседневном общении и требует наибольших
затрат
времени,
окупающихся
значительным
повышением
качества
педагогической работы. При этом обе стороны, помогая, друг другу,
помогают и себе.
Классный
руководитель
организует
изучение
учащихся
их
образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с
учителями он может составлять и оформлять различные диагностические
карты.
Оценка
ряда
учебных
способностей
у
детей
осуществляется
родителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить,
проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами.
С
одной
стороны,
классный
руководитель
использует
различную
информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности,
учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой – обогащает
представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные,
которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с
учеником.
Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и
коллектива, эффективности воспитательного процесса, т.к. учителя могут
дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы
правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической
диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться
учебного
процесса,
повышения
его
эффективности
учителями
и
их
отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.
Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей
и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей,
работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи
ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками
поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной
деятельности, его самореализацию на уроке и во внеурочное время.
Классный
руководитель
систематически
информирует
учителей
о
динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении
ситуации в семье. В случае затруднении, связанных с обучением, стремится
привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и
помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить
учителей
с
особенностями
психического
развития
детей,
имеющих
отклонения в развитии, со специальными способностями педагогического
влияния на них.
Классный руководитель регулирует отношение учителей и родителей
ребенка.
Он
информирует
педагогов
о
состоянии
воспитанника,
особенностях
семьи,
организует
встречи
родителей
с
учителями-
предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в
организации домашней работы с учащимися.
Особенно важно привлечь учителей к планированию воспитательной
работы
в
классе.
Классный
руководитель
на
этапе
перспективного
планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает
учителям ответить на следующие вопросы.
1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?
2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих
проблем?
3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?
4. Какая внеурочная работа по вашему предмету может быть проведена с
учащимися?
5. Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?
Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный
руководитель
использует
при
коллективном
планировании,
стремится
согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво
привлечь
внимание
учащихся
к
предложениям
педагогов.
Было
бы
замечательно,
если
бы
учителя
класса
приняли
участие
вместе
со
школьниками в коллективном планировании.
Когда составлен план работы ученического и родительского коллективов,
классный руководитель предлагает учителям найти возможности, формы
участия, в реализации намеченного, определить дела, которые будут
проводиться
с
привлечением
педагогов
класса.
Это
могут
быть
познавательные мероприятия, родительские собрания и лектории.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы
своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения,
эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями,
организует
обмен
опытом
педагогической
работы,
поддерживает,
стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку
ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время
он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их
инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.
Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно
познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников,
требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем к педагогам класса.
Какие могут быть формы взаимодействия классного руководителя и
учителей-предметников?
К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы
по предметам.
Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его
престижа, поэтому проведения мероприятий в интересной и увлекательной
во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать
решению
образовательных
и
воспитательных
задач.
Осуществлял
совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко
обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых
требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет
роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и
способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся
к
планированию
мероприятия,
организует
подготовительную
работу,
совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают
каждому найти свое место в коллективной работе.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с
родителями, способствует формированию уважительных доверительных
отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и
ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях.
Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования,
познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы
оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным
было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и
совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.
Классный
руководитель
обеспечивает
взаимодействие
родителей
и
педагогов для решения учебных проблем детей. Взаимодействие классного
руководителя с учителями-предметниками имеет особо важное значение в
определении позиций и требований к конкретным ученикам.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-
предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих
выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический
консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто
работает с учеником, получает информацию о его психическом, физическом,
умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и
трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником,
обмениваются
информацией,
договариваются
о
способах
решения
возникающих проблем распределяют функции в работе с ребенком.
Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим
обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и
способов взаимодействия педагогов с коллективом.
Основной
формой
работы
с
учителями-предметниками
являются
индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не
упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и
предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие
беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или
иной
проблемы.
В
ряде
случаев
бывает
необходимо
организовать
индивидуальную консультацию учителя со специалистами.
Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть
самыми
разнообразными.
Многое
зависит
от
личных
контактов,
заинтересованности в успехе обеих взаимодей