Напоминание

"Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками"


Автор: Артемкина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №8
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками"
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в

интересах человека, общества, государства. Основные задачи воспитания –

формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового

самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности,

способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации.

Для

успешного

решения

этих

задач

необходимо

активное

взаимодействие

всех

участников

образовательного

процесса,

дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином

образовательном пространстве и социокультурной среде.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют

все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач

воспитания

принадлежит

классному

руководителю,

который

является

основным звеном связи горизонтали "дети – родители – учителя”.

В

таком

взаимодействии

все

участники

образовательного

процесса

выступают как равноправные партнеры, а цель такого взаимодействия –

установление личностного взаимопонимания по определенному кругу задач

и проблем.

Проблему

взаимодействия

классного

руководителя

с

учителями-

предметниками нельзя назвать новой.

Эта проблема актуально, так как все классные руководители являются и

учителями-предметниками, т.е. совмещают две профессиональные роли.

Классный

руководитель

и

учителя-предметники

обеспечивают

целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В

работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги

решают

общие

образовательные

и

воспитательные

задачи:

развитие

познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности,

ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности

действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном

результате, который можно повысить, если объединить ил скоординировать

свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации

учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который

во взаимодействии с учителями-предметниками решает следующие задачи:

- изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в

организации воспитательной работы с детьми;

- изучение особенностей преподавательской деятельности учителя его

контактов, отношений с детьми;

- регулирование отношений между учителями класса, между учителями и

детьми, между педагогами и родителями;

- определение общих целей, организация совместной деятельности по их

достижению;

- педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в

организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию

общих целей и задач в работе с ученическим коллективном и отдельными

учащимися,

определению

путей,

основных

педагогических

средств,

обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к

внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в

проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными

учащимися.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса

составляют:

- взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об

организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

- взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

- заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

- совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные

усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;

- совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических

проблем, полученных результатов;

- совместное определение перспектив в работе классным коллективом,

отдельными учащимися.

На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может

показаться

нереальной,

однако

многое

осуществляется

классным

руководителем и учителями в повседневном общении и требует наибольших

затрат

времени,

окупающихся

значительным

повышением

качества

педагогической работы. При этом обе стороны, помогая, друг другу,

помогают и себе.

Классный

руководитель

организует

изучение

учащихся

их

образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с

учителями он может составлять и оформлять различные диагностические

карты.

Оценка

ряда

учебных

способностей

у

детей

осуществляется

родителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить,

проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами.

С

одной

стороны,

классный

руководитель

использует

различную

информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности,

учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой – обогащает

представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные,

которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с

учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и

коллектива, эффективности воспитательного процесса, т.к. учителя могут

дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы

правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической

диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться

учебного

процесса,

повышения

его

эффективности

учителями

и

их

отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.

Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей

и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей,

работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи

ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками

поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной

деятельности, его самореализацию на уроке и во внеурочное время.

Классный

руководитель

систематически

информирует

учителей

о

динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении

ситуации в семье. В случае затруднении, связанных с обучением, стремится

привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и

помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить

учителей

с

особенностями

психического

развития

детей,

имеющих

отклонения в развитии, со специальными способностями педагогического

влияния на них.

Классный руководитель регулирует отношение учителей и родителей

ребенка.

Он

информирует

педагогов

о

состоянии

воспитанника,

особенностях

семьи,

организует

встречи

родителей

с

учителями-

предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в

организации домашней работы с учащимися.

Особенно важно привлечь учителей к планированию воспитательной

работы

в

классе.

Классный

руководитель

на

этапе

перспективного

планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации предлагает

учителям ответить на следующие вопросы.

1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?

2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих

проблем?

3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?

4. Какая внеурочная работа по вашему предмету может быть проведена с

учащимися?

5. Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?

Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный

руководитель

использует

при

коллективном

планировании,

стремится

согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво

привлечь

внимание

учащихся

к

предложениям

педагогов.

Было

бы

замечательно,

если

бы

учителя

класса

приняли

участие

вместе

со

школьниками в коллективном планировании.

Когда составлен план работы ученического и родительского коллективов,

классный руководитель предлагает учителям найти возможности, формы

участия, в реализации намеченного, определить дела, которые будут

проводиться

с

привлечением

педагогов

класса.

Это

могут

быть

познавательные мероприятия, родительские собрания и лектории.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы

своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения,

эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями,

организует

обмен

опытом

педагогической

работы,

поддерживает,

стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку

ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время

он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их

инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.

Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно

познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников,

требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем к педагогам класса.

Какие могут быть формы взаимодействия классного руководителя и

учителей-предметников?

К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы

по предметам.

Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его

престижа, поэтому проведения мероприятий в интересной и увлекательной

во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать

решению

образовательных

и

воспитательных

задач.

Осуществлял

совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко

обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых

требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет

роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и

способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся

к

планированию

мероприятия,

организует

подготовительную

работу,

совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают

каждому найти свое место в коллективной работе.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с

родителями, способствует формированию уважительных доверительных

отношений между ними. Этому могут способствовать вечера вопросов и

ответов, совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях.

Чаще всего учителя приходят на собрание, чтобы высказать свои требования,

познакомить с особенностями программы, предложить возможные способы

оказания помощи детям по изучению предмета. Однако более продуктивным

было бы совместное выявление проблем, трудностей обучения детей и

совместный поиск путей решения этих проблем, преодоления трудностей.

Классный

руководитель

обеспечивает

взаимодействие

родителей

и

педагогов для решения учебных проблем детей. Взаимодействие классного

руководителя с учителями-предметниками имеет особо важное значение в

определении позиций и требований к конкретным ученикам.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-

предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих

выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический

консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто

работает с учеником, получает информацию о его психическом, физическом,

умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и

трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником,

обмениваются

информацией,

договариваются

о

способах

решения

возникающих проблем распределяют функции в работе с ребенком.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим

обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и

способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной

формой

работы

с

учителями-предметниками

являются

индивидуальные беседы. Они должны быть спланированы так, чтобы не

упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и

предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие

беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или

иной

проблемы.

В

ряде

случаев

бывает

необходимо

организовать

индивидуальную консультацию учителя со специалистами.

Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть

самыми

разнообразными.

Многое

зависит

от

личных

контактов,

заинтересованности в успехе обеих взаимодей



В раздел образования