Напоминание

"Сенсорные представления о форме и величине"


Автор: Самойленкова Алина Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13 г. Выборга"
Населённый пункт: Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Сенсорные представления о форме и величине"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

на тему:

«Сенсорные представления о форме и величине»

Выполнила:

Самойленкова

Алина Дмитриевна

2

В настоящее время тема «сенсорные представления о форме и величине»

очень актуальна.

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни –

является залогом успешного осуществления разных видов деятельности,

формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы

сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все

моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей

жизни. Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых

представлений о свойствах предметов происходит в результате действий

восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других

свойств, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого

недостаточно.

Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.

Фребель, М. Монтессори) справедливо считали, что сенсорное воспитание

является одной из основных сторон дошкольного воспитания [2, с.3].

Сенсорное

развитие,

с

одной

стороны,

составляет

фундамент

общего

умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, так как полноценное воспитание необходимо и для успешного

обучения ребёнка в детском саду. С восприятия предметов и явлений

окружающего мира начинается познание. Значение восприятия в жизни

дошкольника

создаёт

фундамент

для развития

мышления,

способствует

развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем возрасте эти

процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а

восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Приоритет займёт

мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через

восприятие.

Формирование элементарных

математических

представлений

предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями,

сравнение объектов по величине. Большое значение в сенсорном воспитании

3

имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. В качестве

эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система

мер. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно

называть то или иное свойство, необходимо просто иметь четкие представления

о

их разновидностях. Воспитание сенсорной культуры детей в области

восприятия формы и величины составляет основное содержание сенсорного

воспитания

в

детском

саду,

ведь

именно

форма

и

величина

имеют

определяющее значение для формирования зрительных представлений о

предметах и явлениях действительности. Начиная с трех лет основное место в

сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми

сенсорными эталонами и способами их использования. Эталонами формы

служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания

сенсорной

культуры

отличается

от

изучения

этих

фигур

в

процессе

формирования элементарных математических представлений.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, в связи с

этим сенсорные задания целесообразно включать именно в этот самый вид

деятельности, используя игры и игровые занятия.

Большую роль играет «сенсорное развитие ребенка» – оно буквально с первых

дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов

деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно,

чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все

моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия,

происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и

солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка,

елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и так далее. Именно в 3-4

года ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими

пояснениями.

4

Одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы

является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно

в

условиях

содержательной,

результативной

деятельности

складывается

возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей,

предметом освоения. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий

характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие,

добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством

активной,

интересной

для

них

деятельности

отличительная

особенность

дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия или являющиеся

составной частью занятий, обучают и закрепляют знания в игровой форме.

Дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно,

систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с

разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность

фиксировать внимание детей на выделение одного из свойства в ущерб другим.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления

разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому

сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все

моменты жизни малыша. А также в дошкольном возрасте развитие ощущений и

восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о

предметах, о сенсорных эталонах намного легче формируются в процессе их

непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного.

Основная

задача

сенсорного

воспитания

заключается

в

создании

основы

умственного развития.

В

развитии

сенсорных

эталонов

большую

помощь

осуществляют

дидактические игры; именно дидактическая игра является формой обучения,

наиболее характерной для детей раннего возраста. В дидактической игре содержатся

все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел,

цель, содержание, правила игры, игровые действия, результат.

5

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование

его представлений о внешних свойствах предмета: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, запахе, вкусе. Одним из важных условий развития детей

второй младшей группы является осуществление его в процессе содержательной

деятельности детей. Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда

носит творческий характер.

Ребенка привлекает

в

дидактической игре

не

обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое

действие, добиться результата, выиграть. эффективность дидактических игр в

развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень

велика. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянства

проведения

на

занятиях

и

вне

дидактических

игр

о

необходимости

целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая

к случаю. Исходя из этого, можно утверждать, что дидактические игры и

упражнения

для

детей

3

4

лет

должны

проводиться

последовательно,

систематически.

Трёх-четырехлетний возраст детей – это золотое время, когда у ребёнка

закладываются основы восприятия окружающего мира. Создается тот самый

основной

фундамент

его

интеллектуального

развития.

Имея

определенный

словарный запас, первоначальные навыки общения, осмысленно познает величину

предметов, их форму, структуру. Дидактические игры могут быть разные, совсем не

обязательно

покупать

дорогие

игрушки

для

сенсорного

развития.

Ребенка

достаточно чем-то заинтересовать, удивить, ведь он сам стремится к познанию

окружающего себя мира.

Мы провели мониторинг сенсорного развития на выявление уровня развития

практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного

образа предмета, ориентировки в пространстве на начало и конец года. Все данные

были зафиксированы в таблице и подведены общие итоги по данному мониторингу.

Все поставленные цели и задачи выполнены, поставленная нами гипотеза

оправдалась. Дидактические игры действительно оказывают значительное влияние

6

на развитие представлений о сенсорных эталонах, общий уровень развития

сенсорных способностей у детей в экспериментальной группе значительно

изменился.



В раздел образования