Напоминание

Организация образовательного процесса


Автор: Караульнова Антонина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ №7
Населённый пункт: САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, АНИВСКИЙ РАЙОН, УСПЕНСКОЕ
Наименование материала: Реферат
Тема: Организация образовательного процесса
Раздел: начальное образование





Назад




Реферат на тему: "организация учебной деятельности младших

школьников"

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы организации учебной деятельности младших

школьников……………………………………………………………………..…5

2. Содержание и структура учебной деятельности …………………………….7

3. Формы организации учебной деятельности младших школьников на

уроке.......................................................................................................................1

0

Заключение ……………………………………………………………………....12

Список использованных источников…………………………………………...13

Введение

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

второго

поколения (ФГОС)

начального общего

образования,

направленный

на

реализацию заявленных целей, подчеркивает важность развития учащихся

через

организацию

личностно

значимой

деятельности.

Результатом

внедрения ФГОС начального общего образования должна стать подготовка

выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и

самообразования

для

жизни

и

деятельности,

способного

применять

полученные знания на практике.

Учебная деятельность – это деятельность ученика, суть которой заключается

в

развитии

собственных

способностей,

необходимых

для

освоения

культурных ценностей общества.

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников

разработана

в

трудах

видных

учёных,

педагогов

и

методистов:

Е.В.

Бондаревская, О.С. Газман, Л.С. Выготский, А.К. Макарова, А.Б. Орлова, Л.М.

Фридман, К.Д. Ушинский, Т.К. Жикалкина, Т.Б. Иванова, С.В. Кутасова, Н.И.

Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов и многие

другие.

Задача научить обучающихся самих себя учить имеет исторические корни, о

чем в своих работах писали Сократ, А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, Д.И.

Писарев и др. [3, с.21]

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках.

Предмет исследования: формы организации учебной деятельности младших

школьников.

Цель исследование: изучить формы организации учебной деятельности

младших школьников на уроке.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

охарактеризовать понятие «учебная деятельность»;

охарактеризовать особенности организации учебной деятельности младших

школьников;

описать формы организации учебной деятельности младших школьников на

уроке.

Структура реферата включает в себя введение, заглавия, заключение и

список использованных источников.

Теоретические

основы

организации

учебной

деятельности

младших

школьников

В системе общего образования сложилось несколько различных точек зрения

на понятие «учебная деятельность»: синоним учения, научения, обучения;

ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, особая форма

социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и

познавательных действий; один из видов деятельности школьников и

студентов,

направленный

на

усвоение

ими

посредством

диалогов

и

дискуссий, теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков;

самостоятельная работа обучающихся. Наибольшее распространение в

теории

и

практике

обучения

получило

преставление

об

учебной

деятельности как о деятельности обучающегося по усвоению накопленных

знаний, умений и навыков.

Теоретическим аспектом проблемы становления учебной деятельности в

многообразии ее структурных компонентов у школьников разного возраста

занимались ученые Л.С. Выготский, Е.Н. Кабанова- Меллер, Д.Б. Эльконин,

Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий и др.

Возможностям учебной деятельности по формированию умений посвятили

свои дидактические разработки такие ученые, как Ю. К. Бабанский, Б. Л.

Вульфсон, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. В. Усова, И. Т. Огородников и др.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что дано достаточно

полное обоснование проблемы формирования учебной деятельности, как

особого вида деятельности человека.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к

учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой

формируются основные психические новообразования.

С поступлением ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация

развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников

связан с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе

становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая

важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Для младших школьников учебная деятельность - особая форма активности

ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения -

становится ведущей и приобретает характерных особенностей.

Своеобразие учебной деятельности заключается в том, что ее содержание в

основном составляют научные понятия и обусловленные ими обобщенные

способы решения задач, а ее основная цель и главный результат заключается

в усвоении научных знаний и соответствующих им умений.

В XXI веке общество предъявляет новые требования к образованию в плане

формирования

личности,

готовой

к

действию,

личности,

способной

подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности.

Учебная деятельность достаточно неоднозначное понятие. Иногда учебная

деятельность рассматривается как синоним научения, обучения, учения,

познавательной (гностической деятельности). Все эти понятия составляют

семантическую область понятия «учебная деятельность».

Учебная

деятельность

проявляемая

обучаемыми

мотивированная

активность при достижении целей учения. Основными характеристиками

учебной деятельности являются:

она социальна,

направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач,

в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия.

Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном

возрасте. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, в

процессе

которой

происходит

формирование

основных

психических

процессов

и

свойств

личности,

появляются

новообразования,

соответствующие

возрасту

(произвольность,

рефлексия,

самоконтроль,

внутренний план действий). Смысл учебной деятельности как ведущей - в

формировании основ теоретического мышления.

Учебная деятельность – это, прежде всего, индивидуальная активность. Она

сложна по своей структуре и требует специального формирования. Д. Б.

Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению

способ действия;

учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать

образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

действие оценки- определение того, насколько ученик достиг результата,

степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

Структура и содержание учебной деятельности

В структуре учебной деятельности принято выделять такие компоненты, как

мотивация; цель (усвоение определенных знаний, умений и навыков);

учебные ситуации (учебные задачи в определенных ситуациях в различной

форме заданий) и учебные действия и операции, с помощью которых

учащиеся овладевают содержанием образования; контроль, переходящий в

самоконтроль и оценку, которая переходит в самооценку, мотивы и формы

общения учеников с учителем и между собой. Каждому из компонентов

структуры этой деятельности присущи свои особенности.

Мотивация

первый

обязательный

компонент

структуры

учебной

деятельности. Мотивация является существенной характеристикой самого

субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней

относительно деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой

личности как субъекта этой деятельности.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

потребности человека. Это направленность школьника на отдельные стороны

учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. К

видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы.

Главным, по сути, компонентом структуры учебной деятельности является

учебная задача. Она предлагается обучающемуся, как некое учебное задание

(формулировка которого чрезвычайно существенное для его решения и

результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых

представлен сам учебный процесс в целом. Основываясь на определении

учебной

деятельности

как

специфической

деятельности

субъекта

по

овладению

обобщенными

способами

действий,

направленной

на

его

саморазвитие на основе решения с помощью учебных действий, специально

поставленных педагогом и решаемых учеником учебных заданий, отметим,

что учебная задача - это основная единица учебной деятельности.

Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б.

Эльконина, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении

самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект. Практически

вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных

задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Балл). Они даются в определенных

учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия -

предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как

схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д.

Одним из важных структурных компонентов деятельности является действие.

Согласно А.Н. Леонтьевым, «действие - это такой процесс, мотив которого не

совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую это

действие включена». При этом «предмет действия есть не что иное, как его

осознанной

непосредственной

целью».

Иными

словами,

если

мотив

соотносится

с

деятельностью

в

целом,

то

действия

соответствуют

определенной цели. В силу того, что сама деятельность представлена

действиями, и мотивирована, и целенаправленная, тогда как действия

отвечают только цели. Любая, в том числе учебная деятельность, состоит из

действий, и иначе, чем через них, она невозможна, тогда как сами действия

могут существовать вне деятельности.

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится

действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это объясняется

тем,

что

любая

другая

учебная

действие

становится

произвольным,

регулируемой

только

при

наличии

контроля

и

оценки

в

структуре

деятельности. Были выделены две формы обратной связи - направляющая и

результирующая. В любом варианте всякая информация о процессе или

результате выполнения действия является обратной связью, осуществляет

контроль, регуляцию и управление.

Центральный механизм – самооценка человека (представление человека о

самом себе, образ «Я» и свое отношение к нему.

Структура учебной деятельности складывается постепенно, по мере того, как

ученики

учатся

ее

осуществлять,

производя

первые

умение

учиться.

Сложными

становятся

цели

учебной

деятельности,

которые

теперь

определяются содержанием школьного обучения. Овладения последним

требует не только активности, но и формирование у учащихся новых

действий.

Среди последних на первый план в современных условиях выходят

умственные и речевые действия, необходимые для осознания учебного

задания, понимание содержания, раскрытие внутренних связей, причинных

зависимостей в объекте познается и т.д.; им подчиняются мнемические,

мнимые,

практические

и

другие

действия.

Конкретное

соотношение

различных действий зависит от этапа обучения и его содержания (язык,

математика, естествознание и т.д.).

Существенную роль в обучении младших школьников играют различные

виды наглядности. Подчеркнем, что ее использование является средством

донесения до учащихся необходимых для формирования представлений и

понятий

об

объектах,

опознаваемых

чувственных

данных,

средством

развития

способности

воспринимать

различные

явления

окружающей

действительности.

Формы организации учебной деятельности младших школьников на уроке

Согласно требованиям ФГОС обучение строится на основе деятельностного

метода. При этом необходимо учитывать психологические особенности

развития способностей и познавательных интересов детей в каждом

возрасте. Система проектных заданий предусмотрена в каждом учебном

предмете начальной школы, тематика их разнообразна. Следует отметить,

что основная часть работы в данном направлении приходится на внеурочное

время.

Основным результатом образования должна стать не только система знаний,

умений и навыков, а набор современных компетенций.

Поэтому

необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и

приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и

их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного

подхода к учащимся.

Формы организации учебной деятельности учащихся

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Рис. 1. Формы организации учебной деятельности учащихся

При

фронтальном обучении

учитель

управляет

учебно-познавательной

деятельностью

всего

класса,

работающего

над

единой

задачей.

Он

организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп

работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом

зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не

упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается,

если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы,

поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная

работа

не

рассчитана

на

учет

их

индивидуальных

различий.

Она

ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от

заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.

Индивидуальная форма работы помогает стеснительным и неуверенным в

себе ученикам раскрыться на уроке и активно принимать участие в изучении

материала.

Индивидуальное

обучение

учащихся

не

предполагает

их

непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно

есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего

класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное

задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую

организационную форму обучения называют индивидуализированной. С

этой целью могут применяться специально разработанные карточки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной

деятельностью групп учащихся класса. Деятельностью учебных групп учитель

руководит

как

непосредственно,

так

и

опосредованно

через

своих

помощников звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения

учащихся.

Кроме выше указанных форм организации учебной деятельности имеются и

следующие:

парная работа;

дифференцированная работа;

совместно-распределительная работа;

игры (ролевые, дидактические, сюжетные).

Таким образом, на уроке в начальной школе могут использоваться формы

организации учебной деятельности как по отдельности, так и в сочетании.

Заключение

Учебная деятельность – это деятельность ученика, суть которой заключается

в

развитии

собственных

способностей,

необходимых

для

освоения

культурных ценностей общества.

На

уроке

могут

использоваться

такие

формы

организации

учебной

деятельности младших школьников, как:

индивидуальная,

групповая,

фронтальная.

При индивидуальной работе каждый ученик получает для самостоятельного

выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его

подготовкой и учебными возможностями.

Групповая работа подразумевает деление класса на группы по 3-6 человек

для решения конкретных учебных задач.

При фронтальной форме организации работ все ученики одновременно

выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают,

сравнивают и обобщают ее результаты.

Для наиболее успешного усвоения материала на уроке все эти формы

необходимо использовать целесообразно, под четким руководством учителя.

Список использованных источников

Бабина Н. Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и

производство / Н. Ф. Бабина, 2002. – №3. – С.8

Берберян А. С. Девятых С. Ю. Инновации и современные технологии в

системе образования. – Материалы международной научно-практической

конференции, 20–21 февраля 2011 г. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-

издательский центр «Социосфера», 2011. – 317 с.

Витковская

И.

М.

Обучение

младших

школьников

в

совместной

деятельности/ И. М. Витковская, – Псков, 2000. – 96 с.

Дьяченков В. К. Общие формы организации процесса обучения / В. К.

Дьяченков, – Красноярский институт, 1984. – 184 с.



В раздел образования