Напоминание

"Два портрета А.С.Пушкина"


Автор: Саражакова Лариса Иосифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Мирный, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Презентация
Тема: "Два портрета А.С.Пушкина"
Раздел: среднее образование





Назад




Два портрета А.С. Пушкина

Два портрета А.С. Пушкина

Цели и задачи урока

Цели и задачи урока

Формирование ключевых компетенций через проектно-

Формирование ключевых компетенций через проектно-

исследовательскую деятельность учащихся в процессе

исследовательскую деятельность учащихся в процессе

сопоставительного анализа портретов А.С. Пушкина О.А.

сопоставительного анализа портретов А.С. Пушкина О.А.

Кипренского и В.А. Тропинина.

Кипренского и В.А. Тропинина.

Формировать умения выделять особенное во внешности

Формировать умения выделять особенное во внешности

человека, воссоздавать внутреннюю жизнь человеческой

человека, воссоздавать внутреннюю жизнь человеческой

души.

души.

Познакомить учащихся с историей портретов двух

Познакомить учащихся с историей портретов двух

художников, раскрыть особенности портретов О. А.

художников, раскрыть особенности портретов О. А.

Кипренского и В. А. Тропинина.

Кипренского и В. А. Тропинина.

Орест Кипренский

Орест Кипренский

Портрет работы О.А. Кипренского

написан

по

заказу

друга

поэта

Антона

Дельвига.

После

смерти

Дельвига Пушкин купил работу у

вдовы на деньги из гонорара за

издание «Бориса Годунова».

Василий Тропинин

Василий Тропинин

Портрет был заказан В.А. Тропинину

самим Пушкиным и преподнесён в

качестве

сюрприза

своему

другу

С.А.Соболевскому.

Портрет

был

создан зимой 1826-1827 годов (чуть

раньше,

чем

работа

Кипренского),

когда Пушкин, живя у Соболевского

в Москве, позировал В.А. Тропинину.

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность,

создать возвышенный образ поэта. Как удалось художнику

реализовать этот замысел?

Муза (на заднем плане картины) была нарисована позже по

просьбе А.А.Дельвига. Как вы думаете, с какой целью?

Соответствует ли эта дополнительная деталь замыслу художника?

Смысл портрета В. Тропинина – свобода и

Смысл портрета В. Тропинина – свобода и

творчество

творчество

У О. Кипренского Пушкин – «светский»,

петербургский; у

В. Тропинина Пушкин – московский, «домашний».

Почему работы О. Кипренского и В. Тропинина

сравнивать правомерно?

Пушкин «светский» и «домашний»

«Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете О. Кипренского. – Видев

его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот,

которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания».

Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль.

Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он

величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая

вот-вот распрямиться.

На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на

бумагах, видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с

которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к

этому перстню как к талисману.

На руке Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника

интересует облик поэта-творца. Скрещённые на груди руки – ещё один типично

романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную

отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.

Оба художника стремятся придать поэту «домашний» облик.

О. Кипренский делает это при помощи клетчатого плаща,

наброшенного

на

плечи

с

характерной

небрежностью,

признак

романтического героя, которому чужды условности общества.

В. Тропинин тщательно вырисовывает небрежно повязанный

платок, из-под которого выступает воротник свободной рубашки.

«Домашняя» одежда, по мысли художников, должна приближать

его героев к зрителю.

За плечом поэта на портрете О. Кипренского –

бронзовая Муза. Эта символическая деталь

недвусмысленно указывает на «святое ремесло»,

которым занимается герой портрета.

У Тропинина Пушкин написан совсем «по-домашнему»,

(халат, в который одет поэт, нарисован художником

почти торжественно: он напоминает античную тогу,

ниспадающую с плеч, и ещё больше подчёркивает

ту гордую позу, в которой изображён Пушкин). Этот

образ более душевен, интимен, человечен.

Как воплощает свой замысел каждый из

художников?

а) выражение лица;

б) взгляд;

в) жесты;

г) поза;

д) одежда;

е) композиция картины, её колорит.

Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого

портрета? Каково ваше отношение к ним?

Вывод.

Портреты двух художников разнятся между собой, но, дополняя друг друга,

дают более полное представление о многогранном образе великого поэта.

Оба портрета производят огромное впечатление на зрителя, перенося его в

прошлое.



В раздел образования