Автор: Кондрашова Александра Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования, Руководитель Центра "Точка Роста"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 им. Ярослава Василенко"
Населённый пункт: п. Пурпе Пуровского района
Наименование материала: Робототехника
Тема: Робототехника – развитие в условиях изменений
Раздел: дополнительное образование
Руководитель Центра «Точка Роста»
Педагог ДО А.А. Кондрашова
МБОУ «СОШ № 1 им. Ярослава Василенко» п. Пурпе
«Робототехника – развитие в условиях изменений»
В настоящее время робототехника является одним из самых передовых
направлений науки и техники, а образовательная робототехника – это новое
междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее
знания
по физике,
технологии,
математике,
кибернетике
и
ИКТ, и
позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно- технического
творчества учащихся разного возраста. Она направлена на популяризацию и
развитие
научно-технического
творчества,
и
повышение
престижа
инженерных профессий среди детей и молодёжи, развитие у них навыков
практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с
техникой.
Робототехника – универсальный инструмент для образования. Она
вписывается
и
в
дополнительное
образование,
и
во
внеурочную
деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в
четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов –
от
дошкольников
до
профобразования.
Причем,
обучение
детей
с
использованием робототехнического оборудования – это и обучение в
процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует
воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей
нового
типа.
Немаловажно,
что
применение
робототехники
как
инновационной методики на занятиях в обычных школах и в детских садах,
учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ
детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
Робототехника – область науки и техники, находящаяся на стыке
механики,
электроники
и
программирования.
Сегодня
разработки
робототехники
внедряют
в
различные
направления
человеческой
деятельности: от военной техники и робоавтомобилей, до бытовой техники и
детских игрушек. Действительно, робототехника сегодня одно из самых
интенсивно развивающихся направлений науки и техники.
Основная
цель
внедрения
образовательной
робототехники
–
это
социальный
заказ
общества:
сформировать
личность,
способную
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать
и
оценивать
свои
достижения,
работать
с
разными
источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать
собственное
мнение,
суждение,
оценку.
То
есть
основная
цель
–
формирование ключевых компетентностей учащихся. Для эффективного
формирования
информационной
компетентности
на
занятиях
по
робототехнике, нужна система учебных задач.
Задачи технологии:
- обучение
основам
конструирования,
моделирования,
программирования,
развитие
навыков
проектно-исследовательской
деятельности;
- развитие современной образовательной среды по формированию
потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации
успеха школьной и внешкольной деятельности.
Преимущества
внедрения
робототехники
в
образовательное
пространство школы:
- повышение
интерактивности
ИОС
(Робототехника
вносит
в
образовательную
информационную
среду
интерактивность,
многофункциональность
и
возможность
обеспечения
деятельностного
подхода с чередованием видов деятельности);
- многофункциональность и возможность обеспечения деятельностного
подхода с чередованием видов деятельности;
- повышение гибкости структуры обучения (многоуровневые задания)
(процесс конструирования, программирования и исследования роботов
может сделать структуру обучения достаточно гибкой, будучи выстроен на
основе разноуровневых заданий, поэтому позволяет создать ситуацию
успешности для учащихся);
- формирование ключевых компетенций обучающихся, заложенных в
программе
формирования
УУД
(Использование
робототехнических
конструкторов позволяет формировать ИКТ-компетентность обучающихся,
что является одним из основных компонентов программы формирования
универсальных
учебных
действий:
личностных,
регулятивных,
познавательных и коммуникативных).
Цель
объединения
по
робототехнике
в
Центре
«Точка
Роста»:
сформировать у школьников умение ставить цели, проектировать пути их
реализации, контролировать и оценивать результаты и уметь презентовать
свой продукт посредством учебных средств и наборов робототехники.
Основные задачи:
Образовательные:
- получение знаний по основам робототехники;
- получение
знаний
по
основным
принципам
механики
и
конструирования;
- получение знаний по основам автоматического управления;
- ознакомление с основами программирования;
- внедрение
современных
научно-технических
технологий
в
образовательный процесс.
Развивающие:
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- развитие научно-технического и творческого потенциала личности
ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции
начального
инженерно-технического
конструирования
и
основ
робототехники;
- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
- развитие
умения
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию
и
самостоятельно
находить
ответы
на
вопросы
путем
логических
рассуждений;
- развитие коммуникативных навыков;
- выявление одарённых учеников, развитие потенциала таких детей,
вовлечение их в научно-техническое творчество и участие в конкурсах
разного уровня;
- выстраивать алгоритмические структуры решения задачи;
- отстаивать свою точку зрения;
- анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений.
Воспитательные:
- формирование творческого подхода к поставленной задаче;
- формирование целостной картины мира;
- формирование навыков коллективного труда;
- стимулирование желания к практическому применению теоретических
знаний по физике, программированию, техническому английскому языку.
Профориентационные:
- обеспечение условий ранней профориентации;
- формирование интереса к техническим профессиям;
- популяризация профессии инженера.
Уникальность
образовательной
робототехники
заключается
в
возможности объединить конструирование и программирование в одном
курсе,
что
способствует
интегрированию
преподавания
информатики,
математики,
физики,
естественных
наук
с
развитием
инженерного
мышления, через техническое творчество.
Занятия позволяют детям получить интеллектуальную основу развития,
сделать первые шаги в изучении точных наук, развить навыки решения
математических задач, научиться совместно, вырабатывать командную идею.
По окончанию курса обучения ребята будут готовы к выбору будущей
профессии.
В ходе занятий по робототехнике учащиеся получают первоначальные
знания о конструкции робототехнических устройств, учатся приемам сборки
и
программирования
робототехнических
устройств,
формируют
общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования.
А также дети развивают в себе творческую инициативу, самостоятельность,
память,
внимание,
способность
логически
мыслить,
анализировать,
концентрировать внимание на главном. Не маловажным является развитие
умения правильно и чётко излагать свои мысли, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на
вопросы путем логических рассуждений.
Таким образом, занятия по робототехнике, включающие в себя
конструирование, программирование, исследование, а также общение в
процессе
конструирования
роботов
способствуют
интеллектуальному
развитию учащихся, а также позволяют во многом реализовать задачи
образовательных
стандартов.
Интегрирование
различных
школьных
предметов на внеурочных занятиях открывает возможность для реализации
новых
образовательных
концепций,
овладения
новыми
навыками
и
расширения круга интересов учащихся.