Напоминание

Робототехника – развитие в условиях изменений


Автор: Кондрашова Александра Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования, Руководитель Центра "Точка Роста"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 1 им. Ярослава Василенко"
Населённый пункт: п. Пурпе Пуровского района
Наименование материала: Робототехника
Тема: Робототехника – развитие в условиях изменений
Раздел: дополнительное образование





Назад




Руководитель Центра «Точка Роста»

Педагог ДО А.А. Кондрашова

МБОУ «СОШ № 1 им. Ярослава Василенко» п. Пурпе

«Робототехника – развитие в условиях изменений»

В настоящее время робототехника является одним из самых передовых

направлений науки и техники, а образовательная робототехника – это новое

междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее

знания

по физике,

технологии,

математике,

кибернетике

и

ИКТ, и

позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно- технического

творчества учащихся разного возраста. Она направлена на популяризацию и

развитие

научно-технического

творчества,

и

повышение

престижа

инженерных профессий среди детей и молодёжи, развитие у них навыков

практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с

техникой.

Робототехника – универсальный инструмент для образования. Она

вписывается

и

в

дополнительное

образование,

и

во

внеурочную

деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в

четком соответствии с требованиями ФГОС. Подходит для всех возрастов –

от

дошкольников

до

профобразования.

Причем,

обучение

детей

с

использованием робототехнического оборудования – это и обучение в

процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует

воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей

нового

типа.

Немаловажно,

что

применение

робототехники

как

инновационной методики на занятиях в обычных школах и в детских садах,

учреждениях дополнительного образования обеспечивает равный доступ

детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.

Робототехника – область науки и техники, находящаяся на стыке

механики,

электроники

и

программирования.

Сегодня

разработки

робототехники

внедряют

в

различные

направления

человеческой

деятельности: от военной техники и робоавтомобилей, до бытовой техники и

детских игрушек. Действительно, робототехника сегодня одно из самых

интенсивно развивающихся направлений науки и техники.

Основная

цель

внедрения

образовательной

робототехники

это

социальный

заказ

общества:

сформировать

личность,

способную

самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,

контролировать

и

оценивать

свои

достижения,

работать

с

разными

источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать

собственное

мнение,

суждение,

оценку.

То

есть

основная

цель

формирование ключевых компетентностей учащихся. Для эффективного

формирования

информационной

компетентности

на

занятиях

по

робототехнике, нужна система учебных задач.

Задачи технологии:

- обучение

основам

конструирования,

моделирования,

программирования,

развитие

навыков

проектно-исследовательской

деятельности;

- развитие современной образовательной среды по формированию

потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации

успеха школьной и внешкольной деятельности.

Преимущества

внедрения

робототехники

в

образовательное

пространство школы:

- повышение

интерактивности

ИОС

(Робототехника

вносит

в

образовательную

информационную

среду

интерактивность,

многофункциональность

и

возможность

обеспечения

деятельностного

подхода с чередованием видов деятельности);

- многофункциональность и возможность обеспечения деятельностного

подхода с чередованием видов деятельности;

- повышение гибкости структуры обучения (многоуровневые задания)

(процесс конструирования, программирования и исследования роботов

может сделать структуру обучения достаточно гибкой, будучи выстроен на

основе разноуровневых заданий, поэтому позволяет создать ситуацию

успешности для учащихся);

- формирование ключевых компетенций обучающихся, заложенных в

программе

формирования

УУД

(Использование

робототехнических

конструкторов позволяет формировать ИКТ-компетентность обучающихся,

что является одним из основных компонентов программы формирования

универсальных

учебных

действий:

личностных,

регулятивных,

познавательных и коммуникативных).

Цель

объединения

по

робототехнике

в

Центре

«Точка

Роста»:

сформировать у школьников умение ставить цели, проектировать пути их

реализации, контролировать и оценивать результаты и уметь презентовать

свой продукт посредством учебных средств и наборов робототехники.

Основные задачи:

Образовательные:

- получение знаний по основам робототехники;

- получение

знаний

по

основным

принципам

механики

и

конструирования;

- получение знаний по основам автоматического управления;

- ознакомление с основами программирования;

- внедрение

современных

научно-технических

технологий

в

образовательный процесс.

Развивающие:

- развитие умения творчески подходить к решению задачи;

- развитие научно-технического и творческого потенциала личности

ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции

начального

инженерно-технического

конструирования

и

основ

робототехники;

- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;

- развитие

умения

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию

и

самостоятельно

находить

ответы

на

вопросы

путем

логических

рассуждений;

- развитие коммуникативных навыков;

- выявление одарённых учеников, развитие потенциала таких детей,

вовлечение их в научно-техническое творчество и участие в конкурсах

разного уровня;

- выстраивать алгоритмические структуры решения задачи;

- отстаивать свою точку зрения;

- анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы

путем логических рассуждений.

Воспитательные:

- формирование творческого подхода к поставленной задаче;

- формирование целостной картины мира;

- формирование навыков коллективного труда;

- стимулирование желания к практическому применению теоретических

знаний по физике, программированию, техническому английскому языку.

Профориентационные:

- обеспечение условий ранней профориентации;

- формирование интереса к техническим профессиям;

- популяризация профессии инженера.

Уникальность

образовательной

робототехники

заключается

в

возможности объединить конструирование и программирование в одном

курсе,

что

способствует

интегрированию

преподавания

информатики,

математики,

физики,

естественных

наук

с

развитием

инженерного

мышления, через техническое творчество.

Занятия позволяют детям получить интеллектуальную основу развития,

сделать первые шаги в изучении точных наук, развить навыки решения

математических задач, научиться совместно, вырабатывать командную идею.

По окончанию курса обучения ребята будут готовы к выбору будущей

профессии.

В ходе занятий по робототехнике учащиеся получают первоначальные

знания о конструкции робототехнических устройств, учатся приемам сборки

и

программирования

робототехнических

устройств,

формируют

общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования.

А также дети развивают в себе творческую инициативу, самостоятельность,

память,

внимание,

способность

логически

мыслить,

анализировать,

концентрировать внимание на главном. Не маловажным является развитие

умения правильно и чётко излагать свои мысли, отстаивать свою точку

зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на

вопросы путем логических рассуждений.

Таким образом, занятия по робототехнике, включающие в себя

конструирование, программирование, исследование, а также общение в

процессе

конструирования

роботов

способствуют

интеллектуальному

развитию учащихся, а также позволяют во многом реализовать задачи

образовательных

стандартов.

Интегрирование

различных

школьных

предметов на внеурочных занятиях открывает возможность для реализации

новых

образовательных

концепций,

овладения

новыми

навыками

и

расширения круга интересов учащихся.



В раздел образования