Напоминание

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования


Автор: Переман Светлана Анатольевна
Должность: Учитель Музыки
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: ПРОГРАММА
Тема: Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования
Раздел: начальное образование





Назад




Программа

духовно-нравственного развития и воспитания

на ступени начального общего образования

Составила: Переман

Светлана Анатольевна

Аннотация

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего

образования

является частью основной образовательной программы начального общего образования

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения прогимназия «Центр детства», которая

разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования второго поколения.

Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и

воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об

образовании», Стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических

особенностей РФ, Сахалинской области, запросов семьи, общественных организаций. В программе

определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и

социализации, обучающихся взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования.

В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной

среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, как уклад

школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность

обучающегося и его родителей (законных представителей).

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего

образования»

— воспитание,

социально-педагогическая

поддержка

становления

и

развития

высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи.

В области формирования личностной культуры:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-

игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,

непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —

«становиться лучше».

В области формирования социальной культуры:

формирование основ российской гражданской идентичности;

развитие

навыков

организации

и

осуществления

сотрудничества

с

педагогами,

сверстниками,

родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В области формирования семейной культуры:

формирование отношения к семье как основе российского общества;

формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого

отношения к старшим и младшим;

знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Ценностные установки духовно–нравственного развития и воспитания:

патриотизм;

социальная солидарность;

гражданственность;

семья;

личность;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и

настойчивость, трудолюбие;

наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

традиционные религии, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа;

планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования:

1.

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2.

воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4.

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

5.

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических

идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

аксиологический принцип;

принцип следования нравственному примеру;

принцип идентификации (персонификации);

принцип диалогического общения;

принцип полисубъектности воспитания;

принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Таблица 1

Структура системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию на ступени начального общего образования МАОУ прогимназия «Центр детства».

Духовно-нравственное воспитание и развитие

Школьный уклад

Урочная деятельность

Семейная деятельность

Внешкольная

деятельность

Внеклассная

деятельность

Внеурочная деятельность

Предметы БУП

Дом детского творчества

ДЮСШ

Программа воспитания

Краеведение

Мир информатики

Юный исследователь

Умники и Умницы

Проектная деятельность

по окружающему миру

Детская риторика

Направление духовно-нравственного воспитания и развития

Гражданско-

патриотическое

воспитание

Нравственное

воспитание

Эстетическое

воспитание

Трудовое воспитание

Ценностное отношение

к здоровью

Экологическое

воспитание

Структура и содержание программы.

Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад

школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями

дополнительного

образования

и

включают

различные

виды

деятельности

детей:

урочную,

внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей,

традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России и Севера. Схема

структуры программы выглядит следующим образом (см. Таблицу 1).

Урочная деятельность.

Урок – место разнообразных коллективных действий, переживаний,

накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе,

для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать

и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение,

помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости

от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач ошибок. В воспитательном отношении

все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому

ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого

умелые руки, третий особо ловок, изящен, отлично владеет своим телом движениями, четвертый особенно

восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности ребенка проявляются

прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок в какой-то области становится более знающим и

умеющим. Поэтому в соответствии с требованиями Стандарта методологической основой урока является

личностно-деятельностная технология обучения, которая предполагает:

поддержку индивидуальности ребенка;

предоставление каждому ученику работать в присущем ему темпе;

успешность деятельности;

обучение в зоне «ближайшего развития»

предоставление права выбора деятельности, партнера, средства обучения;

создание возможности для реализации творческих способностей;

демократический стиль взаимодействия.

Пути реализации личностно-деятельностного обучения:

усиление роли продуктивной, творческой деятельности;

организация уровневой дифференциации;

изменение функций контроля и оценки учебной деятельности;

отказ от инструктивного стиля руководства учителя и др.

Внеурочная деятельность, в соответствии со Стандартом определена следующими направлениями

развития личности:

Спортивно – оздоровительное,

Духовно-нравственное,

Общеинтеллектуальное

Музыкально -эстетическое

Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно-

полезные практические занятия, творческие выступления.

Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой воспитания

младших школьников,

которая реализует все направления духовно-нравственного воспитания через

разделы:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям

человека.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических

идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Мероприятия, традиции школы, атрибуты, направленные на реализацию программы:

Гимн школы, эмблема школы, День знаний, День Земли, День Воды, Благотворительная акция

«Помоги семье», Дни здоровья, Праздники «Посвящение в первоклассники», «Прощай, начальная школа»,

««Новогодние приключения», «Весенняя капель», Прощай, азбука»,..и др.

КТД: «День школьника», «Мастерская Деда Мороза», «Сбор корма для птиц», акция «Чистый

двор»; «Дети войны», …

Конкурсы: «Самый, самый, самый» ( 2 – 3 класс), «Ученик года» (4 класс).

Мероприятия по правилам дорожного движения: оформление памяток «Дом – школа – дом»,

линейки «Знай правила движения, как таблицу умножения» (1 – 2 класс), «Азбука юного пешехода» (3

класс), «За безопасность дорожного движения»; викторины и познавательные игры: «Знаешь ли ты правила

дорожного движения» (2 – 3 класс), «Знающий пешеход» (4 класс); встречи с инспектором ГИБДД;

Дни здоровья, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Конкурсы рисунков, творческих работ по итогам экскурсий.

Линейки, посвященные Дню Победы, Устный журнал «Никто не забыт, ничто не забыто», встречи с

ветеранами, поздравление ветеранов.

Сборы по созданию органов самоуправления – распределение общественных поручений: помощник

учителя, санитары, игровик – затейник, библиотекарь, организация дежурства и др.

Внешкольная деятельность основана на деятельности обучающихся в различных центрах

дополнительного образования города (Музыкальная школа, Школа искусств, Спортивные школы, Центр

детского творчества);

Взаимодействие с семьей.

Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей:

день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции,

беседы, диспуты, круглые столы);

благотворительная

акция

«Помоги

семье»,акции

«Рождественская»,

«Подарок

воину»,

интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я

интеллектуальная семья»;

индивидуальные консультации, оказываемые психологами, социальными педагогами, классными

руководителями по вопросам воспитания;

общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических

классных и общешкольных собраний;

родительский всеобуч в форме родительских собраний, направленных на обсуждение с родителями

актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с

задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного

воспитания,

в

форме

организационно-деятельностной

и

психологической

игры,

собрание-диспут,

родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар,

педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.

Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы, создание информационных

стендов, книжных выставок:

о нормативно – правовой базе по воспитанию ребенка, правовыми аспектами;

связанными с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями;

Конституции Российской Федерации; Семейного кодекса Российской Федерации;

Закона «Об образовании», Устава школы (права и обязанности родителей);

о социально-психологической службе;

о литературе для родителей в библиотеке школы;

о подготовке ребенка к школе;

о режиме работы школы;

книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания;

индивидуальные консультации по подбору литературы.

Распространение лучшего опыта семейного воспитания через: обсуждение вопросов на классных

родительских собраниях по темам «Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях»,

«Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания», «Типичные недостатки семейного

воспитания и пути их преодоления», «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка

в семье».

Участие родителей в управлении школой учебно-воспитательным процессом, в организации

деятельности общественных родительских формирований чере :

работу Управляющего Совета, классные родительские комитеты; деятельность инициативных

родителей;

участие в обсуждении Открытого школьного доклада,

обсуждение разделов новой редакции Устава школы.

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, по итогам года, итогам проведения

акций, различных мероприятий.

Взаимодействие с городскими службами и организациями.

Совместная деятельность с ГИБДД, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).

Встречи с инспекторами ГИБДД по вопросам профилактики ДТП с участием детей; беседы с

работниками комиссии по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений;

практические занятия, психологические тренинги со специалистами ДГБ по профилактике

межличностных отношений.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития

на ступени начального общего образования

Направле-ния

Планируемые результаты

Уровни воспитательных

результатов и эффектов

деятельности

1.

Воспита-ние

гражданственности

,

патриотизма,

уважения

к

правам,

свободам

и

обязанностям

человека

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,

отечественному

культурно-историческому

наследию,

государственной символике, законам Российской Федерации,

русскому и родному языку, народным традициям, старшему

поколению;

•элементарные представления об институтах гражданского

общества,

о

государственном

устройстве

и

социальной

структуре

российского

общества,

наиболее

значимых

страницах

истории

страны,

об

этнических

традициях

и

культурном достоянии своего края, о примерах исполнения

гражданского и патриотического долга;

•опыт социальной и межкультурной коммуникации;

•начальные представления о правах и обязанностях человека,

гражданина, семьянина, товарища.

Первый

уровень

результатов.

Первичное

понимание

социальной

реальности

и

повседневной

жизни,

значение

имеет

взаимодействие

обучающегося

со

своими

учителями

как

значимыми

для

него

носителями

положительного социального

знания

и

повседневного

опыта.

Второй

уровень

результатов.

Получение

обучающимся

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества,

ценностного

отношения

к

социальной

реальности

в

целом,

взаимодействие

обучающихся между собой

на

уровне

класса,

образовательного

учреждения.

Третий

уровень

результатов.

Получение

обучающимся

опыта

самостоятельного

общественного

действия

взаимодействие

обучающегося

с

представителями

различных

социальных

субъектов

за

пределами образовательного

учреждения,

в

открытой

общественной среде.

2.Воспитание

нравствен-ных

чувств

и

этического

сознания

Начальные представления о моральных нормах и правилах

нравственного поведения, в том числе об этических нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,

носителями разных убеждений, представителями различных

социальных групп;

•нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,

старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с

общепринятыми нравственными нормами;

•уважительное отношение к традиционным религиям;

•неравнодушие

к

жизненным

проблемам

других

людей,

сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

•уважительное

отношение

к

родителям

(законным

представителям),

к

старшим,

заботливое

отношение

к

младшим;

•знание традиций своей семьи и образовательного учреждения,

бережное отношение к ним.

3.Воспитание

трудолюбия,

творческого

отношения

к

учению,

труду,

жизни

Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,

трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•элементарные представления о различных профессиях;

•первоначальные

навыки

трудового

творческого

сотрудничества

со

сверстниками,

старшими

детьми

и

взрослыми;

•осознание приоритета нравственных основ труда, творчества,

создания нового;

•первоначальный

опыт

участия

в

различных

видах

общественно полезной и личностно значимой деятельности;

•потребности и начальные умения выражать себя в различных

доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах

творческой деятельности;

•мотивация

к

самореализации

в

социальном

творчестве,

познавательной

и

практической,

общественно

полезной

деятельности.

4.Формирование

ценностного

отношения

к

здоровью

и

здоровому

образу

жизни

Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и

окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности

физического, нравственного, психологического, психического

и социально-психологического здоровья человека, о важности

морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

•первоначальный

личный

опыт

здоровьесберегающей

деятельности;

•первоначальные представления о роли физической культуры и

спорта для здоровья человека, его образования, труда и

творчества;

•знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр,

телевидения, рекламы на здоровье человека.

5.

Воспитание

ценностного

отношения

к

природе,

окружающей среде

(экологическое

воспитание)

Ценностное отношение к природе;

•первоначальный

опыт

эстетического,

эмоционально-

нравственного отношения к природе;

•элементарные знания о традициях нравственно-этического

отношения к природе в культуре народов России, нормах

экологической этики;

•первоначальный

опыт

участия

в

природоохранной

деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту

жительства;

•личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6.

Формирование

представлений

об

эстетических

идеалах

и

ценностях

(эстетическое

воспитание)

Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в

поведении и поступках людей;

•элементарные

представления

об

эстетических

и

художественных ценностях отечественной культуры;

•первоначальный опыт самореализации в различных видах

творческой деятельности, формирование потребности и умения

выражать себя в доступных видах творчества;

•мотивация

к

реализации

эстетических

ценностей

в

пространстве образовательного учреждения и семьи.



В раздел образования