Автор: Переман Светлана Анатольевна
Должность: Учитель Музыки
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: ПРОГРАММА
Тема: Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования
Раздел: начальное образование
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания
на ступени начального общего образования
Составила: Переман
Светлана Анатольевна
Аннотация
Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего
образования
является частью основной образовательной программы начального общего образования
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения прогимназия «Центр детства», которая
разработана в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования второго поколения.
Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и
воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об
образовании», Стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических
особенностей РФ, Сахалинской области, запросов семьи, общественных организаций. В программе
определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и
социализации, обучающихся взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования.
В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной
среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, как уклад
школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность
обучающегося и его родителей (законных представителей).
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования»
— воспитание,
социально-педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи.
В области формирования личностной культуры:
•
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-
игровой, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,
непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше».
В области формирования социальной культуры:
•
формирование основ российской гражданской идентичности;
•
развитие
навыков
организации
и
осуществления
сотрудничества
с
педагогами,
сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
В области формирования семейной культуры:
•
формирование отношения к семье как основе российского общества;
•
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим;
•
знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Ценностные установки духовно–нравственного развития и воспитания:
патриотизм;
социальная солидарность;
гражданственность;
семья;
личность;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и
настойчивость, трудолюбие;
наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
традиционные религии, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа;
планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования:
1.
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2.
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4.
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
5.
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
6.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
аксиологический принцип;
принцип следования нравственному примеру;
принцип идентификации (персонификации);
принцип диалогического общения;
принцип полисубъектности воспитания;
принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Таблица 1
Структура системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию на ступени начального общего образования МАОУ прогимназия «Центр детства».
Духовно-нравственное воспитание и развитие
Школьный уклад
Урочная деятельность
Семейная деятельность
Внешкольная
деятельность
Внеклассная
деятельность
Внеурочная деятельность
Предметы БУП
Дом детского творчества
ДЮСШ
Программа воспитания
Краеведение
Мир информатики
Юный исследователь
Умники и Умницы
Проектная деятельность
по окружающему миру
Детская риторика
Направление духовно-нравственного воспитания и развития
Гражданско-
патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Трудовое воспитание
Ценностное отношение
к здоровью
Экологическое
воспитание
Структура и содержание программы.
Основные направления духовно-нравственного воспитания осуществляются через уклад
школьной жизни, который организован педагогическим коллективом, родителями, учреждениями
дополнительного
образования
и
включают
различные
виды
деятельности
детей:
урочную,
внеурочную, внеклассную, внешкольную, семейную, на основе базовых национальных ценностей,
традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России и Севера. Схема
структуры программы выглядит следующим образом (см. Таблицу 1).
Урочная деятельность.
Урок – место разнообразных коллективных действий, переживаний,
накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе,
для успешного осуществления необходимо соотносить свои действия и действия других, научиться слушать
и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение,
помогать другим и самому принимать помощь. На уроках дети коллективно переживают чувство радости
от самого процесса получения новых знаний, огорчение от неудач ошибок. В воспитательном отношении
все учебные предметы, изучаемые в школе, важны. Разнообразие предметов дает возможность каждому
ребенку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого
умелые руки, третий особо ловок, изящен, отлично владеет своим телом движениями, четвертый особенно
восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен. Эти сильные стороны личности ребенка проявляются
прежде всего в учебном процессе, когда каждый ребенок в какой-то области становится более знающим и
умеющим. Поэтому в соответствии с требованиями Стандарта методологической основой урока является
личностно-деятельностная технология обучения, которая предполагает:
поддержку индивидуальности ребенка;
предоставление каждому ученику работать в присущем ему темпе;
успешность деятельности;
обучение в зоне «ближайшего развития»
предоставление права выбора деятельности, партнера, средства обучения;
создание возможности для реализации творческих способностей;
демократический стиль взаимодействия.
Пути реализации личностно-деятельностного обучения:
усиление роли продуктивной, творческой деятельности;
организация уровневой дифференциации;
изменение функций контроля и оценки учебной деятельности;
отказ от инструктивного стиля руководства учителя и др.
Внеурочная деятельность, в соответствии со Стандартом определена следующими направлениями
развития личности:
Спортивно – оздоровительное,
Духовно-нравственное,
Общеинтеллектуальное
Музыкально -эстетическое
Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно-
полезные практические занятия, творческие выступления.
Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой воспитания
младших школьников,
которая реализует все направления духовно-нравственного воспитания через
разделы:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Мероприятия, традиции школы, атрибуты, направленные на реализацию программы:
Гимн школы, эмблема школы, День знаний, День Земли, День Воды, Благотворительная акция
«Помоги семье», Дни здоровья, Праздники «Посвящение в первоклассники», «Прощай, начальная школа»,
««Новогодние приключения», «Весенняя капель», Прощай, азбука»,..и др.
КТД: «День школьника», «Мастерская Деда Мороза», «Сбор корма для птиц», акция «Чистый
двор»; «Дети войны», …
Конкурсы: «Самый, самый, самый» ( 2 – 3 класс), «Ученик года» (4 класс).
Мероприятия по правилам дорожного движения: оформление памяток «Дом – школа – дом»,
линейки «Знай правила движения, как таблицу умножения» (1 – 2 класс), «Азбука юного пешехода» (3
класс), «За безопасность дорожного движения»; викторины и познавательные игры: «Знаешь ли ты правила
дорожного движения» (2 – 3 класс), «Знающий пешеход» (4 класс); встречи с инспектором ГИБДД;
Дни здоровья, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Конкурсы рисунков, творческих работ по итогам экскурсий.
Линейки, посвященные Дню Победы, Устный журнал «Никто не забыт, ничто не забыто», встречи с
ветеранами, поздравление ветеранов.
Сборы по созданию органов самоуправления – распределение общественных поручений: помощник
учителя, санитары, игровик – затейник, библиотекарь, организация дежурства и др.
Внешкольная деятельность основана на деятельности обучающихся в различных центрах
дополнительного образования города (Музыкальная школа, Школа искусств, Спортивные школы, Центр
детского творчества);
Взаимодействие с семьей.
Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей:
•
день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции,
беседы, диспуты, круглые столы);
•
благотворительная
акция
«Помоги
семье»,акции
«Рождественская»,
«Подарок
воину»,
интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я
интеллектуальная семья»;
•
индивидуальные консультации, оказываемые психологами, социальными педагогами, классными
руководителями по вопросам воспитания;
•
общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических
классных и общешкольных собраний;
•
родительский всеобуч в форме родительских собраний, направленных на обсуждение с родителями
актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с
задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного
воспитания,
в
форме
организационно-деятельностной
и
психологической
игры,
собрание-диспут,
родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар,
педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Просвещение родителей через размещение информации на сайте школы, создание информационных
стендов, книжных выставок:
о нормативно – правовой базе по воспитанию ребенка, правовыми аспектами;
связанными с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями;
Конституции Российской Федерации; Семейного кодекса Российской Федерации;
Закона «Об образовании», Устава школы (права и обязанности родителей);
о социально-психологической службе;
о литературе для родителей в библиотеке школы;
о подготовке ребенка к школе;
о режиме работы школы;
книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания;
индивидуальные консультации по подбору литературы.
Распространение лучшего опыта семейного воспитания через: обсуждение вопросов на классных
родительских собраниях по темам «Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях»,
«Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания», «Типичные недостатки семейного
воспитания и пути их преодоления», «Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка
в семье».
Участие родителей в управлении школой учебно-воспитательным процессом, в организации
деятельности общественных родительских формирований чере :
работу Управляющего Совета, классные родительские комитеты; деятельность инициативных
родителей;
участие в обсуждении Открытого школьного доклада,
обсуждение разделов новой редакции Устава школы.
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, по итогам года, итогам проведения
акций, различных мероприятий.
Взаимодействие с городскими службами и организациями.
Совместная деятельность с ГИБДД, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних).
Встречи с инспекторами ГИБДД по вопросам профилактики ДТП с участием детей; беседы с
работниками комиссии по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений;
практические занятия, психологические тренинги со специалистами ДГБ по профилактике
межличностных отношений.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития
на ступени начального общего образования
Направле-ния
Планируемые результаты
Уровни воспитательных
результатов и эффектов
деятельности
1.
Воспита-ние
гражданственности
,
патриотизма,
уважения
к
правам,
свободам
и
обязанностям
человека
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной символике, законам Российской Федерации,
русскому и родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
•элементарные представления об институтах гражданского
общества,
о
государственном
устройстве
и
социальной
структуре
российского
общества,
наиболее
значимых
страницах
истории
страны,
об
этнических
традициях
и
культурном достоянии своего края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга;
•опыт социальной и межкультурной коммуникации;
•начальные представления о правах и обязанностях человека,
гражданина, семьянина, товарища.
Первый
уровень
результатов.
Первичное
понимание
социальной
реальности
и
повседневной
жизни,
значение
имеет
взаимодействие
обучающегося
со
своими
учителями
как
значимыми
для
него
носителями
положительного социального
знания
и
повседневного
опыта.
Второй
уровень
результатов.
Получение
обучающимся
опыта
переживания
и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества,
ценностного
отношения
к
социальной
реальности
в
целом,
взаимодействие
обучающихся между собой
на
уровне
класса,
образовательного
учреждения.
Третий
уровень
результатов.
Получение
обучающимся
опыта
самостоятельного
общественного
действия
взаимодействие
обучающегося
с
представителями
различных
социальных
субъектов
за
пределами образовательного
учреждения,
в
открытой
общественной среде.
2.Воспитание
нравствен-ных
чувств
и
этического
сознания
Начальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп;
•нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
•уважительное отношение к традиционным религиям;
•неравнодушие
к
жизненным
проблемам
других
людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
•уважительное
отношение
к
родителям
(законным
представителям),
к
старшим,
заботливое
отношение
к
младшим;
•знание традиций своей семьи и образовательного учреждения,
бережное отношение к ним.
3.Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения
к
учению,
труду,
жизни
Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,
трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
•ценностное и творческое отношение к учебному труду;
•элементарные представления о различных профессиях;
•первоначальные
навыки
трудового
творческого
сотрудничества
со
сверстниками,
старшими
детьми
и
взрослыми;
•осознание приоритета нравственных основ труда, творчества,
создания нового;
•первоначальный
опыт
участия
в
различных
видах
общественно полезной и личностно значимой деятельности;
•потребности и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах
творческой деятельности;
•мотивация
к
самореализации
в
социальном
творчестве,
познавательной
и
практической,
общественно
полезной
деятельности.
4.Формирование
ценностного
отношения
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
•элементарные представления о взаимной обусловленности
физического, нравственного, психологического, психического
и социально-психологического здоровья человека, о важности
морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
•первоначальный
личный
опыт
здоровьесберегающей
деятельности;
•первоначальные представления о роли физической культуры и
спорта для здоровья человека, его образования, труда и
творчества;
•знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье человека.
5.
Воспитание
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей среде
(экологическое
воспитание)
Ценностное отношение к природе;
•первоначальный
опыт
эстетического,
эмоционально-
нравственного отношения к природе;
•элементарные знания о традициях нравственно-этического
отношения к природе в культуре народов России, нормах
экологической этики;
•первоначальный
опыт
участия
в
природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту
жительства;
•личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6.
Формирование
представлений
об
эстетических
идеалах
и
ценностях
(эстетическое
воспитание)
Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в
поведении и поступках людей;
•элементарные
представления
об
эстетических
и
художественных ценностях отечественной культуры;
•первоначальный опыт самореализации в различных видах
творческой деятельности, формирование потребности и умения
выражать себя в доступных видах творчества;
•мотивация
к
реализации
эстетических
ценностей
в
пространстве образовательного учреждения и семьи.