Напоминание

"Зимующие птицы"


Автор: Любовь Сергеевна Коровина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Маячок»

Тема НОД: «Зимующие птицы»

Составитель: учитель-логопед

Коровина Л.С.

Г.Н.Тагил

2021 г

Образовательная область: речевое развитие;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие;

Тип: итоговое, продолжительность 30 минут

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: подгруппа.

Предварительная работа:

-беседа с детьми «Зимующие птицы»;

-разучивание потешки «Ласточка-касаточка»

-рассматривание иллюстраций, фотографий;

-дидактические игры.

Оборудование и материалы:

-ноутбук

-презентация «Зимующие птицы»

-аудиозапись голосов птиц

-дыхательный тренажер «Птички»

-настольно-печатные материалы для игр

-авторское дидактическое пособие «Грамматическая полянка»

Цель: расширение и активизация словарного запаса по лексической теме «Зимующие птицы», формирование навыков

словообразования и словоизменения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- систематизировать знания детей о зимующих птицах;

- закреплять навык произношения звуков [р-рь] в словах и фразовой речи;

-формировать навык использования предложно-падежных конструкций;

-совершенствовать навыки словообразования и словоизменения, согласования существительных с числительными;

- формировать навыки простого фонематического анализа;

-побуждать детей к ответу на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие:

-формирование речевого дыхания;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие зрительного гнозиса;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Этап

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

формы,

приемы,

возможные виды

деятельности

Результат

Организационный

Создание

атмосферы

психологической

безопасности.

Приветствие, доброе

пожелание,

установление

контакта с детьми.

Приветствие.

Эмоциональная

готовность.

Организация

направленного внимания

«Столовая для

птиц».

Мы столовую

открыли -

На рябинке меж

ветвей.

Первым в дверь к

нам постучался,

Очень робко

воробей.

Поклевал немножко

зёрен,

Стал к себе звать

птичек:

- Здесь есть крошки,

семена,

Сало для синичек!

Прилетали две

сестрички-

Прослушивание

литературного

произведения.

Художественное

слово

Концентрация

внимания детей.

Активизация детей.

Желтогрудые

синички.

– Синь-синь-синь!

Синь-синь-синь!

Очень кушать мы

хотим!

Дятел шапочку

надел,

Тоже в гости

прилетел.

Постучался: - Тук-

тук-тук!

Здесь мне зёрнышек

дадут?

Прилетал к нам и

снегирь -

Красногрудый гость.

Для него у нас

нашлась

Сладких ягод горсть.

Восхищалась сова-

сплюшка:

- Ух! И славная

кормушка!

Лишь сорока

горевала:

- Корма здесь

осталось мало!

Мы с ребятами

довольны –

Помогли пичугам.

Не страшны теперь

им будут

Холода и вьюги!

Формирование интереса

к содержанию НОД,

раскрытие

образовательной задачи.

- Назовите птиц,

которые прилетели к

кормушке?

- Что общего у тех

птиц?

-Молодцы!

Правильно ответили!

Это птицы

зимующие.

Сегодня зимующие

птицы будут нашими

гостями.

Дети отвечают на

вопросы логопеда

полным

предложением.

Беседа с детьми.

Мотивация

на

деятельность

Основной этап

Актуализация

имеющихся

знаний,

навыков, представлений.

Активизация

речевой

активности у детей.

-Давайте вспомним,

каких зимующих

птиц мы с вами еще

знаем.

-Правильно!

Ответы детей.

Беседа

Повышение

интереса

детей

к

предстоящей

деятельности

-Давайте и мы с

вами превратимся в

птиц!

- На поляне

собрались птицы и

долго спорят, кто же

из них быстрее

взлетит.

Чтобы ваша птичка

Выполнение

упражнения на

развитие речевого

дыхания.

Дыхательная

гимнастика

«Птицы прилетели»

Развитие

речевого

дыхания

полетела надо на нее

подуть, вдыхаем

воздух носом,

выдыхаем ртом.

Все птицы выглядят

по-разному.

- У всех птиц клювы

разные, и размер, и

окраска, и даже

форма клювов у них

разная.

Вот синичка: клюв у

нее маленький

вытянутый. Давайте

улыбнемся ей и

покажем, какой у нее

клюв.

- А вот у совы

широкий и похож на

лопатку.

- Теперь посмотрим

на дятла, какой у

него клюв? (длинный

острый, похож на

иголку).

На дереве

встретились сова и

дятел. Каждый

хвалится своим

клювом.

Потом дятел

Выполнение

упражнений:

«Улыбка – Трубочка»

Упражнение

«Лопатка»

Упражнение

«Иголочка»

Упражнение «

Лопатка – Иголочка»

(повтор упр.3 раза)

Упражнение «Дятел»

Артикуляционная

гимнастика

«Птички»

Подготовка

органов

артикуляционного

аппарата к речевой

активности.

показал, как он

умеет стучать своим

клювом по стволу

дерева.

- И крылья у птиц

разные: у больших

птиц и крылья

большие и размах у

крыльев широкий.

-У маленьких птиц

крылья маленькие и

размах крыльев

маленький.

Молодцы!

Упражнение

«Качели»

Упражнение

«Часики»

-Ребята! Птицы

прислали нам

конверты с

заданиями.

Выберите себе один

из конвертов.

Посмотрите, что же

случилось?

Как мы можем

помочь птице?

Ответы детей.

Совместная

деятельность детей.

(составление силуэта

птицы)

Организация

проблемной

ситуации.

Игра «Собери

птицу»

Развитие

зрительного

гнозиса.

Автоматизация

звуков [р-рь] в речи

детей.

Молодцы! Вы

справились с

заданием!

-Посмотрите, у

нашей птицы не

хватает части тела.

Ответы детей полным

предложением.

Установление

причинно-

следственной связи.

Игра

«Птица

без

чего?»

Уточнение

знаний

детей

об

особенностях

строения тела птиц.

Правильное

использование

-Наша птица без

чего? (без лап)

-Верно!

Я Вам предлагаю

игу

«Птица без чего?».

-

предложно-

падежных

конструкций

при

построении ответа.

Работа с

презентацией

«Перелетные птицы»

Дети отгадывают птиц

по описанию

внешнего вида или

характерным

признакам.

Упражнение

«Угадай птицу»

Уточнение

знаний

детей

о

внешнем

виде, повадках

и

питании птиц.

-Ребята, птицы

загадали нам еще

загадку. Нам с вами

нужно послушать и

ответить с какого

звука начинается и

каким звуком

заканчивается

название птицы.

-Молодцы! Вы

замечательно

справились с

заданием!

Дети определяют

первый и последний

звук в слове.

Упражнение

«Первый и

последний звук»

Формирование

навыка

простого

фонематического

анализа.

Давайте вспомним

стихотворение,

которое мы с вами

знаем про зимующих

птиц.

Ну-ка, посчитай-ка!

Дети

выполняют

движения

пальцами

рук

в

соответствии

проговариваемым

с

текстом.

Хлопки в ладоши.

Пальчиковая

гимнастика

«Стайка»

Развитие

скоординированны

х

движений

пальцев

рук

с

текстом.

Десять птичек –

стайка.

Вот ворона, галка

тут,

Здесь воробушки

живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу

глубоком,

Растрещалася

сорока.

Красногрудый

снегирек

Солнышку

подставил бок.

Свиристели

прилетали,

Всю рябину

обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами

резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде

сидит.

Ладони

открыты,

пальцы растопырены.

Загибать

пальцы

поочередно.

Закрепление

правильного

произношения

звуков [р-рь].

-К нам на поляну

прилетело много

разных птиц.

Давайте сосчитаем,

каких птиц сколько

прилетело.

Каждый из вас

сейчас покрутит

Дети соотносят

числительные с

названием птицы,

выпавшего сектора.

Игровое упражнение

«Сосчитай, сколько

птиц прилетело»

Закрепление

навыка

соотнесения

числительных

и

прилагательных

с

существительным.

волчок.

И узнает задание…

-Мы с вами отлично

справляемся с

заданиями.

Давайте немного

отдохнем.

Предлагаю вам

превратиться в птиц?

Подумайте в какую

птицу хотел бы

превратиться

каждый из вас.

Начинаем:

Головою три кивка.

Раз - подняться,

потянуться,

Два - согнуться,

разогнуться,

Три - в ладоши три

хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки

шире,

Пять - руками

помахать,

Шесть — на место

сесть опять.

Дети выполняют

движения в

соответствии с

текстом.

(Потянулись).

(Прогнули спинки,

руки на поясе).

(Хлопки в ладоши).

(Движения головой).

(Руки в стороны).

(Махи руками).

(Присели).

Динамическая пауза

«Грачи прилетели»

Снятие мышечного

напряжения.

Замечательно!

Ответы детей.

Игровое упражнение

Отработка

Теперь расскажите

нам, кто из вас в

какую птицу

превращался.

«Кем был»

использования

существительных

Тв.падежа,

единственного

числа.

- Ребята, вот птицы

прилетели на

полянку, но

некоторые из них

никак не могут

определиться, куда

же им присесть.

Нужно что-то

сделать?

Правильно! Помочь!

Выбирайте себе

птицу.

Дети называют птицу,

которую выбрали и

расселяют их по

полянке. Описывают

свой выбор полным

предложением.

(Снегирь сел на ветку.

Сова залетела в дупло.

Ворона сидит на

крыше. Воробей

уселся на пенек и т.д.)

Работа с макетом

«Грамматическая

полянка»

«Птичий переполох»

Отработка

предлогов.

Дети

описывают

свои

действия

полным

предложением.

-Вот и расселили мы

наших птичек,

посмотрите какие

они красивые.

Расселись они на

полянке и

расхваливают себя.

Снегирь хвалит себя,

что у него красная

грудка. Значит он

какой?

(красногрудый);

У дятла длинный

Ответы детей.

Работа с макетом

«Грамматическая

полянка»

Игра «Назови какой»

Формирование

навыков

образования

относительных

прилагательных.

клюв… и т.д.

Все верно!

- С наступлением

теплой и солнечной

погоды зимой птицы

начинают петь,

переговариваться.

Давайте послушаем,

как же красиво поют

наши гости и

постараемся угадать

их голоса.

Дети угадывают

голос, какой птицы

они услышали.

Называют (вороний,

совиный, воробьиный

и т.д.).

Прослушивание

аудиозаписей.

Игра на развитие

фонематического

восприятия

«Голоса птиц»,

«Чей голос?»

Развитие

фонематического

восприятия,

отработка

навыка

образования

относительных

прилагательных .

Заключительный

этап.

Обобщение

представлений.

Подведение итогов

мероприятия.

- Ребята, скажите,

пожалуйста, о ком

мы с вами сегодня

беседовали?

- Какая помощь

требуется

зимующим птицам?

-Чем можно

накормить снегиря?

Синичку? Воробья?

-Правильно!

Я предлагаю вам

дома с родителями

сделать кормушки

для птиц, мы

разместим их на

участке, будем

подкармливать и

Дети отвечают на

вопросы. Делают

выводы.

Установление

причинно-

следственных связей.

Беседа, обсуждение.

Обобщение

представлений о

зимующих птицах.

Осознание себя как

участника

познавательно

го, творческого

процесса.

наблюдать за ними.

Вы сегодня были

очень

внимательными,

дружными!

Большое спасибо!



В раздел образования