Автор: Хусаинов Джаудат Габдулхакович
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 83"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волейбол. Техника выполнения подачи в прыжке".
Раздел: среднее образование
Методическая разработка:
«Волейбол. Техника выполнения подачи в прыжке».
Выполнил:
Хусаинов Д.Г.
г. Казань
Техника выполнения подачи в прыжке.
Весь
процесс
в
школе
заключается
в
обучении
детей
умениям
и
формировании на этой основе навыков. Это два этапа в процессе усвоения,
но они находятся во взаимной связи. Так, обучение умениям возможно только
на основе знаний, а формирование навыков является учебной практикой, в
процессе которой учащиеся обучаются применять приобретенные знания и
умения.
Обучение
умениям
и
формирование
навыков
подчиняются
определенным закономерностям. Обучение умениям – это процесс усвоения
приемов динамических решений. А это значит, что процесс обучения любому
умению должен подчиняться тем же закономерностям, которым подчиняется
процесс усвоения.
Приступая к обучению умению, учитель должен показать правильное
его выполнение, т.е. организовать восприятие, после чего учащиеся должны
сами
осуществлять
это
умение.
В
процессе
этой
деятельности
ученики
должны восстановить в памяти те знания и умения, которые им необходимы.
Учебный процесс в школе только тогда приобретает общественный
смысл, когда он не только обеспечивает учащихся знаниями, но и обучает их
применять эти знания в жизни – производительном труде.
Что же такое мощная, прямая, силовая подача в прыжке? Может быть, это
изобретенный кем-то новый технический прием и как всякая мода быстро
распространившийся
во
всем
волейбольном
мире?
Нет,
скорее
всего
эта
подача
-
способ
игры,
извлеченный
из
богатого
волейбольного
арсенала
прошлого. Волейболисты вспомнили о старой, но грозной силовой подаче,
выполнявшейся крюком в опорном положений, и поставили ее на новую
ступень, видоизменив и усложнив исполнение. Эта подача сразу же породила
трудности для принимающих ее.
При
прямой
силовой
подаче
в
прыжке
мячу
дается
сильное
боковое
вращение и он с большой скоростью летит в зоны 1 или 5. Чтобы успешно
противодействовать такому мячу, потребовалось срочно видоизменить уже
сложившийся стереотип приема планирующей подачи. Когда принимаешь
последнюю,
важно
прежде
всего
предугадать
возможный
момент
планирования и своевременно переместиться вперед-назад или влево-вправо.
При приеме же силовой подачи времени на определение траектории мяча
почти не остается. На первом плане - правильное расположение игроков в
одну линию по дуге и своевременная подставка рук под мяч.
У подачи в прыжке есть различные варианты, продиктованные в основном
индивидуальными
качествами
игроков.
Высокие,
мощные
волейболисты
делают ставку на силу удара, а менее рослые, на точность направления и
техничность выполнения подачи.
Сильная
подача
в
прыжке
весьма
похожа
на
нападающий
удар,
и
принимать ее не намного легче, чем отражать атаку на задней линии, поэтому
удар
мяча
надо
направлять
в
любое
место
площадки
соперников
за
трехметровой линией. Плюс к этому благодаря накату, вращению мяча вперед
траектория
полета
мяча
круто
обрывается
у
задней
линии
поля.
У
принимающего создается впечатление, что мяч уходит в аут, тот неожиданно
клюет вниз
На рис. 1 отражены особенности
силовой подачи.
Перед начальным ударом
волейболист встает с мячом 1,5-2 м
за задней линией площадки.
Начиная движение вперед с шага
п р а в о й
н о г о й ,
в о л е й б о л и с т
подбрасывает мяч вверх ( рис. 1, а)
примерно на 3 м и делает шаг левой
ногой (б). Затем приставляет к левом
ноге правую (в), чтобы оттолкнуться
о т
п о л а
д в у м я
н о г а м и
одновременно.
Мощный
прыжок
вверх
с
прогибанием
тела
и
замахом
(г,
д)-
это
подготовка к удару в положении натянутого лука. И вот тетива спущена (е,
ж).
Тело
спортсмена
энергично
распрямляется,
и
левая
рука
(Антонов
левша)
наносит
сильный
удар,
завершаемый
резким
движением
кисти
вперед.
Так
мячу
придается
поступательное
вращение
в
направлении
полета, то, что мы называем накатом.
О мощи удара по мячу вы можете судить по положению тела (з). В удар
вложена сила не только руки, но и всего тела волейболиста.
Я понял, что сильную подачу не следует сбрасывать со счетов. Все
привыкли к подаче планирующей, ее прием репетируют часами, и сильно
поданный мяч может явиться неожиданностью. Ведь принимать его нужно
по-иному, чем при несильной планирующей подаче.
На тренировках я уже давно использовал новый вариант подачи. Он
оказался для меня весьма удобным. Удобнее, чем сильная боковая подача,
при которой я, подбрасывая мяч, иногда допускал неточность. Стоило чуть-
чуть
забросить
мяч
назад,
и
он
терялся
из
виду.
Боковая
подача
не
получаетя. Эта ошибка индивидуальна, она характерна не для всех. При
подаче в прыжке с ходу я все время вижу мяч перед собой, и мне нетрудно
нанести точный удар.
Сильная
подача
в
прыжке
с
разбегу
психологически
воспринимется
соперниками как нападающий удар. Они поэтому принимают мяч так же,
как если бы играли в защите на задней линии: стремятся подбить его над
собой.
Тут
срабатывает
прочный
навык
приема
нападающих
ударов.
В
результате мяч не доводится до сетки; связующему игроку трудно дать
удобный пас бомбардиру, и эффективность нападения команды соперников
снижается.
Техника подачи в прыжке с разбегу сходна с завершающим ударом из
глубины площадки (рис.2).
Исходная
позиция:
в
трех
метрах
от
задней
линии
волейбольной
площадки
(рис.2, а) делаем первый шаг с мячом. На
втором шаге подбрасываем мяч метра на
два вверх и вперед(б). Набираем скорость
перед стопорящим шагом (в). Приставляем
левую
ногу
к
правой
(г)
и
сильно
о т т а л к и в а е м с я
д в у м я
н о г а м и
с
одновременным
широким
махом
вверх
двумя
руками
(д).
Толчок
делаем
перед
задней
линией
площадки.
Начиная
замах
для удара, прогибаем корпус и в воздухе
внимательно следим за мячом (е). Отводим
правую руку еще дальше за спину (ж). И
вот (з)- заключительное движение. Упруго
распрямляя
тело,
резким
ударом
кисти
посылаем
мяч
на
сторону
соперников.
Направляем
мяч
невысоко
над
сетной, чтобы он не улетел в аут. После удара приземляемся в пределах
площадки.