Авторы: Конахина Анна Николаевна, Сергеева Виктория Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Лицей №3»
Населённый пункт: Город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Реализация воспитательной направленности уроков русского языка и литературного чтения в образовательном учреждении у обучающихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
Реализация воспитательной направленности уроков русского языка и
литературного чтения в образовательном учреждении у обучающихся с
ОВЗ.
Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность,
направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации
обучающегося
на
основе
социокультурных,
духовно-
нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства». Таким образом, обучение
и
воспитание
служат
единой
цели:
целостному
развитию
личности
обучающихся.
Следовательно, важнейшей составляющей образовательного процесса
наряду с обучением является воспитание. Обучение и воспитание служат
единой цели: развитию личности школьника. В школе для обучающихся с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья)
уроки русского языка, которые
включают в себя непосредственно русский язык, литературу, развитие речи,
логопедические занятия являются одними из важнейших дисциплин в
коррекционной школе, ведь они располагают большими образовательными,
коррекционно-развивающими и воспитательными возможностями, так как
способствуют развитию коммуникативной функции детей, развитию мышления
– его высших процессов.
Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, является
основной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в
общий учебный процесс обучения и развития. Реализация воспитательного
потенциала достигается при условии: 1. Решения воспитательных задач в ходе
каждого
урока
в единстве
с задачами
обучения
и развития
личности
обучающихся; 2. Использования современных образовательных технологий;
3. Организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности
обучающихся на уроке и во внеурочное время.
Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают
у детей с проблемами в речи затруднения в общении с окружающими людьми.
На уроках русского языка и литературы реализуются следующие цели и
задачи:
1.Развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
2.Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и
литературе, сознательного отношения к русской словесности как духовной
ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности;
3.Формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,
чувства
патриотизма,
любви
и
уважения
к
литературе
и
ценностям
отечественной культуры.
Воспитание осуществляется в ходе всего учебного процесса, но в основу
системы воспитания заложены русский язык и общение на родном языке.
Уроки русского языка и литературы помогают обучающимся постигать всю
глубину и силу таких понятий как честь, любовь к Родине, долг перед
отечеством, патриотизм. Перед учителем стоит задача формирования основ
гражданской позиции школьника с ОВЗ (ограниченными возможностями
здоровья)
через
формирование,
нравственных
качеств
личности,
мировоззренческих
позиций,
чувства
сопричастности
к
историческому
прошлому края, культуры общения и коммуникативных навыков обучающихся.
Главное заложить в каждом ученике чувство единения с родной землей,
природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение
к делам и поступкам.
« Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в
любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а
затем ко всему». (Д. С. Лихачев)
На уроках русского языка проводятся
тематические
словарные
диктанты.
Тематика
диктантов
разнообразная.
Диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: подвиг, воин,
солдат, лейтенант, медаль, герой, награда, генерал-майор, воинский долг,
кадетский корпус и т.д.,; диктанты на тему духовно-нравственного развития:
благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность и др.
Такие
диктанты
сопровождаются
лексической
работой.
Составление обучающимися предложений с использованием данных слов –
это один из видов творческих заданий. На уроках проводится работа с
текстами,
посвящёнными
Великой
Отечественной
войне.
Используются
фрагменты произведений В.П.Астафьева, К.Симонова, Б.Ш.Окуджавы, Е.И.
Носова, М.А. Шолохова, К.Воробьёва, А.Т. Твардовского и других авторов.
Регулярно
ученики
выполняют
речевые
задания
по
данным
текстам
(определяют
тему, идею текста, выражают
своё отношение к проблеме,
поднимаемой автором, аргументируют свою точку зрения; приводят примеры
изобразительно-выразительных средств языка, характеризующих данные тип и
стиль речи). На уроках проводится работа сразу в нескольких направлениях:
тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал; обучающимся
даётся
возможность
задуматься
над
общечеловеческими
ценностями,
ориентируясь на произведения классической и современной литературы, а
также на лучшие примеры публицистики. Важной деятельностью духовно-
нравственного и патриотического воспитания, являются, уроки литературы.
Произведения художественной литературы, учат любви к ближнему, к своей
стране, учат добру. Анализируя речь и поступки героев, мы, анализируем себя,
свою роль в жизни общества. Воспитание на уроке – это, долгий, кропотливый
труд.
Задача современного педагога не только дать определённый багаж знаний в
той или иной области, но и выполнить, как сообщает ФГОС, основной «заказ
общества,
семьи
и
государства»
–
«воспитать
высоконравственного,
творческого,
ответственного,
компетентного
гражданина
Российской
Федерации». Процесс воспитания должен стать интересным на уроках и,
особенно на уроках русского языка и литературы. Для этого необходимо
использовать методы активного обучения, которые позволяют обучающимся
под руководством учителя достигать новых результатов в своем развитии,
приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в
убеждения.
Литература.
1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.; Просвещение,
2009.
2.. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев //
Московский психотерапевтический журнал. ,2005. № 3.с.254-381.
3. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. –
М.; Академия, 2006.
4.Россия: цивилизация, патриотизм, культура. Сборник– М.; Просвещение,
2003. с.578-927.