Напоминание

Реализация воспитательной направленности уроков русского языка и литературного чтения в образовательном учреждении у обучающихся с ОВЗ.


Авторы: Конахина Анна Николаевна, Сергеева Виктория Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Лицей №3»
Населённый пункт: Город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Реализация воспитательной направленности уроков русского языка и литературного чтения в образовательном учреждении у обучающихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация воспитательной направленности уроков русского языка и

литературного чтения в образовательном учреждении у обучающихся с

ОВЗ.

Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность,

направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и

социализации

обучающегося

на

основе

социокультурных,

духовно-

нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в

интересах человека, семьи, общества и государства». Таким образом, обучение

и

воспитание

служат

единой

цели:

целостному

развитию

личности

обучающихся.

Следовательно, важнейшей составляющей образовательного процесса

наряду с обучением является воспитание. Обучение и воспитание служат

единой цели: развитию личности школьника. В школе для обучающихся с ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья)

уроки русского языка, которые

включают в себя непосредственно русский язык, литературу, развитие речи,

логопедические занятия являются одними из важнейших дисциплин в

коррекционной школе, ведь они располагают большими образовательными,

коррекционно-развивающими и воспитательными возможностями, так как

способствуют развитию коммуникативной функции детей, развитию мышления

– его высших процессов.

Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, является

основной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в

общий учебный процесс обучения и развития. Реализация воспитательного

потенциала достигается при условии: 1. Решения воспитательных задач в ходе

каждого

урока

в единстве

с задачами

обучения

и развития

личности

обучающихся; 2. Использования современных образовательных технологий;

3. Организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности

обучающихся на уроке и во внеурочное время.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают

у детей с проблемами в речи затруднения в общении с окружающими людьми.

На уроках русского языка и литературы реализуются следующие цели и

задачи:

1.Развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности,

коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение

русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

2.Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и

литературе, сознательного отношения к русской словесности как духовной

ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой

деятельности;

3.Формирование

гуманистического мировоззрения, гражданского сознания,

чувства

патриотизма,

любви

и

уважения

к

литературе

и

ценностям

отечественной культуры.

Воспитание осуществляется в ходе всего учебного процесса, но в основу

системы воспитания заложены русский язык и общение на родном языке.

Уроки русского языка и литературы помогают обучающимся постигать всю

глубину и силу таких понятий как честь, любовь к Родине, долг перед

отечеством, патриотизм. Перед учителем стоит задача формирования основ

гражданской позиции школьника с ОВЗ (ограниченными возможностями

здоровья)

через

формирование,

нравственных

качеств

личности,

мировоззренческих

позиций,

чувства

сопричастности

к

историческому

прошлому края, культуры общения и коммуникативных навыков обучающихся.

Главное заложить в каждом ученике чувство единения с родной землей,

природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение

к делам и поступкам.

« Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в

любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а

затем ко всему». (Д. С. Лихачев)

На уроках русского языка проводятся

тематические

словарные

диктанты.

Тематика

диктантов

разнообразная.

Диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: подвиг, воин,

солдат, лейтенант, медаль, герой, награда, генерал-майор, воинский долг,

кадетский корпус и т.д.,; диктанты на тему духовно-нравственного развития:

благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность и др.

Такие

диктанты

сопровождаются

лексической

работой.

Составление обучающимися предложений с использованием данных слов –

это один из видов творческих заданий. На уроках проводится работа с

текстами,

посвящёнными

Великой

Отечественной

войне.

Используются

фрагменты произведений В.П.Астафьева, К.Симонова, Б.Ш.Окуджавы, Е.И.

Носова, М.А. Шолохова, К.Воробьёва, А.Т. Твардовского и других авторов.

Регулярно

ученики

выполняют

речевые

задания

по

данным

текстам

(определяют

тему, идею текста, выражают

своё отношение к проблеме,

поднимаемой автором, аргументируют свою точку зрения; приводят примеры

изобразительно-выразительных средств языка, характеризующих данные тип и

стиль речи). На уроках проводится работа сразу в нескольких направлениях:

тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал; обучающимся

даётся

возможность

задуматься

над

общечеловеческими

ценностями,

ориентируясь на произведения классической и современной литературы, а

также на лучшие примеры публицистики. Важной деятельностью духовно-

нравственного и патриотического воспитания, являются, уроки литературы.

Произведения художественной литературы, учат любви к ближнему, к своей

стране, учат добру. Анализируя речь и поступки героев, мы, анализируем себя,

свою роль в жизни общества. Воспитание на уроке – это, долгий, кропотливый

труд.

Задача современного педагога не только дать определённый багаж знаний в

той или иной области, но и выполнить, как сообщает ФГОС, основной «заказ

общества,

семьи

и

государства»

«воспитать

высоконравственного,

творческого,

ответственного,

компетентного

гражданина

Российской

Федерации». Процесс воспитания должен стать интересным на уроках и,

особенно на уроках русского языка и литературы. Для этого необходимо

использовать методы активного обучения, которые позволяют обучающимся

под руководством учителя достигать новых результатов в своем развитии,

приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в

убеждения.

Литература.

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.; Просвещение,

2009.

2.. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев //

Московский психотерапевтический журнал. ,2005. № 3.с.254-381.

3. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. –

М.; Академия, 2006.

4.Россия: цивилизация, патриотизм, культура. Сборник– М.; Просвещение,

2003. с.578-927.



В раздел образования