Напоминание

Методика экологического воспитание дошкольного возраста


Автор: Эльмира Ашотовна Хлхатян
Должность: Воспиталь
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Город Барнаул
Наименование материала: Экологическое воспитание
Тема: Методика экологического воспитание дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




"МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Дата: 22.10.2021.

Автор: Хлхатян Э.А.

"МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует

от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного

к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и

государствам. Есть они и в Белоруссии – свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают белорусы о прогрессирующем ухудшении здоровья

взрослых и детей. В результате загрязнения почвы, воды и воздуха люди

питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат

воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое

направление в образовании – экологическое. Каждому из нас важно

понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в

природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право

их игнорировать.

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время

она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения

животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово

«экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она

определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с

окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка

«экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука).

Сейчас это направление называется биологической, или классической,

экологией. Конечно, экология – наука непростая. Но, чтобы ее понять и

осмысленно работать в области экологического образования, для начала

нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме

американским ученым Барри Коммонером:

все связано со всем;

все куда-нибудь девается;

все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);

природа знает лучше.

В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры, её

базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав

базиса личностной культуры включается ориентировка ребёнка в четырёх

основных сферах действительности – природе, предметах, созданных руками

человека, явлениях общественной жизни, и деятельности в себе самом. В

дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее

перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает

природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности

природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен

удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях,

животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им,

сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть

использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

1.

Экологическое воспитаниедетей дошкольного возраста.

Авторы различных программ, пособий предлагают разнообразные

формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников:

«воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева),

«формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного

в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни»

(Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе

(А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и

улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина),

«формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания»

(Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое

воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования

осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева

считает, что формирование начал экологической культуры – «это

становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее

многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее

богатства материальные и духовные ценности».

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с

новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих

действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в

относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без

особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания

преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается

интерес ребёнка к природным явлениям.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в

области обучения, воспитания и развития ребенка:

формирование системы элементарных научных экологических

знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде

всего как средства становления осознанно-правильного отношения

к природе);

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка

поведения;

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,

заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в

целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

формирование умений и навыков наблюдений за природными

объектами и явлениями;

формирование первоначальной системы ценностных ориентаций

(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и

природы, самоценность и многообразие значений природы,

ценность общения с природой);

освоение элементарных норм поведения по отношению к природе,

формирование навыков рационального природопользования в

повседневной жизни;

формирование умения и желания сохранять природу и при

необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами),

а также навыков элементарной природоохранной деятельности в

ближайшем окружении;

формирование элементарных умений предвидеть последствия

некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное

должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и

поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник

человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание

сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников

без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой –

семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка

представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о

части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское

отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного

возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших,

злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие

художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники

изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев,

поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу

одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь –

плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без

волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных

и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет

свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без

хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт

деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического

воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым

организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты

природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями

неживой природы – это естественный процесс познания окружающего мира и

приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под

целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную

научную основу.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление

происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека.

Начало же этого процесса попадает на период дошкольного детства, когда

закладываются первые основы миропонимания и практического

взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с

природой, в основу которого положен экологический подход, а

педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия

экологии. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная

проблема современности. В любое время года наблюдательный человек,

проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно

меняется окружающий мир. Болото становится ареной многих событий и

происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство. Его

надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с

особой осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое

дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать

рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но

одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье

гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть

окрестные леса и рощи.

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства,

повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок

не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать

лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать

любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны

бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо

им помочь сохранить её на всю жизнь. Это и будет формирование основ

экологической культуры у детей.

1.

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников

важное место следует отнести наблюдению.Его сущность заключается в

чувственном познании природных объектов, в познании их через различные

формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает

наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого

происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с

детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за

солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за

каплями от дождя на стекле… . А в старшем возрасте наблюдаем, как

меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме

облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой

природы. Сравниваем деревья, кустарники ( время смены окраса листьев,

появление почек…), птиц между собой ( внешний вид, повадки, зимующие,

перелётные, пролётные…). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям

почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?».

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно

не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может

оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное,

графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками

можно создавать и использовать самые различные модели. Мы используем:

1.

Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;

2.

Календари наблюдений за ростом и развитием растений;

3.

Календарь наблюдений за птицами.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей

деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность:

играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, он активен и

доброжелателен. Игра как метод экологического воспитания – это игра,

специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс

познания природы и взаимодействия с ней. В игре ребёнку предоставляется

возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения,

эмоциональных срывов. Всё происходит легко. Естественно, с

удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного

возбуждения. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного

возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких

нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь,

сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой

деятельности. Дети охотно играют в такие дидактические игры как «Как

зовут тебя деревце», «Найди дерево по семечкам», «Что такое хорошо и что

такое плохо», «Что за птицы», «Отгадай, что за растение», «Четвёртый

лишний», «Волшебный экран», «Путешествие по глобусу», «Парочки» и

другие. С удовольствием разучивают подвижные игры «Совушка – сова»,

«Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Море волнуется раз» и другие.

Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей

имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию.

Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им

накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения.

Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные

представления дошкольников могут быть качественно преобразованы –

расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о

природе дети получают во время организованной образовательной

деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи,

существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные

последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию

можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных

уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без

раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание.

На некоторых объектах природы я показываю, что без них природа не может

обойтись: что будет, если не станет комаров. Основные экологические

понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.

Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей, но

основываясь на научные данные. Например, занятия по теме «Лес» нам

помог провести сказочный Лесовичок, по теме «Озеро» – водяной и Русалка.

Часто на занятиях используем художественную литературу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства

детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой

детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н.

Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н.

Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы.

Видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень

приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь

о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не

замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести

до детей смысл произведения. Используем и стремление детей

к фантазированию.Умелая подача произведений детской литературы,

разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии,

составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках,

зимних садах, – все эти формы позволяют познакомить детей со многими

экологическими закономерностями. Для занятий используем наглядные

пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи,

коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя

собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам

экологического воспитания. Очень остро встал вопрос о загрязнении

окружающей среды. Дети взволнованно обсуждают эту тему, осуждают тех,

кто является виновником, замечают за окружающими их неправильное

поведение.

Экологическое воспитание проводим в тесной связи с семьёй.

1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко

всему живому;

2) заботиться о птицах, животных;

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

Литература, которую стоит прочитать педагогам!!!!!!!

1. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс О- лекций:

учебное пособие /О.Н.Анцыпирович, Е.В. Горбатова, Д.Н.Дубинина [ и др.] -

2-е изд., испр.-Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2017.-390с.-(Высшее

образование: Бакалавриат).

.

Консультация для педагогов

«Уголок экспериментирования в детском саду»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,

огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации

имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не

только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом,

как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным

руководством взрослого. Одним из эффективных методов познания

закономерностей и явлений окружающего мира является метод

экспериментирования, который относится к познавательно – речевому

развитию.(область познание)

Основная задача учреждения дошкольного образования поддержать и

развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать

необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной

деятельности в детском саду является организация развивающей среды.

Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых

минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как

развивающему средству, является обеспечение развития активной

самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования.

развитие первичных естественнонаучных представлений,

наблюдательности,

любознательности,

активности,

мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,

классификация, наблюдение);

формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе.

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория,

центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные

коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья

и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка,

пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим

направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,

«Стекло и пластмасса», «Резина».

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Дидактический компонент.

Познавательные книги

Атласы

Тематические альбомы

Серии картин с изображением природных сообществ

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть

разработаны:

Алгоритмы выполнения опытов

карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с

детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и

запрещающие знаки.

Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент

оборудования.

приборы-помощники:

микроскоп, лупы, увеличительные стекла

весы, безмен

песочные, механические часы,

компас,

магниты;

портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий.

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,

стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

сита, воронки разного размера и материала;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

шишки, перья, мох, листья и др.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и

др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки,

шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль,

сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов,

из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям

возможность вторичного использования материалов, которые в избытке

выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный

воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы

схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и

киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в

соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка,

позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе.

Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на

вопросы “Как?” “Почему?”.

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму”.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке

экспериментирования способствуют овладению детьми средствами

познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов,

расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я

считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между

обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не

самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им

предстоит

жить!

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны

быть.

книги познавательного характера для младшего возраста;

тематические альбомы;

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции

"Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из

стекла" и др.)

песок, глина;

набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и

др.).

семена бобов, фасоли, гороха

некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек),

зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-

сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с

разными запахами.

"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки

деревянные, прищепки, пробки

семена бобов, фасоли, гороха

на видном месте вывешиваются правила работы с материалами,

доступные детям младшего возраста.

персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от

имени которого моделируется проблемная ситуация.

карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется

воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст.

книги познавательного характера для среднего возраста

тематические альбомы

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции

"Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из

стекла" и др.)

песок, глина

набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

материалы для игр с мыльной пеной

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и

др.).

семена бобов, фасоли, гороха

некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек),

зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-

сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с

разными запахами.

"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки

деревянные, прищепки, пробки

на видном месте вывешиваются правила работы с материалами,

доступные детям младшего возраста.

персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от

имени которого моделируется проблемная ситуация.

карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется

воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности

Старший дошкольный возраст.

схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

серии картин с изображением природных сообществ;

книги познавательного характера, атласы;

тематические альбомы;

коллекции

мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:",

"Изделия из камня"

материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук",

"Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев,

мох, семена, почва разных видов и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,

пластмассы, дерева, пробки и т.д.

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики,

шурупы, детали конструктора и т.д.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и

т.д.

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и

др.)

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами,

колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши,

шприцы без игл

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль,

сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

сито, воронки

половинки мыльниц, формы для льда

проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы,

микроскопы, лупы

клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования.

Дневник

Картотека опытов

Схема

Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

Мини-стенд - « О чем хочу узнать завтра»

Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что

можно, что нельзя"

Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от

имени которого моделируется проблемная ситуация.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке

экспериментирования способствуют овладению детьми средствами

познавательной деятельности, способам действий, обследованию

объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей ,

поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между

обыденной жизнью и экспериментированием, ведь

экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления

детей с миром, в котором им предстоит жить!

Формирование основ экономической культуры

у детей старшего дошкольного возраста

Экономи

ческое воспитание дошкольников

— новое направление

дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что

любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти

требования общества сделали проблему экономического воспитания

актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с

малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги,

вещи, труд, стоимость.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном

этапе является формирование основ экономической культуры, что

подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная

проблема недостаточно изучена. На наш взгляд, эффективность

экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная

основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического

воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий,

происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит

выражение в поступках и поведении.

Механизм формирования основ экономической культуры у детей

дошкольного возраста представляет собой единство формирования

нравственно-экономических знаний, представлений, чувств и привычек

поведения.

В качестве средства формирования основ экономической культуры мы

использовали обучающие игры. Главной особенностью обучающих игр

является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют,

не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками,

учатся культуре общения и поведения. Все обучающие игры включают в себя

познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно

решать задачи по формированию у старших дошкольников основ

нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек

поведения.

серия обучающих игр состоит из четырех блоков:

I блок. «Человек и его потребности» (дидактические игры: «Материальные

потребности», «Пятый лишний», «Вкусно и полезно», «Духовные

потребности», «Выставка вещей» и др.; сюжетно-дидактические игры:

«Туристический поход», «Космонавты-путешественники», «Одень куклу по

сезону», «Путешествие в страну вещей» и др.).

II блок.«Работник. Кто производит товары?» (дидактические игры: «Все

работы хороши», «Предприятия нашего города», «Кому что нужно для

работы», «Чья это продукция?», «Как получается хлеб?» и др.; сюжетно-

дидактические: «Супермаркет», «Цветочный магазин», «Экскурсия в

книжный магазин», «Мебельная фабрика» и др.).

III блок. «Потребитель. На что расходуем деньги? Семейный бюджет»

(дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего

нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю» и др.;

сюжетно-дидактические игры: «Почта», «Цирк», «Ателье», «Туристы» и др.).

IV блок. «Деньги, обмен, торговля» (дидактические игры: «Чего нельзя

купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где,

что можно купить», «Интернет магазин детских товаров» и др.; сюжетно-

дидактические: «Товарный склад», «Рекламное агенство», «Волшебная

копилка» и др.).

Цель первого блока — формирование у детей представлений о материальных

и духовных потребностях человека, воспитание осознанно правильного

отношения к предметам и явлениям окружающего мира.

Второй блок игр направлен на знакомство детей с производителями товаров

и услуг, на то, чтобы показать взаимосвязь потребления и производства

товаров, потребления и предлагаемых услуг; воспитание уважительного

отношения к труду и людям труда.

Цель третьего блока — научить детей выделять основные направления

использования денег людьми, дать представление о семейных доходах и

расходах, о семейном бюджете, развивать основы экономического

мышления, формировать привычки нравственно-экономического поведения.

Четвертый блок ориентирован на закрепление представления детей о деньгах

как универсальном средстве обмена, спросе и предложении, их влиянии на

величину цены, об обмене товарами и услугами; формирование основ

экономической культуры личности ребенка.

В процессе экспериментальной работы обучающие игры включались в

содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения

самостоятельных обучающих игр в группе создавались необходимые

условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия.

Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам

обучающие игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные,

словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки,

игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что обучающие игры

являются эффективным средством формирования основ экономической

культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие игры

«Кафе «Вкусно и полезно»

Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить

сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы

экономической культуры личности ребенка.

Материал: меню с изображением продуктов питания.

Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с

изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых

вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно

часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Туристический поход»

Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.

Материал: карточки с изображением разных вещей.

Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на

север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут

необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.

Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате,

участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце

игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.

«Предприятия нашего города»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать

зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией

человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное

отношение к ним.

Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.

Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им

необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и

продукцию, которую они производят.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета:

зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры

дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда,

денег.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому

необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом

их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана,

дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в

конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут

быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама —

продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа —

водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го

класса и т.д.

«Товарный склад»

Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к

определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты

питания и т.д.).

Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием

магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты

питания», «Бытовая техника», «Мебель».

Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и

развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим

магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника»,

«Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для

своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.

«Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать

основы экономической культуры личности ребенка.

Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их

разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот,

кто набрал максимальное количество фишек.

Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?

Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили

свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли

маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят

быстрее?

Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и

купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи.

Где Миша купит бананы? Почему?

Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на

продукты из него?

Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой?

Почему?

Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или

билета на поезд?

"ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию

внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного

воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней

среды наиболее длительное, по существу непрерывное воздействие на

организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую

составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами

закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма

главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда

заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних

дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять

работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

Способность организма приспосабливаться к определенным условиям

внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия

того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его

дозировки.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать

процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого

теплое время.

Принципы закаливания

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих

процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность

заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры

должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные

изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному

раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать

в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и

колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным

процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок

привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме;

к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию,

а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены

обливания.

3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие

процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те

приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются

в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к

внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных

результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни

ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем

воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.),

и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно

сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической

работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями,

вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь

слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом,

увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование,

предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После

того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с

солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать

закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое

развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского

обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от

родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении

закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию

их здоровья делят на 2 группы.

Первая группа (основная)— практически здоровые дети, с которыми можно

проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа (ослабленная) — дети, с которыми закаливающие процедуры

проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к

частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным

заболеваниям.

- дети, которым в условиях массового проведения закаливающие

мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические

воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с

пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему

дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не

будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно

так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у

детей положительные эмоции.

В начале процедур на каждого ребенка заводят специальную карту, в

которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру воздуха, воды,

продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в

дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут

свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью

профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция

жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение

здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки,

морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон

жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и

полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением

характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением

общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического,

психологического, политического и военного характера, провоцирующих

негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ

жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём,

оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание,

рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте

нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает

человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в

реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной

Господом земной жизни».

Элементы ЗОЖ

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной,

семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных

возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям

состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в

ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о

влиянии окружающих предметов на здоровье;

• отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками

(алкоядом, табакоядом) и нелегальными.

• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям

конкретного человека, информированность о качестве употребляемых

продуктов;

• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические

упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и

физиологических особенностей;

• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены,

владение навыками первой помощи;

• закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его

психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его

умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют

дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с

собственными эмоциями, сложными ситуациями;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и

использовать новую информацию для оптимальных действий в новых

обстоятельствах;

• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно

значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению

здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

• социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;

• инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах

жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств),

профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;

• личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация

бытового уклада.

10 советов здорового образа жизни

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей,

диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа

жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя

подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется

процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется

работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите

подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают

ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий

обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их

разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-

летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в

почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует

разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в

форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить

сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно

реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому

найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон

счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек

влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18

градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от

температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и

проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий

спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно

здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже

злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно

ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда

и поспорить.

Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье.

Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо

действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в

целом. Существует определённый закон труда, который известен многим.

Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет

связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут

проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с

умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя

физической работой.

Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни

современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в

сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен

предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды. Человек, который не

соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него

накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и

заболеваниям. К сожалению, современному человеку сложно поддерживать

хороший распорядок дня, приходится жертвовать временем, отведённым на

сон, принимать пищу только тогда когда на это есть время, и т. д.

Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и

лучше организует Ваше время.

Также наше здоровье зависит от хорошего сна. Достаточный сон необходим

для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных

людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч.

Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной

утомляемости. Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч.

до сна прекратить физическую или умственную работу. Последний приём

пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна. Спать лучше в хорошо

проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже

время.

Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления

здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит

огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для

сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного

аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и

эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса.

Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой

ткани.

Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста.

Даже пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные

для его возраста. При недостаточной физической активности у пожилых

людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск

сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта.

Стоит помнить о том, что физические нагрузки в таком возрасте должны

быть дозированными и соответствовать возрасту.

Адаптация ребенка в детском саду

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание

организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно,

является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и

новыми отношениями. Адаптация обычно протекает сложно с массой

негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех

уровнях, во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть

айсберга - поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе

ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его

когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем ребенок постоянно

находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся

ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает

стресс. Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной ситуации

стресс у ребенка. В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же, малыш

неразрывно связан с мамой - это главное, что у него было, вернее, есть и

будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на

произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее

детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке

продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не

знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то

не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который

все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от

матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви. К тому

же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период

адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и

хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не

желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь

на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится

ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада.

По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три

основные группы.

Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену

обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные

заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через

родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить

контакт). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не

задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит

встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют

ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том,

что он сможет освоиться в детском саду.Запомните, что ребенку с тяжелой

адаптацией, помимо родителей и воспитателей, нужен еще педиатр или

педагог-психолог!

Средняя степень адаптации - в эту группу попадают дети без нервных

расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще

бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. Подобную "прививку"

могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие

неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может

снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия

ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация

его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет

адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка:

Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями

воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость

первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по

своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и

поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и

нормы поведения (социальное экспериментирование).

При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому

организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации

заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то

осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного

типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет самую

благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или

менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким

ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении,

обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Поведение ребенка:

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем

остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому

взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей

инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в

игре предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение

бодрое или спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко

распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения,

адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё

поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации

ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно

несколько недель, чаще всего - полмесяца.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать

детский сад?

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше, чем через 2-

3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы

ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и

теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить

его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует

внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню

по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям

в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте

рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и

стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или

ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря

их постоянным поощрениям.

Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего ребенка в

детском саду, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть

одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта

игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и

предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на

положительный результат.

Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже

те дети, которые с рыданиями умоляют мать не оставлять их в саду, через

несколько минут после ее ухода успокаиваются и включаются в игры с

товарищами. Если же ребенок чувствует, что своими протестами ему удалось

посеять в сердце матери сомнения или даже ощущение вины, то он с

удвоенным упорством примется воздействовать на нее всеми доступными

средствами. Родителям можно поделить обязанности таким образом, чтобы

на первых порах ребенка в сад отводил отец: отцы вообще более трезво

относятся к эмоциональным реакциям детей.

В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые

впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа.

Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит,

что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы

ребенок привык к новому режиму.

Воспитатели рекомендуют:

• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень

здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.

• Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно

же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие

прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу,

что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

• Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то

желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка

или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как

можно раньше забирать домой.

• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

• Щадить его ослабленную нервную систему.

• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время

прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр

телевизионных передач.

• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных

особенностях ребенка.

• Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в

соответствии с температурой в группе.

• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в

детском учреждении.

В помощь педагогам

Организация предметно - развивающей среды

на участке детского сада

ПАМЯТКА для воспитателей

1. В летний период особенно важно создать на участке такую

развивающую среду, которая способствовала бы:

- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических

условиях;

- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу

жизни;

- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического

развития.

2. Предметная среда на территории дошкольного учреждения должна

включать:

- участки групп с теневыми навесами;

- спортивную площадку;

- площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения;

- цветочные клумбы, цветники, огород.

3. На участке каждой группы необходимо предусмотреть:

- площадку для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» и

др.;

- площадку для игр с песком;

- ѐмкости для игр с водой.

4. Работа летом предусматривает в основном индивидуальную работу с

детьми, поэтому на веранде, в тени должны быть столы для

самостоятельной деятельности детей:

- общения детей с книгой;

- рисования;

- настольно–печатных игр;

- конструктивных игр;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

5. Для выноса на участок необходимо подобрать игровую мебель,

предусмотреть место для ее хранения. Следует придумать атрибуты для

сюжетно-ролевых игр и изготовить их вместе с детьми. Для выносного

материала надо подготовить специальные корзины. Игрушки после прогулки

необходимо мыть.

6. Оборудование площадки для игр с песком должно включать:

- песочницу с увлажненным песком, собранным в горку;

- совки, формочки, ведерочки, плоскостные игрушки (дома, деревья,

человечки,

животные, объѐмные игрушки, машинки и др.).

7. Для игр с водой можно использовать надувной бассейн или тазики,

резиновые игрушки, плавающие игрушки, поделки из бумаги, бросового и

природного материала.

8. Воспитатели должны предусмотреть удобные сумки для выноса на

участок книг, принадлежностей для изодеятельности, настольных игр.

9. Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных

игр: кольцебросы, серсо, скакалки, ракетки для игр в бадминтон и малый

теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для

бросания в них мячей, мячи разных размеров и т.



В раздел образования