Напоминание

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Суслонова Виктория Витальевна, Стогова Наталия Викторовна
Должность: музыкальный руководитель, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Суслонова В.В.,

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад № 5»,

г. Сыктывкар

Каждый

человек,

только

появившись

на

свет,

уже

готов

к

восприятию

окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Не

секрет, что за детьми двадцать первого века стоит огромная задача: развивать науку,

технику, экономику, культуру. Сложно предугадать, кем они станут, какие профессии

освоят, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с

главными

проблемами

воспитания

детей

стоит

вопрос

о

самостоятельной

деятельности, которая, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи

мог применять свои умения в повседневной жизни.

В

истории

дошкольной

педагогики,

на

всех

этапах

ее

развития,

проблема

сенсорного

воспитания

занимает

одно

из

центральных

мест.

Ребёнок

в

жизни

сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в

частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со

всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно,

каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это

воспринимает.

Но

если

усвоение

происходит

стихийно,

без

грамотного

педагогического

руководства

со

стороны

взрослых,

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным.

А

ведь

ощущение

и

восприятие

поддаются

развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства. И

тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, звуке, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития

в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее

благоприятен

для

формирования

деятельности

органов

чувств,

накопления

представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель,

М. Монтессори,

О. Декроли),

а

также

известные

представители

отечественной

дошкольной

психологии

и

педагогики

(Е.И. Тихеева,

А.В. Запорожец,

А.П. Усова,

Н.П. Сакулина

и

другие)

справедливо

считали,

что

сенсорное

воспитание,

направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из

основных сторон дошкольного воспитания.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны:

познавательно-исследовательская,

коммуникативная,

художественная,

среди

них

-

музыкальная.

В

свободное

от

занятий

время

дети

устраивают

игры

с

пением,

самостоятельно

музицируют

на

детских

музыкальных

инструментах,

организуют

театрализованные

представления.

Одним

из

важнейших

средств

развития

самостоятельной

музыкальной

деятельности

детей

являются

музыкально-

дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение,

слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей

музыкальные способности, в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические

игры

обогащают

детей

новыми

впечатлениями,

развивают

у

них

инициативу,

самостоятельность,

способность

к

восприятию,

различению

основных

свойств

музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том,

что

они

открывают

перед

ребенком

путь

применения

полученных

знаний

(на

музыкальных занятиях) в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны

и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем

желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети получают не

только специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты

личности,

в

первую

очередь

артистизм,

коллективизм,

эмоциональность,

восприимчивость и отзывчивость к картине мира [2, с.6].

Музыка

побуждает

детей

к

самовыражению,

учит

сопереживать,

совершенствоваться,

зарождает

духовно-нравственные

качества,

которые

делают

человека мудрее, добрее, искреннее, а значит счастливее.

В

основе

дидактического

материала

лежат

задачи

развития

у

детей

музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него

форме

услышать,

различить,

сравнить

некоторые

свойства

музыки,

а

затем

и

действовать с ними.

В

своей

работе

мы

используем

музыкально-дидактические

игры,

направленные на решение следующих музыкально-сенсорных задач:

1. Развитие звуковысотного слуха;

2. Развитие динамического слуха;

3. Формирование тембрового восприятия;

4. Совершенствование чувства ритма.

Кроме непосредственного использования музыкально-дидактических игр, в

своей работе мы используем музыкально-дидактические пособия, которые условно

делим

на

три

группы

соответствии

с

предложенной

Э.П.Костиной

классификацией):

В первую группу включаются пособия, цель которых дать детям представление

о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Например, «Солнышко и тучка» (наиболее простой вариант проведения такой: детям

раздаются

по

две

карточки

с

изображением

«солнышка»

и

«тучки»,

на

музыку

светлого, жизнерадостного настроения дети выбирают карточку с изображением «

солнышка», на грустную музыку – карточку с изображением «тучки». По такому же

принципу строится задание с использованием музыкально-дидактического пособия

«Подбери

музыку»:

детям

предлагается

выбрать

карточки

с

изображением

иллюстраций, соответствующих названию пьесы или песни и разбить их на группы

по характеру музыки.

Вторую группу представляют пособия, которые направлены на формирование

представлений детей о содержании музыки, о музыкальных образах. Цель таких

пособий: развивать тембровое представление у детей; учить различать и определять

звучание музыкальных инструментов. Одним из таких пособий может быть пособие

«Как звучит сказка»: педагог рассказывает детям сказку «Заяц в лесу», на протяжении

которой

дети

прослушивают

звучание

разных

музыкальных

инструментов

и

определяют их название.

В третью группу входят пособия, которые формируют у детей представление о

средствах

музыкальной

выразительности.

Например,

«Музыкальный

домик»

или

«Кого

встретил

колобок».

В

работе

с

пособием

«Кого

встретил

колобок»

детям

показывают карточки с изображением персонажей, у каждого персонажа – «своя»

музыка. Когда дети запоминают музыку, педагог убирает карточки, и включает или

играет, только мелодию. Задача детей, узнать персонажа по характерной мелодии.

Как

показала

практика,

приведенные

игры

с

использованием

музыкально-

дидактических пособий, просты и доступны детям младшего дошкольного возраста,

они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных

действий.

Систематическое

применение

музыкально-дидактических

пособий

вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому

овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические пособия

способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в

доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению

Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной

культуры» [1, с.85].

В результате систематического применения музыкально-дидактических игр и

пособий, у детей стало более организованным слуховое внимание; появилась быстрая

и четкая реакция на высокие и низкие звуки; ритм, передаваемый детьми, стал более

точным

не

только

в

хлопках,

но

и

в

передаче

его

звучащими

жестами

и

на

металлофоне;

улучшилась

реакция

детей

на

определение

инструментов

по

тембровому и динамическому звучанию.

Таким

образом,

музыкально-дидактические

игры

сочетают

в

себе

многие

условия,

которые

особо

благоприятствуют

сенсорному

развитию

малышей.

Их

содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь

систематическому

и

планомерному

развитию

высотного

и

ритмического,

динамического и тембрового слуха.

Литература.

1. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников:

пос. для восп-лей и муз. Руководителей дет.садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. –

М.: Просвещение, 1986. – 144с.

2. Кононова, Н.Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников: из опыта

работы муз. рук-ля / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.



В раздел образования