Авторы: Суслонова Виктория Витальевна, Стогова Наталия Викторовна
Должность: музыкальный руководитель, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Суслонова В.В.,
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 5»,
г. Сыктывкар
Каждый
человек,
только
появившись
на
свет,
уже
готов
к
восприятию
окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Не
секрет, что за детьми двадцать первого века стоит огромная задача: развивать науку,
технику, экономику, культуру. Сложно предугадать, кем они станут, какие профессии
освоят, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с
главными
проблемами
воспитания
детей
стоит
вопрос
о
самостоятельной
деятельности, которая, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи
мог применять свои умения в повседневной жизни.
В
истории
дошкольной
педагогики,
на
всех
этапах
ее
развития,
проблема
сенсорного
воспитания
занимает
одно
из
центральных
мест.
Ребёнок
в
жизни
сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в
частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со
всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно,
каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это
воспринимает.
Но
если
усвоение
происходит
стихийно,
без
грамотного
педагогического
руководства
со
стороны
взрослых,
оно
нередко
оказывается
поверхностным,
неполноценным.
А
ведь
ощущение
и
восприятие
поддаются
развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства. И
тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, звуке, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития
в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее
благоприятен
для
формирования
деятельности
органов
чувств,
накопления
представлений об окружающем мире.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель,
М. Монтессори,
О. Декроли),
а
также
известные
представители
отечественной
дошкольной
психологии
и
педагогики
(Е.И. Тихеева,
А.В. Запорожец,
А.П. Усова,
Н.П. Сакулина
и
другие)
справедливо
считали,
что
сенсорное
воспитание,
направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из
основных сторон дошкольного воспитания.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны:
познавательно-исследовательская,
коммуникативная,
художественная,
среди
них
-
музыкальная.
В
свободное
от
занятий
время
дети
устраивают
игры
с
пением,
самостоятельно
музицируют
на
детских
музыкальных
инструментах,
организуют
театрализованные
представления.
Одним
из
важнейших
средств
развития
самостоятельной
музыкальной
деятельности
детей
являются
музыкально-
дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение,
слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей
музыкальные способности, в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические
игры
обогащают
детей
новыми
впечатлениями,
развивают
у
них
инициативу,
самостоятельность,
способность
к
восприятию,
различению
основных
свойств
музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том,
что
они
открывают
перед
ребенком
путь
применения
полученных
знаний
(на
музыкальных занятиях) в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны
и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем
желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети получают не
только специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты
личности,
в
первую
очередь
артистизм,
коллективизм,
эмоциональность,
восприимчивость и отзывчивость к картине мира [2, с.6].
Музыка
побуждает
детей
к
самовыражению,
учит
сопереживать,
совершенствоваться,
зарождает
духовно-нравственные
качества,
которые
делают
человека мудрее, добрее, искреннее, а значит счастливее.
В
основе
дидактического
материала
лежат
задачи
развития
у
детей
музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него
форме
услышать,
различить,
сравнить
некоторые
свойства
музыки,
а
затем
и
действовать с ними.
В
своей
работе
мы
используем
музыкально-дидактические
игры,
направленные на решение следующих музыкально-сенсорных задач:
1. Развитие звуковысотного слуха;
2. Развитие динамического слуха;
3. Формирование тембрового восприятия;
4. Совершенствование чувства ритма.
Кроме непосредственного использования музыкально-дидактических игр, в
своей работе мы используем музыкально-дидактические пособия, которые условно
делим
на
три
группы
(в
соответствии
с
предложенной
Э.П.Костиной
классификацией):
В первую группу включаются пособия, цель которых дать детям представление
о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Например, «Солнышко и тучка» (наиболее простой вариант проведения такой: детям
раздаются
по
две
карточки
с
изображением
«солнышка»
и
«тучки»,
на
музыку
светлого, жизнерадостного настроения дети выбирают карточку с изображением «
солнышка», на грустную музыку – карточку с изображением «тучки». По такому же
принципу строится задание с использованием музыкально-дидактического пособия
«Подбери
музыку»:
детям
предлагается
выбрать
карточки
с
изображением
иллюстраций, соответствующих названию пьесы или песни и разбить их на группы
по характеру музыки.
Вторую группу представляют пособия, которые направлены на формирование
представлений детей о содержании музыки, о музыкальных образах. Цель таких
пособий: развивать тембровое представление у детей; учить различать и определять
звучание музыкальных инструментов. Одним из таких пособий может быть пособие
«Как звучит сказка»: педагог рассказывает детям сказку «Заяц в лесу», на протяжении
которой
дети
прослушивают
звучание
разных
музыкальных
инструментов
и
определяют их название.
В третью группу входят пособия, которые формируют у детей представление о
средствах
музыкальной
выразительности.
Например,
«Музыкальный
домик»
или
«Кого
встретил
колобок».
В
работе
с
пособием
«Кого
встретил
колобок»
детям
показывают карточки с изображением персонажей, у каждого персонажа – «своя»
музыка. Когда дети запоминают музыку, педагог убирает карточки, и включает или
играет, только мелодию. Задача детей, узнать персонажа по характерной мелодии.
Как
показала
практика,
приведенные
игры
с
использованием
музыкально-
дидактических пособий, просты и доступны детям младшего дошкольного возраста,
они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных
действий.
Систематическое
применение
музыкально-дидактических
пособий
вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому
овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические пособия
способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в
доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению
Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной
культуры» [1, с.85].
В результате систематического применения музыкально-дидактических игр и
пособий, у детей стало более организованным слуховое внимание; появилась быстрая
и четкая реакция на высокие и низкие звуки; ритм, передаваемый детьми, стал более
точным
не
только
в
хлопках,
но
и
в
передаче
его
звучащими
жестами
и
на
металлофоне;
улучшилась
реакция
детей
на
определение
инструментов
по
тембровому и динамическому звучанию.
Таким
образом,
музыкально-дидактические
игры
сочетают
в
себе
многие
условия,
которые
особо
благоприятствуют
сенсорному
развитию
малышей.
Их
содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь
систематическому
и
планомерному
развитию
высотного
и
ритмического,
динамического и тембрового слуха.
Литература.
1. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников:
пос. для восп-лей и муз. Руководителей дет.садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. –
М.: Просвещение, 1986. – 144с.
2. Кононова, Н.Г. Музыкально- дидактические игры для дошкольников: из опыта
работы муз. рук-ля / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.